Значение художественного творчества в умственном развитии детей с ОВЗ.
статья по теме

Рогинина Людмила Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konfer.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

       ГОУ  ТО «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА – ДЕТСКИЙ  САД III – IV ВИДОВ»

 Значение художественного творчества в умственном

     развитии детей с ограниченными возможностями

здоровья.

                                                       

 

 

     

     В последние годы во всем мире проблеме коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами разнообразных видов творчества уделяется большое внимание. Искусство более, чем любая область общественной жизни может оказать положительное влияние на развитие личности воспитанников с любой степенью ограничения здоровья.

    Искусство является средством раскрытия для подрастающего поколения красоты нашей жизни, важнейшим стимулом активной общественной деятельности, источником духовного богатства.

       Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом Возможности развития способностей не остаются неизменными. Если эти возможности  не развиваются, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным, художественным, танцевальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

          Школьный период, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.  

     Важное условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и в школьном коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.           

     Я считаю, что   театрализованная деятельность является уникальным средством развития  творческих способностей детей и играет огромную роль в коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому художественно-эстетическое направление  внеурочной деятельности мною выбрано неслучайно.   Целью данного направления является формирование основ знаний и понятий о прекрасном в многообразной действительности. По данному направлению организованы различные по форме и содержанию виды деятельности, направленные на формирование и развитие творческих способностей  у  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья. Второй  год под моим руководством в школе  работает  кружок  «Кукольная  страна». Кукольное искусство-искусство особое, оно имеет индивидуальную неповторимость. Кукла не способна раскрыть многостороннюю психологическую структуру образа человека, но может показать яркие черты в их общем проявлении.

        Театрализованная  деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.  Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

       Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

     Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

             Правильно поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают детей   думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.   Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

      Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

       Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

     В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

    Дети сами выбирают выразительные средства, перенимают их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность.

      Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать его в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие и  радость.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

   Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.

     Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам относится игра. Игра может быть организована как самостоятельная деятельность, например сценическая. Когда спектакль является ее результатом.

    Игра – душа театра. Игровая стихия игрового театра сродни детству: оно в игре познает мир, его радости, страдания. К. С. Станиславский говорил, что актерам надо учиться игре у детей. Участие  в   спектакле влияет на понимание учащимися окружающего мира. Мир чувств ребенка становится более ярким, разнообразным и глубоким. Во время репетиций укрепляется уверенность, а также способность адаптироваться в различных обстоятельствах: ребенок учится без стеснения выражать свои чувства в мимике, жестах. Это очень помогает ребенку в повседневной школьной жизни: не комплексовать во время ответа у доски, быстро находить решение в любой ситуации. В подготовке театрализованных представлений оказывают помощь родители, что способствует решению задачи укрепления связей между школой и семьёй. Театрализованные постановки обеспечивают интересную жизнь в стенах школы вне уроков, заинтересованность родителей в творческих успехах детей, особенно, если ребёнок не совсем успешен в обучении. Развивается сотрудничество между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями.  

    Сегодня существует проблема снижения уровня коммуникативной культуры. По мнению психологов, именно коммуникативная культура является основой общей культуры личности, помогая создать её внутренний мир. Коммуникативная культура – это совокупность трёх культурообразующих компонентов: эмоциональная культура или культура чувств, культура мышления и культура речи. К сожалению, эмоциональной культуре уделяется мало внимания, в том числе и в семье. Эмоции же влияют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и волевые процессы.

    Всем известно, что сегодня ослабевает интерес к книге как источнику знаний и культурного обогащения. Театральная деятельность неразрывно связана с литературой, умением общаться с книгой. «Книга – это духовное завещание одного поколения другому», - писал А.И. Герцен. Театральные постановки,   заставляют участников обратиться к литературному тексту, по-новому прочитать уже известные страницы какого-либо автора.

     Занятия театром дисциплинируют.   Ребёнок становится не только участником, но и успешным актёром, что оказывает влияние на характер ученика. Он становится увереннее,  начинает гордиться собственными успехами. Ребёнок, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли актёра, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Школьное искусство знакомо ребятам с раннего детства, поэтому это даёт возможность в спектакле занимать учащихся разных возрастов. Они прекрасно поладят, ведь ничто так не сближает, как совместные театральные труды.

    Театр, как правило, не является учебным предметом в общеобразовательной школе, но в школьных программах заложены возможности целенаправленного приобщения школьников к этому искусству и его взаимосвязи с дисциплинами гуманитарного и художественного циклов.

   Занятия в кукольном театре превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков в отклонении развития детей. Предоставление воспитанникам практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, играет огромную развивающую роль в эстетическом воспитании и реализации таких коррекционных задач как:

  - развитие умения владеть собой;

  - устранение коммуникационных барьеров;

 - объяснение ситуативных изменений в поведении;

 - психо - эмоциональное развитие;

 - устранение неврозов и фобий различного типа;

 - развитие чувства уверенности в себе.

        Вся работа в театре должна быть доступной и хорошо организованной. Как режиссер, я погружаю   детей в стихию игры, обучаю самостоятельной работе над созданием образа.  Свои выступления мы обязательно анализируем, делаем критические замечания. На критику, не обижаемся, а используем ее как ступеньку для роста.

    И, конечно же, мы строим планы на будущее. На общих собраниях, встречах мы   разрабатываем план дальнейшей работы, выступлений. Мы приветствуем и поощряем креативных и энергичных учащихся.

    Наша главная задача – эстетическое воспитание, создание атмосферы радости, сотрудничества, развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельного мышления.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...

Возможность умственного развития детей дома

При желании и терпении родители могут в значительной степени способствовать умственному развитию своего ребёнка. Понятно, что разным детям нужно помогать по-разному. Но в любом случае занятия дома пол...

статья: Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста

Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детеймладшего школьного возраста Черевичная Н.Н., Пионтек А.В.ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт Петербурга «Сказка – лож...

Консуьтация для педагогов ДОУ "Значение занимательного математического материала для умственного развития детей" ( старший дошкольный возраст).

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи – шутки,...

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...

Особенности умственного развития детей с незначительным понижением слуха

Особенности умственного воспитания реабилитированных детей с разной степенью снижения слуха...

Выступление на педагогическом совете с докладом "Школа как носитель умственного развития детей".

quot;Школа как носитель умственного развития детей".Выступление на педагогическом совете....