Экологическая игра -путешествие
классный час по теме

Авторская разработка внеклассного мероприятия в разновозрастной группе. Очень актуальна для работы а малокомплектной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_igra_-_puteshestvie.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра – путешествие « Родники культуры»

Цель: Воспитание нравственного поведения в природной и социальной среде.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о культуре поведения в окружающем мире;
  2. Обогащать нравственный опыт учащихся;
  3. Формировать бережное отношение к богатствам природы и  общества;
  4. Воспитывать уважение к своему и чужому труду, патриотические чувства;
  5. Развивать творческие способности детей, экологическую грамотность.

Оборудование: Компьютер, модель компаса, таблицы с названиями «родников»- 4 штуки, стенд с детскими рисунками  «Они должны жить!», выставка детского творчества «Мой родной край…», Таблички с «Секретами» и со словосочетаниями из высказывания « Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», карточки – задания – 9 штук, книжка – самоделка «Правила поведения в природе», картинка с изображением леса, детские рисунок  и сочинения на тему  « Моё село», «грибы», картинка с изображением Маленького принца.

- 1 -

Ход мероприятия:

(Звучит песня «Маленький принц»)

Учитель (У.) (на фоне песни) -   Ребята, мы приглашаем вас в интересное путешествие.

(Слышится голос Маленького принца – аудиозапись через компьютер)

-Пожалуйста, возьмите меня с собой!

 ( Появляется картинка с изображением Маленького принца)

У. – Возьмём Маленького принца с собой в путешествие?

Дети (Д.) – Да.

У. – Читая сказочную повесть Антуана де Сент – Экзюпери вместе с Маленьким принцем мы побывали у родников в пустыне Сахаре, а также узнали секреты, которые нам открывали главные герои этой сказки. Познакомим же нашего гостя (показывает на картинку с изображением Маленького принца) с нашими «родниками», у каждого из которых мы тоже узнаем секрет. Путешествие наше называется «Родники культуры». А вот о какой культуре идёт речь, мы надеемся, вы скажете нам в конце нашего путешествия.

( Песня умолкает)

У. - Итак,  «Собирайтесь быстро, дружно,

             Стыд - неряхою прослыть.

              И в рюкзак свой всё, что нужно

              Не забудьте …

Д. – Положить.

У. – А сегодня в походе  нам понадобятся стихи, поделки, рисунки, знания,   доброе, разумное, чуткое сердце, наблюдательность и хорошее настроение!

В пути нам понадобится ещё и компас. Он у нас необычный : во-первых его сделали ваши умелые ручки, а во-вторых– он будет указывать не на стороны горизонта, а  на имена  детей, которые будут направлять нас к родникам.

(Учитель обращается к компасу, стрелки указывают на ученика по имени, которое озвучивает учитель)

- 2 -

Ученик (читает стихотворение о своём родном крае):

Край Туруханский!

Нет милей озёр и рек,

Тайги чудесней,

Расправил плечи Енисей,

Волной играя –

Дивной песней!

Прекрасен в бурю, чуден

В шиль,

Мелькают чайки над водою…

Здесь сказка превратилась в быль

Под дымкой неба голубою.

У. – Вот мы и прибыли к первому нашему «Родничку». Прочитайте Маленькому принцу, как он называется.

Д. – Родничок «Мой родной край …»

(Стенд с детскими рисунками «Они должны жить!», выставка детского творчества « Мой родной  край…»)

У. – «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной  из многих миллионов звёзд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым…» - так сказал однажды Маленький принц.

Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами. О чём-то можно спросить более знающих людей. Но есть в природе то, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через душу.

Прислушаемся к своей планете, к природе своего края, голосам зверей, птиц и растений.… Это только в сказках они говорят на человеческом языке. В действительности – иначе. Неправда, что человек не может понимать их языка. Слышать и понимать природу можно сердцем.

Сейчас ребята расскажут об  обитателях нашего края. Некоторые из них редко встречаются в нашей природе, а некоторые  занесены в Красную книгу Красноярского края. И,  кто знает, может быть подружатся с ними навсегда, как дружил Маленький принц со своей розой. Ведь – это счастье!

- 3 -

 ( Выступления детей с демонстрацией рисунков, которые они нарисовали).

Белохвостый орлан.

Крупная хищная птица. Обитает в Европе и Северной Азии. Гнездится на скалах. Выращивает каждый год одного – двух птенцов. 

Ученик  1 – об орле:

Ученик  2 -  о жарках:                                  

Николай Лухтин

Жарки

Ветер по утрам приносит  вяло

Хмурые и бледные деньки.

Нет, ещё такого не бывало,

Чтобы в октябре цвели жарки!

На зелёных ножках тонких – тонких

По холмам полянам там и тут,

Словно босоногие девчонки

В шапочках оранжевых бегут.

Знать в природе что-то изменилось,

Коль вторая молодость пришла.

Иль весна случайно заблудилась,

Ненароком к осени пришла?

Ученик  3 -  о бабочке Аполлоне:

Бабочка  аполлон.

Редкий вид Красноярского края. Занесена в Красную книгу.

Крупная. Размах крыльев 85 – 95 мм, длина переднего крыла до 50 мм.

Бабочки летают в середине лета, в основном в июле. Гусеницы зимуют и весной развиваются. В конце мая - июне начинают появляться куколки.

- 4 -

Бобр обыкновенный.

           Это исчезнувшее животное, ранее обитавшее на территории края.

Был полностью истреблён в процессе охотничьего промысла в конце ХVΙΙΙ –

 начале ХΙХ столетия.

Ученик  4  -  о бобре:

Ученик  5 – о красном  волке:

Волк красный.

Редкое животное Красноярского края. В настоящее время проводятся специальные работы по выявлению возможных мест нахождения красного волка в крае.

Усилена добыча обыкновенного волка в местах  предполагаемого обитания красного волка.

Махаон.

      Махаон обитает на опушках, полянах, вырубках, лугах, в поймах рек. Зимует бабочка в стадии куколки. Отлов бабочек для коллекций запрещён.

Ученик  6  – о бабочке махаоне:

Отрывок из стихотворения Павла Огородникова « Рыбалка»

Рыбалка с детства моё хобби.

Я вспоминаю каждый раз,

Какая рыбка была в моде…

А что теперь? – Один карась.

Ученик 7  – рисунок с  осетром;

Серый гусь.

      Перелётная птица. Обитает в водоёмах. Весной прилетает, когда водоёмы ещё скованы льдом. У взрослых птиц появляется 4 – 6 птенцов.

     Весенняя охота на юге Красноярского края запрещена.

Ученик 8  – о сером гусе:

Белый гриб.

Очень редкий в наших местах. Растёт в хвойных и лиственных лесах. У молодого гриба шляпка почти белая. Она темнеет, когда гриб растёт. Может быть коричневого цвета, шоколадного или жёлто – бурого. Это зависит от деревьев, среди которых он произрастает. Ножка белая, плотная. Мякоть при изломе сохраняет белый цвет.

Ученик 9   - о белом грибе:

- 5 -

У. – Ребята, хотите узнать секрет, который скрыт от нас у этого родника и  поделиться им с Маленьким принцем?

Д. – Да.

(Открываем первую страничку на доске, читаем:

«Чтобы полюбить природу, надо уметь её  понимать, изучать, чувствовать, защищать»  

У.  -   Ребята, всегда помните о том, что у  природы живая душа!                           

(Стрелка компаса указывает на имя учащегося, он читает следующее…)

Ученик  -  … Старый кедр надо мною

встал, призывно звеня,

голубою рукою он баюкал меня.

И к коре его тёплой

Я щекою приник…

Здесь

под камушком тёплым,

дышит детства родник!

                                                        Александр Яльмаров

У. – Мы в лесу. Как здесь чудесно!

       Что грибы в лесу растут,

       Вам, конечно, всем … (известно).

- Говорите известно? А какие грибы вы знаете?

- Какую пользу приносят грибы деревьям?

 - На какие две группы делятся все грибы?

Родничок «Грибная полянка».  

( Обращается внимание на работы детей – аппликации «Грибы - мухоморы»)

У. Для человека мухомор опасен, потому что ядовит. А  в лесу этот гриб полезен многим: животным, растениям и людям. Слизни  питаются мухомором, белки с удовольствием откусывают по кусочку. А лоси прямо целиком проглатывают, за раз съедают по 5 – 6 штук. Мухоморы для них – лекарство. Соснам и другим деревьям грибы дают питательные вещества и влагу, сплетаясь своей грибницей с их корнями. Любопытному грибнику мухомор служит сигнальной лампочкой:

- 6 -

появились мухоморы – жди белые грибы! Есть такая примета. Других грибников мухомор, как бы подбадривает: «Не унывай, что не нашёл грибов. Посмотри на меня, какой я красивый!» Ведь людям важна не только пища, но и красота.

Игра «Экологический светофор»

(Детям раздаются карточки с заданием. После работы по карточкам проводится проверка по книжке- самоделке « Правила поведения в лесу».

Один ученик читает вслух и   называет свои ответы, другие

сигналят: согласен – хлопают в ладоши, не согласен – топают.  Верные ответы сопровождаются страницами книжки – самоделки.)

Карточка.

Прочитай. Какие ошибки допустили туристы в лесу? Подчеркни их.

Сегодня мы пошли гулять,

 Благо лес рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад!

Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!

- 7 -

В речку скинем все бутылки_

В море пусть плывут посылки!

Мы цари! Молчи, Природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

(По тому же принципу открывается второй секрет.)

« Каждый раз, когда идёшь в лес, не забывай о правилах поведения на природе. Читай интересные книги о природе: они помогут тебе в жизни».

У. – Мне так и хочется продолжить – Охраняй и береги природу!

У. -  Представим, что мы с вами на привале. Сидим, отдыхаем, делимся впечатлениями. И вдруг выскочил обитатель природы – хомяк. Мы не стали его

пугать! А. полюбовавшись, вспомнили о физминутке…

(Физпауза «Хомка»)

 (Стрелка компаса указывает на имя – (Маленький принц). Звучит голос (аудиозапись):

- «Есть такое твёрдое правило – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок -  и сразу же приведи в порядок свою планету»

У.  -  Догадались, на кого указала стрелка компаса?

Д. -  Да.

У. -  Мы с вами  у родничка « Чистота спасёт мир!»

Для нас планета Земля начинается с нашего дома, улицы, села. Если каждый человек будет следить за чистотой в своём селе, городе, парке, то, конечно и наша планета будет блистать красотой.

Мы спросили себя – Что мы можем сделать, чтобы наше село стало чище и красивей?

И для начала в апреле мы провели две экологические операции под названием

 « Большие дела маленьких рук» - кормушки для птиц,  урна для мусора у таксофона.

А ещё подготовили видеофильм, которым хотим сказать, что нам не безразлична судьба нашего села.

У. – Пришла пора узнать следующий секрет.

 - 8 -

 (Открывается третий секрет: «Сделай окружающий мир чище и прекрасней своими руками. Уважай свой труд и труд других людей».

У. -   Мы хотим жить среди людей: добрых, весёлых, уважающих свой и чужой труд, любящих природу и животных, свою Родину и маленькую, и большую.

( Стрелка компаса указывает на группу  учащихся, желающих озвучить свои сочинения. Они зачитывают свои сочинения о родном селе Верещагино.)

У.  - Ребята нас привели на родник « Село родное!»

Здесь мы посмотрим вместе с Маленьким принцем видеофильм о нашем селе

Верещагино.

 (Просмотр видеофильма по компьютеру).

У. -  Ребята, давайте представим себе весы. На одну чашу будем складывать всё доброе и полезное, что даёт Земля человеку. На вторую всё доброе и полезное,

что приносит своей планете человек. Мы увидим, как сильно первая чаша будет перетягивать вторую.

Повторим этот опыт каждый для себя. При этом на первую чашу поместим то доброе и полезное, что даёт каждому из нас наша природа, село, а на вторую – то, что сделал ты для них. На сколько отклонилась твоя стрелка весов?  Вот в этом-то и следующий секрет!

( Открывается секрет – Чаще спрашивай себя: « А что сделал хорошего я для своей школы, природы, для своего посёлка? Что ещё могу?»)

У. -  На этом наше экологическое путешествие по родникам культуры заканчивается.

Так, о какой культуре мы сегодня говорили?

Д. -   О правилах поведения в природе, о жизни в родном селе, о любви к окружающему нас миру.

У. -  Давайте ещё раз прочитаем секреты, которые мы открыли у родничков.

Читая, переворачиваем таблички и получается высказывание:

        глазами не увидишь.

Самого главного

лишь сердце.

Зорко одно

        

-9 -

У. – Над этим мы размышляли с вами, когда читали сказку « Маленький принц».

Прекрасно, если каждый из нас станет Маленьким принцем на своей территории, на своей маленькой планете, величиной с дом, село, город, а  Земля превратится в мозаику таких планет, окружённых заботой и вниманием их хозяев.

Попрощаемся с Маленьким принцем. Мы надеемся, что у него теперь на планете Земля ещё появились друзья, и он счастлив. Не забывайте о секретах, которые мы сегодня открывали. Помните о той мудрости, что узнал Маленький принц  от прирученного им Лиса -  «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Попробуем следовать этой истине!

Используемая литература:

  1. И. В. Цветкова. Экология для начальной школы. Игры и проекты. «Академия развития», 1997.
  2. Г.В. Раицкая, С. А. Шахматова, С. Г. Ананьева. Природа и экология Красноярского края, 2 класс. Красноярск, 2006.
  3. Г.В. Раицкая, С. А. Шахматова, С. Г. Ананьева. Природа и экология Красноярского края, 3 класс.  Красноярск, 2007.
  4. В. К. Размахнина, А. И. Алёхин.  Слово родного края. Книга для чтения в младших классах. Красноярское книжное издательство, 1997.
  5. Энциклопедия для детей. Всё о животных от А до Я. Москва, «Махаон», 2003.

             

- 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра-путешествие "Земля - наш общий дом"

Экологическая игра-путешествие - это внеклассное мероприятие, которое является итоговым занятием в 3 классе по экологическому воспитанию. Мероприятие проходит в форме путешествия с использованием разн...

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Экологическая игра - путешествие "Встречи с Лесовичком".

Данная игра - путешествие проводится в три этапа. В ходе этой игры дети научатся различать объекты живой и неживой природы, познакомятся с творчеством художников Ставрополья и т.д....

Экологическая игра "Путешествие в Экоград"(презентация).

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №6      Экологическая игра«Путешествие в Экоград»....

Конспект экологической игры – путешествия с мультимедийным приложением « Природа в опасности!»

Обобщение знаний о животных и растениях, экологических знаний.Предметные: закрепить и расширить знания учащихся о живой и неживой природе, о единстве и целостности природы.Надпредметные: учить добыват...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...