По лесным тропинкам в гости к Берендею (экологическая игра-путешествие)
классный час по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
(игра - путешествие)
Скрылова О.В.
Цель: помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.
Задачи:
- способствовать обобщению и систематизации знаний ребят о лесе, о растениях и животных леса, о правилах поведения в лесу.
- содействовать развитию речи, логического мышления ребят, их аналитических способностей: сравнивать, сопоставлять, анализировать свои знания.
- продолжить работу по воспитанию любви к природе; пробудить интерес к лесу и его обитателям; по воспитанию чувства коллективизма у ребят, умение выслушивать отвечающих; прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе; познакомить с правилами поведения в лесу;
Ведущий: Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся, улыбнёмся им и больше не будем на них отвлекаться.
Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю:
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
(дальше по строчке читают дети)
Пусть на солнечной опушке
Раздаётся звонкий смех,
Игры, конкурсы, забавы.
Приглашаю к себе всех.
Ой, а это ещё не всё, тут в конце ещё что-то написано.
Я люблю гулять в лесу,
В лес хожу я каждый день.
Всё в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я – весёлый старичок,
Старичок – Лесовичок!
Ну, что, ребята, примем приглашение весёлого Старичка – Лесовичка? Вам в помощь он прислал карту, которая не позволит вам заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь… Закройте глаза, представьте, что мы в летнем лесу, голоса лесных птиц. (звучит музыка – пение птиц)
Ведущий. Здравствуй лес, дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
1 этап
Ребята, а как растут растения в лесу, вы знаете? Молодцы, ярусами. И в каждом ярусе своя жизнь. Давайте вспомним, какие деревья растут в лесу. Для этого попробуйте отгадать загадки.
Итак первая наша остановка будет в чаще леса. ( я читаю загадки)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый сладкий мёд,
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (липа)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а он дрожит? (осина)
Будто снежный шар бела
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черёмуха)
Ребята, а вы знаете, чем интересна черёмуха? Черёмуха своим ароматом очищает воздух от микробов. Профессор Токин провёл опыт с черемухой и узнал, что измельчённые листья черёмухи убивают мух, слепней, комаров. Он закрыл в баночке с листьями всех этих насекомых и через несколько секунд насекомые погибли. А четыре растёртые почки черёмухи убивают самых злостных клещей через 15 минут; а через 20 минут – может убить крысу.
Но это все лиственные деревья, а в лесу ведь есть и…. хвойные.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
У меня длинней иголки
Чем у ёлки
Очень прямо я расту
В высоту
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Физкультминутка «Дерево»
Итак, ребята, встали, смотрите мы с вами на лесной полянке.
На полянке дерево росло Постепенно поднимают руки вверх
Потянуло ветви к солнышку оно.
Ветер прилетает, Наклоны корпуса вправо-влево,
Деревце качает. Подняв руки вверх.
Ветер сильный прилетал, Энергичные наклоны корпуса
Сильно деревце сгибал. Вправо-влево
Тучи по небу бежали, Качают поднятыми руками из
стороны в сторону.
Все листочки задрожали. Лёгкие взмахи кистями.
Чистый дождик льёт и льёт Медленно опускают руки вниз,
Дерево водичку пьёт перебирая пальцами
И растёт, растёт, растёт. Тянутся руками вверх.
Молодцы! Ну, что идём дальше?
Ведущий: Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листья у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы. Что это?
2 этап
Правильно, следующая наша остановка будет на «Грибной поляне».
Берём по лукошку –
И скорее в путь-дорожку.
Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики,
Чтобы сбить тебя с пути.
Задания ребятам: на экран выводится кроссворд, ребята находят и называют грибы.
П | О | Г | Р | У | З | Д | Ь | Е | В | И | Н |
Л | И | С | И | Ч | К | И | Н | С | Е | В | О |
О | Н | Е | М | У | Х | О | М | О | Р | И | Т |
З | А | В | О | Л | Н | У | Ш | К | А | Л | Ю |
А | С | О | П | Я | Т | А | С | Н | О | В | А |
Т | Е | Н | А | Б | О | Р | О | В | И | К | О |
П | Р | Ы | Ж | И | К | А | В | О | Д | Е | Т |
Груздь
Лисички
Мухомор
Волнушка
Опята
Боровик
Рыжик
Молодцы! Вот оказывается, как богат лес нашего друга Лесовичка!
3 этап.
Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте – станция – «Музыканты леса». Ребята, что можно услышать в лесу? (Шелест листвы, журчание ручьёв и пение птиц). Да, наш лес наполнен трелями разных птиц, а каких давайте отгадаем. (Ребята выбирают карточки с загадками и отгадывают их)
У неё глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (Сова)
С серой спинкой, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Окраска - сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Это… (Ворона)
Как сажа, черна,
Как сметана, бела.
Люблю всем в лесу
Рассказать, где была. (Сорока)
Маленький Мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает. (Воробей)
Ведущий: Ой, ребята, смотрите – ка, тут в конверте ещё какие то жалобы есть, давайте посмотрим.
4 этап.
«Лесные жалобы». Ребятам раздаются конверты с посланиями, нужно угадать от кого поступила жалоба.
Жалоба №1
«Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравиться, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова)
Жалоба № 2
«А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравиться им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?» (Летучая мышь)
А теперь давайте просто погуляем по лесу.
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли, (дети маршируют на месте)
За природой наблюдали (ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы вверх, «тянутся» к солнышку)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем (хлопают в ладоши)
Ногами топаем (топают ногами)
Хорошо мы погуляли (маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали (садятся на место)
5 этап
Итак, наше путешествие к Старичку – Лесовичку продолжается. и следующая остановка называется «Самое, самое в природе». Будьте внимательнее, не пропустите ничего.
Блиц опрос.
- Какой наземный хищник самый крупный (белый медведь, его вес 750 кг) Назовите самую маленькую птицу (Колибри, её длина 58 миллиметров, а вес 1, 6г.)
- Какое дерево самое высокое (эвкалипт – до 162 метров)
- Какие дерево самое толстое (баобаб – до 50 метров в окружности)
- Кто быстрее всех бегает (гепард)
- Кто быстрее всех летает (стриж).
- Какие животные летают? (летучие мыши, белка – летяга)
- Чем полезны лягушки и жабы? (уничтожают вредных насекомых)
- С какой стороны дерева, северной или южной муравьи строят свои муравейники? (с южной т.к теплее)
- Почему у муравьёв форма домика в виде конуса? (Дождь стекает по стенкам не попадая внутрь)
- Назовите врагов муравьёв (муравьед, белые муравьи, муравьиный лев, жук ломезуха)
Да, жук ломезуха очень опасен не силой, а хитростью. Он подползает к муравейнику, (когда все муравьи уползают на работу, а оставляют только охрану) поворачивается на спину, притворяясь мёртвым, а на брюшке у него есть сладкая жидкость – и муравьи – охранники сладкоежки заползают на жука, копошатся у его на брюшке и засыпают. Затем ломезуха вползает в домик и поедает личинки – яйца муравьёв.
Ведущий: Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, и настал черёд встретиться с хозяином леса.
Входит Лесовичок : Я очень рад приветствовать вас в своих владениях. Мне очень дорог мой родной лес, и я хочу быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей)
- Не рубить живые деревья и кустарники
- Не разводить костры
- Не оставлять мусор
- Не рвать цветы
- Не разорять гнёзда птиц
- Не брать домой детёнышей зверей.
Лесовичок: Молодцы, ребята! Теперь я не сомневаюсь в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. А я всегда буду рад видеть вас в своих владениях. А вы то сами любите лес.
Дети читают стих
«Люблю я лес, он с русскою душою…» Александр Бородулин.
Люблю я лес, он с русскою душою.
В нём не утихнет соловья свирель.
И сладкий запах, насыщенный смолою,
Подарит молодая ель.
Деревья в зелени одеты,
А жизнь в лесу идёт уж ходуном
На ветке дятел проколачивает «двери»,
А осторожный заяц пробежал рысцой.
Там у заброшенной опушки
Торжественно и чудно льёт ручей.
А солнца луч старательно пробьётся
Сквозь толщину больших ветвей.
В забытых дебрях леса
Хранятся тайны всех чудес…
Там мудрый дуб всё время мыслит.
То тишина, то ветер свищет
Меж старых сосен и елей.
Он не молчит, листву колышет.
Там старый дуб – защитник леса.
Обид и горя в памяти полно.
Пожары от людского гнева
Скрывать нет сил, уж всё равно.
Лес помнит всё,
И бури, и туманы.
Сквозь трудности проходит, всё одно.
А по земле разбросаны капканы…
Ты – русский человек
И русские леса любить обязан,
Как Родину свою, как первый день весны.
Тогда и каждым будет сказан
Божественный завет лесной страны.
Ведущий: А знаете почему мы так быстро пришли к Лесовичку, потому что мы шли все вмести, шли дружно и весело. По одному мы бы все разбежались, кто-куда и ничего бы у нас не получилось, а так, как мы шли все вместе, то все неудачи мы делили на всех. А когда друзей много, то и беда кажется незначительной, а так нам весело было?
Дети исполняют песню
«Вместе весело шагать по просторам»
Вместе весело шагать по просторам (3 раза)
И конечно припевать лучше хором (3 раза)
Спой-ка снами перепёлка, перепёлочка,
Раз иголка, два иголка будет ёлочка.
Раз дощечка, два дощечка будет лесенка
Раз словечко, два словечко будет песенка.
Вместе весело шагать по просторам (3 раза)
И конечно припевать лучше хором (3 раза)
В небесах зари полоска заполощется
Раз берёзка, два берёзка будет рощица.
Раз дощечка, два дощечка будет лесенка
Раз словечко, два словечко будет песенка
Вместе весело шагать по просторам (3 раза)
И конечно припевать лучше хором (3 раза)
Нам счастливую тропинку выбрать надобно
Раз дождинка, два дождинка будет радуга
Раз дощечка, два дощечка будет лесенка
Раз словечко, два словечко будет песенка.