Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4
методическая разработка (4 класс) по теме

Уткина Елена Владимировна

 

  1. Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.
  2. Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем; коммуникативные навыки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Ф.И.О. педагога: Уткина Елена Владимировна

Модуль: Основы светской этики

Класс: 4 класс

Тема: Совесть (урок 23)

Тип урока: комбинированный

Цель: Создание условий для осознания учащимися понятия «совесть».

Задачи:

  1. Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.

                 

  1. Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем; коммуникативные навыки.

                 

  1. Воспитывать чувство доброты, чуткости, совестливость, ответственное отношение к своим поступкам, толерантное отношение  к  другим мнениям.

Виды деятельности: беседа,  чтение в лицах, работа в группах

Основное понятие: совесть.

Ожидаемый результат:

                  •  В ходе занятия дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть».

                  •  Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.

                  •  Высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.

                  •  Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.

Организационная схема

Этапы урока

Действия учителя и содержание урока

Действия учащихся

I. Организационный этап

II. Этап фронтальной проверки домашнего задания и формулирование темы и постановки  цели урока

III. Этап подготовки  учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

IV. Открытие «нового» знания». 

V. Этап усвоения нового знания

А)Значение слова совесть

Б) Работа с учебным пособием

Физминутка

VI. Этап закрепления нового материала

VII. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

VIII.Подведение итогов

- Ребята, давайте посмотрим, с каким настроением Вы пришли на урок? Выберите лицо, которое соответствует Вашему настроению.

- Вспомните те понятия, о которых мы говорили на прошлых уроках.

- Если Вы испытываете тяжёлое, подавленное состояние от осуждения окружающих за невыполненный долг, значит Вам…..

- Вспомните пословицу: Береги платье снову, а …. с молоду.

- Если Вы совершили проступок, то Вы стараетесь загладить свою ….

(Прикрепляю на доску слова: СТЫД, ВИНА, ЧЕСТЬ в виде ребуса

  О        , ,                ,,,     ,

СТЫД        ВИНА         ЧЕСТЬ ).  

- Отгадайте ребус и определите тему нашего урока.

Задаю вопросы, обобщаю ответы детей

- Что такое совесть?

- Нужна ли человеку совесть?

- Что значит поступать по совести?

- Какая совесть бывает чиста?

Работа над содержанием рассказа А.Гайдара «Совесть»

1. Чтение текста.

                Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

  Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

                Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

  А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

2. Задание

-Почему у Нины было тяжело на душе?

-Что ей подсказывала совесть?

-Как исправить Нине свою ошибку?


Предлагаю задание:

-Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,
которые «живут» в нем. Проще сказать, составьте слова из букв этого слова. Они помогут охарактеризовать понятие «Совесть».

Направляю, подсказываю

Задаю вопросы, даю задание.

 - А как вы думаете "Совесть", - это хорошее или плохое качество человеческой души?

- Правильно, не зря говорят: Совесть - верный советник.

- Запишите это предложение в тетрадь. Сегодня мы будем рассуждать о том, что такое совесть и для чего она нужна человеку.

- Объясните значение слова "Совесть".

- Итак, совесть это чувство, свойственное только человеку, чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и перед другими людьми.

Предлагает познакомиться с материалом учебника (с.48-49).

По ходу чтения делает остановки, обсуждая с детьми текст параграфа.

- Кто был первым, кто попытался понять, что такое совесть?

- Чем различаются понятия «стыд» и «совесть»?

- В чём проявляется совесть?

- Для чего она нужна?

- Какие чувства сопутствуют голосу совести?

Даёт задания.

1)- Составьте гнездо родственных слов к слову «совесть».

-Почему в слове «бессовестный» две буквы с?

2) Игра «Найди пару».

- Ребята, перед вами предложения (на карточках),  вы должны найти вариант подходящий по смыслу и соединить их стрелками:

Поступать вопреки своим убеждениям.

Жить по совести

Жить честно, справедливо.

Поступать без зазрения совести

Делать что-либо хорошо, добросовестно.

Жить со спокойной
совестью

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести.

Поступать против совести

Поступать без стыда, без стеснения.

Делать на совесть

3) Работа с пословицами.

-Прочитайте пословицы, объясните как вы понимаете их значение:

У него совесть - дырявое решето.   Волосом сед, а совести нет

В ком стыда нет, в том и совести мало

Предлагаю задание:

  1. Найдите в библиотеке и прочитайте одно из предложенных произведений:
  1. А.П.Гайдар «Чук и Гек».
  2. Л.Н.Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек».
  3. В.Драгунский «Тайное становится явным».
  4. С.Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями».
  5. Н.Носов «Огурцы», «Приключения Незнайки».
  6. К.Паустовский «Телеграмма».

Приготовьтесь анализировать с точки зрения темы нашего урока.

Предлагаю рефлексию

- Вспомните, ребята, всегда ли Вы поступали по совести и выберите лицо, которое покажет всегда ли была чиста Ваша совесть или нет

- Наш урок хочется закончить словами: "Всегда, во всём, как светильником, пользуйтесь руководством совести".

Учащиеся выбирают:

  

 - СТЫДНО.

- ЧЕСТЬ.

- ВИНУ.

Разгадывают ребус и получают слово СОВЕСТЬ

Отвечают, приводят примеры.

Слушают

Читают по ролям подготовленные учащиеся

 Анализируют вместе с учителем.

Размышляют, высказывают свое мнение.

Дают свои варианты ответов.

Работа в группах (составляют слова, пытаются связать со словом СОВЕСТЬ)

Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы; весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет - совесть -это свет внутри нас; вес - совесть - это то, что имеет вес (значимость); вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.

Записывают предложение в тетрадь

Формулируют определение понятия

Читают вслух по цепочке

 

Записывают в тетрадь: совесть, совестный, совестно, совестить, совеститься, бессовестный, бессовестно, добросовестный.

Соотносят предложения по смыслу, соединяют стрелками.

Читают, объясняют смысл пословиц.

Записывают в тетрадь.

Записывают задание, задают вопросы.

Учащиеся выбирают:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"

В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода  в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьнико...

Методическая разработка "Критериальное оценивание на уроке Музыка 1-4 классах"

Данный материал пригодится для работы как на уроках закрепления знаний, так и на аттестации учсщихся в конце учебного года....

Методическая разработка по теме: «Задачи уроков внеклассного чтения»

Урок внеклассного чтения — это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность ...

Методическая разработка по теме: конспект урока ИЗО "Мамин платок" для 3 класса

Урок: "Мамин платок".Основная задача - научить учащихся видеть, что декор платка связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он, для будней или для праздника.Практическая работа: создание...

Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России" (Вариант 8.1) Статья отнесена к разделу: Преподавание биологииВ качестве материала на фестиваль педагогических идей "...

Методическая разработка на тему Организация уроков технологии в 1 классе в адаптационный период

Методическая разработка на тему Организация уроков технологии  в 1 классе в адаптационный период...