Выступление на родительском собрании. Тема "Причины неуспеваемости младшего школьника"
классный час (2 класс)

Кашкина Татьяна Михайловна

Причины неуспеваемости младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_-_vystuplenie_kashkinoy_t.m.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на родительском собрании во 2Б классе по теме:

Причины неуспеваемости младшего школьника.

      Школьная неуспеваемость острая проблема начальных классов. Так как в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, ранняя неуспеваемость становится источником широкого круга проблем, влияет на развитие личности в целом.

К основным причинам неуспеваемости в начальных классах психологи относят следующие:

-недостаточное развитие мышления;

- низкий уровень навыков учебного труда;

- пробелы в знаниях;

- отрицательное отношение к учебе;

- слабое здоровье;

- низкий уровень развития волевых качеств;

- недисциплинированность;

- отрицательное влияние семьи.

Раскрою поведение детей:

Гиперактивные дети выделяются на фоне сверстников своим поведением.

Одной из специфических черт являются чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, отсутствие сосредоточенного внимания. Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве, но в этот период эти недостатки не ярко выражены. С поступлением в школу учебная деятельность предъявляет ребенку повышенные требования к развитию этой функции.

  Симптомы невнимательности, которые сохраняются у ребенка до полугода, свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:

  1. Неспособность удерживать внимание на деталях, допускает ошибки в письменных работах.
  2. С трудом сохраняет внимание во время игр.
  3. Не справляется с выполнением домашней работы.
  4. Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задания.
  5. Теряет школьные принадлежности, забывчив.
  6. Легко отвлекается.

Симптомы гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении 6 месяцев обучения:

      Гиперактивность

  1. Часто беспокойные движения в кистях  и стопах, сидя на стуле крутится, вертится.
  2. Часто встает с места во время урока, когда нужно оставаться на месте.
  3. Проявляет бесцельную двигательную активность
  4. Не может спокойно, тихо заниматься досуговой деятельностью.
  5. Находится в постоянном движении.
  6. Часто бывает  болтлив.

    Импульсивность

  1. Отвечает на вопросы, не выслушав их до конца и не задумавшись.
  2. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. Мешает другим, пристает к окружающим, вмешиваясь в игры.

Родители, учителя должны быть осведомлены о диагностических критериях синдрома, чтобы своевременно направить ребенка на консультацию к специалисту, и обеспечить ему своевременную помощь.

Эти психологические особенности затрудняют полноценное включение ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям трудно справляться с заданиями, так как  они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя.

В большинстве случаев такие дети имеют проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать дружеские отношения, среди детей являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

      В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

     Выполнение рекомендаций психолога может способствовать установке взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справиться с учебной нагрузкой.

Медлительные дети обращают на себя внимание особенностями своего поведения и деятельности. Они нерасторопны, неуклюжи. Немалый опыт неуспехов и неудач, связанных со своей медлительностью, такие дети приобретают еще до школы. Поступление в школу создает для них дополнительные трудности. Такие дети страдают от повседневной спешки. Чувство вины и неуверенности в себе – характерная черта медлительных детей. Медлительность не свойство характера. Это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами:

*индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы;

*особенности воспитания;

*отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи);

*общее состояние здоровья ребенка.

Дети с такими особенностями нервной системы, как правило, замедленны во всех своих действиях, они медленно включаются в работу, долго переключаются на другую деятельность, долго восстанавливаются после нагрузки, быстро отвлекаются, не могут продолжительно и интенсивно работать. Характерная черта медлительных детей – низкая скорость работы. Это связано с малой подвижностью нервных процессов.

 Для каждого человека характерен свой темп деятельности. Окрики, команды : «Делай быстрее!» заставляют медлительного ребенка суетиться, нервничать, что затрудняет правильную ориентировку в задании, скорость самого действия при этом не меняется.

Другая особенность деятельности медлительных детей -  трудность быстрого переключения на новый вид работы. Это является следствием инертности нервных процессов.

   Значительная помощь медлительному школьнику требуется со стороны родителей. Систематические тренировки, занятия в определенной мере могут повысить скорость работы.

Демонстративные дети – наиболее трудная категория для учителя. Они постоянно нарушают дисциплину в классе.

Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих. Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся в своей семье и школе вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят. Еще в дошкольном детстве у них проявляется жажда восторгов и похвал. Дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками. Они не выносят, когда при них хвалят других детей, уделяют другим больше внимания.

   Демонстративные дети держатся нарочито, манерно. Они играют на публику, любят себя представить  в благоприятном свете перед взрослыми и сверстниками.

Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье недолюбленными.    Гипоопека, как стиль семейного воспитания способствует развитию этой черты, стимулирует борьбу детей за родительское внимание.

    Со временем демонстративный младший школьник начинает играть в классе роль хулигана или шута.  Не выполняя требования учителя, выпадая из процесса обучения, ученик не может  овладевать знаниями и становится неуспевающим.

   Если демонстративный ребенок нарушает дисциплину, важно снять подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. А подкреплением для него служит любое проявление внимания взрослых. Спокойствие учителя снижает интерес класса к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действия.

Желаю вам, уважаемые родители, быть внимательными к своим детям, при возникающих трудностях в воспитании имейте выдержку, самообладание, терпение, такт. Помните, что процесс воспитания своего ребенка непрерывный, но так необходимый для ваших детей.

Думаю, что памятки, которые вы сейчас прочтете, будут вам полезны.

В записную книжку родителей (памятка)

МИНУТА В ДЕНЬ

   У нас есть огромный материал для изучения детской души – наше собственное детство, запечатленное в глубинах памяти, влияющее так или иначе на всю нашу взрослую жизнь. Мы помним свое детство, МЫ ПОМНИМ ВСЕ, нам только кажется, что мы почти все забыли, потому что одни воспоминания накладываются на другие, третьи, четвертые… Так трудно достать лежащее в глубине, на дне, но ведь оно там  есть. Так свежий снег заносит ранее выпавший, и еще, и опять…

   Вспомним, какими бесконечно длинными были сутки в далеком детстве, какая необозримая даль – от утра до вечера! Проснувшись и вовсе не залеживаясь, мы успевали слетать на Солнце, к реке Умывания вела извилистая Тропа Одевания, порядочно утомительная; на Холмах Завтрака мы строили пирамиды из манной каши, не торопясь, ибо знали, что Долина Обеда еще скрыта в тумане, а Горы Ужина – по ту сторону горизонта. Каким малореальным, почти несбыточным было «завтра», каким несуществующим – «послезавтра», а уж «через неделю» - вообще химера, не может быть!

   Мы казались взрослым нетерпеливыми, невнимательными, бестолковыми, безответственными… Они не понимали, что наш мир несравнимо подробнее их мира, что наше время во много раз емче, плотнее. Сравнили: их минута и наша минута! За нашу мы успевали раза по три устать и отдохнуть, раза по два расстроиться и утешиться, захотеть спать и забыть об этом, поболтать ногами, посмеяться, подраться и помириться, заметить ползучего  жучка и придумать о нем сказку, и еще раз посмеяться, забыв над чем, и еще чуть-чуть вырасти и чуть-чуть повзрослеть…  А они только и успевали, что сделать какое-нибудь замечание…

Если хотите понять себя, то хотя бы минуту в день сосредотачивайтесь на воспоминаниях детства, живите в них.

Воспоминание – мостик к вживанию. Если трудно с ребенком, если чувствуете, что не понимаете его, всего лишь МИНУТУ В ДЕНЬ отдайте воспоминанию о себе в том же возрасте, в положении близком, подобном, хоть в чем-то схожем. Усилие не пропадет, найдется, может быть, неожиданное решение…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Режим дня младшего школьника"

текст выступления и примерный режим дня младшего школьника....

Родительское собрание "Режим дня младшего школьника"

- Здравствуйте, уважаемые родители!Прежде, чем мы с вами начнем родительское собрание, я предлагаю ответить вам на вопросы теста, лежащего перед вами, который поможет определить тему нашего собрания. ...

Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников"

Этот материал поможет родителям понять, что такое мотивация учения и почему важно её формировать и развивать правильно. А также расскажет родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; ...

Презентация к родительскому собранию "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ"

Родительское собрание - практику на тему: "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ" поможет обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины....

беседа к родительскому собранию "Режим дня младшего школьника"

обсуждаются трудности первого года обучения, даются советы по организации учебной и внеучебной деятельности, составление примерного режима...

Родительское собрание "Физическое развитие младших школьников" 3 класс

Данное собрание предполагает выступление не только классного руководителя, но и учителя физкультуры; анализ отношения учеников к данным урокам....