По лесным тропинкам в гости к Берендею (экологическая игра-путешествие)
классный час по окружающему миру (3 класс) на тему

Скрылова Оксана Валерьевна

Игра-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_berendeyu.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

(игра - путешествие)

                                                                        Скрылова О.В.

Цель: помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.

Задачи:

  • способствовать обобщению и систематизации знаний ребят о лесе, о растениях и животных леса, о правилах поведения в лесу.
  • содействовать развитию речи, логического мышления ребят, их аналитических способностей: сравнивать, сопоставлять, анализировать свои знания.
  • продолжить работу по воспитанию любви к природе; пробудить интерес к лесу и его обитателям; по воспитанию чувства коллективизма у ребят, умение выслушивать отвечающих; прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе; познакомить с правилами поведения в лесу;

Ведущий: Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся, улыбнёмся им и больше не будем на них отвлекаться.

Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю:

                               Знаю лес и лес люблю,

                                В гости вас к себе зову.

(дальше по строчке читают дети)

                                Пусть на солнечной опушке

                                Раздаётся звонкий смех,

                                Игры, конкурсы, забавы.

                                Приглашаю к себе всех.

Ой, а это ещё не всё, тут в конце ещё что-то написано.

                                 Я люблю гулять в лесу,

                                  В лес хожу я каждый день.

                                  Всё в лесу мне интересно:

                                  Каждый куст и каждый пень.

                                  Я – весёлый старичок,

                                  Старичок – Лесовичок!

Ну, что, ребята, примем приглашение весёлого Старичка – Лесовичка? Вам в помощь он прислал карту, которая не позволит вам заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь… Закройте глаза, представьте, что мы в летнем лесу, голоса лесных  птиц. (звучит музыка – пение птиц)

Ведущий. Здравствуй лес, дремучий лес.

                Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

1 этап

Ребята, а как растут растения в лесу, вы знаете? Молодцы, ярусами. И в каждом ярусе своя жизнь. Давайте вспомним, какие деревья растут в лесу. Для этого попробуйте отгадать загадки.

Итак первая наша остановка будет в  чаще леса. ( я читаю загадки)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый сладкий мёд,

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (липа)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а он дрожит? (осина)

Будто снежный шар бела

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (черёмуха)

Ребята, а вы знаете, чем интересна черёмуха? Черёмуха своим ароматом очищает воздух от микробов. Профессор Токин провёл опыт с черемухой и узнал, что измельчённые листья черёмухи убивают мух, слепней, комаров. Он закрыл в баночке с листьями всех этих насекомых и через несколько секунд насекомые погибли. А четыре растёртые почки черёмухи убивают самых злостных клещей через 15 минут; а через 20 минут – может убить крысу.

Но это все лиственные деревья, а в лесу ведь есть и…. хвойные.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ель)

У меня длинней иголки

Чем у ёлки

Очень прямо я расту

В высоту

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Физкультминутка «Дерево»

Итак, ребята, встали, смотрите мы с вами на лесной полянке.

На полянке дерево росло                         Постепенно поднимают руки вверх

Потянуло ветви к солнышку оно.

Ветер прилетает,                                                Наклоны корпуса вправо-влево,

Деревце качает.                                                Подняв руки вверх.

Ветер сильный прилетал,                                Энергичные наклоны корпуса

Сильно деревце сгибал.                                Вправо-влево

Тучи по небу бежали,                                Качают поднятыми руками из

стороны в сторону.

Все листочки задрожали.                                Лёгкие взмахи кистями.

Чистый дождик льёт и льёт                                Медленно опускают руки вниз,

Дерево водичку пьёт                                        перебирая пальцами

И растёт, растёт, растёт.                                Тянутся руками вверх.

Молодцы! Ну, что идём дальше?

Ведущий:         Кто сидит на крепкой ножке

                В бурых листья у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы. Что это?

2 этап

Правильно, следующая наша остановка будет на «Грибной поляне».

Берём  по лукошку –

И скорее в путь-дорожку.

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути.

Задания ребятам: на экран выводится кроссворд, ребята находят и называют грибы.

П

О

Г

Р

У

З

Д

Ь

Е

В

И

Н

Л

И

С

И

Ч

К

И

Н

С

Е

В

О

О

Н

Е

М

У

Х

О

М

О

Р

И

Т

З

А

В

О

Л

Н

У

Ш

К

А

Л

Ю

А

С

О

П

Я

Т

А

С

Н

О

В

А

Т

Е

Н

А

Б

О

Р

О

В

И

К

О

П

Р

Ы

Ж

И

К

А

В

О

Д

Е

Т

Груздь

Лисички

Мухомор

Волнушка

Опята

Боровик

Рыжик

Молодцы! Вот оказывается, как богат лес нашего друга Лесовичка!

3 этап.

Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте – станция – «Музыканты леса». Ребята, что можно услышать в лесу? (Шелест листвы, журчание ручьёв и пение птиц). Да, наш лес наполнен трелями разных птиц, а каких давайте отгадаем. (Ребята выбирают карточки с загадками и отгадывают их)

                У неё глаза большие,

                Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. (Сова)

                С серой спинкой, красногрудый,

                В зимних рощах обитает,

                Не боится он простуды,

                С первым снегом прилетает. (Снегирь)

                Кто в беретке ярко-красной,

                В чёрной курточке атласной?

                На меня он не глядит,

                Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

                Окраска - сероватая,

                Повадка – вороватая.

Крикунья хрипловатая –

Известная персона. Это… (Ворона)

Как сажа, черна,

Как сметана, бела.

Люблю всем в лесу

Рассказать, где была.  (Сорока)

Маленький Мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.        (Воробей)

Ведущий: Ой, ребята, смотрите – ка, тут в конверте ещё какие то жалобы есть, давайте посмотрим.

4 этап.

 «Лесные жалобы». Ребятам раздаются конверты с посланиями, нужно угадать от кого поступила жалоба.

Жалоба №1

 «Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравиться, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова)

Жалоба № 2

«А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравиться им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?» (Летучая мышь)

А теперь давайте просто погуляем по лесу.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли, (дети маршируют на месте)

За природой наблюдали (ладонь прикладывают к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы вверх, «тянутся» к солнышку)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали (машут руками)

Дружно хлопаем (хлопают в ладоши)

Ногами топаем (топают ногами)

Хорошо мы погуляли (маршируют, делают вдох-выдох)

И немножечко устали (садятся на место)

5 этап

Итак, наше путешествие к Старичку – Лесовичку продолжается. и следующая остановка называется  «Самое, самое в природе». Будьте внимательнее, не пропустите ничего.

Блиц опрос.

  1. Какой наземный хищник самый крупный (белый  медведь, его вес 750 кг) Назовите самую маленькую птицу (Колибри, её длина 58 миллиметров, а вес 1, 6г.)
  2. Какое дерево самое  высокое (эвкалипт – до 162 метров)
  3. Какие дерево самое толстое  (баобаб – до 50 метров в окружности)
  4. Кто быстрее всех бегает (гепард)
  5. Кто быстрее всех летает (стриж).
  6. Какие животные летают? (летучие мыши, белка – летяга)
  7. Чем полезны лягушки и жабы? (уничтожают вредных насекомых)
  8. С какой стороны дерева, северной или южной муравьи строят свои муравейники? (с южной т.к теплее)
  9. Почему у муравьёв форма домика в виде конуса? (Дождь стекает по стенкам не попадая внутрь)
  10. Назовите врагов муравьёв (муравьед, белые муравьи, муравьиный лев,  жук ломезуха)

Да, жук ломезуха очень опасен не силой, а хитростью. Он подползает к муравейнику, (когда все муравьи уползают на работу, а оставляют только охрану) поворачивается на спину, притворяясь мёртвым, а на брюшке у него есть сладкая жидкость – и муравьи – охранники сладкоежки заползают на жука, копошатся у его на брюшке и засыпают. Затем ломезуха вползает в домик и поедает личинки – яйца муравьёв.

Ведущий:  Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, и настал черёд встретиться с хозяином леса.

Входит Лесовичок : Я очень рад приветствовать вас в своих владениях. Мне очень дорог мой родной лес, и я хочу быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей)

  • Не рубить живые деревья и кустарники
  • Не разводить костры
  • Не оставлять мусор
  • Не рвать цветы
  • Не разорять гнёзда птиц
  • Не брать домой детёнышей зверей.

Лесовичок: Молодцы, ребята! Теперь я не сомневаюсь в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. А я всегда буду рад видеть вас в своих владениях.  А вы то сами любите лес.

Дети читают стих

«Люблю я лес, он с русскою душою…»      Александр Бородулин.

Люблю я лес, он с русскою душою.

В нём не утихнет соловья свирель.

И сладкий запах, насыщенный смолою,

Подарит молодая ель.

Деревья в зелени одеты,

А жизнь в лесу идёт уж ходуном

На ветке дятел проколачивает «двери»,

А осторожный заяц пробежал рысцой.

Там у заброшенной опушки

Торжественно и чудно льёт ручей.

А солнца луч старательно пробьётся

Сквозь толщину больших ветвей.

В забытых дебрях леса

Хранятся тайны всех чудес…

Там мудрый дуб всё время мыслит.

То тишина, то ветер свищет

Меж старых сосен и елей.

Он не молчит, листву колышет.

Там старый дуб – защитник леса.

Обид и горя в памяти полно.

Пожары от людского гнева

Скрывать нет сил, уж всё равно.

Лес помнит всё,

И бури, и туманы.

Сквозь трудности проходит, всё одно.

А по земле разбросаны капканы…

Ты – русский человек

И русские леса любить обязан,

Как Родину свою, как первый день весны.

Тогда и каждым будет сказан

Божественный завет лесной страны.

Ведущий: А знаете почему мы так быстро пришли к Лесовичку, потому что мы шли все вмести, шли дружно и весело. По одному мы бы все разбежались, кто-куда и ничего бы у нас не получилось, а так, как мы шли все вместе, то все неудачи мы делили на всех. А когда друзей много, то и беда кажется незначительной, а так нам весело было?

Дети исполняют песню

   «Вместе весело шагать по просторам»

Вместе весело шагать по просторам (3 раза)

И конечно припевать лучше хором (3 раза)

Спой-ка снами перепёлка, перепёлочка,

Раз иголка, два иголка будет ёлочка.

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка

Раз словечко, два словечко будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам (3 раза)

И конечно припевать лучше хором (3 раза)

В небесах зари полоска заполощется

Раз берёзка, два берёзка будет рощица.

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка

Раз словечко, два словечко будет песенка

Вместе весело шагать по просторам (3 раза)

И конечно припевать лучше хором (3 раза)

Нам счастливую тропинку выбрать надобно

Раз дождинка, два дождинка будет радуга

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка

Раз словечко, два словечко будет песенка.