урок "Истоки" 2 класс тема "Город"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Редькина Светлана Михайловна

Использование краеведческого материала вызывает у детей большой интерес,часто удивляет. А то,что удивляет,поражает, всегда запоминается надолго,зарождает интерес к познанию,развивает память и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istoki.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК - ИСТОКИ    2 КЛАСС

ТЕМА « ГОРОД»

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам родного края, помощь в осознании

понятия «Родной город», как неизменной ценности для человека.

Развитие навыка совместной работы, умения правильно вести дискуссию,

приходить к единому мнению.

Развитие целостного восприятия, мышления, чувствования.

Формирование ощущения родства ребенка окружающему социокультурному

и духовному пространству.

ВИДЕОРЯД: Фотографии с видами города (новые и старые улицы, памятники, заводские пейзажи )Воскресенского собора (можно использовать видеозапись), изображение герба города

Орг.момент.

Присоединение. -Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Я Желаю вам узнать много нового, поделиться своими знаниями, увидеть в своих одноклассниках добрых друзей, а также всем хорошего настроения.

                             Я приглашаю вас встать в круг.

Закройте глаза и мысленно прогуляйтесь по улицам нашего   города. Откройте глазки. Что увидели?...

Ресурсный           первый круг: «Я вижу...»
круг        второй круг: «Я слышу ...»              мой город

третий круг : « Я чувствую...»

                             - Да, в деревне не услышишь городского шума. Там говорит природа. Воздух чист и прозрачен. В городе часто не так и мы это чувствуем.Сегодня мы будем путешествовать по очень знакомому, но все же полному загадок - по нашему городу. Как называется наш город?

Работа в тетради    Запишите название

                                     Давайте вспомним, где люди строили деревни?

А города? Наш город? Как называется река, на берегах

которой раскинулся наш город? Река связывала и

связывает наш город с другими городами, со всей Россией.

Прислушайтесь, с какой гордостью говорит автор стихов о реке.

На высоком холме

По традициям древним, В стороне отдаленной Глухой и лесной Возвели наши предки Своё поселенье                  Над рекой  многоводной Привольной Шексной.

Много легенд дошло до нас, почему наш город

носит такое название, и сейчас мы услышим одну

из них, попробуем представить(подготовленный ученик)

В летописях за 1321 год есть упоминание о знамении явившимся московскому купцу.

«По Шексне из Белозерска со товаром плыл купец. Вдруг недалеко от устья реки Ягорбы, посреди бела дня, на землю пала такая тьма, что берегов не стало видно. Лодка села на мель, купец испугался. Он начал усердно молить Бога о спасении, и был услышан. Видит из-за горы (ныне Соборная горка) засверкали лучи света и стали указывать направление пути. Купец снял лодку с мели и направил к берегу, а на «чудной огненной горе» поставил крест, поклявшись через год вернуться и построить часовню. Он сдержал слово, и на горе появилась часовенка с иконой Воскресения Христова».

фото памятника       Рассказ о монахах - основателях Воскресенского

Афанасию и              монастыря.

Феодосию

                              Исследователи полагают, что этот купец, потеряв семью, поселился здесь позже под именем инока Феодосия. Именно Феодосии и Афанасий Железный Посох были учениками преподобного Сергия Радонежского и пришли сюда вместе нести людям слово Господне летом 1360 года.

На месте, где стоит теперь наш город, было несколько деревень.

Об образовании нашего города был подписан указ царицей - Екатериной второй 4 ноября 1777 года. «Преобразовать село Федосьево, а также прилегающие к нему сёла Никольское и Подмонастырская слобода в город Череповец.»

работа в тетради Федосьево, Никольское, Подмонастырская слобода.

(запись сёл)

Представьте, деревенские улицы и переулки. Живут здесь крестьяне и кузнецы, плотники и маслоделы.

Какие звуки звучали тогда на улицах города? Какие краски взяли бы вы, чтобы нарисовать наш город в его начале?

Работа с        с. 19-20 «Изначально городом называли поселение.

книгой        которое огорожено...»

Видео ряд            Какое самое важное место в деревне? (храм, кладбище)

(фото Собора)     И в городе важное место занимает Собор, почти в

                 каждом городе есть Соборная площадь. И мы с вами можем
                  полюбоваться красотой белокаменного здания, услышать

звон колоколов и пение церковного хора.

Кто был нашем Воскресенском соборе? Какие чувства

вызвало это посещение?

Но в нашем городе есть еще площади. Назовите, какие?

(Химиков, Металлургов, Строителей...)

Что подсказывают нам эти названия?

Город - промышленный центр. Город - порт пяти морей.

Почему так его называют? (через систему Волго- Балта

Череповец имеет выходы в Балтийское, Северное, Черное,

Азовское и Средиземное моря.)

Город и раньше был знаменит умельцами и тружениками, талантливыми людьми и героями и жители города сохраняют память о них. Может быть вы скажете как? (названия улиц в честь земляков, памятники, пам.доски)

Фото                             Верещагины, Моченков, Бардин, Окинин,  Годовиков,       памятников.        Леднев.

репродукции      Жители города стараются сохранить и старинные здания,
картин                 например, на Советском проспекте,
        В 32 библиотеках города хранится более двух

                   миллионов томов книг, в городе работает четыре Дворца
                  культуры, шесть кинотеатров музеи, среди которых и Дом-
                  музей выдающегося русского художника В.В.Верещагина.

Почему нужно беречь созданное трудом и талантом наших предков? Как мы это можем?

Герб города        Главные особенности города отражает его герб. Где вы

видели изображение нашего герба? Что изображено на нем? О каких особенностях города это говорит?  (можно сравнить с гербами других городов Вологодской области, например Тотьма - лисица на гербе - охотники)

Медведи - принадлежность к Новгородской губернии, рыба- стерлядь, судовой руль, железная руда.

Какие отношения между людьми в деревне? (все всех знают, взаимопомощь, радость и беда вместе)

Сначала в городе было также, а когда началось строительство заводов в город приехало много разных людей из разных краев нашей страны. Почему?

Сейчас в городе число приезжих гораздо больше, чем коренных жителей.

Какие люди живут в городе? Какими качествами обладают. Вы все городские жители. Вспомните, мысленно попутешествуйте по городу. Какие люди вам встречались?

Работа в паре          Напомнить правила совместной работы.

Проверка

Почему необходимо, чтобы среди нас было больше людей с такими качествами?

Важно, чтобы и у горожан сохранилась готовность к состраданию и помощи нуждающимся. Мы должны видеть, кому нужна наша помощь, чувствовать боль другого человека и не проходить мимо.

Рефлексия.         - Что важного удалось узнать на уроке?

-        Кого бы вы хотели поблагодарить за общение?

На партах календарики с видами города.

-        Кто-нибудь увидел знакомые места? Поменяйтесь с
товарищами, рассмотрите фотографии. Какой красивый у
нас город, мы должны им гордиться и стараться, чтобы
он становился еще лучше.

(календарики детям в подарок)

Итог урока. Видеоклип с песней о городе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...


 

Комментарии

Редькина Светлана Михайловна

Урок "Истоки" с  включением в него краеведческого материала.