Родительские собрания 4 класс.
материал (4 класс) по теме

Филипчак Елена Владимировна

Материал для родительских собраний. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительские собрания 4 класс.121.43 КБ

Предварительный просмотр:

О детской дружбе

Ц е л ь: акцентировать внимание родителей на воспитании у детей бережного отношения к дружбе.

Материалы к собранию

Подрос ваш ребенок. Перед школой и семьей возникают актуальные задачи нравственного воспитания детей. Особого внимания заслуживают вопросы воспитания коллективизма, дружбы, взаимопомощи, гуманных чувств. Особенно важным это становится сейчас, в наше сложное время. Важно, чтобы родители не упустили момент, когда ребенок начинает находить себе друзей, и были ближе к нему, откровеннее, знали, с кем он проводит время.

Родителям необходимо серьезно и внимательно относиться к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.

Знаете ли вы  друзей своего ребенка? А если нет у него друзей? Не виноваты ли вы в этом? Вспомните, как вы встречаете друзей своего сына или дочери. Всегда ли вы доброжелательны к ним и приветливы?

Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство: ведь с друзьями легче и радостнее жить.

Иногда взрослые лишают своих детей права выбрать себе друга. Родителей не устраивает, что ребенок, с которым дружит их сын или дочь, из неблагополучной семьи, или плохо учится, или недостаточно дисциплинирован. В таких случаях недостаточно запретить дружить, постарайтесь  лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезные дела. Хорошо бы познакомиться с семьей  этого ребенка. Детям бывает особенно приятно, когда дружат их семьи.

… Родители Насти живут уединенно. К ним никто не приходит в гости, сами они ни к кому тоже не ходят. Девочка растет неприветливой. Родители не разрешают Насте никого приводить в дом. Дружить ей можно только с тем, кого советует мама. И обязательно с отличницей. Ко всем остальным девочка относится высокомерно, недружелюбно.

Родителям нужно знать, умеет ли ребенок быть хорошим товарищем, ценит ли он дружбу, на чем основывается дружба, часто ли ссорится с другом, друзьями. Необходимо внушать детям, что в совместных играх не следует ссориться по пустякам, зазнаваться, если у тебя получается что-то лучше, чем у друга. Уметь радоваться успехам друзей, а не завидовать.

В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее. Чуткость, внимание к людям проявляются не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить умению обращаться друг к другу, прислушиваться к тому, что говорит друг. В случае конфликта надо посмотреть, как они сами найдут выход из создавшегося положения. При необходимости помогите детям решить спор по справедливости, если вы находите общий язык с вашим ребенком, он обязательно придет к вам за помощью. Замечаете ли вы, что ваш ребенок неспокоен, что у него какие-то неприятности?

Уделите время, попытайтесь поговорить, как говорится, по душам, и обязательно все неприятности будут ваши «общие», а значит и преодолимые.

Дочка обращается к вам с просьбой: отнести книгу подруге обещала. Вы не разрешаете, продолжая спокойно заниматься своим делом, и тем самым приносите вред своему ребенку: показали, что вам безразличны его интересы, и этим оттолкнули ребенка от себя. Родителям необходимо уважительно относиться не только к своим детям, но и к друзьям своих детей.

Большое значение имеет семья в формировании  коллективизма у детей. Семья как коллектив объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем. Когда мать и отец делят между собой трудности и хлопоты, радости и невзгоды, всегда готовы прийти на помощь людям, ребенок не вырастает эгоистом.

Воспитанию коллективизма способствует и привлечение ребенка к общим, доступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых хозяйственных вопросов, в организации семейных прогулок и развлечений. Дети убеждаются, что коллективная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща, вместе отдыхать, посещать театр и т. д.

Сила семейного коллектива в – общих переживаниях. В семье радостное событие: сын получил «пятерку» в школе; вернулся из командировки отец; у кого-то в семье день рождения – все вместе ищут подарок… Каждое событие воспринимается как радостное, у всех приподнятое настроение. День рождения детей отмечают в семье вместе с друзьями детей.

Родителям надо помнить всегда, что рядом с ними живут дети, которые слышат каждое их слово, даже тогда, когда заняты своими неотложными делами.

В семье дети обмениваются впечатлениями от увиденного, прочитанного, услышанного. Нередко дети всерьез воспринимают неправильные сведения, слухи или невероятные суждения. Если вы слышите это от своих детей или их товарищей, тактично вмешайтесь в разговор, рассейте заблуждения ребят, помогите им увидеть события и факты правильно.

Примером могут служить не только отношения в семье, но и то, как родители относятся к коллективу товарищей по работе и как к ним относится коллектив.

Гуманные чувства, доброта, доброжелательность – эти нравственные качества являются неотъемлемыми чертами нравственно воспитанных людей.

Очень хорошо, если вы  выработаете свои  п р а в и л а   д р у ж б ы. Примерно такими они могут быть:

1. Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

2. Делись с другом: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе, например, не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.

4. Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

5. Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Выработайте с детьми правила вежливости. Они у вас могут быть примерно такими:

П р а в и л а   в е ж л и в о с т и

1. Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

2. Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

3. Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

4. Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

5. Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

6. Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

7. Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить беспокойство.

Подведение итогов.

  1. А как вы воспитываете у своих детей чувство коллективизма, дружбу?
  2. Воспитываете ли уважение к старшим? Что греха таить, сейчас редко увидишь, чтобы наши дети уступали место в трамвае, все как-то в окошечко стараются смотреть, не замечая бабушек и дедушек…

Анкета для родителей

1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

2. Какие игры предпочитает?

3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

4. С кем чаще играет?

5. Как ведет себя в детском коллективе? (Активен, пассивен, застенчив и т. д.)

6. Какие обязанности (эпизодические, постоянные) имеет дома?

7. Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка необходимо учесть при вхождении его в новый коллектив?

8. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старшие брат, сестра?

9. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, компьютера?

10. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

11. Приходят ли к вам в гости приятели сына, дочки?

12. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

Какие методы воспитания вы предпочитаете? (Уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т. д.).

что нужно знать о навыках письма.
Леворукость у детей
(практикум)

Ц е л и:

 познакомить родителей с особенностями формирования навыка письма у младших школьников;

 раскрыть понятие «правильное положение при письме»;

рассмотреть методы и приемы развития мелкой моторики и координации движений рук у младшего школьника;

показать особенности леворуких детей;

дать рекомендации родителям по формированию навыка письма и чтения у леворуких детей.

Участники: классный руководитель, родители первоклас-
сников, школьный психолог.

Подготовительная работа:

1. Диагностические упражнения для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук учащихся (проводит школьный психолог).

Возможно использование специальной литературы: методика «Домик» (разработана Н. И. Гуткиной); тест  Куглера,  методика «Дорожки»  (по Л. А. Венгеру), рисование простых узоров (Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. – Ярославль, 1987).

2. Анализ результатов диагностики учащихся.

3. Наблюдение классного руководителя за положением, которое принимают учащиеся при письме. Оформление отчета об итогах наблюдения: у кого неправильно сформирован навык письма, какие трудности испытывают при письме и чтении ученики и с чем они связаны.

Выработка на основе наблюдений рекомендаций для родителей.

4. Оформление приглашений родителям на собрание.

5. Подбор заданий и игровых упражнений по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей.

6. Подготовка рабочих мест для трех микрогрупп родителей.

О ф о р м л е н и е,   о б о р у д о в а н и е   и   и н в е н т а р ь:

1) памятки для родителей «Правильное положение при письме»;

2) запись на доске темы собрания, эпиграфа:

Он встал, левой рукой перекрестился.

Они заметили, что он левой рукой крестится, и

спрашивают у курьера:

– Что он – лютеранец или протестант?

– Нет, он не лютеранец, а русской веры.

– А зачем же он левой рукой крестится?

– Он – левша и все левой рукой делает.

Н. С. Лесков

3) Листок с описанием игровых упражнений и заданий для развития мелкой моторики рук;

4) таблица-плакат «Сиди правильно».

Таблица-плакат «Сиди правильно»

Х о д   с о б р а н и я

I. Организационная часть.

Звучит музыка. Родители занимают места за зеленым, синим или красным столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

II. Обсуждение темы.

1. С л о в о   к л а с с н о г о   р у к о в о д и т е л я.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается к шести-семи годам. В этом возрасте в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к семи годам ребенок был подготовлен к усвоению навыков письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Из каких же слагаемых складывается навык письма? Что такое «правильное положение при письме»?

2. Т р е н и н г   д л я   р о д и т е л е й.

Родителям предлагается продолжить следующую фразу: «Правильное положение при письме – это…».

Родители дают ответы, используя таблицу-плакат «Сиди правильно».

Классный руководитель обобщает и дополняет ответы родителей, вручает им индивидуальные памятки «Правильное положение при письме».

ПАМЯТКА «ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ПИСЬМЕ»

– Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного; опора – на мизинец; средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола;

– расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5–2,5 см;

– верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки;

– кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола;

– пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно;

– ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола;

– рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

III. Рассмотрение видов и причин неправильно сформированного навыка письма.

Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

▪ неправильное положение пальцев относительно друг друга (ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце; и др.);

▪ неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета (ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко к нижнему кончику);

▪ неправильное положение руки (кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и др.);

▪ неправильное движение руки (кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.);

▪ слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;

▪ неправильное положение тела (ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.);

▪ активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании.

Исправление неверно сформированного навыка письма включает в себя упражнения, которые направлены на развитие ручной моторики.

IV. Работа в микрогруппах.

Каждая группа родителей получает лист с описанием заданий и игровых упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. В течение пяти-семи минут родители знакомятся с предложенными упражнениями. Затем представители каждой группы проводят эти упражнения с родителями всего класса.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

1. О б в е д е н и е   к о н т у р о в  предметных изображений.

2. Р а б о т а   с   б у м а г о й – «оригами».

3. З а д а н и е  «Игра на рояле».

Научите детей последовательно касаться кончиками пальцев стола:

– одним пальцем 1, 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2, 1;

– двумя пальцами – 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2, 1 и 2,  1 и 3, 1 и  4,  1 и 5.

4. С т и х о т в о р н ы е   и г р ы:

1) Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко-крепко спит.

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное пройдет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

2) Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш!

Пальцы согнуты в кулак, разгибаем пальцы, начиная с большого.

3) Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Дети держат перед собой руку ладонью к себе и загибают поочередно пальцы.

5. И г р а  «Оса».

Поднять руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.

6. И г р а  «Пальцы в замок».

Попеременное сгибание и разгибание пальцев.

7. З а д а н и е   н а   п е р е к а т ы в а н и е   в   п а л ь ц а х  карандаша.

8. И г р а  «Гнездо».

Ладони соединяются около мизинцев. Пальцы обеих рук слегка согнуты.

9. И г р а  «Улитка».

Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.

10. И г р а  «Цветок».

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

V. Беседа школьного психолога с родителями на тему «Если ваш ребенок – левша».

– Давайте выясним, каковы особенности леворуких детей.

Прежде всего надо помнить, что леворукость – это вовсе не отклонение от нормы, а индивидуальная особенность развития. У левши доминирует правое полушарие мозга, у правшей все наоборот. И вот что интересно: по последним статистическим данным, левшей рождается на свет практически столько же, сколько правшей, где-то 40 процентов к 60. Но во взрослом возрасте их остается  только около... 11 процентов. Уже в младших классах иногда приходится наблюдать случаи скрытого левшества, когда ребенка приучили писать правой рукой взрослые. К сожалению, у таких «искусственных правшей», как правило, возникают сложности в обучении. Например, появляется такая распространенная ошибка при письме, когда цифры и буквы изображаются «зеркально», наоборот; наблюдаются и трудности с чтением. Причем упорные тренировки лишь ухудшают ситуацию, приводя к логоневрозу (первоклассник, у которого все нормально с устной речью, при чтении вдруг начинает задыхаться, глотать слова). И если продолжать и дальше давить на малыша, невроз только углубится. У ребенка появится хронический комплекс неудачника.

– Как можно определить, какая рука у ребенка на самом деле является ведущей?

– Предложите ему несколько простейших тестов: закрутить пробку на бутылке, завязать шнурки, поднять упавшую вещь. Наблюдайте, какой рукой он открывает кран, берет телефонную трубку, режет ножницами. Думаю, результаты окажутся для вас достаточно очевидными. Можно протестироваться и у детского психолога.

– Как правильно вести себя взрослым с леворуким ребенком?

– Родители, поняв, что их ребенок – левша, обычно пугаются. И напрасно. Левшество – один из вариантов нормы, чаще всего передающийся по наследству. Гораздо реже встречается так называемое компенсаторное левшество (последствие травм головного мозга, например, родовых) или вынужденное (выбор левой руки связан с травмой правой, скажем, переломом).

Надо учитывать, что леворукий ребенок выполняет точную работу (то же письмо) медленнее остальных. Когда маленький ученик пишет, то постоянно останавливается. В принципе такие микропаузы физиологически необходимы для контроля движений, их коррекции и программирования как левшам, так и правшам. Однако у левшей этот механизм усложнен, отсюда заминки, графические искажения знаков.

Поэтому родителям рекомендуется любое упражнение или задание раскладывать на элементы, рассматривать пошагово. Например, пишем букву так: сначала овал, потом палочка, крючок. То есть идем от частного к общему. И надо быть готовыми к тому, что скорость письма у левши на начальном этапе освоения письма будет не больше 4–6 символов в минуту. Постепенно, при автоматизации навыков, скорость письма выравнивается.

При появлении проблем в чтении нельзя усиливать домашний прессинг, заставлять малыша сидеть над книжкой, вгоняя в состояние неуспешности. Бывает, что от постоянного напряжения происходит зажим мышц, дыхание сбивается, и ребенок еле-еле может дочитать фразу. Тогда надо на несколько дней прекратить читать совсем и обратиться к специалисту. Можно попробовать карточные тренажи: на квадратиках ватмана написать отдельные слоги и прочитывать их, каждый день сравнивая результаты с предыдущими. Постепенно увеличивайте количество букв в слогах, переходите на целые слова, а потом на тексты. Проблема очень часто связана с эмоциональным состоянием ребенка. Как только тревожность будет снята, все функции быстро восстановятся.

Ни в коем случае нельзя переучивать леворукого ребенка на правую руку.

Есть примеры, когда в результате такого переучивания ребенок  получал психическую травму. В крайнем выражении этот стресс представляет собой писчий спазм, так называемую «куриную лапу». Пальцы при этом сводит так сильно, что малыш даже не может удержать в них ручку, вообще теряя способность писать.

Общий совет родителям ребенка-левши: ему полезна пальчиковая гимнастика, упражнения по мелкой моторике для обеих рук одновременно. Пусть он перебирает рис, сортирует разноцветные пуговицы. При этом обе руки должны быть в поле зрения на расстоянии 45 сантиметров от глаз.

Кстати, многие специалисты считают леворуких людей более талантливыми, неординарными. Не случайно правое полушарие  мозга «ведает» творческими, креативными процессами. Левши по-другому видят мир, ощущают его краски и запахи. Интересна и такая особенность: леворукий человек может без труда прочитать текст, перевернутый вверх ногами. Среди левшей немало выдающихся артистов, художников, режиссеров. Как известно, левшой был Микеланджело. Да и про лесковского Левшу, который подковал блоху, думаю, тоже все помнят...

VI. Решение родительского собрания.

1. Контролировать правильное положение ребенка при письме, используя памятку.

2. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

3. Оказывать детям помощь в формировании навыка письма.

Л и т е р а т у р а

1. Безруких, М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург, 1998.

2. Гаврина, С. Е., Кутявина, Н. Л., Топоркова, И. Г. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

3. Доброхотова, Т. А., Брагина, Н. Н. Левши. – М., 1994.

4. Иншакова, О. Леворукие дети и математика // Начальная школа. – 2003. – № 21, 22, 24, 29, 32, 34, 38, 39, 41, 46. – 2004. –
№ 1, 2, 6, 8.

5. Макарьев, И. Если ваш ребенок левша. – СПб., 1995.

6. Романова, Ю. Я – левша // Воспитание школьников. – 2002. – № 8.

7. Спрингер, С., Дейч, Г. Левый мозг, правый мозг. – М., 1983.

Кто учит наших детей плохому?

Ц е л ь: обратить внимание родителей на микроклимат в семье.

Материалы к собранию

Воспитывая человека, мы не получаем право управлять им, а прежде всего несем за него ответственность. О каком нравственном воспитании может идти речь, если позиция взрослого безнравственна: «Я передавал ребенку высокие истины добра. Пороки же он приобрел без моего ведома».

Если мы учим наших детей быть добрыми, бескорыстными, честными, трудолюбивыми, кто же делает некоторых из них жестокими, подлыми, эгоистичными? Почему подчас это яблочко, едва отделившись от родимого ствола, закатывается в грязную дыру, хулиганский притон, а не в кружок любителей книги или природы, не на факультатив по математике? Ах, плохие приятели соблазнили, совратили? А почему же не противостояло этому соблазну то хорошее, чему учили чадо родители, по их словам, неустанно?

Улица, двор, разнообразные люди были и будут в жизни наших детей. Но и перед семилетним, и перед семнадцатилетним, если, например, при нем бьют его товарища или просто мальчишку, всегда стоит выбор: на чью сторону стать? Как подготовили мы его к этому выбору?

«Волки», «коршуны», курильщики, пьяницы, сквернословы, трусы, лгуны, карьеристы и лентяи нет-нет да и повстречают нашего ребенка на пути. Что ж, он с пьяницами непременно станет пить, с лгунами – лгать, с подхалимами – прислуживать?

Очень частое явление: приходят дети в первый класс, и часто слышишь: а он сказал плохое слово, а он показал нехорошую фигуру и т. д. Начинаешь беседовать с родителями: у нас никто не ругается, не знаем, откуда это у него. Начинаешь разбираться, и та же мама: «Да это у нас папа по телефону разговаривает с подчиненными, так не выдерживает!». И в этой же семье мама с гордостью говорит: «Да, хорошая у папы работа, все на складе есть». И чуть позже: «Куда же ваш сын будет поступать?» Ответ изумительный по своей простоте: «Да как папа, в военное училище, где готовят интендантов». А потом мы думаем: почему же в армии наших детей плохо кормят, одевают? А мама уверена, что ее славный сын будет честно служить родине? А как же пример папы и его друзей? Вот отсюда все и идет: в семье учится, как хорошо прожить за счет других, на улице научится еще чему-нибудь.

Проблема, кто породил дурные наклонности в ребенке, имеет прежде всего всем видимый, лежащий на поверхности аспект. Дурные семьи, плохие родители. Здесь разногласий обычно нет. Когда отец пьет и избивает сына, когда мать ведет «легкую жизнь», а заброшенный ребенок спутывается с плохой компанией, – тут нам все представляется ясным. В нашем обществе все чаще и чаще встречаются такие семьи, что «занятые» собой родители забывают напрочь о своем долге.

Но ведь есть иные семьи, более или менее благополучные. Вот там-то виновник беды и кажется неизвестным. Там недоумевают: «Ведь мы учили его только хорошему». Там ищут и с облегчением находят причины несчастий на стороне. А если попытаться искать внутри семьи?

Макаренко сердито разъяснял ошибку тем педагогам и родителям, которые полагают, что воспитывают ребенка тогда, когда помещают его в определенную точку и изливают на его голову всякие правильные слова. Ребенка воспитывает вся логика нашего поведения. Мы воспитываем его тогда, когда читаем газету, смотрим в окно, беседуем с соседями, мечтаем о рыбной ловле или говорим о зарплате и о том, каким образом она заработана… Мы воспитываем ребенка своим отношением к его поступкам, вернее, тем, принципиально ли это отношение, выдерживает ли оно проверку по самому высокому счету.

Когда народный суд лишает отца родительских прав или судит негодяя, который скуки ради спаивал мальчишек во дворе, нам все это понятно. Эти давали ребятам яд, видимый всеми нами. Но те, любящие… «Если вы хотите дать своему ребенку самый страшный яд, – уверял Макаренко, – скажите ему, что вы живете для него…» Нет, можно даже этого не говорить. Можно просто скармливать себя, свою жизнь дитяти, и оно само догадается, что мама и прочие ближние и дальние родичи – весьма привлекательная пища.

Давайте остановимся еще вот на таком вопросе: конфликты в семье. Кто же не хочет, чтобы мир да лад царили среди взрослых и детей? Но все же они есть и, к сожалению, не так уж редки.

Ссоры неизбежно вызывают эмоциональную реакцию, нарушают психологический климат в семье. Однако психология рассматривает позитивную функцию конфликта, которая снимает напряженность в жизни и отдельной личности, и группы людей, стимулирует их развитие. Бывают конфликты, которые способствуют оптимальной, даже творческой развязке ситуации. Так, обострения семейных конфликтов, которые раскрывают и обнажают недостатки ребенка в поведении и учебе, оказываются впоследствии весьма полезными.

Хотя и в конфликтной ситуации раскрываются противоречия и разногласия, спор должен проходить во взаимно доброжелательной атмосфере. Даже осуждение может содержать в себе доверие к оппоненту, именно в этом доверии особенно нуждаются дети. В споре человек раскрывает свои позиции, свои взгляды и тенденции, и любой воспитатель должен их использовать как источник важной и полезной информации. Не следует забывать мудрую мысль, что желаемого можно скорее достичь не прямым наступлением, но уступая, жертвуя несущественным, менее значительным. Конфликты и споры, если они протекают и разрешаются корректно, вполне в состоянии не разобщить, а еще больше сблизить, сплотить разных людей.

Родителям перед тем, как включиться в конфликт, следует выяснить его истинные, глубинные причины. Дети должны испытывать признательность за старания родителей предотвратить конфликт.

Постоянные ссоры и конфликты, конечно же, способны всерьез, а иногда и бесповоротно подорвать взаимоотношения людей. Психология рассматривает их как негативные или деструктивные конфликты. В этих конфликтах чрезмерно акцентируется субъективный фактор, например борьба самолюбий. Эмоциональный тон в процессе разрешения конфликта не должен преступать границы взаимного уважения. Даже шутка, если  она неуместна или преувеличена, может оказать неблагоприятное влияние на ход обмена мнениями.

Затянувшиеся ссоры, постоянное возвращение к уже решенному  когда-то вопросу понапрасну усугубляют конфликты. Эта тенденция, кстати, очень плохо характеризует стиль жизни семьи.

Практические советы

по избеганию конфликтов

  1. Прежде, чем обострять ситуацию, прикиньте, сможете ли вы решить ее положительно.
  2. Подумайте, нельзя ли вовсе избежать конфликта, нейтрализовать или ликвидировать его причины.
  3. Обмен мнениями, спор на конфликтную тему должен происходить в условиях доброжелательности и взаимоуважения.
  4. Внимательно выслушайте и постарайтесь понять аргументацию противной стороны.
  5. Доказывая свою правоту, учитывайте интересы обеих сторон.
  6. В споре не должны слишком часто произноситься слова «я» и «мне».
  7. Одержав победу, не торжествуйте открыто; помните, что противнику отступать нелегко, и психологически помогите ему.
  8. Ваш оппонент чаще будет уступать, если вы сами в споре покажете ему в этом пример.

Тест

Понимаете ли вы своего ребенка,

и насколько хорошо вы осведомлены

о его окружении?

1. Я знаю, кто его (её) лучший друг:

1) совершенно точно;

2) приблизительно;

3) не знаю.

2. Мой сын (дочь) поссорился со своим лучшим другом:

4) я делаю вид, что ничего не замечаю;

5) сразу же подробно обо всем расспрашиваю;

6) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.

3. Как обо мне думают его (её) друзья?

7) положительно;

8) меня это не интересует;

9) не очень хорошо.

4. Как я отреагирую, если у моего сына (дочери) появился взрослый друг (подруга) вне семьи?

10) отрицательно;

11) постараюсь узнать его (её) поближе ;

12) все оставлю на его(её) усмотрение.

5. Узнав, что друг (подруга) моего сына (дочери) вел себя недостойно:

13) запрещу дружить;

14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому (самой) сделать вывод;

15) не обращу внимания.

6. Был ли у меня самой (самого) в жизни хороший друг (подруга)?

16) был;

17) не было;

18) не могу сказать.

7. Я запрещу сыну (дочери) дружить с каким-то конкретным человеком:

19) если он плохо влияет на сына (дочь);

20) если его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой;

21) если он не соответствует моим представлениям о друге.

8. Друзья сына (дочери) пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

22) в большинстве случаев могу;

23) это удается только иногда;

24) вообще не удается.

9. Сын (дочь) рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

25) всегда подробно;

26) не рассказывает совсем;

27) рассказывает только в отдельных случаях.

10. Лучший друг (подруга) сына (дочери) выразил желание участвовать вместе с вашей семьей в летнем путешествии:

28) радуюсь;

29) категорически возражаю;

30) мне все равно.

В любом случае можно выбрать только один ответ. Будьте откровенны сами с собой!

Баллы (2-я цифра) за каждый ответ: 1–5; 2–3; 4–2; 5–0; 6–5; 7–5; 8–0; 9–1; 10–0; 11–5; 12–2; 13–1; 14–5; 15–1; 16–3; 17–1; 17–0; 19–3; 20–1; 21–1; 22–5; 24–1; 25–1; 26–0; 27–3; 28–5; 29–1; 30–0.

Оптимальное количество баллов – 44, минимальное – 3. Чем больше баллов вы получили, тем больше оснований думать, что ваши отношения с  собственным  ребенком  благополучны.  Если  же  сумма  баллов  меньше 15 – вы должны основательно пересмотреть вашу воспитательную позицию.

Подведение итогов собрания.

Поговорим о наркомании

Ц е л ь: обратить внимание родителей на возможные причины употребления наркотических средств младшими школьниками.

Материалы к собранию

Для родителей одиннадцатилетних детей эта тема звучит особенно жутко и страшно. Да, представьте себе, что наркологи настаивают: единственное спасение – профилактика. «Детям нужно спокойно внушать чуть ли не с первого класса: есть вещи, к которым нельзя прикасаться, – опасно для жизни!» Так вот самая опасная вещь – это наркотик. Говоря о наркотизации общества, следует задуматься: откуда пришла столь опасная гостья? Можно ли её считать признаком лишь сегодняшнего дня?

Принято считать, что алкалоид из травы «нико» обязан своим происхождением Америке, на самом же деле им пользовались египтяне еще задолго до открытия табака европейцами. На Кипре обнаружена курительная трубка, которой не менее 3 тысяч лет. Курение было распространено во многих странах, однако вплоть до XVII века нигде не получило широкого распространения, и способствовало этому, вероятно, прохладное отношение к зелью влиятельных в государстве лиц. Так, в Испании курильщиков отлучали от церкви, в Латинской Америке – замуровывали заживо, в Турции – сажали на кол. А в России царь Алексей Романов в 1649 году издал указ, в котором было повелено пытать всех, у кого будет найден табак, бить кнутом на «козе» до тех пор, пока виновный не признается, откуда он достал бесовское зелье. Уличенному в продаже табака было велено «пороть спину, резать ноздри, ссылать на дальние поселения. И лишь в 1716 году Петр Первый разрешил продажу табака и начал строительство первых  российских табачных фабрик.

Столь же древнюю историю имеют алкогольные обычаи. Однако люди также подметили коварство «друга в беде и в удаче». Один сирийский философ (ХII в.) писал, что вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре состояния. Вначале человек становится похожим на павиана, он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать; потом уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе, а в заключение он уподобляется свинье и, подобно ей, валяется в грязи.

А как обстояли дела с наркотиками? Они тоже появились с давних пор. За 1600 лет до рождества Христова некий врач, имя которого осталось для нас неизвестным, рекомендовал давать их детям как «лечебное средство для прекращения чрезмерного крика». Анализ находящейся в Каирском музее мумии маленькой принцессы позволил обнаружить у нее во рту остатки опиума. Вполне возможно, что это дитя фараона умерло от передозировки лекарства.

Вначале наркотики были распространены в тех странах, где в больших количествах произрастали растения с соответствующими качествами. Одна из первых вспышек наркомании возникла в ХIХ веке в связи с публикацией «исповеди курильщика опиума» английского поэта Томаса де Куинси. Пытаясь избавиться от алкоголизма, он стал принимать наркотики. Куинси породил широкий круг подражателей.

Многие оплатили эту поэтизацию своей гибелью. Ведь в то время еще не знали о наркомании как о болезни, и психотропные вещества использовались повсеместно высшими слоями общества, богемной средой: «.. вся  радость жизни в прошлом и будущее кажется нам прошлым. Чего же ждать? Но морфий или выстрел?..» Вскоре эти лица распознали коварство наркотиков. Французский поэт Шарль Бодлер писал: «Пусть хорошо знают те, кто ищет иллюзорный рай, несведущие и любопытные, что в гашише нет ничего чудодейственного, что человек, находившийся в кабале у опиума или гашиша и сумевший все же вырваться из неё, все равно что беглый пленник, ибо кандалы наркотика сильнее всех остальных цепей, сковывающих человека».

У нас в стране исстари традиции использования наркотических средств приписывались Средней Азии. Действительно, именно там строились специальные дома, где каждый мог насладиться, покуривая при помощи кальяна опиум. Однако с посетителями таких домов никто не поддерживал дружеских отношений, как с людьми второго сорта, не заключали торговых сделок, ни один уважающий себя отец не давал согласия на брак дочери с курильщиком опиума. Таким образом, с древних времен рабы дурмана  оказывались изгоями.

Китайцы говорят: «Путь в 10000 ли всегда начинается с первого шага». Чтобы попасть в пропасть наркотической зависимости, тоже надо шагнуть. Однако вероятность такого шага неодинакова для различных групп детей и подростков. Существуют условия, облегчающие наркотизацию некоторых из них. Знание таких факторов риска необходимо прежде всего родителям и преподавателям, которым вверена судьба подрастающего поколения.

Что может способствовать наркотизации детей? Исследования показывают, что формирование наркотической и наркогенной зависимости часто сопряжено с разрушением развития во внутриутробном и раннем постнатальном периодах (различные инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, соматические нарушения и т. д.) Могут также способствовать неврологические, психические заболевания.

Прежде всего стоит упомянуть о некоторых возможностях ситуационно-личностных реакций детей на воздействие окружающей социальной среды. Невнимательное, пренебрежительное отношение взрослых к проблемам ребенка может спровоцировать у детей реакцию оппозиции, выражающуюся в нарочитой грубости, непослушании, категорическом отказе выполнять требования «обидчика». Подобные действия должны послужить для окружающих сигналом тревоги, так как нередко, желая наказать «несправедливого» учителя, отца, мать, ребенок прибегает к использованию наркотиков, алкоголя.

В некоторых ситуациях опасна и другая реакция детей – имитация. Через стадию «маленьких обезьянок», копирующих определенного человека, проходят практически все. Однако в детском возрасте очень трудно ребенок отличает положительное от отрицательного, особенно когда он чем-то подавлен, мир ему кажется настроенным против него, несправедливым к нему. И вот тут-то ребенок копирует образ отрицательного человека. Особенно если его любимый папа пьет, курит, приятели употребляют наркотики, почему бы и ему не последовать такому примеру?

Исключительно большую роль для 11–15-летних мальчишек и девчонок имеют отношения со сверстниками. В компаниях они получают ту информацию, которую, по тем или иным причинам, не могут получить от взрослых, осваивают новую форму межличностных отношений, глубже познают окружающих и себя, то есть возникает типичная для ребенка реакция группирования. Часто негативные обычаи и традиции, взгляды, господствующие в группе, легко принимаются всеми её членами.

Наиболее неблагополучными в плане приобщения к употреблению наркотических средств и алкогольных напитков являются дети необъяснимо упрямые, жестокие, склонные к лидерству, прибегающие к физической силе и запугиваниям. При употреблении наркотических и наркогенных веществ у них быстро формируется психическая, а затем и физическая зависимость. Патологическое влечение к психостимуляторам, наркотикам отличается значительной силой.

Следует упомянуть и о неустойчивом типе детей. В данном случае обращают на себя внимание высокая двигательная активность, непоседливость, ярко выраженное стремление к удовольствиям и наслаждениям, поэтому дети знакомятся с соблазнами улицы. В том числе и с наркотиками.

Значительное влияние на развитие ранней наркотизации оказывают и социальные факторы. Прежде всего внимание должно быть обращено на семью. Давно подмечена закономерность: алкоголики, наркоманы чаще всего формируются в семьях с наркотическими традициями. Древние римляне писали на стенах домов: «Пьяницы рождают пьяниц». Данные исследования сегодняшних дней свидетельствует, что дети, чьи родители – наркоманы, легче обращаются к ампуле с «чудодейственным» лекарством или психостимулирующей таблетке.

Подталкивают ребенка к пропасти семьи, которые живут в атмосфере  эмоционального напряжения и конфликтности, где ребенок часто слышит распри взрослых, а нередко и втягивается в эти распри, является знаменем на поле битвы по выяснению отношений. Определенное чувство неполноценности может возникать у ребенка в неполной семье, а у нас сейчас их ох как много!

Не следует забывать о досуге ребенка. В абсолютном большинстве случаев приобщение к наркотическим веществам происходит в компании сверстников, не имеющих увлечений, бесцельно тратящих время в подъездах и подворотнях, стремящихся развлечься любым способом. Своевременное «заражение» интересным делом спасает ребенка от инфекции наркотика.

На предыдущем родительском собрании мы с вами говорили, как важно знать, где и с кем находится ваш ребенок и как вы интересуетесь его проблемами. Все это поможет вам в успешной профилактической работе с вашим ребенком.

Насторожить взрослого должно внезапное немотивированное изменение поведения, стиля и образа жизни ребенка. Доселе «благополучный», не создающий проблем учителям, родителям, он вдруг резко преображается. Внешность, одежда, которым ранее уделялось внимание, перестают интересовать, ребенок приобретает запущенный, небрежный вид. Грязная, неопрятная одежда, неаккуратная прическа, немытое лицо – все это служит сигналом тревоги для родителей и учителя. Обычно происходит и изменение характера отношений с окружающими. Прежние друзья, их проблемы и заботы не волнуют, появляются новые знакомые, как правило, отличающиеся невысокой культурой, имеющие примитивные интересы.

В семье появляется конфликтность, дети начинают высказывать свое презрительное отношение к взглядам, убеждениям родителей, отказываются выполнять поручения, под любым предлогом стараются покинуть семью, чтобы провести время в своей  компании. Школьные успехи и неудачи перестают волновать их.

В течение суток происходят «необъяснимые» колебания настроения: от беспричинной веселости, подвижности – до полной апатии, уходу в себя. Такая перемена может быть вызвана действием наркотического препарата. Сигналом тревоги может служить и исчезновение из дома ценных вещей, денег. Ребенок, не имея собственных средств на приобретение наркотиков, становится наиболее опасным, он может совершенно неожиданно сделать то, что раньше казалось безумным, может пойти на серьезное преступление.

У ребенка, принимающего наркотики, нарушаются память, мышление, изменяется координация движений, появляются неустойчивость равновесия, пошатывание, неуверенная походка. Кожные покровы то неестественно бледные, то чрезмерно покрасневшие. Зрачки глаз могут быть резко расширены или сужены до размера булавочной головки. Происходит сильное эмоциональное  изменение поведения ребенка. У одних наблюдается беспричинная веселость, приподнятое настроение, у других – благодушие, безмятежность, у третьих – доминирует раздражительность, злобность, агрессивность.

Следует помнить родителям, попавшим в такую беду: они ни в коем случае не должны относиться к ребенку как к преступнику. Ведь ему нужно иметь возможность опереться на плечо внимательного, сочувствующего взрослого, а упреки и порицания будут лишь способствовать дальнейшему использованию наркотиков.

У Селинджера главный герой его произведения, говоря о будущем, мечтает бегать вместе с детьми по огромному ржаному полю, ловить малышей, близко подбегающих к пропасти. Видимо, сегодня, чтобы не попали и мы в такую беду, у этого обрыва должны стать взрослые, чтобы спасти будущее  от черной пелены дурмана.

Что можно почитать, чтобы помочь принимающему наркотики.

1. Битенский, В. С., Херсонский, Б. Г., Дворяк, С. В., Глушков, В. А. Наркомания у подростков. – Киев: Здоровье, 1989.

2. Габиани, А. А. На краю пропасти: наркоманы и наркомания. – М.: Мысль, 1990.

3. Гузиков, Б. М, Мейроян. Что губит нас. – Л., 1990.

4. Колесов, Д. В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988.

5. Казаков, Л. Х. Профилактика наркомании среди учащихся как социально педагогическая проблема. – М., 1992.

Как определить, как понять, что ребенок

начал употреблять наркотики?

Специалисты Филадельфийского центра психического здоровья детей советуют обратить внимание на следующие признаки:

• любое ухудшение поведения, изменение пищевых привычек, резкая смена друзей; немотивированное падение успеваемости;

• частые случаи забывчивости, бессвязной речи (незаконченные, рваные предложения, абсурдные заявления);

• на фоне полного здоровья – расширение или сужение зрачков («булавочные зрачки»), покраснение глаз, кашель, насморк, рвота; коричневый налет на языке, отечность;

• частые и внезапные нарушения координации движений;

• перемены настроения (например, от депрессии к эйфории), тонуса (от сонливости к гиперактивности);

• полная утрата прежних интересов, равнодушие;

• более активное использование дезодорантов, особенно – при безразличии к внешнему виду;

• частое упоминание о наркотиках и подобной терминологии в шутках, разговорах;

• постоянное и необъяснимое другими причинами отсутствие денег или их избыток;

• синяки, порезы, микротравмы.

Что делать, если вы подозреваете ребенка

в приеме наркотиков?

• Прежде всего нужен откровенный разговор. Вам важно понять, осознает ли он сам свое пристрастие как несчастье? Первый вопрос: «Могу ли я для тебя что-то сделать?»

• Не спрашивайте имен и адресов его друзей, не ищите виноватых. Однако, если вы знакомы с товарищами по несчастью – родителями его друзей, попробуйте наладить с ними контакт. Не впадайте в истерику, не угрожайте, не давите на ребенка.

• Убедите ребенка в том, что ему необходима консультация. Немедленно ищите хорошего врача-нарколога. Ищите через дальних и ближних знакомых, не стесняйтесь спрашивать – вы обнаружите, что очень многие лично сталкивались с подобными проблемами.

• Срочно устройте для ребенка что-то неожиданно радостное: подарок, поездку, праздник. Сделайте все, чтобы он осознал свое «разоблачение» не как унижение, а как возможность спасения. Не жалейте для этого сил, времени.

• Не запирайте двери (все равно убежит), не следите за ним, не лишайте денег на карманные расходы. Ребенок должен чувствовать, что вы ему доверяете.

• Попробуйте узнать, не наделал ли ваш ребенок долгов. И постарайтесь вернуть их, если сможете. Все равно когда-нибудь придется отдавать.

• И несмотря на все это – спрячьте деньги и уберите лекарства, содержащие нарковещества.

Физиологическое взросление и его влияние
на формирование познавательных
и личностных качеств ребенка

Задачи собрания:

1. Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей.

2. Наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.

Вопросы для обсуждения:

 Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребенка.

 Педагогические ситуации по теме собрания.

План проведения собрания

I. Анкетирование родителей.

II. Выступление классного руководителя по проблеме.

Педагог знакомит родителей с общими проблемами физиологического взросления.

III. Выступления школьного врача и психолога.

IV. Сообщение учителя по результатам анализа анкет, которые родители заполнили в ходе собрания.

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Что изменилось в вашем ребенке за последнее время?

2. Как он стал вести себя дома?

3. Проявляет ли он свою самостоятельность? (Как и в чем?)

4. Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребенком по вопросам пола?

Учебные способности ребенка.
Пути их развития на уроке
и во внеурочной деятельности

Собрание проходит совместно с учениками.

Форма проведения: познавательные «Олимпийские» игры для определения лучшего (в письме, счете, чтении, декламации, пении и т. д.).

Задачи собрания:

Главная задача игр – дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность и неповторимость.

Вопросы для обсуждения:

 Способности, их виды и значение в жизни человека.

 Способности учащихся нашего класса и их реализация в учебной деятельности.

План проведения собрания (игр)

I. Вступительное слово классного руководителя.

II. «Олимпийские» соревнования.

Сделав небольшое вступление о способностях человека и их развитии, педагог организует «олимпийские» соревнования с учетом конкретных способностей детей. В судейскую коллегию входят члены администрации, учителя-предметники и родители, они награждают «олимпийцев».

Речевые навыки и их значение
в дальнейшем обучении школьников

Задачи собрания:

1. Оценить речевые навыки и умения учащихся.

2. Дать рекомендации родителям по результатам анализа итогов обучения за 4 года.

Вопросы для обсуждения:

 Актуальность проблемы. Влияние речевых навыков на умственный труд школьников.

 Роль родителей в развитии речевых навыков. Особенности разговорной речи в домашней обстановке.

План проведения собрания

I. Вступительное слово учителя по результатам анализа речевых умений учащихся (сочинения, буриме и т. д.).

II. Выступление учителей-специалистов по результатам анализа психолого-педагогического консилиума (по итогам четырех лет обучения) и формулирование рекомендаций по развитию речевых умений детей в семье.

III. Знакомство с классным руководителем и учителями, которые будут учить детей в пятом классе.

Итоги четырех лет обучения

Подготовительная работа к собранию.

За неделю до собрания необходимо провести анкетирование учащихся и родителей.

Проанализированные результаты анкетирования используются классным руководителем при подготовке итогового собрания, которое проводится с участием учащихся.

Собрание должно быть праздничным и запоминающимся и для детей, и для родителей.

Вопросы для обсуждения:

 подведение итогов четырёхлетнего обучения.

 особенности (психологические и физиологические) предстоящей адаптации выпускников начальной школы к обучению в средней школе.

А н к е т а  д л я  у ч а щ и х с я

1. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?

2. Какие предметы тебе нравились больше всего и почему?

3. Хочется ли тебе учиться дальше?

4. Что запомнилось больше всего?

5. Какими ты представляешь учителей в пятом классе?

6. Каким ты хочешь стать, обучаясь дальше?

7. Каким ты представляешь своего классного руководителя?

8. Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним общаться?

9. Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам?

10. Что бы ты хотел пожелать своей первой учительнице?

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

1. Какими вы видите будущих учителей своего сына или дочери? Какими качествами характера они должны обладать?

2. Какими профессиональными качествами они должны обладать?

4. Какие качества вы хотите развить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут работать в пятом классе?

5. Какие качества вы хотели бы изменить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут с ним работать?

6. В чем мог бы проявить себя ваш ребенок помимо учебной работы?

7. Что вы ожидаете от классного руководителя, который будет работать с вашим ребенком?

8. Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ребенка в этом классе была интересной?

“Учимся вместе с детьми”

Родительский турнир

Общие основы организации турнира.

1. Турнир представляет собой соревнование “знатоков” по данной проблеме, объединённых в несколько команд. Лучше, если их будет не более четырёх, по 6–7 человек в каждой.

2. Результаты состязания оценивает группа экспертов, в которую могут войти школьный психолог, кто-либо из родительского комитета – 3–4 человека.

3. Результаты будут оцениваться по следующей системе. На каждом рабочем столе команды лежит коробка. Если команда даёт полный и обоснованный ответ, то в коробку команды от экспертов кладётся жетон в форме круга, за не совсем полный ответ – квадратный жетон, а за дополне­ния не на свой вопрос – жетон в форме треугольника.

4. Турнир проходит в три тура, и каждому туру будет соответствовать различный цвет жетонов, чтобы можно было определить команды-победительницы в каждом туре и выявить места по итогам всего турнира.

5. Ведёт турнир классный руководитель.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА

I тур. Разминочный

Проверка уровня компетентности родителей по их умению помочь своему ребёнку в учёбе.

Ведущий задаёт каждой команде по одному вопросу. Даётся минута на обдумывание, а потом заслушивается ответ, который может быть представлен несколькими суждениями участников.

Примерные варианты вопросов:

Входит ли в родительские обязанности помощь ребёнку в учении?

Назовите способы помощи родителей своим детям в учёбе.

Что из себя может представлять рабочий уголок школьника в вашей квартире?

Какое время для подготовки домашнего задания наиболее целесообразно в режиме дня?

Какая взаимосвязь между соблюдением режима дня и результатами учёбы в школе?

Как влияет качество питания ребёнка на его учёбу?

После каждого ответа классный руководитель и другие педагоги углубляют, систематизируют и обобщают информацию по поставленным проблемам.

Экспертная группа оценивает ответы команд и даёт жетоны.

II тур. Атака веером

Если команд 4, то одна должна придумать 3 вопроса для каждой из команд, то есть “атаковать” вопросами другие команды.

В этом состязании эксперты должны оценить “силу атаки”, т. е. актуальность, важность вопроса, который ставит команда перед “противником”, а также полноту ответа команды, которая будет подвергнута “нападению”.

“Атаки” выполняются по очереди: сначала одна команда атакует остальных, потом другая и т. д.

У с л о в и е: Вопросы составляются по теме турнира.

Команда может обратиться за помощью к экспертам, классному руководителю, если будет затрудняться в постановке вопроса.

Заключительная часть второго тура проводится по такой же схеме, как и первого.

III тур. Ситуация

Каждой команде ведущий предлагает найти выход из создавшейся ситуации:

Сегодня после вечерних “Новостей” по телевизору очень интересный фильм. Уже с утра ваш ребёнок напомнил вам об этом и очень просит разрешить его посмотреть. Как поступают родители?

Вчера вечером вы вместе с дочкой подготовили текст для пересказа, а сегодня она со слезами сообщает, что получила за пересказ двойку.

Перед сном вы проверили тетради сына и увидели, что примеры решены с ошибками, в тетради грязь. Ваши действия?

Войдя в комнату, вы увидели, что отец в раздражении вырвал из тетради дочери (сына) листы с небрежно выполненной работой и заставляет её переписать задание. Как поступить матери?

Ваша дочь заявила: “Я не буду больше дружить с Алёной: она стала плохо учиться, одни тройки получает!”.

Сын просит отца: “Папа! Я так устал, не пойду сегодня в школу, а ты записку напишешь учительнице, что я заболел”.

Тур проводится так: ситуация зачитывается, команде даётся 30 секунд на обдумывание, и выслушивается ответ.

Неплохо организовать небольшую дискуссию по проблеме, а затем смоделировать наиболее оптимальный вариант её разрешения.

Эксперты подводят итоги тура и турнира в целом. Возможно и награждение.

Классный руководитель благодарит всех за работу и желает родителям успехов в помощи детям в их учении.

“Поздравляем наших пап…”

Тема: Итоги успеваемости и поведения учащихся за первое полугодие.

Ц е л ь: познакомить отцов с результатами обучения и воспитания их детей; сблизить отцов и детей; продолжить патриотическое воспитание учащихся.

Подготовка.

1. Поделки учащихся для подарков отцам.

2. Краткая характеристика каждого ученика (на отдельном листе).

3. Красочно оформленное приглашение папам.

4. Проведение классного часа “Папы всякие нужны, папы всякие важны”.

5. Подготовка к игре “Звёздный час”. Подбор в библиотеке нужной информации.

Х о д   с о б р а н и я

1. Выставка тетрадей, рисунков и поделок детей. Конкурс для пап “Узнай себя в рисунке”.

2. Поздравление мужчин и мальчиков с праздником. Вручение подарков.

3. Концертная программа.

4. Чаепитие.

5. Конкурсы “Узнай себя”.

Для пап. Учитель читает сочинения “За что я люблю папу”. Если папа узнал себя, шепчет об этом на ухо дочери или сыну. Затем сочинения вручаются отцам.

Для детей. Учитель читает характеристику ребёнка, где отражены результаты успеваемости и поведения. Если ученик узнал себя, шепчет на ухо отцу. Характеристики вручаются отцам. (Вслух читалось только хорошее, а на что обратить внимание – отцы прочитают сами.)

6. Развлекательно-воспитательное мероприятие “Звёздный час” (журнал “Начальная школа”, № 11, 1995 г., с. 76, с небольшими изменениями).

I т у р. “Культура поведения”.

II т у р. “Культура общения”. “Жилые дома разных народов”, “Художники и их произведения”. “Писатели – детям”.

III т у р. Составить как можно больше слов из букв слова “Гастроном”.

IV т у р. “Игрушка”.

V т у р. Заключительный. “Дуэль по пословицам о культуре поведения”.

7. Танцы, игры, развлечения.

8. Благодарность за участие в собрании-вечере.

КОНЦЕРТНАЯ ПРОГРАММА

Ведущий. А сейчас мальчишки и девчонки попытаются выразить словами и песнями, как они любят свою Родину и готовы защищать её границы по примеру старших братьев, отцов и дедов. Но что представляют собой наши герои?

Хоровое пение “Из чего же, из чего же...”.

Ведущий. И вот ребята задумались: “Где всего прекрасней на земле?”.

1-й  ученик.

Где зелёной тучей тополя

Застят неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор.

Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот,

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

2-й  ученик.

Каждый, – шепчет солнышко, – хорош.

Не могу обидеть никого,

А где ты родился и растёшь,

Там, дружок, прекраснее всего.

Д. Павлыченко, “Где всего прекрасней на земле”

3-й  ученик.

Землю родную, поля, города

Не отдадим мы врагу никогда.

Армия наша крепка и сильна,

Зорко страну охраняет она.

Н. Френкель

Ведущий. В армии служили когда-то ваши папы, а сейчас служат братья.

4-й  ученик.

Далеко уехал брат,

Он теперь у нас солдат.

Шлю я письма, не ленюсь:

– Что там делает Петрусь?

Отвечает брат Петрусь:

– Я учусь, учусь, учусь.

Ведь солдату надо знать,

Как свой край оберегать.

И. Кульская, “Брат”

Ведущий. А мы пока что поиграем в пограничников.

Хоровое пение “Стой, кто идёт?”.

Сл. С. Погореловского, муз. В. Соловьёва-Седого.

Ведущий. Пытался враг не раз поставить на колени наш народ. Но от мала до велика  все вставали на защиту Родины.

5-й ученик.

На нашу границу

Враг подлый напал,

Ракетой с заставы

Был подан сигнал.

Умело и храбро

Сражался отряд –

Был враг от границы

Отброшен назад.

Большое спасибо

Российским бойцам!

Эх, жаль, что с врагами

Не дрался я сам!

А. Ливанов, В. Давыдов “Письмо”

Хоровое пение песни “Орлёнок”.

Ведущий.

Пограничник на границе

Нашу землю стережёт,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ.

6-й ученик.

Мой брат уехал на границу.

Он пограничник.

Он солдат.

Когда нам дома крепко спится,

В ночной дозор идёт мой брат.

7-й  ученик.

Идёт он в темноту ночную

И автомат с собой берёт.

Он бережёт страну родную,

Семью родную бережёт.

8-й  ученик.

Он слышит самый тихий шорох,

Он замечает каждый след.

В глухих лесах, в степных просторах

Нигде врагам дороги нет.

9-й ученик.

Домой не скоро возвратится,

Не скоро он обнимет нас,

Но знаю, где-то на границе

О нас он думает сейчас.

О. Высотская “Мой брат уехал на границу”

Хоровое пение песни “Пограничник”.

Ведущий. У нас в гостях Бабушка и Внучка со сказкой “О пяти сыновьях”. (Автор сценария – Л. Фуршина по сказке Е. Благининой.)

Внучка. Ой, сколько ребят! Здравствуйте! Вы, наверное, пришли послушать бабушкины сказки? Я пойду её позову.

Бабушка! Бабушка! Где ты? Иди сюда скорее!

Бабушка. Что случилось, внученька?

Внучка. Идём скорее, там много-много людей. Они пришли послушать твою сказку

Бабушка. Ну, коли пришли, так пойдём!

Здравствуйте, дети. Собрались? Усаживайтесь поудобнее, а я пока возьму свои спицы да клубок ниток. Вот они. А ты, внученька, сядь вот здесь и сиди тихо. Расскажу я сейчас сказку о пяти сынах – молодых соколах.

В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухою. Было у них пять сынов – молодых соколов: сын Иван, сын Роман, сын Сергей, сын Матвей и младший сын Егорушка-скворушка.

Старик частенько хворым бывал – с печи не вставал, пил да ел, да кости грел. Старуха пекла, варила, шила да мыла, а дети сообща со всеми пахали, сеяли, молотили, веяли.

Народ в той стране был работящий, жил не тужил, жизнь свою строил, никого не беспокоил, добро своё множил, никого не тревожил. Земли в той стране были обильные...

Внучка. Какие, бабушка?

Бабушка. Обильные, внученька, а это значит, много земли было, хорошей, плодородной земли. Так вот, земли в той стране были обильные, воины сильные, зимы суровые, люди здоровые. И жил по соседству ворог лютый...

Внучка. Кто, бабушка?

Бабушка. Враг лютый, внученька, в злобу одетый, в зависть обутый. Ему не спалось, не елось – земель соседских хотелось. Вот он выбрал ночь потемнее, напоил солдат попьяней, посадил их скорей в теплушки (вагоны такие, где солдатам тепло и удобно было), смазал танки свои да пушки, запустил самолёты-птицы и пошёл к соседской границе.

Как увидел старик, что небо дымом взялось, огнём занялось, послал двух старших сыновей – молодых соколов – на войну защищать родную страну. Мать старших сынов снаряжает, со слезами в путь провожает.

Вот бьются, дерутся сыны, пишут письма с войны:

“Бьём, батюшка, избиваем врага, только нам бы подмоги надо!”

Посылает старик двух средних сынов – молодых соколов – на войну защищать родную страну. Мать средних сынов снаряжает, со слезами в путь провожает.

Вот бьются, дерутся сыны, пишут письма с войны:

“Бьём, батюшка, избиваем врага, только нам бы подмоги надо!”.

Покряхтел старик, да делать нечего – посылает Егорушку-скворушку на войну защищать родную страну. Мать Егорушку снаряжает, со слезами в путь провожает.

Стал старик посреди села, будто жбан посреди стола...

Внучка. Будто что, бабушка?

Бабушка. Будто жбан, внученька, это значит, крепко встал, как кувшин на столе стоит, так старик на родной земле встал.

Раздалась земля под ногами, будто врос в неё сапогами.

Говорит:

– Пятерых отправил, никого себе не оставил. Мне теперь бы в пору в могилу, ан земля мне вернула силу.

Как он пошёл пахать да сеять, как пошёл молотить да веять, как повёз стране своей хлеба, только пыль взвилась до полнеба.

Как сыны про отца узнали, пуще прежнего биться стали и, не молвя лишнего слова, так погнали ворога злого, что мелькают голые пятки... Вот такие дела, ребятки... Вот и весь сказ.

Ведущий. Много людей погибло, защищая Родину. По всей стране находятся их могилы.

10-й  ученик.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

11-й ученик.

Кто б ни был ты –

Рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух,

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

12-й ученик.

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

М. Шаковский “Навек запомни

Ведущий. В заключение давайте дружно споём песню о любви и верности молодых людей друг к другу и к Родине.

Хоровое исполнение песни “Катюша”.


13-й ученик.

Российский воин бережёт

Родной страны покой и славу.

Он на посту – и наш народ

Гордится армией по праву.

Спокойно дети пусть растут

В российской солнечной Отчизне.

Он охраняет мир и труд,

Прекрасный труд во имя жизни.

Е. Трутнева

КВН “ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ”

Участники состязания: родители или сборная команда детей класса и их родителей.

Соревнуются не более 2–3 команд. Жюри выбирается из родителей и приглашённого на собрание учителя физкультуры.

Х о д   к о н к у р с а

I. Организационная часть.

Объявление темы и её актуальности в нашей жизни. Выбор жюри и определение оценочной системы. Формирование команд, выбор капитанов, продумываются названия, коротенькие приветствия. Приветствия команд, представление капитанов.

II. Основная часть.

1. Разминка

В е д у щ и й  задаёт по 4 вопроса каждой команде:

Почему полезно ходить босиком?

Сколько раз в день необходимо чистить зубы?

В чём состоит  польза пребывания в парной?

Что важнее: сон или пища?

Почему нужно ежедневно принимать душ?

Сколько раз в день надо мыть руки?

В чём заключается  польза веника в бане?

Почему после сна нельзя резко вставать с постели?

В е д у щ и й  комментирует ответы и делает дополнения.

2. Конкурс капитанов.

Каждый капитан должен со своей командой организовать выполнение комплекса утренней гимнастики. Задания выполняются капитанами по очереди, но можно и одновременно.

3. Конкурс “Меню”.

Команды должны за три минуты составить воскресное меню для семьи, чтобы оно было полезным и экономным.

После составления каждая команда защищает своё меню.

4. Музыкальный конкурс “Цепочка песен”.

Команды должны продемонстрировать знание песен, посвящённых спорту, а также солнцу, воде, природе, т. е. – тому, что помогает человеку в сохранении здоровья.

Одна команда начинает петь одну строчку из песни, а другая команда должна ответить строчкой другой песни.

Как только наступает пауза, конкурс прекращается. Побеждает команда, спевшая большее количество песен.

5. Рассказ “Наш выходной”.

За 5 минут команда должна составить юмористический рассказ о прошедшем выходном дне семьи.

У кого получится более весёлый и поучительный рассказ, получает больше баллов.

6. Конкурс рекламных клипов.

За 10 минут каждая команда должна подготовить рекламу бега трусцой и закаливания в театрализованном виде.

Победителей  и  проигравших  можно  наградить  самым  здоровым  призом – морковкой.

В конкурсе “Если хочешь быть здоров” всегда побеждают дружба и хорошее настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....