Кружок "Неболейка".
материал (3 класс) по теме

Лапшина Наталия Владимировна

Кружок "Неболей-ка" для 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_neboleyka.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа № 7

имени генерал-лейтенанта Л.В. Козлова

К Л У Б

« НЕБОЛЕЙ-КА»

 

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ЛАПШИНА Н.В.

г.Петровск

2011 г.

Пояснительная записка

Клуб «Неболей-ка» - программа курса «Познай себя». Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний, учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.

Немаловажное значение придается  и вопросам безопасности жизнедеятельности. В этих разделах программа продолжает следовать своему основному принципу – формированию у ребенка чувства ответственности за свою безопасность.

Предлагаемая программа – первая попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии. Физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию, самоуважению и самоконтролю.

Предлагаемая программа – комплексная. В ней особое внимание уделено медико-биологическим,  психологическим аспектам физического и нравственного здоровья.

Она предусматривает деятельность педагогов во взаимосвязи с родителями и врачами.

ЦЕЛЬ:  

научить  ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.

Задачи:

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- знакомить учащихся  с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;

- воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;

- расширение кругозора;

- развитие двигательных качеств;

- организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Продолжительность программы: рассчитана на 2 года обучения. Объем программы 32-36 часов в год / 1 раз в неделю/. Набор обучающихся – свободный. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных возможностей детей.

Наполняемость групп: 15-20 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят групповой характер.

Программа состоит из 5 блоков, каждый из которых реализуется автономно:

  1. «Хорошее самочувствие»
  2. «Работа сердца»
  3. Ешь полезную для здоровья пищу»
  4. «Я умею выбирать»

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  1. личностно-ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, т.е. к опыту его собственной жизнедеятельности);
  2. природосообразности (учитывается  возраст обучающегося, а так же уровень его интеллектуальной подготовки);
  3. культуросообразности (приобщение обучающегося к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
  4. свободы выбора решений  и самостоятельности в их реализации;
  5. сотрудничества и ответственности;
  6. сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
  7. систематичности, последовательности и  наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, исследовательский, проблемный.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы с учениками.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности учеников, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны своего друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

Для каждого класса (3-4) предлагается планирование по 32-36 часов в год, каждый из которых посвящен отдельной теме.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическую часть), собеседование, дискуссия, экскурсия, деловая игра, практические упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков, учебная игра.

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

3 класс

№ п/п

ТЕМА  ЗАНЯТИЯ

Количество

часов

ДАТА

1

Введение. Цели и задачи клуба «Неболей-ка»

1

Тема 1. Хорошее самочувствие

6

2

Волшебная страна здоровья.

3

Полезные и вредные для здоровья привычки.

4

Знай свое тело.

5

Способы удерживания гнева.

6

«Пожалуйста, не дразнись!»

7

Нейтрализация стресса.

Тема 2. Работа сердца

5

8

Влияние физических упражнений на организм.

9

«На старт, внимание, марш!».

10

Пульс: медицинское обследование.

11

«В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!».

12

Викторина « Что? Где? Когда?».

Тема 3.  «Ешь полезную для здоровья пищу»

6

13

Это вредная еда.

14

«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

15

«Незнакомая еда со всего света».

16

Ешьте здоровую пищу.

17

Поезд Джуно.

18

О чем говорится в рекламе?

Тема 4. «Знай и будь осторожен»

5

19  

Что такое секрет?

20

Знай и будь осторожным.

21

Иногда можно посплетничать.

22

Печальный Сэм.

23

«Если трудно станет вдруг, мне поможет старый друг».

Тема 5. Я умею выбирать

8

24

Размышления о наркотиках.

25

«Алкоголь и сигареты, незнакомое лекарство – это злое, злое царство».

26

Мозговой штурм.

27

Не курить!

28

Принять обязательно.

29

Истинная идея рекламы.

30

Сюзи и пиво.

31

Хочешь попробовать?

Резерв времени – 3 часа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

4 класс

№ п/п

ТЕМА  ЗАНЯТИЯ

Количество

часов

ДАТА

Тема 1. Я умею выбирать

4

1

« Я здоровье берегу, сам себе я помогу». 

 

2

Откуда берутся болезни и как себе помочь.

3

Посещение врача.  Способы ликвидации стрессов.

4

Дерево раздумий. Как здоровье?

Тема 2. Если случилась беда

4

5

Руки, ноги еще пригодятся. Безопасное поведение в школе.

6

Виды травм (переломы, ушибы, травмы, раны). Оказание помощи.

7

Чтобы глаза видели. Травмы глаз. Зарядка для глаз.

 

8

Как помочь себе и товарищу.

 

 Тема 3.   Сигналы тревоги

9

Экстремальная ситуация.

10

Аварии, стихийные бедствия возможные в районе расположения школы и местах проживания учащихся и их последствия.

11

Дерево раздумий.

12

Если с кем-то вдруг беда, знаю, как помочь всегда. 

 

 

 Тема 4. «Знай и будь осторожен»

5

13

Что такое секрет?

14

Знай и будь осторожен!

15

 Обращайтесь к старшим!

16

Купание, оказание 1 помощи на воде и льду.

17

Ориентирование на местности по местным признакам.

Тема 5.  ПДД

4

18  

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

19

Перекрестки и их виды. Сигналы светофора.

20

Дорога и ее главные составные части.

21

Дорожная азбука.

 

Тема 6.  Я выбираю сам

5

22

Воздействие курения на организм.

 

23

Воздействие       сигаретного дыма на организм.

24

Источники  загрязнения окружающей среды, способы  защиты.

25

Как вести себя во время болезни.

26

Опасности электробытовых приборов.

 

Тема 7. Обобщающие занятия

5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3,4 кл. М., 1995.
  2. Валеология. Учебное пособие (Под редакцией проф. В.П. Соломина,                                         Ю.Л. Варламова. СПб., 1995)
  3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1996.
  5. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья, 1999.
  6. Мир детства: Младший школьник. М., 1988.
  7. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы (Под редакцией Г.М. Королева. М., 1996.
  8. Физкультура для всей семьи (Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. М.,1989.