Рабочая программа "ОБЖ" 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса. Программа  составлена на основе авторской, базовой программы  курса «Основы безопасности жизнедеятельности»  Л.П. Анастасовой, П.В.Ижевского, Н.В.Иванова  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr._obzh_4_kl.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса  составлена на основе авторской, базовой программы  курса «Основы безопасности жизнедеятельности»  Л.П. Анастасовой, П.В.Ижевского, Н.В.Иванова  (Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. (Е.В.Алексеенко, Л.П.Анастасова, В.Г.Горячев и др.). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 201 с.

В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.

Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

 Целями обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

  1. привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
  2. сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  3. выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  1. стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка  умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

Программа рассчитана на  34 часа (1 час в неделю).

Для контроля за освоением  программного материала используются в основном проверочные работы (4 работы) и практические занятия (8 работ).

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу  4 класса учащиеся должны знать:

- правила перехода дороги;

- правила движения на велосипедах;

- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

- основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;

- как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;

- меры пожарной безопасности при разведении костра;

- когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;

- основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).

учащиеся должны уметь:

- правильно переходить дорогу, перекресток;

- ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам.

- определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву.

-  завязывать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;

- вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;

- оказать первую медицинскую помощь при травме опорно -двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена)

Календарно-тематический план

№п/п

Наименование раздела (блока), темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Форма контроля

Проверочные  работы

Практические работы

 1.

Основы здорового образа жизни

4

1 четверть

1

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи  

7

1-2 четверть

1

5

3.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

2-3 четверть

1

2

4.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

7

4 четверть

1

1

Всего

34 ч.

4

8

                                                                                                                                                               

Содержание учебного курса

1.Основы здорового образа жизни – 4 часа

1.1.        Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основ здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни, Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

1.2.        Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.  Курение и его влияние на состояние здоровья .Алкоголь  и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 7 часов

2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.

Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.

Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо,  нос, первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.

 2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.

Правила обработки ран. Перевязка ран.

Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

 Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена)

3. Опасные  ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся - 16 часов.

3.1.Безопасное поведение в быту.

Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах

 Безопасность пешеходов при движении по дорогам.

Элементы  дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно - транспортного травматизма.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

3.3. Безопасное поведение на природе.

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.

Безопасная  переправа через водную преграду. Умение вязать узлы.   Костер.

Меры пожарной безопасности при разведении костра.

3.4. Безопасное поведение на воде

Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.  

4.Защита человека в чрезвычайных ситуациях – 7 часов

4.1 Чрезвычайные ситуации мирного времени (аварии, катастрофы)

4.2 Чрезвычайные ситуации военного времени (военные конфликты)

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени.

                                   Формы и средства контроля

        Для контроля за освоением  программного материала используются в основном проверочные работы (4 работы ) и практические занятия (8 работ).

                                 Учебно-методические средства обучения

                                             Основная литература

1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 4 кл. / Л.

Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя/И. К. Топоров.— М.: Просвещение, 2000.

                                        Дополнительная литература

1.Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/под ред. А. Т. Смирнова.— М.: Просвещение: Рилионт, 2003.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы:школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост.Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 104с.

3.Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 4 класс. – М.:ВАКО,2009.- 208 с. – (В помощь школьному учителю).

                                           Оборудование и приборы

     1. Комплект плакатов по ОБЖ:

-«Детям о правилах дорожного движения», «Детям о правилах пожарной безопасности», «Дорожные знаки»

   2. Мультимедийные средства:

-«Мир вокруг нас», «Как устроен город».

    3. Материал для практических работ.

Поурочное календарно - тематическое планирование

по основам безопасности жизнедеятельности  

 4 класс  (34 часа)

2012-2013 учебный год

№ п/п

Тема  урока

Деятельность учащихся

Дата

План

Факт

1.Основы здорового образа жизни – 4 часа

1.

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Иметь представление о том что такое здоровье, о здоровом образе жизни, о вредных привычках и их профилактике, об инфекционных заболеваниях и  их профилактике,  о путях укрепления здоровья

2.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

3.

Инфекционные заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний.

4

Пути укрепления здоровья.

  1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 7 часов

5.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.





Иметь представление о видах травм, о первой медицинской помощи. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при укусах, наружном кровотечении, при ожогах, обморожении

6.

 Практическая работа «Оказание первой помощи» Медицинская помощь при укусах животных.

7.

 Медицинская помощь при наружном кровотечении.


Выполнение практической работы

8.

Правила обработки ран. Перевязка ран. Выполнение практической работы

9.

Оказание  первой медицинской помощи при ожогах, обморожении, отравлениях. Выполнение практической работы

10.



11.

Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата. Выполнение практической работы

12.

Безопасность пешеходов при движении по дорогам.


Знать правила безопасности при движении на дорогах, при пользовании общественным транспортом



Знать сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.



Соблюдать правила движения при передвижении по дороге на велосипеде.


Знать причины дорожно-транспортного травматизма.















13.

Элементы дорог. Дорожная разметка.

14.

Правила перехода дорог. Перекрестки.

15.

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

16.

Соблюдение правил движения велосипедистами.

17.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)

18.

Причины дорожно -транспортного травматизма.

19.

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

20.

Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.



Знать основные правила поведения на воде и при пользовании водными видами транспорта




21.

Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.


22.

Безопасное поведение на природе



Иметь представление о правилах поведения на природе, уметь ориентироваться на местности.




Уметь применять свои теоретические знания на практике.


Научиться вязать узлы.

23.

Ориентирование на местности. Понятие ориентира.

24.

Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам

25.

Практическая работа по теме: « Умение ориентироваться»

26.

Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Выполнение практической работы

27.

Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.






4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях – 7 часов

28.



Чрезвычайные ситуации мирного 8времени (аварии, катастрофы)

Иметь представление о ЧС, о правилах поведения в ЧС.








Знать: методы и приёмы защиты населения по гражданской обороне.










Проверить умения действовать при ЧС.



29.

Чрезвычайные ситуации военного времени (военные конфликты)

30.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

31.


32.

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

33.

Практическая работа по теме: «Проверка умений действовать при ЧС»

34.

Проверочная работа за год.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...