Классный час в 1 классе к Дню Матери Тема: «Расскажем о маме»
классный час (1 класс) по теме

Кохаева Татьяна Владимировна

 

Классный час в 1 классе к

Дню Матери

 

 

Тема:

 

«Расскажем о маме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_1_klasse_k.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе к

Дню Матери

Тема:

«Расскажем о маме»

Цели: Поздравить мам с праздником. Учить детей быть внимательными. Воспитывать уважение к родителям развивать речь детей.

Учитель:

Дорогие мамы!

Мы пригласили Вас на праздник, чтобы высказать вам свою любовь, уважение и великую благодарность. Дети – самое дорогое для матери. Ее любовь – самая святая и бескорыстная. Мать – первый учитель и сасмый близкий друг ребенка. На свете нет человека роднее и ближе мамы. И сегодня ребята расскажут о своей любви к Вам.

1 ученик:

От души расскажем мы сейчас

Наши мамочки, о Вас.

О красивых, дорогих,

Милых, добрых и родных.

Пусть узнает целый свет,

Что добрее мамы нет!

Дети:

Мама! В этом слове солнца свет!

Мама! Лучше слова в мире нет!

Мама! Кто роднее чем она?

Мама! У нее в глазах весна.

Мама! На земле добрее всех!

Мама! Дарит сказки, дарит смех!

Мама! Из-за нас порой грустит!

Мама! Пожалеет и простит!

Мама! В этом слове солнца свет!

Мама! Лучше слова в мире нет!

Мама! Льется песенка ручьем!

Мама! Это мы о ней поем.

(Песня «Самая хорошая»)

Учитель:

Расскажите о своих мамах.

  1. Как зовут?
  2. Где и кем работает?
  3. Что умеет и что любит?

(Рассказы учеников)

1 ученик:

Обойди весь мир вокруг

Только знай заранее:

Не найдешь теплее рук

И нежнее маминых.

2 ученик:

Не найдешь на свете глаз

Ласковей и строже

Мама каждому из нас

Всех людей дороже.

3 ученик:

Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету.

Мама – самый лучший друг,

Лучше мамы нету.

Учитель:

Дети сказали, что

Не найдешь теплее рук

И нежнее маминых

Мы это сейчас проверим.

Конкурс: Завязываем глаза ребенку.

               Мамы вытягивают руки вперед.

                 Найди маму по рукам.

Учитель:

И сердце у мамы доброе.

А как же наши ребята?

Обладают ли они такими же качествами?

(Дети дарят сердечки всем)

Ученик:

Почему сегодня в школе

Суета и шум и гам?

Потому, что мы сегодня

Поздравляем наших мам.

Ученик:

Мы желаем нашим мамам

Никогда не унывать,

С каждым годом быть все краше

И поменьше нас ругать.

Ученик:

Вам желаем, дорогие,

Быть здоровыми всегда,

Чтоб вы долго-долго жили

Не старели никогда.

Ученик:

Пусть невзгоды и печали

Обойдут вас стороной,

Чтобы каждый день недели.

Был для Вас как выходной.

Ученик:

Мы хотим, чтоб без причины

Вам дарили бы цветы

Разрешите это сделать

Нам от всей нашей души.

(Дарят подарки (горшочки, украшенные своими руками, с живыми комнатными цветами)

Ученица:

Я подарок разноцветный

Подарить решила маме.

Я старалась, рисовала

Четырьмя карандашами.

Но сначала я на красный

Слишком сильно нажимала,

А потом за красным сразу

Фиолетовый сломала,

А потом сломала синий

И оранжевый сломала…

Все равно портрет красивый,

Потому что это мама!

Конкурс: Мама, узнай свой портрет.

Ученик:

Маме можно без стыда

Дать медаль «Герой труда».

Все дела ее не счесть

Даже некогда присесть.

И готовит и стирает,

На ночь сказку почитает,

А с утра с большой охотой

Ходит мама на работу,

А потом по магазинным.

Нет, без мамы не прожить нам.

Надо маме помогать.

И ничем не огорчать.

Учитель:

Ребята очень старались учиться и от их старания расцветали цветы в вазах (На стенде аппликации «Букет для мамы»).

Нестандартный урок

русского языка

Тема:

Упражнение в написании слов                с глухими и звонкими согласными в корне слова

18.XI. Математика

Тема: Решение задач

Цели: Совершенствование умения решать задачи, вычислительный навык, развивать мышление, внимание.

Ход урока

  1.    Тема и цель
  2.  Устные упражнения
  1. Игра «Кто быстрее)

6  3        12 : 2        5 ∙ 3                18 : 3

2  8        16 : 4        2 ∙ 7                14 : 2

8  4        24 : 6        7 ∙ 4                21 : 7

5  7        27 : 3        5 ∙ 8                32 : 8

3  9        35 : 5        3 ∙ 7                20 : 4

6  6        30 : 6        6 ∙ 4                45 : 5

  1. С 61 № 4

     С 62 № 8

  1. Решение задач

  С 63 № 7 под руководством учителя

  С 62 № 4

  С 63 № 3

  С 63 № 4 устно

  1. Самостоятельная работа

  См. П. с.

18.XI. Русский язык

Тема: Составление связного текста по данному началу

Цели: Работать над активизацией слов, речевых оборотов с целью накопления речевых «заготовок», деталей для предстоящего сочинения.

Ход урока

  1.  Тема и цель
  1.  Устное дополнение рассказа предложением

      Спас друга

    См. П. с.76

  1. Работа над лексическим значением слов

кроткий

мягкий    

  1. Работа подготовка к сочинению 

- За чем наблюдали?

  - Для чего наблюдали?

  - Будем учиться описывать то, что наблюдали.

- Как будет называться сочинение?

  1. О чем будем писать?
  2. Какая главная мысль?
  3. С чего начинается зима?
  4. Как заканчивается?

Послушайте описание:

  1. Какое настроение?
  2. С чем автор сравнивает снежинки?

Обсуждение структуры текста.

Запись сочинения.

Что тебе рассказала снежинка.

18.XI. Окружающий мир

Тема: Кто что ест?

Цели: Познакомить учащихся с классификацией животных по типу пищи. Рассмотреть цепи питания животных, изучить приспособления животных к добыванию пищи и защите от врагов. Развивать наблюдательность, речь, мышление.

Ход урока

  1.   Оргмомент
  1. Проверка домашнего задания. Тетради

Перечисление группы животных, с которыми познакомились на прошлом уроке.

  1. Что такое виды животных.

Приведите примеры.

  1. Вспомните признаки жизни животных.
  1. Тема и цели

- Что необходимо для роста и развития животных?

  1. Беседа. Кто что ест
  1. Как называются животные, питающиеся другими животными?
  2. Чем еще питаются?
  3. Как они называются?
  4. Как называются животные, которые питаются насекомыми?
  1. Цепи питания

Растение → растительноядные животные → хищник

  1. Практическая работа в тетради

С. 26

Работа с учебником.

Беседа по прочитанному.

Почему необходимо охранять хищников?

Итог урока.

Вывод ученика.

Домашнее задание: С. 96-98, тетрадь.

21.XI. Математика

Тема: Решение задач.

Цели: Ознакомить с решением задач нового вида.

Закреплять умение решать задачи.

Совершенствовать вычислительные навыки.

Ход урока

  1.   Тема и цель
  1.  Устные упражнения
  1. Работа в парах, проверка таблицы умножения.
  2. Упражнение 5, с. 65, № 6, с. 66
  1. Работа над новым материалом

Задача № 1.

  1. Какие величины в задаче?
  2. Что обозначает 5 дней?
  3. Что показывает 3 дня?

                  Задача № 2.

               Под руководством учителя составляется таблица.

                   

Ц

К

С

одинак.

6 м.

9 м.

18 р.

? р.

Самостоятельное решение.

Проверка.

  1. Работа над пройденным материалом

   Задача № 1, с. 66.

   Сравнить условия и решения.

   Задача № 2 самостоятельно.

   № 4, № 6, с. 65 самостоятельно.

        Проверка.

     № 6 под руководством учащихся.

Итог.

Домашнее задание: с. 65, № 3; с. 66 № 3.

21.XI. Чтение

Тема: И.С. Никитин «Полно, степь моя»

Цели: Познакомить детей с произведениями И.С. Никитина. Продолжать формирование видеть образные языковые средства, умение выразить читать стихотворения, развивать речь.

Ход урока

  1.  Оргмомент
  1.  Проверка домашнего задания

Творческие работы

  1. Тема и цель

Вступительное слово учителя.

Рассказ о Никитине.

  1. Изучение нового материала

Чтение стихотворений учителем.

Словарная работа (мурава).

  1. К кому обращается поэт?
  2. С кем он ведет разговор?
  3. Как называет поэт зиму?
  4. Почему поэт говорит «царство зимы»?

                  Найдите слова, употребленные в переносном значении.

  1. О каких гостях идет речь?
  2. С кем поэт сравнивает степь?
  3. Почему?

               Чтение стихотворения учащимися.

Итог.

Домашнее задание: Выразительное чтение.

                   

21.XI. Русский язык

Тема: Упражнении в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Цели: Развитие умения писать слова с парными согласными, распознавать и проверять их. Развивать речь, интерес к предмету.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Тема и цель

На доске: Прочитайте

Сказка – ложь, да в ней намек –

Добрым молодцам урок.

  1. Как понимаете это выражение?

(Сказку сочинили люди, на самом деле этого могло и не быть, но сочинили ее для того, чтобы чему-то научить других).

  1. Что вы заметили?
  2. Какое правило надо помнить, чтобы грамотно написать эти слова?

Мы сегодня немного попутешествуем по сказкам, а они нам помогут упражняться в написании слов с парными согласными. Во время путешествия мы должны быть очень внимательны и помнить про опасные места в словах.

А начнем путешествие с какой сказки?

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг…

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Велит вам семицветик отыскать все слова с опасными парными согласными. Устно. Подчеркнуть.

  1. Что обозначают слова

     /                                           /                /

запад, восток, север, юг

Выписать. Запомнить как пишутся.

  1. Как определить стороны горизонта?
  2. Какой прибор служит для этого?

     /                                       /                /

  компас

Этот прибор необходим в путешествии.

Отправляемся дальше. В какую сказку, вы узнаете по опорным словам.

  дед, бабка, репка, кошка, мышка

  1. Какая сказка?
  2. Что заметили?

Устно проверить – Какое правило вспомним?

  1. Каких опорных слов не хватает?

  Внучка        Жучка

Какие правила вспомнить?

Составьте краткий рассказ по опорным словам. Запишем.

Посадил дед репку. Она выросла.

Тянули репку дед, бабка, внучка,

Жучка, кошка и мышка.

Вытянули репку.

А это мы в какую сказку попали?

  хвост, прорубь, в, опустил, волк, велика и ловись и рыбка, мала

Составьте и запишите предложения.

Проверка.

– Как проверить парные согласные?

Идем дальше.

Баба-Яга навстречу. Плачет, просит вас помочь избушку вернуть.

Комментированное письмо.

Избушка на курьих ножках убежала от Бабы-Яги по дорожке.

Избушка вернется, если мы напишем правильно эти слова. Чтобы их правильно написать, надо что сделать?

(Написать проверочные слова).

- ре .кий   ветер

- ре.кий           дождь

- ро.кий    зайчишка

- ги.кий     прутик

-  мя.кий   диван

- ле.кий     пух

Проверка.

Прочитайте предложения.

Подул _____   _____ ветер.

Ударил сильный _____.

В какую сказку попали?

  Морозко

Он будет доволен, если вы отгадаете загадки и без ошибок напишите отгадки.

Он бывает липким и колючим…

Он бывает мягким и сыпучим,

Чистым и пушистым,

Белым, серебристым.

При этом холодным бывает всегда

Только теплым и горячим

Не бывает никогда. (снег)

   

Под ногами снег скрипучий,

Под ногами скользкий…(лёд)

Если нашу елку

Снегом заметет,

Вместо нашей елки

Вырастет… (сугроб)

Зябко от таких слов.

Как понимаете слово зябко.

Может быть зябко в лесу?

Как будем писать слово зябко.

Составьте предложение.

Зябко птичкам и березкам в зимнем лесу.

А промните, кто главные герои сказки Морозко?

Морозко им давал задания и нам дал.

Распределить слова в два столбика.

                Растения                Животные

                      I в.                          II в.

                  березки                   верблюд

     ландыш                   морж

       гриб                        жираф

      дубки                       голубь

Что мы должны сделать, чтобы написать без ошибок.

Напишите отгадки.

Проверить.

Как проверяем.

Проверка.

Вот и заканчивается наше путешествие.

               У хорошей сказки счастливая развязка 

Как понимаете выражение?

Какие орфограммы повторяли.

     Вот уроку конец,

     Кто работал – молодец.

        ОЦЕНКИ

БВ               КА      ЧТ      ТД-4      МС

КИ       МА-4  ПЕ      КС-4     ПИ-5

Домашнее задание: с. 80, упр. 209, 213.

      Семицветик

       Репка

       Волк и лиса (картинка)

       Баба Яга

       Избушка

       Морозко

       береза           жираф          верблюд

       ландыш        морж            голубь

       гриб               лев

22.XI. Математика

Тема: Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления.

Цели: Составить таблицы умножения 7, на 7 и соответствующие случаи деления. Проверить умение решать задачи. Развивать мышление, речь. Совершенствовать вычислительные навыки.

Ход урока

  1. Тема и цель

II. Устные упражнения

Проверка знания таблиц умножения. Игра «Решето»

III. Составление таблиц на 7

       7 · 7        49 : 7              

       7 · 8      56 : 7          56 : 8

        7 · 9     63 : 7          63 : 9

с. 67 № 1 

IV. Работа над пройденным

№ 2, с. 67

Коллективно – краткая запись

Решение самостоятельно

Проверка.

№ 3 по вариантам

Проверка.

  1. Самостоятельная работа

           I в.                II в.

 См.  П. с. 120

Итог

Домашнее задание: с. 67 № 4,5.

 

22.XI. Чтение

Тема: И.С. Никитин «Встреча зимы».

Цели: Ознакомить учащихся со стихотворением И.С. Никитина «Встреча зимы», показать детям красоту поэзии, учить понимать глубину содержания произведения. Воспитывать любовь к Родине. Работать над развитием речи мышления.

Ход урока

          I.  Тема и цель

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения И.С. Никитина «Полно, степь моя…».

- Чтение стихотворения «Утро».

III. Работа над новым материалом

- Из нежной весны и теплого лета мы попадаем совсем в другое время года.

Чтение стихотворения «Встреча зимы» учителем.

- Какова зима в стихотворении?

Чтение стихотворения учащимся.

  1. Какие картины увидели?
  2. Как они меняются?
  3. С каким чувством поэт пишет о зиме?
  4. Как он пишет о русском народе?
  5. С каким чувством поэт пишет о зиме?
  6. Как он пишет о русском народе?
  7. В каких словах показана сила русского народа?

         Перечислить 3 последних четверостишия?

  1. Как понимаете?

 Итог – Какие чувства пробудил урок?

 Домашнее задание: отрывок наизусть.

 

22.XI. Русский язык

Тема: Контрольный диктант.

Цели: Проверка умения правильно писать слова с изучаемыми орфограммами, оформлять на письме предложения.

Ход урока

  1. Тема и цель

Скоро зима

Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледокол лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и березкам. Холод загнал в норки зверьков. Мелкие птички спрятались в гнездышки. Там птичкам тепло. Вдруг глухо каркнул ворон. Робкий зайчишка прижал от страха ушки. Школьники стали готовить кормушки для птиц.

Слова для справок: спрятались, сковал, готовить, загнал, гнездышки.

Задания.

  1. Подчеркнуть главные члены.

1 в. – 1 предложение

             2 в. – 3 предложения

  1. Разобрать по составу

1 в. – школьники, кормушки

             2 в. – березка, сказочка

  1. Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочное слово.

1 в.

тра . ка                стри .

ука . ка                гри . ки

бума . ка                яго . ки

бере .                оши . ка

Итог

 

23.XI. Русский язык

Тема: Обучающее изложение.

Цели: Развитие умения определять тему текста, озаглавливать его, последовательно передавать по плану содержание прочитанного. Развивать речь.

Ход урока

  1.  Тема и цель
  2. Чтение текста упр. 206

Определить тему.

Озаглавить.

  1. Чтение текста учащимися

Беседа по содержанию

  1. Кто такой Макс?
  2. Куда могли повести слона купаться?
  3. Как чувствовал себя слон во время купания?
  4. Прочитанные предложения, в которых говорится о поведении и настроении слона.
  5. Какая опасность грозила людям?
  6. Кто такой Дуров?
  7. Как он унял озорника?
  8. Прочитать предложение, в котором говорится о том, что слон признал силу человека.
  9. Чем закончилось купание?
  1. Составление плана
  1. Макс – это слон.
  2. Купание слона.
  3. Как унять озорника?
  1. Нахождение опорных слов

повели купаться

почувствовал себя на свободе

опустил в воду

пошарил по дну

да как дунет

осыпали людей

  1.  Пересказ по плану
  2.  Орфографическая подготовка
  3. Запись текста

Домашнее задание: с. 79, упр. 208.

23.XI. Математика

Тема: Площадь. Единицы площади.

Цели: Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения площадей фигур «на глаз», наложением, с использованием единиц измерения. Закреплять умение решать задачи.

Ход урока

  1. Тема и цель
  2. Устные упражнения
  1. Проверка таблицы умножения
  2. Арифметический диктант

Произвед.  32, множит. 4, множ?

Какое число разделить на 4, чтобы получилось 7.

На какое число разделить 40, чтобы получилось 8.

Какое число уменьшить в 5 раз, чтобы получилось 7.

  1. Вставить пропущенные числа

5   = 3  5                4   = 4

 : 1 = 8                   = 0

 :  = 1

Витя наклеил 6 листов по 8 марок, а Саша 8 лист по 6 марок. У кого меньше марок?

  1. Работа над новым материалом
  1. Сравнение на «глаз»
  2. Сравнение наложением
  3. Сравнить квадрат и треугольник

                       Что можно сказать о площади фигур?

Начертить квадрат 4 см.

Прямоугольник 5 и 3 см.

С. 68

№ 1, с. 69

  1. Работа над пройденным

Под руководством учителя № 4.

№ 3 самостоятельно.

Итог

Домашнее задание: с. 69, № 2,5.

23.XI. Чтение

Тема: А.Н. Плещеев «Весна», «Мой садик».

Цели: Продолжить знакомство учащихся с поэзией Плещеева. Показать красоту в стихах, прививать любовь к Родине, работать над развитием речи.

Ход урока

  1. Тема и цель
  2. Проверка домашнего задания

Стихотворение наизусть

Рассматривание рисунков.

- Какому отрывку соответствуют.

III. Изучение нового материала

Чтение стихотворения «Весна» учителем.

- Каким настроением полно стихотворение?

- Какие слова говорят о наступлении весны?

- Отчего стучит в груди?

- Кто особенно рад весне?

Чтение стихотворения учащимися.

Чтение стихотворения «Мой садик» учащимися в парах.

  1. С каким чувством пишет автор?
  2. В чем он видит красоту?
  3. Почему он его называет скромным?

Домашнее задание: выразительное чтение, рисунки.

ИГРЫ С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ

I. Игры для закрепления понятия имя существительное

ИГРА «НАЙДИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Задача игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое из сходных является существительным. Существительное подчеркивается.

Материал для игры:

Рой пчел кружится над липой.

Рой яму поглубже.

Вода перестала течь.

В лодке открылась течь.

Не плачь из-за пустяков.

Послышался плач ребенка.

Медведь в лесу, не зная правил.

Однажды мотоциклом правил.

ИГРА «ЗАПИШИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Учитель называет группы слов, предлагает заменить каждую группу одним словом и записать это слово в тетради.

Материал для игры:

  1. тополь, клен, береза, ель;
  2. волк, лиса, заяц, медведь;
  3. сорока, воробей, ворона, аист;
  4. брусника, черника, земляника;
  5. футболист, хоккеист, волейболист;
  6. шкаф, парта, стол, стул;
  7. молоко, хлеб, сахар, мясо;
  8. костюм, пальто, кофта, платье;
  9. ботинки, сапоги, валенки, туфли;
  10. кукла, мяч, юла, барабан.

ИГРА «ОБРАЗУЙ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

В игре принимают участие 3 команды. Задача команд: образовать от каждого прилагательного имя существительное и записать его справа от прилагательного. Каждый игрок образует и записывает одно существительное.

Материал для игры:

храбрый –                 смелый –                 веселый –

сильный –                добрый –                 ленивый –

гордый –                 болтливый –         умный –

мудрый –                 богатый –                 бедный –

грубый –                 хвастливый –         крепкий –

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?»

В игре участвует весь класс. Задача игроков: за отведенное время (3-5 минут) записать как можно больше существительных, состоящих из одного корня (бак, бык, бок, вар, винт, воз, гусь, гвоздь, гром и т.д.).

II. Игры для закрепления навыка определения рода имен существительных

ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»

В игре принимают участие 3 команды. На доске записаны в 3 столбика существительные мужского рода, обозначающие людей и животных. Каждый игрок должен подобрать к одному существительному мужского рода парное существительное женского рода и записать его справа.

отец –                         мужчина –                         бык –

дедушка –                 дядя –                         козел –

сын –                         ткач –                         баран –

брат –                         сосед –                         кот –

внук –                         мальчик –                         волк –

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?»

В игре участвует весь класс. Задача учащихся: записать как можно больше существительных женского рода, мужского рода и среднего рода – названий предметов, которые находятся в классе. Игру можно повторить, предложив детям подобрать по большой сюжетной картине.

III. Игры для закрепления умения определения числа имен существительных

ИГРА «ЭСТАФЕТА»

Играет весь класс по вариантам. Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает карточку сидящему сзади.

Материал для игры:

звено

перо

прут

сук

брат

лист

полоз

полено

брат

клок

друг

полено

крыло

друг

клин

стул

колос

ком

сук

прут

ком

клин

перо

полоз

стул

клок

лист

крыло

прут

кол

ком

кол

колос

сын

звено

сук

ИГРА «ПОЕДИНОК ЗНАТОКОВ»

Соревнуются два ученика. Один из них получает карточку с существительными в единственном числе, другой – с существительными во множественном числе. Поединок ведется устно. Первый читает существительное в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множительном числе. Затем второй читает существительное во множественном числе, а первый игрок должен произнести их в единственном числе.

Материал для игры:

  1. утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог, пень, зеркало, сосед;
  2. цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья.

IV. Игры для закрепления знания падежей имен существительных

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?»

В игре принимает участие весь класс. На доске дается текст стихотворения:

Дорожка

        Дорожка домой

        Мне мила с детских лет.

        Дорожки знакомой

        Красивее нет.

        И если б зашел я

        Не знаю куда,

        Дорожку домой

        Отыскал бы всегда.

        На этой дорожке

        И в трудные дни

        Я пел бы без устали

        Песни свои.

Учитель предлагает детям определить  падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает то, кто первым правильно укажет недостающие падежи.

ИГРА «ЭСТАФЕТА»

В игре участвует весь класс, разбитый на 3 команды. Каждый ряд получает карточку со словосочетаниями по числу учащихся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади.

Материал для игры:

Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран, зашел к другу, вышел за город, горжусь Родиной, мечтаю о походе, жил за рекой, любовался природой.

ИГРА «СОСЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО»

На доске записаны названия предметов: яблоко, место, озеро, носок, солдат, простыня, килограмм, оладьи, цапля, туфля, щенок, гусенок, полотенце, блюдце, лимон. Соревнуются команды. Задача каждого игрока – правильно сосчитать один из названных предметов от 1 до 8: одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.

V. Буква ь после шипящих на конце существительных

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?»

Играет весь класс. Задача учащихся: подобрать и записать за три минуты как можно больше существительных мужского рода – названий животных с шипящим на конце. Побеждает тот, кто правильно записал больше существительных мужского рода с шипящим на конце (еж, уж, стриж, чиж, грач, ерш, лещ, сыч и др.).

Вариант 2. Кто больше подберет и запишет существительных мужского рода с шипящим на конце, обозначающих людей (сторож, врач, силач, ткач, скрипач, трубач и др.).

Вариант 3. Кто больше подберет существительных мужского рода с шипящим на конце, обозначающих неживые предметы (плащ, чертеж, камыш, калач, гараж, шалаш, плач, смерч и др.).

Вариант 4. Кто больше подберет существительных женского рода с шипящей на конце (ночь, дочь, печь, рожь, помощь, тушь, дрожь, вещь, тишь и др.).

ИГРА «ПОЙМАЙ СВОЕ СЛОВО»

Содержание игры. В игре участвует весь класс в составе двух команд: команды девочек и команды мальчиков. Учитель диктует слова вперемешку: существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – существительные мужского рода. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Материал для игры:

плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, гараж, рожь, печь, ткач, трубач, речь, чиж, мышь, вещь, шалаш, тушь, дрожь.

ИГРА «ЧЕТВЕРТОЕ – ЛИШНЕЕ»

Играют 4 человека. Учитель читает каждому 4 слова с шипящим на конце. Игрок должен найти лишнее слово и объяснить причину.

  1. мышь, тишь, ерш, тушь;
  2. плащ, плющ, помощь, лещ;
  3. луч, дочь, меч, грач;
  4. рожь, чиж, нож, стриж.

Люблю березку русскую

Цель. «Предлоги».

Содержание игры. Формировать представления о предлоге как о слове и его роли в предложении, учить детей формулировать правило на основе подводящих к этому выводу упражнений, воспитывать у детей любовь к родной природе. команд.

Оборудование. Общедемонстрационная таблица с предлогами, дидактические карточки с текстом «Береза», картины березы в весеннее и летнее время года.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель.

        Слышите, звенит звонок,

        Говорит: «Начнем урок!»

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи и узнаем о том, как она пишется.

III. Чистописание

На доске – карточка со словом, перевернутая обратной стороной.

Учитель. Слово спряталось. Чтобы узнать, какое слово мы будем писать, нужно отгадать загадку. Прочитайте и подумайте, что это?

На доске:


В белом сарафане

Встала на п…ляне.

Л…тели птицы,

Сели на к…сицы.

- Что это?

Дети. Это береза.

Учитель. Какие слова помогли догадаться, что это береза?

Дети. Белый сарафан – это ствол березы, косицы – это ее ветви.

Учитель. Прописываем слово береза.

Учитель показывает правильное написание слова, обращая внимание на соединения и орфограммы.

IV. Орфографическая пятиминутка

Учитель. Вернемся к нашему стихотворению-загадке. В некоторых словах пропущены буквы. Вам надо записать текст в тетрадь, вставив пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.

Дети выполняют задание.

V. Знакомство с новым материалом

Учитель. Какие слова из стихотворения вы называете «маленькое словечко»? 

Дети. Слова в, на.

Учитель. У этих «маленьких словечек» есть специальное название. Прочитаем об этом в учебнике.


      П р а в и л о

      Слова к, на, с, от, над, под, по, до, из, без, у, в, для, о, около, об, за – предлоги.

Учитель. Как называются наши «маленькие словечки»?

Дети. Предлоги.

Учитель. Вам надо будет запомнить, как пишутся основные предлоги. Посмотрите на доску. (На доску прикрепляется плакат).

На доске:


в, к, с – с одной буквой

на, за – с буквой а

о, об, от, до, по, во – с буквой о

под, над – с буквой д

из, без – с буквой з

- Прочитайте текст. Назовите предлоги. Конечно, это не все предлоги, существующие в русском языке. Но пока запомним написание этих.

Дети выполняют задание.

- Положите перед собой карточки с текстом. Прочитайте его.


К а р т о ч к а

Это дерево легко узнать.

Кора … его стволе белая.

Приложи … коре ладошку.

Кора гладкая, шелковистая.

… березки ветви гибкие,

… красивыми листочками и сережками.

- Хорошо ли понятен текст?

Дети. Нет.

Учитель. Почему?

Дети. Не хватает предлогов.

Учитель. Почему в некоторых предложениях были нужны предлоги?

Дети. Без предлога нельзя понять смысл предложения. В предложении нет связи слов между собой.

Учитель. Почитаем правило в учебнике.


      П р а в и л о

      Предлоги служат для связи слов в предложении.

- Вот мы и узнали, для чего нужна эта часть речи. Как пишутся предлоги? Для это снова вернемся к нашей загадке. Обратите внимание на написание предлогов с другими словами.

Дети. Предлоги пишутся раздельно с другими словами.

Учитель. Чтобы проверить правильность нашего предложения, прочитаем правило в учебнике.


      П р а в и л о

      Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.

- Попробуем составить одно большое правило.

Дети. Предлог – это часть речи, которая пишется раздельно с другими словами и служит для связи слов в предложении.

Учитель. Выпишите из текста на карточках одно любое предложение о русской березе и подчеркните предлоги.

Дети выполняют задание.

VI. Физкультминутка

VII. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Учитель. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Мила она русскому человеку. Береза – и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сел, деревень названо в честь нашей веселой березки! Любит наш народ свою зеленую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит.

Какую пользу приносит береза?

Если дети не знают, то познавательные сведения сообщает учитель.

  1. Из почек приготавливают лекарства
  2. Из ветвей делают метлы и веники.
  3. Из бересты народные умельцы мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод.
  4. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке.
  5. Из древесины березы изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, добывают скипидар.

- Ребята, я не сказала о березовом соке. Народная пословица гласит: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево истощается. Запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Вот как важно беречь березы.

Посмотрите на доску. Перед вами словосочетания со словом береза. Спишите, вставляя нужные предлоги.

На доске:


       спрятался … березу

забрался … березу

сидел … березой

упал … березы

- Проверяем, подчеркиваем предлоги.

Дети записывают словосочетания в тетради. Один ученик вставляет предлоги у доски для дальнейшей проверки.

- Прочитайте последнее словосочетание.

Дети. Упал с березы.

Учитель. Какой предлог слышится?

Дети. Предлог з.

Учитель. Почему написали с?

Дети. Предлога з не бывает.

Учитель. Предлоги пишутся всегда одинаково, независимо от того, как произносятся. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

VIII. Итог урока

Учитель. Подведем итог нашего урока. О какой части речи мы сегодня говорили?

Дети. О предлогах.

Учитель. Что вы о них узнали? Для чего они нужны?

Дети еще раз формулируют выведенное ими правило.

- Молодцы! Вы хорошо сегодня работали.

IX. Домашнее задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час (1 класс), посвящённый Дню Матерей «Лучше всех на земле мама. Моя мама».

Цели:-развитие творческих способностей учащихся, развитие речи, её выразительности;-создание праздничной обстановки для поздравления мам;-способствовать сплочению классного коллектива, вовлечению роди...

Классный час ко Дню матери "Пусть всегда будет мама"

Методическая разработка на День Матери в 4 классе "Пусть всегда будет мама!"...

Классный час "Мамина гостиная" "Расскажу о маме"

Всех женщин, девочек, бабушек, мам поздравляют обычно весной – 8 марта. Но недавно в России появился новый праздник  - День матери!Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужн...

Классный час "Расскажу о маме"

Классный час ко дню Матери...

Проект "Расскажи о маме..."

Проект к Дню Матери...

Урок ИЗО 2 класс "Печка, печка, расскажи сказку"

В материале представлен конспект  и презентация к уроку изобразительного искусства "Печка, печка, расскажи сказку" (2 класс УМК "Школа России")...