Экологическая игра - путешествие "Встречи с Лесовичком".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Данная игра - путешествие проводится в три этапа. В ходе этой игры дети научатся различать объекты живой и неживой природы, познакомятся с творчеством художников Ставрополья и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrechi_s_lesovichkom.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное казенное образовательное учреждение

              «Средняя общеобразовательная школа №5» с. Сергиевское

                          Грачевский район Ставропольский край

Экологическая игра-путешествие: «Встречи с Лесовичком».

(для учащихся начальной школы)

                                                   Подготовила: учитель начальных классов

                                                    Иноценко Галина Викторовна

                                                Сергиевское, 2013

Экологическая игра-путешествие: «Встречи с Лесовичком».  (проходит в три этапа).

Цели: учить различать объекты живой и неживой природы; дать представление о науке «Экология»; уточнять и расширять кругозор учащихся; воспитывать стремление беречь и охранять природу; приучать детей вести здоровый образ жизни. Способствовать расширению круга общения со взрослыми и детьми. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям; воспитывать гуманного эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающего мира в целом.

Подготовительный этап.

К путешествию необходимо серьезно подготовиться. В течение нескольких специальных занятий на уроках окружающего мира дать представление о науке «Экология», поговорить о растениях и животных, обитающих  в нашей местности, на уроках литературного чтения, с детьми прочитать  поэтические тексты о цветах, взятые из русской литературы прошлого и настоящего, на уроках рисования нарисовать рисунки на тему: «Цветы нашего края», на уроках технологии изготовить пригласительную афишу в виде цветочной полянки для всех желающих принять участие в конкурсе рисунков и конкурсе чтецов на заданную тему, на уроках музыки вспомнить песни о птицах, растениях.

 На праздник приглашаются учащиеся 1-4 классов, родители учащихся.

День 1.    - А сегодня нам понадобятся стихи о цветах, рисунки.

- Выставка картин художников Ставрополья: П.М. Гречишкина, Е.Файко, Е.Кузнецова, Т. Сипович.

- Конкурс чтецов. Дети читают стихотворения. (Н.Рубцова «Цветы», Е.Серова «Фиалка», Е.Благинина «Милый сад», С.Красикова «Ландыши», «Колокольчик», «Одуванчик» и т.д.)

- Выставка рисунков. По рисункам узнать название цветка.

- Подведение итогов. Награждение победителей и активных участников.

День 2. Прогулка  с пользой.

Учитель. Ребята, сегодня чудесная погода, пойдем гулять на нашу старую, так полюбившуюся всем нам, поляну (рядом со школой, можно в парке или в лесу). Рассмотрим деревья, траву, цветы, послушаем пение птиц, погреемся на солнышке. Только давайте вспомним, как нужно вести себя во время прогулки на природу? Можно ли ломать ветки? Рвать много цветов? Пугать птиц? Громко разговаривать? Сшибать несъедобные и старые грибы?

Дети отвечают.Дети выходят на поляну ( в парке или в  лесу)останавливаются  и видят ужасную картину. Здесь Баба-Яга и Леший хулиганят (ребята из среднего звена, исполняющие этих героев, заранее готовились, приходили на эту поляну).

Баба-Яга. Чой-то я сегодня, милый друг, какая-то вредная. Не люблю, когда в лесу красиво, когда окаянные птицы поют, у меня от них голова болит. Не люблю, когда кругом тишина и покой. Давай мы с тобой, дружочек, все здесь по-своему переделаем! А?

Леший. Это ты хорошо придумала, Бабуся-Ягуся! Ты цветов нарви, да побольше. Кикимора их очень любит. А я веточек для веников наломаю, вот будет нам хорошая банька!

Баба-Яга. Молодец, Леший!

Баба-Яга и Леший начинают безобразничать, громко кричать. Потом Леший лезет в гнездо.

Учитель.  Ребята, что мы видим! Ужас какой! Хорошо или плохо делают Баба-Яга и Леший?

Дети. Плохо! Так делать нельзя. Их надо остановить.

Учитель. Крикнем все громко: "Нельзя!"

Дети (хором). Нельзя! Нельзя!

Баба-Яга. Ой, что это? Гром, что ли? Али сила нечистая? Мы, кажется, ее и не звали, сами все управимся.

Леший от крика ребят падает с дерева и за ним "гнездо с птенцами".

Леший. Ой, боюсь! Сгинь нечистая сила! Сгинь! Ой-ой-ой!

Учитель. Это вы тут хулиганите, все ломаете, рвете, гнезда разоряете?

Леший. Бабусенька-Ягусенька, к нам гости пожаловали! Милые гости, не ждали мы вас, а то бы побольше нарвали цветов, наломали веток, вместе бы в баньку сходили. Хи-хи-хи! Вы, наверное, тоже вредные, не любите природу, все живое и красивое, все поющее и все цветущее? Бабуся, давай их пригласим вместе с нами похулиганить.

Баба-Яга. Проходите, гости дорогие. Будем вместе вредничать и безобразничать.

Учитель.  Друзья, надо что-то делать, как-то остановить Бабу-Ягу и Лешего.

Давайте позовем старого друга Лесовичка. Все дружно зовут Лесовичка.

 Лесовичок здоровается с ребятами.

Лесовичок. Ах вы, нехорошие! Это что же вы творите? (Обращается к Бабе-Яге и Лешему.) Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Птичьи гнезда разорять? Грибы и ягоды топтать? (Обращается к детям.) А вы как считаете, мои юные друзья?

Дети (хором). Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава и птицы – все они живые. (Дети читают стихи)

Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они –

 На планете мы останемся одни!

                                          Нор звериных, птичьего гнезда

                                          Разорять не будем никогда!

 Пусть птенцам и маленьким зверятам

 Хорошо живется с нами рядом.

                                          Прекрасна, прекрасна родная Земля,

                                          Прекраснее не найти никогда.

                                          Зеленые дали, леса и поля,

                                           И синяя в речке вода.

Леший. Ребятушки, мы все поняли и теперь не будем вредничать и хулиганить в лесу. Бабуся-Ягуся, это ты первая начала вредничать. Уйду я далеко в лес, не хочу больше с тобой дружить. (Уходит с поляны.)

Баба-Яга просит прощения у детей, обещает бережней относиться к природе.

Лесовичок. А теперь приберемся на поляне, соберем весь мусор. Баба-Яга, помогай и ты нам.

Трудовой десант. Участники встречи наводят порядок на поляне и вокруг.

Лесовичок. Вот и порядок на поляне, сразу стало чисто и красиво. Теперь можно начать игру "Путь следопыта".

День 3.(Можно провести на спортивной площадке. Предварительная работа: объявления приглашения для учащихся 1-4 классов, родителей, подготовка саженцев, цветочной рассады, оборудования для их высадки)  Сегодня вам пригодятся ваши знания, доброе, разумное, чуткое сердце, наблюдательность и хорошее настроение!

Конкурс «Знатоков природы» Лесовичок.  Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике. Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом.  А вы, дорогие гости, любите свою землю? Но землю мало любить, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому сегодня я объявляю конкурс "Знатоков природы". А участвовать в нем может каждый, кто ответит на мои вопросы. (Отвечающим раздаются карточки с правильным ответом зелёного и голубого цвета)

Вопросы:

- Голубой шатер всю землю покрыл (небо).

- Красная девушка по небу ходит (солнце.

- Много рук, а нога одна (дерево).

- Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер).

- Кто в лесу без топора строит избу без угла (муравьи).

- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застала (туча).

- Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи).

- Похож я с виду на горах, где пройду -переполох (град).

- Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел (одуванчик).

- Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода).

- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес).

- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник).

Лесовичок: Теперь я попрошу участников, разделится на 2 команды по цвету ваших карточек. И сразу вам задание. Повторите ответы на загадки и подумайте к объектам какой природы они относятся.

(Карточки зеленого цвета к живой природе, карточки голубого цвета - к неживой природе)

Зрители приветствуют команды аплодисментами.

Конкурс 1. "Художники"

Нарисовать эмблему своей команды, рассказать о ней.

Игра со зрителями. Конкурс загадок.

 Чтобы не заскучали наши болельщики, я хочу предложить им загадки о природе. Будьте внимательны и зарабатывайте баллы для своей команды.                                    

                                         Загадки 

Непоседа пестрая                     Спиною зеленовата,

Птица длиннохвостая.             Животиком желтовата.

Птица горделивая,                   Черненькая шапочка

Самая болтливая.                     И полоска шарфика.

(Сорока)                                    (Синица)

Хоть я не молоток –                 Ты его узнаешь сразу                      

По дереву стучу:                      Белоклювый, черноглазый.

В нем каждый уголок              Он за плугом важно ходит,

Обследовать хочу.                   Червяков, жуков находит.

(Дятел)                                      Верный страж и друг полей,

                                                   Первый вестник теплых дней.

                                                    (Грач)

Кто по елкам ловко скачет         Хозяин лесной

И влезает на дубы?                      Просыпается весной,

Кто в дупле орехи прячет,          А зимой под вьюжный вой

Сушит на зиму грибы?                Спит в избушке снеговой.

(Белка)                                          (Медведь)

Угадайте, что за шапка:               Кто зимой холодной

Меха целая охапка.                      Бродит злой, голодный?

Шапка бегает в лесу                     (Волк)

У ствола грызет кору.                   

(Заяц)                                                                                               

Стройный, быстрый,                    С ветки на тропинку,

Рога ветвистые,                             С травинки на былинку

Носится весь день                        Прыгает пружинка

Кто это?                                         Зеленая спинка.

(Олень)                                           (Кузнечик)            

                                                                       

Сердитый недотрога                    В ярком платье модница

Живет в глуши лесной                 Полететь охотница

Иголок очень много,                    От цветка к цветку порхает

А нитки ни одной.                        Утомится – отдыхает.

(Ежик)                                            (Бабочка)

Хвост пушистый,                          Летит, пищит,

Мех золотистый,                           Ножки длинные тащит.

В лесу живет,                                Случай не упустит,

В деревне кур крадет.                  Сядет и укусит.

(Лиса)                                              (Комар)

                          Наткет, наплетет,

                          Сядет и добычи ждет.   (Паук)

Конкурс 2. "Лесные Айболиты".

- Какой цветок лечит сердце? (ландыш)

- Какое растение богато витамином С? (шиповник)

- Какое растение лечит ссадины и раны? (подорожник)

- Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)

(после каждого ответа вывешиваются картинки названных растений)

Лесовичок.  Все эти растения растут в нашей местности. Мы растения эти знаем, бережем и охраняем.

Поговорили о цветах и растениях –так сразу к нам слетелись жучки, паучки, бабочки. Как назвать их одним словом? (обращается к зрителям). Правильно, насекомые.

Музыкальная пауза. Танец «Добрый жук». (исполняют подготовленные уч-ся)

Конкурс 3. Кроссворд «Животные нашей местности

Участники команд попытаются справиться с кроссвордом. Правильность его выполнения оценит жюри.   Кроссворд                                   

По горизонтали:

2.   Днем слепа бывает,

      А ночью прозревает                                 (Сова)

4.   Это что за странные

      Дроби барабанные?

      Доносятся из чащи

      То реже, то чаще:

      «Кто стучит в лесную дверь?

      Человек ты или зверь?»                            (Дятел)

7.   Мальчишка в сером армячишке

      По дворам шныряет, крохи собирает,

      По полям ночует, коноплю ворует.        (Воробей)

8.   По лужку он важно бродит,

      Из воды сухим выходит.                          (Гусь)

По вертикали:

1.    У этой птицы – клюв как спицы.

       По воде она гуляет, то и дело нос купает.       (Цапля)

2.     На вид неказист, зато голосист.                       (Соловей)

3.     Летит бывалый

        Разбойник старый:

        Когти, как кинжалы,

        Глаза, как фары.                                                (Филин)

5.     Черный, проворный,

        Кричит: «Крак!», червякам враг.                     (Грач)

6.     Ходит по двору будильник

        Разгребает лапой сор,

        Расправляет с шумом крылья

        И садиться на забор.                                          (Петух)

Конкурс для болельщиков. Аукцион пословиц и поговорок о здоровье.

Вода все очищает.

Где вода, там и жизнь.

Здоровье за деньги не купишь.

Здоровье дороже богатства.

Крепок телом – богат и делом.

Не рад больной и золотой кровати.

Не тот спортсмен, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

Шутка минутка, а заряжает на час.

Конкурс 4. "Сластена»

На столе стаканчики с вареньем. Нужно отгадать с завязанными глазами, какое варенье лекарственное и от какой болезни.

Конкурс 5. "Экологическая цепочка".

Установить экологическую зависимость между объектами природы указанными на карточках противоположной команды.

(небо, ветер, солнце; туча, град, вода)

(дерево, муравьи; орехи, лес, подснежник, одуванчик) 

Конкурс 5 «Спортивный»

Лесовичок: Вы хорошо поработали, подумали. А теперь пора поразмяться и заодно показать, какие вы ловкие, какие сильные, какие вы быстрые. Сначала давайте поучимся и запомним движения.

     «зайчик» -        руки на пояс, присели и попрыгали;

     «кошка» -         выгнули спину и потянулись;

     «сова» -             стоим ровно, руки прижаты к бокам,  

                                поворот головы влево, вправо;

     «мишка» -        ноги расставить шире, руки на пояс,

                                потопать ногами;

     «лошадка» -     руки вперед, пружинистые движения

                                ног.

     «солнышко» - ноги расставить шире, прямые руки разведены в стороны, и улыбнуться.

Запомнили? А теперь я буду называть животных, вы будете показывать, как они двигаются. Будьте внимательны, не ошибайтесь.

Конкурс 6.  «Музыкальная пантомима».

Приглашаются по одному участнику команд, но только те игроки, которые хорошо умеют танцевать. Под мелодию изобразите танец обитателя леса, а участники команд или зрители, попытаются догадаться по вашим движениям, какого животного вы изображаете.

Конкурс 7. Поющая природа.

Команды по очереди поют песни о лесе, птицах, животных, растениях, побеждает та команда, которая знает больше песен.

Подведение итогов. Награждение команд. Фото на память.

Лесовичок  поздравляет всех ребят:

"Родную природу, цветущий наш край всем сердцем люби, береги, охраняй!"

Выходят дети и рассказывают стихи.

1-й ученик:

 Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,

Природа так прекрасна!

Ей нужна забота ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла.

2-й ученик:

Окружает наше село речная вода,

Есть в Сергиевском и прохлада,

Есть и реки, озера, холмы и поля -

Все, что нас окружает – это наша земля!

3-й  ученик:

Люди, опомнитесь,

Мы здесь живем!

Ставрополье - наша Родина,

Село Сергиевское – наш дом.

4-й ученик:

Давайте заботиться дружно о нем,

Тогда от невзгод мы его спасем.

И будет наше село процветать,

А мы его в наших стихах прославлять!

Лесовичок. А сейчас я приглашаю  детей и взрослых украсить нашу 3емлю цветами. Посадить в нашей школе цветы и деревья. И летом они будут радовать нас, защищать от зноя и пыли.

Звучит музыка. Дети и взрослые участвуют в высадке цветочной рассады и саженцев.

Использованная литература:

  1. Интернет ресурсы: загадки, сказка.
  2. Калейдоскоп праздников: учебно-методическое пособие (сост. Т.И. Виталева. – 3-е изд., стереотип. –М.: Издательство «Экзамен», 2011

                                                                                                    Приложение

Елена Файко «Диалог с цветами»

        

Евгений Кузнецов «Аметист»

Татьяна Сипович «Июньские розы»

1

2

7

5

6

8

4

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра «Поле чудес»

Познавательная  игра подготовлена для учащихся 3  класса в качестве дополнительного материала к классному часу «День Земли», но может быть использована и на уроке окружающего мира и на...

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».

Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)

Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"

Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»

Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе  прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...