Конспект занятия "Сезонные заботы и праздники русского народа"
методическая разработка по теме

Филиппова Светлана Викторовна

Конспект игрового- познавательного занятия для начальной школы и подготовительной группы детского сада. В игровой форме дети получают знания о жизни русского народа, учатся выполнять УУД - объяснять правила проведения игры. В конспекте содержаться теоретический материал по традициям русского народа, а также краткие описания русских народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sezonnye_zaboty_i_prazdniki_russkogo_naroda.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Сезонные заботы и праздники русского народа»

Разработчик: Филиппова С. В.

Цель:

Задачи:

Оборудование и материалы:

- разноцветные карточки 4 сезонов (зеленый, красный, желтый, синий –по числу участников);

- инструкции с приложением содержания народных игр (4 игры);

- инвентарь для проведения игр: платок, палочки (карандаши), веревка (длина 2 м), завязанная в круг;

- колпаки «скоморохи» (4 шт.);

- мешок.

Ход занятия.

1. Орг. момент. Приветствие педагога. Рассаживание детей. (1 мин.)

2. Актуализация. Участие детей в постановке цели.

Педагог (читает зачин):

Золотые ворота

пропускают не всегда:

первый раз прощается,

второй – запрещается,

а на третий раз

Не пропустим вас!

-  Ребята, а кто из вас знает, что я прочитала? Это не обычное стихотворение. Оно используется в одной игре, которая так и называется «Золотые ворота». А знаете ли вы, кто и когда играл в эту игру? (ответы детей). В эту игру издавна играли славяне, жившие на Руси в старые времена.

 Вводная диагностика.

Педагог:

- А знаете ли вы какие-нибудь игры? Я хочу предложить вам сейчас небольшую игру. Играть будем в парах. 1 игрок получит слово, обозначающее предмет и попробует объяснить 2 игроку словами, что это за предмет, не называя его. На это дается 1 минута. А затем игроки в парах поменяются местами. Посмотрим, как вы справитесь с этим заданием. (Педагог проходит по рядам и называет на ухо слова 1 игрокам и засекает время, затем наблюдает, как ребята объясняют слово)

- Легко ли было объяснить? А угадывать? (Ответы детей)

Вывод:

- Оказывается, не так-то просто рассказать что-то так, чтобы тебя поняли и затратить на это немного времени. Сегодня мы с вами попробуем этому научиться, а заодно и поиграем.

3. Рассказ педагога.

В старину на Руси было много различных праздников, большинство из которых были связаны с сезонными изменениями в природе и трудом людей. А какие сезоны (времена года) вы знаете? Как вы думаете, какими работами занимались люди летом? Осенью? Зимой? Весной? (ответы детей).

- Сегодня мы вспомним старинные русские игры и праздники. А для этого разделимся на команды. А как можно разделиться на команды так, чтобы никому не было обидно – вдруг все захотят в одну команду, тогда игры не получится? (ответы детей). На Руси в старину для этого тянули жребий или читали считалку. Давайте мы тоже разделимся на команды по жребию.

Жеребьевка – дети по очереди достают карточку из мешка и делятся на 4 команды: «Весна», «лето», «осень», «зима».

Педагог:

- Самыми веселыми, самыми заводными на праздниках и гуляньях были скоморохи – уличные артисты. Сейчас мы в каждой команде выберем своего «скомороха». Наверное, многие из вас хотели бы попробовать себя в этой роли. А чтобы все было честно и справедливо поможет нам в этом считалка. Остальные игроки команды будут помогать своему «Скомороху».

По считалке в каждой команде выбирается «Скоморох».

Считалку произносит педагог:

Катилось яблоко мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола,

Кто его поднимет.

Тот вон выйдет!

На «Скоморохов» надеваются колпаки.

Рассказ педагога.

- Издавна год (время, годное для жизни) образно представлялся на Руси в виде круга-колеса, которое движется по ходу солнца. Отсюда в нашу речь вошло выражение «круглый год». Круг этот делили на 2 половины – зиму и лето. Говоря при встрече «Сколько лет! Сколько зим!». О весне и осени ворчали: «Ни то, ни се». И все же в любое время года у русского народа были свои любимые праздники. Пришло и наше время повеселиться!

4.Практическая работа.

Педагог:

- Общее дело объединяло людей, учило их уметь договариваться друг с другом, понимать друг друга. А как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы объяснение было понятным? (ответы детей)

(Объяснение должно быть коротким, четким, доступными словами; оно может сопровождаться жестами; выслушивать объяснение нужно до конца, не перебивая говорящего). Давайте попробуем поиграть. А для этого наши «Скоморохи» попробуют рассказать правила игры своей команды.

(«Скоморохи» получают карточки с содержанием игры и готовят объяснение правил игры вместе с другими участниками команды. Время – 1 минута)

Педагог:

- Как вы думаете, какие виды работ люди выполняли летом? (ответы детей) Лето – пора выращивания урожая, сбора плодов и ягод, сенокос. Самый главный праздник лета – Иван Купала. В этот день играли в игру «Заря-заряница» и наш летний «Скоморох» сейчас расскажет всем правила этой игры, а его команда ему в этом поможет.

(Играющие садятся в круг на корточки. Водящий («заря-заряница») ходит снаружи круга и прячет за спиной «ключи» - платочек с завязанным узелком. Он ходит по кругу и приговаривает:

«Заря-заряница, по небу ходила, ключи оборонила. Месяц видел. Солнце скрало!». Водящий незаметно кладет кому-нибудь из игроков сзади «ключи» и убегает. Тот, кому подложили «ключи» бежит за водящим, бьет его платочком, приговаривая: «Не теряй ключей!  Не теряй, ключей!». Пойманный водящий садится на его место, а «запятнавший» становится «зарею». Примечание: если тот, кому положили платок, этого не заметит, «заря» обходит круг, поднимает «ключи» и бьет ими зеваку, приговаривая: «Не прячь ключей, не прячь ключей!» и затем водит снова.)

Все ребята играют в игру 1-2 кона.

Педагог:

- А как трудились люди осенью? (Ответы детей)

Осень – пора сбора урожая, грибов, орехов и ягод – клюквы, брусники. Начинали играть свадьбы. Главный праздник осени – Осенины. А играть мы будем в игру, которая называется «Редька».

(Играющие становятся друг за другом, сцепляясь за пояс друг с другом в виде грядки. Первый называется «бабушка», остальные за ним – «редьки». Один из игроков – Ивашка Попов. Он подходит к «бабушке» и беседует с ней: «Тук-тук! – «Кто тут?» - «Ивашка Попов». – «Зачем пришел?» - «За редькой». – «дергай какую хочешь». Ивашка дергает всех по очереди. «Редьки» стараются крепко держаться друг за друга).

Игра проводится 1 раз.

Педагог:

- Какие были занятия зимой у славян? (ответы детей)

Наступает зима – время вечерних посиделок и работ по дому. Зимой ткали, шили одежду, вышивали, плели лапти, запасали дрова. Главные зимние праздники –  Коляда, Святки, Масленица. Любимое развлечение молодежи – гадание. Ну а мы поиграем в игру «Малечина-калечина».

(Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:

«Малечина-калечина, сколько часов до вечера?» После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или кончики пальцев. Пальцами другой руки палочку поддерживать нельзя. Водящий считает: «Раз. два. Три….десять!» Когда палка падает, ее надо подхватить другой рукой, не допуская окончательного падения на землю. Счет ведется до этого перехватывания. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку).

(Детям раздают палочки или карандаши. Играют 1 раз)

Педагог:

- Как изменился труд людей с наступлением весны? (Ответы детей)

Вот и весна – время весеннего сева. Главный праздник – Радоница. Водили хороводы, проводили девичьи обряды. А мы играем в игру «Круговая веревочка».  

(Играющие завязывают концы веревки становятся в круг, держась руками за эту веревку. Водящий становится в центр круга и старается ударить кого – нибудь по рукам. Игроки должны вовремя заметить такое движение и отнять руки от веревки. Нельзя отрывать от веревки сразу две руки. Водящий водит до тех пор, пока не ударит кого-нибудь по руке. После этого водящий и игрок меняются местами.

(Играют до смены 3 водящих).

5. Подведение итогов.

Педагог:

- Подошел к концу наш праздник. Мы не просто поиграли в старинные русские народные забавы, мы еще постарались научиться объяснять правила игр и понимать друг друга, учились общаться. А где нам может пригодиться это умение? Как часто в жизни нам приходится общаться и что-то объяснять?

(ответы детей)

Итоговая диагностика

Педагог:

- А теперь я хочу предложить вам задание, в котором каждый из вас попробует выбрать наиболее подходящее, по вашему мнению, объяснение.

Детям раздаются индивидуальные карточки с заданием:

1 вариант задания

Название игрового действия

Выбери наиболее подходящее объяснение (как объяснил бы ты сам) и поставь галочку в колонку справа напротив выбранной цифры



Хоровод

1. Возьмитесь за руки и встаньте в круг. Двигайтесь в одну сторону друг за другом.

х

2. Встаньте рядом по кругу и начинайте движение.

3. Двигайтесь гуськом друг за другом взявшись за руки.

2 вариант задания

Название действия

Выбери наиболее подходящее объяснение (как объяснил бы ты сам) и поставь галочку в колонку справа напротив выбранной цифры



Догонялки

1. Все бегают по площадке. Один ловит всех. Тот, кого поймали должен ловить сам.

2. Выбирается водящий. Все игроки разбегаются в разные стороны. Водящий догоняет и старается осалить игроков. Тот, кого осалили, становится новым водящим.  

х

3. На улице бегают ребята, один бегает за другими. Если он дотронулся до кого-нибудь – тот становится водящим.

Педагог собирает карточки и вместе с ребятами выбирает наиболее подходящий вариант объяснения

- Почему вы выбрали этот вариант объяснения? Чем он удачнее других (Ответы – доводы детей)

Педагог:

- Многие из вас отлично справились с заданием. Надеюсь, наше занятие поможет вам легко общаться и лучше понимать друг друга, объяснять задания и разрешать конфликтные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Традиционные праздники русского народа".

В данном материале представлен заключительный этап работы над проектом....

Праздник по ОРКиСЭ "Православные праздники русского народа"

При введении в курс начальной школы прогаммы по православию, в конце учебного года  мы с ребятами подготовили познавательное и в то же время праздничное мероприятие по православным праздникам рус...

Православные праздники русского народа

Оснновные праздники русского народа: Рождество, Пасха, Троица....

Православные праздники русского народа

Оснновные праздники русского народа: Рождество, Пасха, Троица....

Презентация. Православные праздники русского народа.

В презентации показаны основные праздники русского народа: Рождество, Пасха, Троица....

технологическая карта внеклассного занятия «Праздники русского народа. Масленица»

Цель  внеклассного занятия  -  познакомить учащихся с историей возникновения праздника Масленицы, с его традициями и обычаями во Владимирской области.Учащиеся знакомятся с особянно...

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа".

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа"....