Родительское собрание "Режим дня младшего школьника"
методическая разработка (1 класс) по теме

Чернышева Елена Алексеевна

 текст выступления и примерный режим дня младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezhim_dnya_mladshego_shkolnika.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Родительское собрание на тему:

              «Режим дня младшего школьника»

     Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

     Задача педагогов и родителей - максимально облегчить преодоление трудностей, вставших перед учеником. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям.

      Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику - работоспособность. В обыденной жизни мы часто употребляем этот термин, понимая под ним способность действовать целенаправленно, достигать известных результатов.

      Что же такое рационально организованный режим дня?

      Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим). Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении. Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа. Увы - столько времени на воздухе проводят лишь 21 % всех детей младшего школьного возраста... А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п.

      Очень важно, как мы поможем школьнику организовать приготовление домашних заданий. Очень часто выполнение заданий затягивается на час, а то и на два: ведь у маленького школьника не сформированы навыки самостоятельной работы. Кроме того, некоторые  родители требуют многократного переписывания работы с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут; а у некоторых - значительно меньше. Да еще им необходимы 15-минутные паузы для сохранения работоспособности... Имеет значение и время, когда ребенок делает уроки. Очень часто взрослые советуют дождаться мамы. А дождаться - это значит до шести-семи вечера. Вот именно тогда занятия малоэффективны и очень утомительны: это как раз время резкого снижения работоспособности!    

     Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерыв между занятиями 10-15 минут, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.

    Больной вопрос – телевизор и компьютер. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа; а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана; сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

     Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Для нормального физического и нейропсихического развития школьника имеет большое значение правильно организованный режим питания (4-5-кратный): горячий завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин. Ужинать ребенок должен за 1-1,5 часа до сна.

     Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т. д. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио. Детям 7-10 лет необходимо спать не менее 10-10,5 часов в сутки, в противном случае их работоспособность падает на 30 %. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление - причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно сказаться на состоянии здоровья школьника. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.

     В выходные дни основные элементы режима дня (сон, еда и т.д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени отводится пребыванию ребенка на воздухе. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться.    

     Что же помогает организму справиться со школьной нагрузкой, сохранить высокую работоспособность? Прежде всего, постоянное движение.

     Почему ребенку необходимо больше двигаться? Специальные исследования показали, что у школьников, которые ежедневно занимаются физическими упражнениями, много двигаются, бывают на свежем воздухе, отмечаются несколько большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Влияет это и на обмен веществ.

      Как же воспитать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями? Ребенок пошел в школу, появились новые, непривычные нагрузки, новые обязанности, и двигаться он, к сожалению, стал гораздо меньше... Даже в те дни, когда в школе проводится урок физической культуры, у младших школьников дефицит двигательной активности составляет 40 %. Доказано: для компенсации естественной биологической потребности в движении суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов

     Два вида гигиенической гимнастики должны занять прочное место в распорядке жизни ребенка: утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления урока. К утренней гимнастике ребенка нужно приучать с 2-3 лет. Если занятия проходят регулярно, каждое утро, то к школе у него вырабатывается твердая и самостоятельная привычка ежедневной зарядки. Верно, не зря ее называют зарядкой; она на весь день заряжает ребенка хорошим настроением, помогает быстро устранить вялость, сонливость, повышает работоспособность.

       Утренняя гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении, еще лучше - на свежем воздухе - 10-20 минут.

       В комплекс включаются не более 8-10 упражнений, каждое из которых повторяется 6-8 раз в бодром, но не очень быстром темпе. В первое время между упражнениями можно делать 10-15-секундные паузы, в дальнейшем - выполнять упражнения одно за другим. Количество упражнений надо увеличивать постепенно. Важно, чтобы упражнения, подобранные в комплексе, последовательно давали работу основным мышечным группам плечевого пояса и живота. Очень полезно вводить в утреннюю гимнастику упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц стопы.

      Начинают обычно зарядку с ходьбы или легкой пробежки, затем упражнения в потягивании, с глубоким дыханием, наклоны вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. Заканчиваем легким бегом в течение 15-30 секунд, либо подпрыгиванием на месте на двух ногах или поочередно на каждой ноге по 20-30 раз. А затем - ходьба с постепенным замедлением темпа и дыхательными упражнениями для успокоения.

      Другая малая форма - физкультурные минутки. Их необходимо проводить на уроках в школе и дома во время приготовления домашних заданий, чтения, рисования, словом, во время всех тех занятий, когда долго приходится сидеть за столом или партой. Физкультурные паузы проводятся у младших школьников примерно через 15-20 минут занятий. Общая продолжительность их - не более трех минут.

       И "большие формы" - подвижные игры и самостоятельные физические упражнения. В подвижных играх дети утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит согласовывать свои действия с коллективными.

      А вот еще ваша реальная помощь: расскажите и покажите те игры, в которые играли сами, помогите оборудовать спортивную площадку во дворе. И, понятно, позаботьтесь о спортивном инвентаре: мяч, скакалки, санки, лыжи, коньки. И об элементарных спортивных навыках. Для самых маленьких это, в первую очередь, плавание, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, умение ездить на велосипеде и т. п. Даже пешеходная прогулка, если ее умно организовать, может быть отличным средством физической культуры и способом повышения двигательной активности. Прогулка позволяет в известной степени компенсировать недельный дефицит двигательной активности.

      Еще одна вечная и вечно пренебрегаемая сторона физического воспитания - закаливание. Закаливание надо проводить систематически с раннего возраста; но уж если вы дотянули до поступления ребенка в школу, и здесь можно уберечь его от многих болезней с помощью закаливания.      

     Прежде чем начать закаливание, обязательно посоветуйтесь с врачом, узнайте у него, что именно лучше применить к вашему ребенку.

     Конечно, все наставления о пользе и значении утренней гимнастики, закаливания, занятий спортом и т. п. останутся словами, если родители сами не будут следовать им. Когда спорт, закаливание, движение - часть жизни взрослых, все это естественно, без усилий и давления, а с радостью становится и частью жизни ребенка.

      Таким образом, режим дня - это режим жизни. И насколько более тщательно вы продумаете режим дня своего ребенка и постараетесь внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья  ребенка.        

             

         

          Примерный режим дня младшего школьника.

Подъем                                                                                                       6.00

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет     6.00 – 6.30

 Завтрак                                                                                                 6.30 – 7.00

Дорога в школу                                                                                     7.00 – 7.45

Занятия в школе                                                                                    8.00 – 13.00

Горячий завтрак в школе                                                                     10.30 – 11.00

Дорога из школы или прогулка после занятий                                 13.00 – 15.00

Обед                                                                                                       12.30 – 13.00

Отдых, прогулка или игры на воздухе                                                15.30 – 16.30

 Полдник                                                                                                16.30 – 16.45

 Приготовление домашних заданий                                                    16.45 – 18.00

Прогулка,                                                                                                18.00 – 19.00

 Ужин и свободные занятия, тихие игры                                             19.00 – 20.00

 Приготовление ко сну                                                                           20.00 – 20.30

 Сон                                                                                                          20.30 – 6.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

Причины нежелания детей учиться, причины школьной неуспеваемости младших школьников, способы решения появившихся проблем...

Выступление к родительскому собранию Самооценка младших школьников. Условия формирования.

Тема родительского собрания: Самооценка младших школьников. Условия формирования.Форма проведения: беседаЦель собрания: формирование представления о самооценке младшего школьника, оказание  помощ...

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"

В статье можно узнать о причинах возникновения трудностей в обучении, рекомендациях по оказанию помощи в преодолении ребенком трудностей в обучении...

Выступление на родительском собрании "Самооценка младших школьников".

Цель: предложить родителям способы формирования у младших школьников адекватной самооценки....

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем". 3 класс

Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем" 3 класс. Разработка конспекта собрания....

Родительское собрание Кризисы младшего школьника

Данный материал поможет родителям выбрать правильные методы воспитания детей...


 

Комментарии

Елена Алексеевна! Большое спасибо за предоставленный интересный материал к родительскому собранию.Творческих вам успехов в работе!