МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «В ГОСТИ К БЕРЕНДЕЮ».
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

Кудряшова Ольга Николаевна

Актуальна данная проблема и в коррекционных образовательных учреждениях. У детей с ОВЗ нарушена познавательная деятельность, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, не развитая эмоционально-волевая сфера. Для них общение с природой особенно необходимо, так как «логика природы-самая доступная  для детей логика»(К.Д. Ушинский).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»









МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ВНЕКЛАССНОГО  МЕРОПРИЯТИЯ   ПО  ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  С  ОВЗ

   

                                   «В ГОСТИ К БЕРЕНДЕЮ».

    Выполнил:
Кудряшова Ольга Николаевна,

воспитатель высшей категории
ГКОУ ЛО «Кировская специальная

школа-интернат.»
г. Кировск
тел: 8(960)2495164

Актуальность:

Человек и природа…во все времена и у всех народов эта тема была вечной и актуальной. Но никогда она не стояла так остро, как в наши дни. Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных , жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели проблемы экологии. Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом. Экологическое образование и воспитание возведено Правительством нашей страны в разряд первостепенных государственных проблем и признано необходимым условием развития страны, социального становления личности. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание экологической катастрофы. Очевидно, что  в становлении экологического сознания, экологических знаний и убеждений  велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты. Экологическое воспитание учащихся актуально. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем выше эффективность воспитания.
Актуальна данная проблема и в коррекционных образовательных учреждениях. У детей с ОВЗ нарушена познавательная деятельность, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, не развитая эмоционально-волевая сфера. Для них общение с природой особенно необходимо, так как «логика природы-самая доступная  для детей логика»(К.Д. Ушинский).
Во время наблюдений, а эта форма работы по экологическому воспитанию является основной с детьми с ОВЗ, развивается и обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.  Наблюдения развивают у детей стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях растений и животных. Проведение простейших опытов, организация экскурсий, ролевые игры, викторины, просмотр видеофильмов активизируют познавательную деятельность,помогают узнать правила поведения детей в природе.  Активизируется потребность выражения эстетических чувств творческими средствами(рисунок, рассказ, стихи и т.д.) Доступная для детей деятельность в уголке природы способствует формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью умений, навыков  выполнять  совместную со взрослыми деятельность. Игровые формы экологического воспитания стимулируют общую активность детей с ОВЗ, корригируют высшие психические функции воспитанников (мышление, память, воображение, речь). Работа с природным материалом развивает мелкую моторику, способствует коррекции эстетических чувств, творческих способностей. Экологическое воспитание способствует индивидуальному гармоничному развитию учащихся, непроизвольному овладению основными навыками образовательной деятельности(чтения, письма, счета, общения).

В нашей школе работа по экологическому воспитанию проводится постоянно. Разрабатываются новые формы работы, деловые игры, праздники и развлечения.

В рамках экологической декады, посвященной  охране  окружающей среды, проходили следующие мероприятия:
-экологическая игра(подг. класс),
-экологическая викторина(1класс),
выпуск экологической газеты(2класс),
-конкурс рисунков, плакатов,
экологический  десант-уборка территории школы
-конкурс стихов о природе.
Выступления чтецов были интересными, ребята творчески подошли к конкурсу.

Хорошей традицией  стала забота о зимующих птицах. У нас сложилась определенная система в этой работе. В экологическом уголке помещаем советы для родителей, как привлечь внимание детей, используя материалы по темам: «Помогите синичкам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Ежегодно проводим праздник «День птиц».
Привлекаются родители к разным конкурсам, развлечениям, выставкам, проектам.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия школы и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
В данной методической разработке представлен конспект внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию. В ходе проведения этого мероприятия мною преследовалась
 Цель: подготовить внеклассное занятие, направленное  на всесторонне гармоничное развитие личности и экологическое  воспитание учащихся младших классов, в рамках экологической декады, посвященной  охране окружающей среды.
Данная методическая разработка отвечает следующим задачам
 

Обучающие задачи:
1.Формировать у детей экологическую культуру
2.Обобщить знания о значении слова « природа».
3.Закрепить знания детей о растениях, животных, птицах, живущих в лесах Ленинградской области.
4.Выяснить, какую пользу приносит лес.
5.Закрепить правила поведения в лесу.

Коррекционно-развивающие задачи:
1.Коррекция всех психических процессов - внимания, образного мышления, памяти.
2.Коррекция эмоционально-волевой сферы.
3.Расширение кругозора и объема словаря.
4.Формирование пространственных представлений.

Воспитательные задачи:
1.Прививать любовь к природе.
2.Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину, ее богатства.
3.Учить работать в коллективе, помогать друг другу.
Предварительная работа:
1.Экскурсии в парк, наблюдение за природой.
2.Проведение  дидактических игр по экологии.
3.Чтение экологических сказок.
4.Рассматривание иллюстраций и рисование  диких животных, птиц, растений.
5.Разгадывание загадок, кроссвордов, проведение викторин о природе.
6.Знакомство с Красной книгой.

7. Посещение зоологического музея.

Работа с родителями: сбор природного материала, поездка в зоологический музей, сбор фотографий, совместное рисование на заданную тему.
Тип занятия: занятие-путешествие.
Вид занятия: закрепление знаний.
Оборудование: иллюстрации цветов с напечатанными загадками и буквами на обратной стороне, золотые орешки, диск с записью «Музыка леса», диск с записью голосов птиц, иллюстрации деревьев, кроссворд «Дары леса»,конверты с разрезанными картинками  диких животных(лиса, заяц, медведь, волк, белка),шишки, корзинка, карандаши с нитками, иллюстрации  «Правила поведения в лесу», синие и красные  флажки.
Адресат: Методическая разработка «В гости к Берендею» может быть применена воспитателями младших классов школ-интернатов для детей с ОВЗ, воспитателями детских домов. Методическая разработка актуальна в работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.
Результативность использования данной разработки: внеклассное мероприятие способствует повышению экологической культуры и экологического сознания учащихся, способствует получению и расширению знаний о животном и растительном мире родного края.

                                            Ход занятия.

Организационный момент:

Педагог: Ребята, сегодня я обнаружила на столе необычайное послание. Сейчас я вам его зачитаю:

- Здравствуйте, ребята!

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех

Игры, конкурсы, забавы.

Приглашаю к себе всех!

Но, чтобы ко мне попасть, нужно выполнить задания на каждой поляне и получить золотой орех. Соберете все орешки, принесете мне.

А в конце этого приглашения подпись: Царь Берендей.

Куда нас приглашает Берендей, и кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят.

Ваню- земляникой,

Таню- костяникой,

Машеньку- орешком,

Петю- сыроежкой,

Катеньку- малиной,

Васю- хворостинкой.

                                                                                    (Лес)

Берендей приглашает нас в лес, ведь он - лесной царь.  (картинка изображение Берендея). Берендей охраняет лес, заботится о животных и растениях, которые там живут. Ну, как, ребята, принимаем приглашение?

  Чтобы попасть к Берендею, надо быть во время пути очень внимательными, наблюдательными, сообразительными и дисциплинированными,  иметь доброе сердце и не забывать, что мы идем в гости. А как надо вести себя в гостях? (не мусорить, не кричать, не обижать хозяев).  Чтобы мы не заблудились, Берендей прислал нам путеводитель. (Показываю карту, на которой  обозначены поляны: «Цветочная», «Чаща леса», «Доктор Айболит», «Дары леса», «Музыка леса»)  

   -Итак, в путь. (Включаю диск «Музыка леса»).

Основная часть:

 Педагог:Закройте глаза и представьте себя в самом прекрасном месте на земле - в лесу. Перед  вами огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая трава, и вы чувствуете, как ваши ноги ступают по росе. Дует нежный ветерок, и вам хочется подольше находиться среди этой красоты. Вы слышите какие-то звуки: это шумят деревья, поют птицы.
Педагог: Открывайте глаза, вот мы и пришли незаметно в лес.

Давайте его поприветствуем. (Ребенок  читает стихотворение)

-Здравствуй, лес,  дремучий лес,

Полный сказок  и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою!

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

Ребята, мы на «Цветочной» поляне.

 Посмотрите, сколько цветов растет здесь, как красиво! (На стене картинки с изображением цветов). Это и ромашки, и колокольчики, и одуванчики, и ландыши, и васильки. Так хочется нарвать целый букет цветов! Но остановитесь, послушайте.
( Ребенок читает стихотворение).

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все, и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Пусть цветы останутся на полянке, а мы с вами поиграем в игру «Цветы».

              Ребенок: Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети цветы: Не хотим, чтоб нас сорвали

И венки из нас сплетали,

Мы хотим вот здесь остаться

Будут нами любоваться.

(Дети - цветы разбегаются, водящий их ловит).

Педагог: Ребята, давайте не будем рвать цветы, ведь некоторых цветов осталось так мало на  нашей планете, что они занесены в Красную книгу.

Какие цветы нашей области занесены в Красную книгу? (ландыш, купальница, подснежник).

 А теперь, ребята, я посмотрю, кто из вас самый сообразительный. На картинках с цветами  - загадки. Давайте отгадаем эти загадки, перевернем картинки и узнаем, чему посвящено наше путешествие. (Отгадывают загадки о природе, переворачивают листы, из букв составляют слово «ПРИРОДА»)

Педагог: Какое же слово у нас получилось? (ПРИРОДА). А как вы думаете, что такое природа? (Ответы детей: лес, животные, цветы, деревья - всё, что нас окружает).

Педагог:  Природа - наш дом. Ее надо беречь, как жизнь человека.

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица

      Не всегда умеют защититься.

      Если будут уничтожены они,

      На планете мы останемся одни.

Педагог: Посмотрите, у нас осталась еще одна загадка.

   - Здесь написано, где спрятан орех.
Загадка: Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Но однажды людям добрым
Раны вылечить помог.      (Подорожник.)

Педагог: Первый орешек мы нашли.

Педагог: Продолжаем наше путешествие. С цветочной поляны мы продвигаемся в чащу леса. Посмотрите, что это? (шишки). А вот и корзинка, а в ней записка. «Я Белочка. У меня маленькие бельчата. Мне нужно собрать много шишек на зиму. Помогите мне, пожалуйста». Поможем?

Минутка отдыха «Собери шишки».

Педагог: Пока мы собирали шишки, мы пришли в чащу леса. Обратите внимание, сколько деревьев нас окружает (Иллюстрации деревьев висят на стене). Лес-это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

С каждого дерева ветер принес мне листик. Отгадаем загадки с каждого листочка и узнаем, с каких деревьев они прилетели.

(Отгадывают загадки, каждый листок приклеивают к своему дереву).

   Загадки:
По весне в лесу высокая      (картинки с изображением деревьев).
На опушках и в глуши
Всех я вкусным сладким соком
Угощаю от души.      
(Береза).

Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал  высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок.      
(Дуб)

Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.      
(Ель)

А когда наступит осень,
Он, красавец молодой,
Весь зальется солнцем
И станет покорять своею красотой.    
(Клен)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают.    
(Липа)

Педагог: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Из дерева люди строят дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей, из дерева делают музыкальные инструменты - скрипки, балалайки и др.)

Педагог: Молодцы!   Ребята, если деревья приносят столько пользы  людям,  что люди должны делать?

Дети: Беречь деревья, не ломать ветки, не устраивать пожар в лесу.

Педагог: Чтобы найти орешек, надо отгадать еще одну загадку.
Загадка: На опушке возле речки
Зреют вкусные орешки,
И на всех кустах подряд
Словно шарики висят?     (
Лещина.)
 - Вот еще орешек для Берендея.

Физминутка про лес.

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели,

Дружно хлопаем

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Педагог: А теперь из чащи мы снова вышли на поляну. Она называется «Доктор Айболит». Посмотрите, сколько здесь животных! (Картинки животных на стене). Они все собираются на этой  поляне, потому что Доктор Айболит  всех животных любит и помогает им. Сейчас мы узнаем, кто сегодня пришел к доктору Айболиту. Поможем Айболиту вылечить зверей? Для этого вам надо собрать картинки с животными.          

(Дети берут конверты с разрезанными картинками зайца, лисы, медведя, белки). Называю детей, которые быстрее всех соберут картинки, помогаю тем, кто затрудняется.  

   Дети называют своего животного и кратко рассказывают о нем.

Педагог: Молодцы! Вы помогли животным, и белочка дарит вам орешек.

А теперь мы покидаем эту поляну и двигаемся дальше. А найти дорогу нам поможет волшебная ниточка. Надо намотать ее на катушку.

Педагог: Молодцы!

Педагог: Мы пришли на следующую полянку «Дары леса».

Летом в лесу появляется большое количество различных плодов и ягод. Давайте разгадаем кроссворд, и увидим, какие же дары преподносит нам лес, в котором мы совершаем путешествие.

(Разгадываем кроссворд)

По горизонтали:

2) Невысок и коренаст        

Поглядеть решил на нас,

Приподняв с утра, под ветками,

Лист с примятыми иголками.(ГРИБ)

4)Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками. (ОРЕХИ)

5) Не балует дуб детей,

Одевает без затей:

Все в его семействе

Носят тюбетейки. (ЖЁЛУДИ)

6)Каждой весною лапы еловые. (ШИШКИ)

По вертикали:

1) Чем больше колец,

Тем старше жилец. (ДЕРЕВО).

3) Ловит солнышко лучистое, зрея на опушке.

Покраснеет и душистая попадает в кружки.(ЗЕМЛЯНИКА).

Вот, оказывается, как богат лес нашего друга Берендея!  Все свои дары он щедро отдает людям: орехи, грибы, ягоды.  Авы молодцы, быстро разгадали кроссворд.

Получите орех.

Педагог: Но наш путь продолжается к следующей поляне, обозначенной на карте - «Птичьи голоса»

Педагог: Ребята, что можно услышать в лесу? (Шелест листьев, журчание ручьёв и, конечно же, пение птиц). Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – сейчас узнаем. Лягте удобно, закройте глазки и слушайте внимательно. (Дети сами угадывают голоса птиц).

Педагог: Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу, найдите этих птиц на поляне.

Педагог: Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых, радуют своим пением). Если птицы приносят людям  столько пользы, что люди должны делать? (Птиц нужно беречь и подкармливать их зимой.)

Хорошо, возьмите орех.

Вот мы и прошли путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями и настал черед встречи с хозяином леса. А вот и он.

(Выходит Берендей - ребенок в костюме)

Берендей: Я рад вас видеть у себя в гостях. Сегодня вы узнали много нового о лесе, выяснили, что такое природа и как нужно относиться к ней. Я видел и слышал, как активно вы  выполняли задания, разгадывали загадки и кроссворд. Сейчас мы ещё раз закрепим правила поведения на природе, в лесу и за собранные орехи вы получите от меня призы. Я буду показывать вам картинки, а вы будете поднимать красный кружок, если можно делать то, что изображено на картинке, и синий, если нельзя.

-Оставлять мусор в лесу (синий)

-Ломать зеленые ветки и деревья (синий)

-Разорять муравейники и птичьи гнезда (синий)

-Рвать большие букеты цветов (синий)

-Разжигать костры (синий)

-Тихо играть, собирать грибы, ягоды (красный)

Молодцы, вы хорошо уяснили правила. Надеюсь, что вы их будете выполнять и расскажете тому, кто еще не знает их. (Берендей дает корзинку с призами)

А теперь мы с вами поиграем. (Берендей играет с детьми в игры).

   «Сова».

Цель: развивать любознательность, творческую активность детей.

Ход игры: Выбирается сова, которая сидит в гнезде и спит. Остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают, другие мяукают.   По сигналу ведущего «Ночь», сова открывает глаза и отправляется на охоту. Все должны замереть. Кто пошевелится, платит фант (пошипит, как гусь, закукарекает, залает, замычит и т.д.)

   Игра с мячом « Я знаю»…..(5 названий цветов, 5 животных, 5 птиц и т.д.).

   Игра «Фотоохотник». (Я пришел в лес и фотографирую…..)

- Порадовали вы меня сегодня. И я не хочу вас отпускать без подарков. Вот вам корзинка со сладостями. Будете  лакомиться и вспоминать меня. А я с вами прощаюсь и жду новых встреч.

(После игр Берендей дает корзинку с призами)

Итог.

Педагог:  Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? А что вам понравилось больше? Вы были настоящими исследователями. Вы услышали кукушку и дятла, увидели разные цветы и деревья. А самое главное- вы научились  соблюдать правила поведения в лесу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к царю Берендею

Путешествие является своеобразным подведением итогов по изучению темы «Лес». Дети встречают на своем пути жителей леса, выполняют их задания и приходят к Берендею. Цель  занятия  закре...

Из опыта работы ДОЛ с дневным пребыванием "Берендей"

Программа воспитательной работы "Киноконцерн "Царство Берендея представляет..."...

Игра - путешествие "В гости к царю Берендею дорогой здоровья"

Развернутый конспект занятия для учащихся нвчальной школы, с применением здоровьесберегающей технологии. Направлено на формирование физического здоровья учащихся, развитие интереса к спорту и развитие...

Агитбригада "Берендеи"

Материал можно использовать для проведения Праздника  Дня Земли....

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов "В гости к Берендею"

Разработка содержит подробный материал игровой программы: загадки, конкурсы...

Внеклассное мероприятие в 4 классе "В гости к Берендею"

Цель урока: Знакомство с жителями и растениями леса.Занятие сопровождается презентацией.. Дети отгадывают  загадки о растениях и животных леса. Изучают свойство барометра. Участвуют в викторине о...