Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа".
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Коржова Ольга Леонидовна

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                         Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект урока

 музыки

Специальность 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс IV, группа 41Н

Коржовой Ольги Леонидовны

Руководитель: Решетникова Светлана Александровна

Дата ______________                           Оценка _________

Подпись учителя ________

2023 г.

Дата: 14.02.2023

Школа: МБОУ-Стеченская СОШ

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: музыка

ОС: Школа России

Учитель: Решетникова Светлана Александровна

Студент: Коржова Ольга Леонидовна

Класс: 2

Тема: Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа. Конспект по музыке

Цель: Создать условия для знакомства с обычаями и традициями народного праздника масленица.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование представлений о значении и традициях празднования Масленицы

2. Формировать представление о музыке, которую пели на празднике Масленица        

Развивающие:

1. Развивать внимание, слуховую память, воображение;

2. Развивать певческие навыки и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;

3. Развивать умение давать полные ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные: 

1. Воспитывать личностные качества детей: трудолюбие, доброту, отзывчивость;

2. Воспитывать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Представление о значении и традициях празднования Масленицы

2. Представление о музыке, которую пели на празднике Масленица        

Личностные:

1. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

2. Создание условий, способствующих развитию эстетического вкуса, интереса и любви к разным видам искусств;

3. Пробуждение интереса к русскому фольклору.

Метапредметные:

Познавательные:

1.Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и

самостоятельно.

2. Умение развивать логическое мышление и творческие способности

Регулятивные:

1.Умение применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности. 

2. Умение формулировать цель и задачи урока, планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

1.Умение принимать участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Оборудование: презентация

План урока:

1. Этап мотивации

1.1.Проверка готовности к уроку

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Актуализирующая беседа

2.2. Распознавание произведений

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Сообщение темы урока

4.2. Постановка цели урока

4.3. Планирование деятельности

5. Этап реализации построенного проекта.  

5.1. Беседа о традициях Масленицы

5.2. Рассказ учителем о «Масленице»

6. Этап реализации построенного проекта.  

6.1. Разучивание песни «Разрумяными блинами»

6.2. Исполнение песни «Разрумяными блинами»

7. Этап обобщения и интерпретации

8. Этап рефлексии учебной деятельности.                                                                

        Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

1.1. Проверка готовности к уроку

- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На столах у вас должен пенал и учебник по музыке.

1.2. Работа с пословицей

- Сегодняшний урок музыки я бы хотела начать с такой пословицы.

СЛАЙД: Какая жизнь, такие и песни

- Дорогие мои, как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Правильно. Из покон веков людей окружала музыка вокруг. Если люди шли в поле работать, то с песней, на свадьбах тоже пели песни и на других праздниках тоже.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок с этой пословицы?

- Ну что же, а правы вы или нет, вы узнаете в течение нашего сегодняшнего урока.

Проверяют готовность к уроку, распеваются

- Если жизнь весёлая, то и песни весёлые будут петь, а если жизнь грустная, то и песни будут такие же

- Наверное, мы будем сегодня говорить о песнях, которые нас окружают

Фронтальная

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Актуализирующая беседа

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Правильно. Какие произведения слушали?

- О каком композиторе говорили?

- Правильно. Что же такое музыка в народном стиле?

2.2. Распознавание произведений

- Сейчас я вам буду включать разные композиции, а вы должны угадать, русская народная это музыка, или она написана композитором.

П.И. Чайковский «Характеристические танцы»

- Это русская народная музыка, или авторская?

- Как вы это поняли?

Русско-народный фон – гармонь

- А эта музыка какая?

- Как вы это поняли?

- А звучание каких народных инструментов вы услышали?

Русско-народный фон – балалайка

- А эта музыка какая?

- Как вы это поняли?

- А звучание каких народных инструментов вы услышали?

Камаринская

- Это русская народная музыка, или авторская?

- Как вы это поняли?

- О музыке в народном стиле

- Симфонию Чайковского, Камаринскую

- Чайковского

- Это произведения композиторов, которые очень похожи на русские народные.

- Авторская

- Русская народная

- Гармонь

- Русская народная

Балалайка

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Слушание стихотворения

- Сегодня урок технологии мы посвятим одному празднику, а какому, вы отгадаете, послушав стихотворение.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней - Великий пост,

Время, чтоб молиться

3.2. Беседа о прослушанном стихотворении

-  Ребята,  о каком празднике было это стихотворение? СЛАЙД

- О Масленице

Фронтальная

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Сообщение темы урока

-Предположите, какова же тема нашего сегодняшнего урока? СЛАЙД

4.2. Постановка цели урока         

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

4.3. Планирование деятельности

- Что будем делать, чтобы достичь цели урока?

- Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа.

- Узнать о традициях русской масленицы

- Слушать учителя, отвечать на вопросы.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

5. Этап реализации построенного проекта.

5.1. Беседа о традициях масленицы

- Сегодня мы с вами поговорим о традициях русского народа в праздник «Масленица».

- А кто знает, что такое масленица?

- Правильно. С какого числа масленица празднуется в этом году?

- Масленицу празднуют ни один день, а целую неделю и раньше, каждый день недели имел особое название.  

- Хорошо, а про какие традиции масленицы вы знаете?

- Как люди празднуют масленицу?

- Правильно. Люди устраивают гулянья с ярмарками. СЛАЙД

- Может быть вы помните, как отмечали масленицу у нас в городе?

- Раньше, несколько лет назад, до различных ограничений в нашем городе все собирались на центральной площади и шумно отмечали один из главных праздников весны – Масленицу. Руководители Дома культуры и творческие коллективы подготавливали развлекательную программу, ярмарку и различные конкурсы. А в конце праздника сжигали чучело. СЛАЙД

- А что такое чучело?

- Верно, чучело – это символ праздника. В старину считалось, что если сжечь чучело, то в этом году обязательно будет хороший урожай.

- Также, в старину основным же эпизодом последнего дня масленицы были «проводы». К этому дню специально изготовляли чучело из соломы или ткани, одевали его в женскую одежду и сажали на колесо.

- Посмотрите, какие работы были выполнены детьми и их родителями к районному конкурсу «Масленица, раскрасавица-душа!» в Трубчевском районе.   СЛАЙД

- Затем с песнями и играми несли чучело через всю деревню, сажали на заранее приготовленный шест и сжигали.

5.2. Рассказ учителем о «Масленице»

Масленица — самый весёлый, шумный народный праздник. Он длится целую неделю! В это время все пекут круглые, румяные, горячие блины, ходят, друг к другу в гости, поют и пляшут, сжигают самодельное чучело Зимы, сделанное из соломы и наряженное в женскую одежду. Блины - это главный символ МасленицыБлин - это символ солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, горячий и круглый. СЛАЙД

Древние люди верили, что вместе с блином съедают частичку тепла и могущества солнца. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла.

По преданию считается, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

- Итак, давайте ещё раз повторим традиции масленицы.

- Это праздник, когда мы провожаем зиму и встречаем весну

- С 20 по 28 февраля

- Печь блины, сжигать чучело

- Устраивались народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличными играми, песнями, плясками, ярмарками и соревнованиями

- Это символ праздника

- Печь блины, сжигать чучело, гулять и веселиться, радоваться последним дням зимы.

Фронтальная

Фронтальная

6.  Этап реализации построенного проекта.

6.1. Разучивание песни «Разрумяными блинами»

- Ребята, а какие песни о Масленице вы знаете?

- Сегодня я бы хотела вас познакомить с песней о Масленице, которая называется «Разрумяными блинами».

- Сейчас, я вам раздам слова этой песни, вы их прочитаете, а затем, мы посмотрим видео под эту песню.

- Итак, идите все ко мне поближе, усаживайтесь. Сейчас я вам включу видео, но вы не просто смотрите картинки, а еще и подпеваете и слушаете музыку.

Просмотр видео

- Давайте попробуем исполнить песню под музыку.

- Очень хорошо, ещё раз давайте исполним песню

6.2. Исполнение песни «Разрумяными блинами»

Учащиеся исполняют песню «Разрумяными блинами»

- Очень хорошо. Ребята, дома вы ещё внимательно послушаете эту песню, споёте, выучите слова и на следующем уроке мы с вами вспомним эту песню.

Разучивают песню

Фронтальная

 

7. Этап обобщения и интерпретации

 - Дорогие мои, давайте мы с вами вспомним, о чём мы говорили сегодня на уроке?

- О каких традициях Масленицы вы узнали?

- О традициях Масленицы

Фронтальная

8. Этап рефлексии учебной деятельности

- Дорогие ребята, мне было очень приятно с вами работать, сейчас, оцените свою работу на уроке. Если вам всё понравилось и вы довольны своей работой на уроке, то поставьте лайк (палец вверх). Если вам не всё понравилось и вы недовольны своей работой на уроке, то поставьте палец вниз (дизлайк)

- Ну что же, я очень рада, что у нас большинство лайков сегодня на уроке.  Я желаю вам хорошо встретить и отпраздновать Масленницу. Спасибо за урок, до свидания.

Учащиеся оценивают свои работу на уроке

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2 классе. ТЕМА: ЗВЕРИ ЗИМОЙ. Окружающий мир А.А.Плешаков

Обобщение знаний детей о зимующих птицах, раскрытие причинно-следственные связи между живой и неживой природой,работа по бережному отношению к природе....

Конспект урока музыки «Проводы зимы, встреча весны».

Цели урока:          Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица....

Сценарий праздника по мотивам русского фольклора «Проводы Зимы. Встреча Весны». Дата публикации 27.10.2015г.

Сценарий праздника по мотивам русского фольклора «Проводы Зимы. Встреча Весны»...

Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны - урок музыки во 2 классе

Разработка урока во 2 классе по теме «Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны».Цель: продолжить знакомство с музыкой, посвященной праздникам русского народа...

урок по окружающему миру "В феврале зима с весной встречается впервой"

Очень интересный материал , с огромным количеством стихотворений...

Тема "Проводы зимы. Встреча весны" (2 класс)

Конспект по музыке. 2 класс. Тема "Проводы зимы. Встреча весны"...

Технологическая карта урока музыки во 2 классе. Тема: Проводы зимы. Масленица

Технологическая карта урока музыки во 2 классе. Тема: Проводы зимы. Масленица...