Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».
консультация по теме

Вагнер Ирина Владимировна

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литеретурных произведений, которые представлены в конце выступления. Во второй консультации дается понятие о великой педагогической роли художественной литературы на формирование положительных нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupleniya_na_rodit._sobr.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании.

 Тема:   «Почему дети говорят неправду» 

    Мы с презрением относимся к человеку, который обманывает, и уважаем того, на чьи слова можно положиться. Искренность, правдивость, честность в большом и малом нужно воспитывать с детства. В нашем обществе исчезает основа лжи. Общий труд и общие интересы людей требуют от них честного товарищеского отношения друг к другу. Не следует, однако думать, что дети, родившиеся в нашем обществе, автоматически сами по себе вырастут правдивыми, честными людьми. К сожалению и наши дети подчас видят вокруг себя примеры, которые их учат лжи, бесчестному поведению.

Не правда ли, что нас взрослых, беспокоит, возмущает, приводит в растерянность детская ложь? Как реагировать на подобный факт? Наказать ребенка? Объяснить ему, что ложь – это признак слабости, трусости и прочих негативных качеств в человеке? Или превратить все в шутку и вместе с ребенком посмеяться на тем, что выдумка его обнаружена?  

Между тем, одна из главных причин лжи ребенка – это недоверие его ко взрослым. Ребенок лжет, потому что боится – вдруг мы накажем его за какой-либо чисто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещенный нами поступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно. В нем виноваты мы, взрослые. Порой мы очень скоры на расправу, причем часто физическую.(Подумаешь, несколько шлепков…, зато в другой раз так делать не будет). Никакое самое «безболезненное» физическое наказание не является положительным методом в воспитании. Нельзя растить в человеке страх. Подобные меры воздействия развивают в детях чувство униженности, неравенства, зависимости. Боязнь наказания очень часто не останавливает ребенка перед очередным запретом, а лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывая взрослых.

Вторая причина детской лжи – это желание самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогического воспитания взрослых и отношения к ребенку. Мы иногда позволяем себе смеяться или укоризненно относиться к проявлению слабости, нерешительности, страхам детей. Делаем иронические замечания, и тем самым унижаем личное достоинство человека. В подобном случае, не имея других возможностей оказаться сильнее, вежливее других, дети приписывают себе все недостающие достоинства, выдумывая их. И вот они уже сочиняют ситуации, в которых якобы проявились их замечательные, героические качества. Если такое случилось, то нельзя обличать ребенка во лжи в присутствии других детей или взрослых. Нужно постараться развить в них желаемые качества через любовь к своим детям и вооружиться терпением. Необходимо чаще хвалить детей за все их хорошие поступки, не оставлять незамеченным каждое их старание. И при каждой возможности помогать детям приобретать веру в себя, в свои возможности и силы.  

Еще один вариант детской лжи – неловкое старание детей выставить своих близких, родителей, друзей в более ярком и достойном виде. В данном случае ложь – мечта. Дети выдают желаемое за действительность. Например: хочется идеального папу, который преуспевает на работе. Ездит с детьми на лыжах, коньках, покупает подарки и тд. и тп. Эта мечта превращает ложь в сказку. А чудесный папа пристрастен к спиртному и приносит много горя семье. И поэтому дети пытаются придумать для взрослых другую жизнь, другие отношения. Всем взрослым стоит прислушаться к такой лжи – мечте, чтобы разглядеть в ней истину.

И еще один вариант детской лжи. Это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы. Значит у ребенка живой и любознательный ум. И необходимо поощрять и развивать в нем эту замечательную способность чтением книг, посещением театров. творческими занятиями, совместными выдумками и играми. Совместное творчество ума приблизит взрослых к своим детям, поможет яснее, глубже, серьёзнее понять детскую ложь и ее причины.                                                                                                                                                

Необходимо повседневно тренировать детей в моральном поведении, в проявлениях честности и правдивости, в первую очередь. Решению этой задачи способствует специальное создание ситуаций и использования случаев из повседневной жизни детей в классе и дома, в которых ребенок становится свидетелем проявления честности или нечестности товарища, сам попадает в необходимость выбора - сказать правду, промолчать или проявить нечестность. Поэтому в развитии нравственного поведения школьников важно создать в их сознании единую систему, включающую знания, чувства и действия. Достижению этой цели будет способствовать, наличие сильного постоянно действующего мотива, такого, как, например, оценка учителя.

В частности, сильный воспитательный потенциал имеет чтение художественной литературы в школе и дома. Различные произведения, учат детей оценивать поступки героев и «примерять» их на себя – оценивать себя и сверстников, их поступки и моральные качества.

Также, особое значение  в воспитании честности и правдивости имеют беседы на этические темы. Они помогают детям анализировать поступки, выявить их причину, и делать правильное умозаключение. Что в свою очередь подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми, в школе, на работе и у себя дома.

Задача  взрослых - воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему - то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинство человек        а.

 Проблемные ситуации о честности и правдивости:

                                       Коза и волк.

Увидел волк козу, которая паслась над обрывом. Никак до нее не добраться. «Что же ты, козонька, так высоко забралась? –говорит волк. – Оттуда, сверху, и упасть можно ненароком, а тут луг такой зеленый и ручей с ключевой водой. Спустилась бы ты лучше вниз, здесь травка и вкусная, и сочная!» Но ответила ему коза: «Не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что есть тебе нечего».

Вопросы:

1. Правду ли говорил волк о сочной траве и вкусной воде?

2.Почему коза не согласилась спуститься со скалы, может она не поверила, что внизу пастись лучше?

3.На самом ли деле волк заботился о козе, или его больше интересовало что-то другое?

Тест – шутка:

Как поступил бы волк, если бы коза спустилась к нему со скалы?

- Постарался бы незаметно подоить козу, пока та щиплет травку.

- Подарил бы ей букет полевых цветов.

- Набросился бы на нее и съел.

Вспомните какую-либо ситуацию из жизни о том, что не всегда следует верить словам, но следует понять, что за этими словами кроется. Например, это может быть ситуация с недобросовестной рекламой.

                                    Пастух и волки.

Как то раз выгнал пастух свое стадо от деревни подальше. Было ему скучно, и решил он позабавиться. Стал пастух кричать, будто волки напали на овец, и звать односельчан на помощь. Несколько раз крестьяне, заслышав его призыв, прибегали на выручку, а потом возвращались в село осмеянные. Но однажды волки и в самом деле появились и стали губить овец. Пастух принялся кричать, звать на помощь. Но люди подумали, что это снова шутки пастуха, и никто не двинулся с места. Так и потерял пастух все свое стадо.

Вопросы:

1. Зачем пастух звал на помощь, хотя никакой помощи не требовалось?

2. Почему селяне прибегали на помощь, когда волков не было, а когда появились волки, то они не прибежали?

3.Кого должен винить пастух, что остался без стада?

Тест:

Почему обманывать плохо?

- Никто тебе не поверит.

- Даже когда говоришь правду, все думают, что ты обманываешь.

- Могут побить за обман.

- Никто не хочет дружить с обманщиком, потому, что никогда не поймешь, что у него на уме.

Литературный пример: Незнайка из повести Н. Носова 2Приключения Незнайки и его друзей».

                                       

                                      Лисица и тигр.

Тигру на старости лет трудно стало охотиться. Задумал он жить хитростью. Залег в пещере и притворился больным. Звери осмелели и стали приходить, чтобы посмотреть на больного тигра. Много любопытных входило в пещеру, да только назад никто не возвращался. Пришла и лисица, остановилась поодаль и стала расспрашивать тигра о его здоровье. Говорит ей тигр ласковым голосом: «Плохо лисонька, да что же ты издали  кричишь, что не подойдешь поближе?» А лисица ему и отвечает: «И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов ведет много, а из пещеры – ни одного».

Вопросы:  

1. Как тигр заманивал зверей к себе в пещеру?

2. Почему лиса разговаривала с тигром из укрытия?

3. Как лиса догадалась, что в пещеру заходить опасно?

4. Можно ли назвать лису трусливой, или правильнее было бы назвать ее осторожной?.

Тест – шутка:    

Тигр звал к себе лису в пещеру для того, чтобы:

-Она помогла ему определить. Сколько градусов набежало на термометре.

- Показать ей. Что в пещере есть еще один выход.

- Чтобы пожаловаться на плохое самочувствие.

- Съесть лису как и других зверей.

Литературный пример: Беспечность царевны и коварство мачехи в поэме А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Ситуация из жизни: Как следует поступать, когда к ребенку подходит незнакомый взрослый (с ласковыми речами и недобрыми намерениями).

 

                          Черепаха и заяц.

Хвастливый заяц вызвал на соревнование по бегу черепаху. Назначили они для состязания время и место и разошлись. Но самонадеянный заяц, полагаясь на свою природную резвость, не старался бежать, а улегся возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что двигается она медленно, и потому очень старалась и бежала без передышки. Так обогнала она зайца и победила в соревновании.

Вопросы:

1. Почему заяц вызвал на соревнование по бегу именно черепаху?

2.Почему заяц лег поспать?

3. Какие чувства испытал заяц, когда узнал, что проиграл состязание?

Тест – шутка:

Заяц проиграл состязание с черепахой. Потому что:

- Ему захотелось спать.

-Ему хотелось, чтобы победила черепаха, потому он нарочно поддавался.

- Решил, что все равно не сможет обогнать черепаху, и притворился спящим.

- Был слишком уверен в победе.

Ситуация для обсуждения:

Петя очень любил побеждать. Каждый день на прогулке он уговаривал малышей посоревноваться в беге или прыжках. И, конечно. Всегда в этих соревнованиях выигрывал, потому что был старше и сильнее. Но почему-то никто не считал его хорошим бегуном или прыгуном. Как ты думаешь, почему? Что нужно сделать Пете, чтобы товарищи признали его хорошим спортсменом.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Выступление на родительском собрании.

Тема: «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического и эстетического развития, это период, когда формируются нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное отношение к себе и окружающему миру, развиваются желание и умение учиться, взаимодействовать с другими людьми, общаться, быть самостоятельным, уметь оценивать себя и окружающих. Перед учителем начальных классов особо стоит задача формирования нравственных качеств личности, его культуры общения, коммуникативных навыков ребенка, мировоззренческих позиций. Главное в школьном детстве воспитать в ребенке ответственное отношение к своим делам и поступкам. Совокупность таких нравственных свойств, как искренность, правдивость, самоотверженность, справедливость, бескорыстие, благодарность составляют ядро ценностных ориентаций младших школьников.

Содержание учебников дает богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке, формирующей сознание учащихся, их представления о простейших нормах нравственности.

В качестве основного средства привития таких навыков на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и отношений.

Литературное произведение – организующий центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение прочитанного  может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту в зависимости от темы урока. Работая с текстами, большое внимание  нужно уделять ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображенным персонажам является основой формирования нравственных представлений. Для того, чтобы дети лучше смогли доказать и обосновать, почему один герой хороший, другой плохой, лучше прочувствовать его переживания, используются приемы одушевления, перевоплощения, уподобления. Ребенок должен научиться ставить  себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Благодаря этому, чтение литературы становится средством осознания себя, своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам. Школьники уже могут обобщать поступки персонажей и учатся осознавать, что им дала та или иная книга, чему их научила.

Художественная литература, как средство воспитания нравственных качеств личности, должна также использоваться вне школы – дома. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что читает ваш ребенок, и при возможности заинтересовать его или порекомендовать ему ту или иную книгу. Отбирая литературу для детей , нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности. Оно должно затрагивать душу ребенка. Чтобы у него появились чувства сопереживания, сочувствия к героям произведения. После чтения произведения  поговорить  о прочитанном, выслушать реакцию детей на произведение, отношение его к героям, оценку их поступков. Помочь  школьникам сосредоточить свое внимание на изображении  нравственной красоты человека, уточнить или раскрыть понятия: нравственный долг,  совесть, счастье, дружба, любовь.

В школьном возрасте дети начинают отдавать предпочтение более реалистичному жанру – рассказу, который основан на реальных событиях или возможности этих событий. Детей часто интересуют рассказы о своих сверстниках, и поэтому они пытаются проецировать  на себя поступки и действия героев книги, адекватно оценивать себя. Пытаются сопоставлять свои возможности и желания, оценивать недостатки и искать пути их исправления. И здесь им помогают герои рассказов, как транслятор культуры и опыта автора.

Например, какую огромную нравственную ценность несут в себе рассказы Н. Н. Носова.  Начиная с веселого, глуповатого Незнайки, жителей солнечного города  до героев рассказов : «Огурцы», «Заплатка». Все они переживают труднейшие периоды в своих чувствах, где справедливость борется с обманом, где честность и смелость признаться в содеянном превосходит над стыдом и боязнью наказания.  В рассказах В. Драгунского  «Тайное становится явным»,  Л. Толстого  «Косточка», авторы учат читателей говорить правду, что тайное рано или поздно выявляется и доставляет еще больше переживаний и стыда. В рассказе В. Пантелеева «Честное слово» описывается значимость умения держать  слово, веры  в порядочность людей.

Но большинство детей младшего школьного возраста, продолжает  интересовать загадочный мир сказок, которые также богаты нравственным воспитательным значением. Сказка – любимый литературный жанр детей всех возрастов. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. Дети всегда проецируют на себя образы главных героев любимых сказок, и находясь под этим влиянием, строят свою самооценку, в зависимости от того, каким он видит себя через этот образ.

Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Ему помогают такие качества как: храбрость, скромность, находчивость, чувство собственного достоинства. В каждом слове – убежденность в правоте, верность делу. Здесь раскрываются и патриотические чувства – любовь в Родине. Народу. Анализируя события сказки «Царевна – лягушка», выясняем, какими качествами обладает Иван – царевич: добротой, жалостью к братьям нашим меньшим, отзывчивостью. Именно эти поступки раскрывают внутренний мир героя, поэтому и помогают Ивану-царевичу и звери и птицы найти Василису Премудрую.

Сказка А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» по своему настроению, идейной направленности  очень близка к русским народным сказкам. Здесь истинная красота  - обладание  высокими  душевными качествами  сочетается с внешней красотой человека. Эта идея выражается в столкновении царевны с царицей-мачехой, в борьбе между добром и злом. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.

Много славных и великих дел ждут детей в будущем. Но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По разным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающий на них нравственно – эстетическое воздействие. При этом книга остается ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребенка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Каким человеком хочет он стать? На эти, и многие другие вопросы помогут ответить герои литературных произведений.

Литература – это человекознание и в тоже время одно из тончайших средств самопознания, самоутверждения. Литература перестает быть воспитывающей силой, если пытливый взгляд не обращен  в  самого себя, если человек не дает оценки себе с точки зрения морально – эстетического идеала.

Использованная литература:

1. Кутьева Н. Д. Литература в начальной школе. – М., 1993

2. Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. – М.,1982

3. Джежелей О. В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение», «Литература». – Начальная школа, 1994, №3

4. Карпов И. А. Азбука нравственного воспитания. – М., 1979

                     

               

Анкета для родителей.

1. Какие нравственные качества Вы считаете наиболее важными для человека?

2. Какие нравственные качества сформированы у Вашего ребенка, как Вы их формируете?

3. Влияет ли книга на нравственное развитие детей? Каким образом?

4. Много ли времени Ваш ребенок отводит чтению художественной литературы дома? Обсуждает ли с Вами прочитанное?

5. Есть ли у Вашего ребенка любимые литературные герои, которым стремится подражать? Какие качества у них выделяет?

6. С помощью каких литературных произведений (перечислите их названия) можно воспитать у школьника такие нравственные качества как честность и правдивость?

7.Какова роль примера взрослого в воспитании этих качеств у детей?

8. Что такое, на Ваш взгляд, честность, правдивость?

               

  Конспект беседы  на тему:

                        «Тайное становится явным»

Цель: На основе художественных произведений  дать детям понятия о честности и правдивости, подвести к пониманию того, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения.  Формировать нравственные качества личности, такие  как честность и правдивость.

Оборудование: Тексты произведений: «Тайное становится явным», «Косточка».

Плакаты с высказываниями о правде и лжи.

- Наверное, с каждым из вас когда-нибудь произошел такой случай, когда вы что-то хотели скрыть от своих родителей, от взрослых, а они потом все равно об этом узнали. Вспомните и расскажите о таком случае.

С героем рассказа Виктора Драгунского тоже произошла подобная история. Послушайте ее. ( чтение рассказа «Тайное становится явным»)

  • Ребята, как вы объясните, что означает пословица»Тайное становится явным»?
  • Расскажите, как Дениска убедился в справедливости этой пословицы?
  • Что можно сказать о Денискином поступке? Нарочно ли он это сделал?
  • Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?
  • Как сказать коротко, о чем этот рассказ? Как бы вы его назвали?

Писатель В. Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным» и вы наверное заметили, что в рассказе говорится о том же, о чем и в названии?

Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно, как произошло с главным героем следующего произведения, который написал Л. Н. Толстой: «Косточка». (чтение рассказа)

Что вы можете сказать о  поступке Вани, как он обманул отца?

Как отец перехитрил Ваню и заставил его признаться?

Почему Ваня заплакал? Что заставило Ваню обмануть родителей?

Конечно же страх за наказание. Нужно набраться смелости и говорить правду, признаться в содеянном. Обман это брат страха. Сказать правду и попросить прощения – поругают, накажут, но тебе станет легче. Обмануть, соврать – легко не будет, долго будет плохо. Потом все равно узнают. Тогда рассердятся сильнее и накажут. Еще взрослым будет долго плохо, неприятно от мысли, что их ребенок – обманщик и лгун.

Тайное, рано или поздно,  всегда становится явным. Поэтому лучше всегда говорить правду, и тебя будут считать честным и правдивым человеком.

Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость — слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость?

Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим   убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость — склонность говорить, высказывать правду.

Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря:

Честность — это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость — это соответствие слов делам.

Посмотрите на доску и еще раз прочитайте слова великих людей о правде и лжи.

Ложь ...приносит всегда вред в окончательном результате”

Н.Г. Чернышевский.

“Живи по правде — вот самая лучшая проповедь”

М. Сервантес.

“Правда — воздух, без которого дышать нельзя”

И.С. Тургенев.

Для того, чтобы тебя считали честным и правдивым человеком, нужно всегда говорить правду и поступать честно и справедливо.

               Конспект беседы  на тему:

       «Всякий правды ищет, да не всякий ее творит»

Цель: Формировать нравственные качества человека. Объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению. Закрепить понятия честности и правдивости. Развивать стремление к правдивости и такту: не доставлять неприятностей другим людям, не говорить обидные слова, не делать друг другу плохо.

Оборудование:  Плакаты с пословицами, клубок с нитками.

Упражнение – приветствие «Комплименты».

(Дети по кругу говорят своему соседу комплимент, передовая при этом клубок ниток)

- Вам понравилось упражнение? Порой, кроме хорошего мы говорим дру другу плохое. Порой плохое даже проще сказать, нежели хорошее. А ведь так важно выражать свои положительные чувства и эмоции друг другу. Они ободряют нас и придают уверенности в себе. Давайте будем говорить друг другу больше  комплиментов.

Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы.

Ложь -                                     Нечестность-

Сегодня мы поговорим с вами о честности и правдивости человека. Как вы понимаете эти слова?                                                                                                                                                                      

Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим   убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость — склонность говорить, высказывать правду. Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом

Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял ее, прочитал.

 Ребята, как вы думаете, что же произойдет дальше?

Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу. Особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена», сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в  глаза учительницы не смог, стыдно ему было. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти уже заканчивался, когда Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне  «2», пятерка не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми  глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена. Это очень хорошо, что ты понял все».

Как  вы оцениваете поступок Гены?

Легко ли быть честным? Каждый ли школьник сможет поступить так, как Гена?

Послушайте еще одну историю.

Пошли три мальчика в лес и не заметили, как прошел день ,  загулялись до позного вечера. Идут домой –боятся, попадет дома от родителей. Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, говорит первый, - будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и не будет меня ругать.

Я скажу, говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мама и на будет ругаться.

А я правду скажу, - говорит третий. Правду всегда легче говорить, потому, что она правда и придумывать ничего не нужно. Все разошлись по домам.

Только сказал первый мальчик отцу про волка- глянь, лесной сторож идет. «Нет, говорит, в этих местах волка». Рассердился отец за первую вину, а за ложь – вдвойне.

Второй мальчик про деда рассказал, а тут дед в гости заходит. Узнала мама правду и тоже рассердилась вдвойне.

А третий мальчик пришел, так с порога во всем и сознался. Поворчала на него мама, да и простила.

Ребята, в чем суть этого рассказа?

 Ложь обычно все равно будет известна и принесет большие неприятности.

Еще этот рассказ показывает, как по-разному относятся люди к правдивости.

Честность, правдивость, скромность всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым не ври. Вранье приносит огромный вред, начиная с того, что спрятал дневник с плохой отметкой.

Есть ребята, которые боятся говорить правду. Они думают: “Скажу правду — потеряю друга, конец дружбе”. Но жизнь опровергает это. Дружба на лжи никогда не держалась, совсем наоборот. Многие ребята правильно понимают критику.

Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать — в любом случае низко и глупо.

Ребята, как вы думаете есть ли такая правда, которую говорить нельзя? Послушайте следующую историю.

Дети собрались на Новогодний карнавал. Все пришли нарядные. Лишь только Ира не нарядилась, так как мама лежит в больнице, папа уехал, и пришла в обычном платье. К ней подходит Даша и говорит: «Ты как Золушка на балу среди принцесс и принцев». Ира плачет.

Даша сказала правду?

Значит, есть правда. Которую нельзя говорить? Когда? Кому? Почему?

Правильно. Человеку с увечьем – о его увечье, человеку у которого горе – о его горе.

Мы должны быть тактичными и  не доставлять огорчений, не делать плохо и больно окружающим людям.

Перед вами плакат. Вам необходимо соединить данные фразы так, чтобы получились пословицы. Объяснить как вы их понимаете.

Кто правдой живет                  оболжет тебя вокруг

Один раз соврешь                   а не то в беду попасть можно

Правду говори                         да не всяк ее творит

Всяк правды ищет                    тот добро наживет

Шути да осторожно                  другой не поверят

Лжец всегда неверный друг      что дрова руби

Народная мудрость  убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.

Какой совет вы бы дали человеку. Который хочет быть честным и правдивым?

-Не трусь, если что то натворил – говори сразу

-  Никогда не выдумывай про друзей

- Не говори обидную правду если человеку и так плохо.

- Говори с людьми и поступай так, как хотел бы ты, чтобы говорили с тобой и  поступали по отношению к тебе другие.

— Я надеюсь, что вы так не поступаете. Ведь честность и правдивость являются нравственными важнейшими качествами человека. По этим качествам вас и окружающие оценивают. Лев Николаевич Толстой сказал:

“Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью”.

Пусть ваша жизненная дорога пройдет под девизом правдивости и честности.

                               Конспект беседы на тему:

           «Поговорим о честности и правдивости»

               (путешествие по литературным произведениям)

Цель: Средствами художественной литературы воспитывать у детей честность и правдивость. Упражнять в умении анализировать поступки героев произведений, высказывать свое мнение о них. Продолжать развивать интерес детей к творчеству детских писателей.

Оборудование: Выставка произведений разных авторов о честности и правдивости.

- Ребята, кого можно назвать честным и правдивым?

Разобраться нам в этом помогут рассказы и сказки. Давайте вспомним. Какие вы знаете произведения о честности и правдивости.

(предложить рассмотреть выставку художественной литературы)

- Давайте вспомним рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным».

-О чем этот рассказ?

-Что можно сказать о Денискином поступке?

- Нарочно ли он это сделал? Почему не признался сразу7

-Переживал ли он? Было ли ему стыдно за свой поступок?

А что произошло с Ваней в рассказе Л. Н. Толстого «Косточка»?

-Как Ваня обманул отца? Сразу ли признался, в том , что съел сливу?

- Как отец перехитрил Ваню? Осознал ли он свой поступок7

В рассказе П. Пантелеева «Честное слово». Описывается история, которая произошла с одним человеком.

Кого он встретил? Почему мальчик стоял и плакал?

Что произошло потом? Как можно оценить поступок мальчика?

- Что означает:»Дать честное слово»?

Давайте поговорим о русской народной сказке «Заюшкина избушка».

-О чем эта сказка? Как лиса обманула зайца?

-Честно ли она поступила? Чем закончилась сказка?

Следующего героя зовут Котька. Он понял. Что чужое брать не хорошо, обманывать стыдно.

-Как называется это произведение?

-Что чужое взял Котька? Признался ли он маме?

-Как вы думаете, было ли ему стыдно?

-Совершит ли Котька такой поступок в следующий раз?

-Как вы думаете, Котька честный человек?

- Давайте вспомним сказку А. Толстого «Золотой ключик».

-Как зовут главного героя?

-Как вы считаете, Буратино честный, правдивый персонаж? Он не умеет обманывать, он очень доверчивый и поэтому его все пытаются обмануть и одурачить.

-Чем закончилась сказка о Буратино? Добро победило зло, правда победила ложь.

- Еще какие произведения есть о честности и правдивости, назовите их.

-Молодцы! Вы вспомнили много произведений о честности и правдивости.

-Что же такое честность и правдивость? (высказывание детей)

Честным, правдивым можно назвать такого человека, который не обманывает, говорит только правду. Даже если совершил не очень хороший поступок. Честный человек все равно признается в этом.

Честность и правдивость – очень хорошие качества. Я желаю, чтобы вы росли честными и правдивыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании ТЕМА: Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема

Материал для выступления на родительском собрании. Он поможет Объяснить родителям на что нужно обратить внимание при развитии творческих способностей...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «В ГОСТИ К БЕРЕНДЕЮ».

Актуальна данная проблема и в коррекционных образовательных учреждениях. У детей с ОВЗ нарушена познавательная деятельность, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, замедленная затруд...

Статья "Формирование и воспитание у учащихся младшего школьного возраста основ здорового образа жизни"

Статья о формировании и воспитании у учащихся младшего школьного возраста основ здорового образа жизни....

Выступление на родительском собрании Тема: «Воспитание сознательной дисциплины».

Родительское собрание.Тема: «Воспитание сознательной дисциплины»....

Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедической работы с ними в младшем школьном возрасте

Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней перечислены виды тяжелых нарушений речи (ТНР), психолого-педагогические и речевые особенности детей с ТНР, основные н...

Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте: нравственный, гражданский и патриотический аспекты

Формирование основных психических качеств личности осуществляется именно в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что в этот период происходит исправление системы жизненных отношений, ведь у ...