Публикации
методическая разработка по теме

Волкова Наталья Александровна

Фестиваль педагогических идей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_razvitiyu_rechi_-_shestoy_god_obucheniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Иркутской области

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г.Усть-Илимска

Урок развития речи

 для детей с умеренной умственной  отсталостью.

Шестой год обучения

Тема: «Растения зимой: хвойные растения»

                                                                                               Учитель I категории

                                                                                              Специальной коррекционной

                                                                                             (общеобразовательной) школы

                                                           г. Усть-Илимска

                                                     Волкова Н.А.

                                                                                           

г.Усть-Илимск, 2011

Тема: «Растения зимой: хвойные растения»

Цели:

Образовательная: активизация словаря; формирование умения самостоятельно составлять рассказ по заданному началу;

        Коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия на основе    упражнений в узнавании и различении;

Воспитательная: воспитание мотивации к учению.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Дыхательная медитация.

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

б)        Упражнение по коррекции зрительного восприятия: назвать предметы, изображенные на доске.

Учитель рисует на доске контуры растений, которые наложены друг на друга. Ученики смотрят 10 секунд на этот рисунок. Затем учитель закрывает изображение, и дети должны назвать предметы, которые они увидели. Упражнение повторяется 2-3 раза.

в) Подведение итога.

2. Актуализация опорных знаний.

а)        Вводная беседа.

Учитель демонстрирует ряд картинок с изображениями хвойных деревьев:

—        Назовите одним словом общие части у всех деревьев. (Корни, ствол, кора, ветки, листья-иголки...)

б)        Введение в тему:

—        Отгадайте загадку:

Ну и платье —

сплошь иголки!

Его носят вечно... (елки).

Сообщение темы, целей урока; запись темы в тетрадь.

—        Я предлагаю отправиться в путешествие за новыми словами и знаниями. Кто готов — получит специальный пропуск в Страну слов (разноцветные конверты, в которых задания для
учеников; цвет конверта символизирует сложность задания: например, в красном конверте находится «осколочная» картинка, разрезанная на 6 частей, ит.п.). Кто хочет путешествовать?..

в) Рассматривание двух картинок: ель, сосна (поочередно):

  1. Найдите среди трафаретов деревьев те, которые похожи на ель, сосну.
  2. Подберите из предложенных листьев те, которые подходят к ним (иголки).
  3. Подберите цвет коры, ветки, плоды (шишки).
  4. Послушайте, о чем я говорю; ответ запишите в тетрадях:
  5. Это дерево имеет очень высокий прямой ствол, не очень толстый, но очень прочный. Его использовали в строительстве кораблей... (Сосна.)

Это зеленая, пушистая красавица хороша своими ветками, которые она широко раскидывает... (Ель.)

Корни этого дерева, широко распластанные, глубоко залегают в земле и могут удержать дерево от сильных ураганов и ветров. Очень часто на морских побережьях, в песчаных дюнах высаживают эти растения. (Сосна.) 

А теперь составьте предложение с вашими ответами.

Затем ученики «по цепочке» читают свои предложения. Самое красивое предложение учитель записывает на доске и в скобках указывает автора. Например: «Высокая сосна одиноко росла на берегу» (П. Иванов).

г) Подведение итога.

3.        Физминутка.

                                         Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

4.        Обобщение.

а) Составление «осколочных» картинок: ель — сосна. Каждому ученику дается конверт с двумя разрезанными картинками.

б)        Подберите описание к каждому дереву, используя слова и словосочетания: высокий, тонкий; мощный ствол; ветви располагаются высоко; раскидистое; иголки длинные; крупные овальные шишки; зеленая красавица; пушистые ветки; тонкие короткие иголки; ствол широкий узкий; молодое деревце; старое дерево; для праздника...

в) Работа с учебником, со Словариком.

5. Итог урока.

Дополнительный материал можно использовать на этапе «Актуализация опорных знаний»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Сосна и ель

Это было почти триста лет назад. Моряки на корабле, шедшем в Канаду, один за другим заболевали цингой. Выжили лишь те, кто стал пить настой сосновой хвои. А много лет спустя был открыт секрет этого чудодейственного настоя: оказалось, что он содержит в большом количестве ВИТАМИН С, необходимый человеку.

С давних пор люди оценили многие замечательные свойства сосны. Одно из них — стойкость и прочность. Недаром древние римляне называли ее «палас» — скала. Сосне действительно не страшны ни морозы, ни жара, ни ветры. Одного лишь боится сосна — темноты. Ей нужно много солнца и света. У сосны очень длинные корни, и благодаря им дерево добудет все, что ему нужно для жизни, даже из песчаной почвы, где мало влаги и питательных веществ.

А не замечал ли ты, что в сосновом бору легче дышится? Это еще одно интересное и полезное свойство сосны — способность очищать воздух от вредных БАКТЕРИЙ. Ученые установили, что в воздухе соснового леса в 10 раз меньше бактерий, чем, например, в березовом. Поэтому в сосновых борах устраивают лесные школы, пионерские лагеря, санатории.

Ель на сосну и похожа, и не похожа. Она меньше нее, менее вынослива, хвоинки располагаются иначе, шишки другой формы. И все-таки они близкие родственники — общих признаков у них немало. Но главный признак — хвоинки вместо листьев. Поэтому и название у них общее — хвойные деревья.

Никто никогда не видел ель или сосну без хвои (конечно, если дерево не засохло). Поэтому называют сосну и ель вечнозелеными растениями. И многие, наверное, думают, что иголки вырастают один раз — да так и остаются до самой смерти дерева. На самом же деле хвойные деревья в течение нескольких лет полностью «переодеваются»: вместо опавших хвоинок постепенно вырастают новые.

Хвойные деревья приносят немалую пользу: их смола и прочная древесина широко применяются в разных областях промышленности и хозяйства. А из хвои только одной сосны можно получить столько полезных ВИТАМИНОВ, что их хватит человеку на целый год. Очень богата витаминами и хвойная мука, которую зимой подсыпают в корм скоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Уведомление о публикации материала...

Свидетельство о публикации

Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....

свидетельство о публикации

Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....

Публикации

Публикации разных лет...

Свидетельства о публикациях в сети Интернет

Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...