«Человеческие добродетели»
статья (4 класс) по теме

Чусовская Светлана Николаевна

 

Человеческие добродетели. Урок обобщения и систематизации знаний и способов действий. Чусовская С.Н.

Раздел: Преподавание в начальной школе.

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников. Оно направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных, ситуациях.

Материал данного урока можно использовать на уроке внеклассного чтения или непосредственно на уроке «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе.

Цель урока: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам людей и животных, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Используется работа в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Человеческие добродетели» (4 класс)

Учитель: Чусовская Светлана Николаевна

Цель: Содействие духовно - нравственному воспитанию учащихся

Задачи:

  • формировать у учащихся активное нравственное сознание;
  • расширить знания учащихся о добродетелях;
  • развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.
  • развивать творческие способности и логическое мышление;

Оборудование: компьютер, тема урока плакат, лучики, сочинения ребят, книги, презентации, названия групп.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и способов действий

Ход урока:

1 слайд

На доске эпиграф:“Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” (М. Горький)

1. Организационный момент

Приветствие.

Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку

2. Беседа по актуализации знаний. Подведение к теме урока

- Этот урок православной культуры последний в четверти, обобщающий.И сегодня мы сделаем еще один шаг вверх по лестнице знаний.

2 слайд

«Нравственная пятиминутка». «Распределительный диктант»

Учитель диктует слова, учащиеся должны распределить их на 2 группы, записать, объяснить такое распределение:

скромный                                                                                                 раздражённый

щедрый                                                                                                    непослушный

заботливый                                                                                             жадный

дружелюбный                                                                                         злой

милосердный                                                                                           вспыльчивый

Ученик: распределили на 2 группы, в 1 группе слова о добром человеке, его хорошие качества.

Учитель: Правильно. Так вот эти качества и называются ДОБРОДЕТЕЛЯМИ (обращение к теме урока).

3 слайд.

Добродетель – это внутренняя установка человека творить добро. Это готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру

Добродетель- это внутренняя потребность самого человека его нравственная сущность.

                                                           

4 слайд.

Добрые дела и любовь, уважение друг к другу объединяет все религиозные культуры.

Ислам - «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого»

Иудаизм - «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе»

Христианство – «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

5 слайд.

Чтение притчи о двух волках.

-О каких волках идёт речь? Как их можно кормить?

Неслучайно сегодня на уроке мы разделились на три группы.

5 слайд.

Выступление 1группы. “Взрослые и дети”. 

Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как описано в произведении Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.

1. Анализ рассказа Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.

Только поступок мальчика, заставил родителей изменить свое отношение к дедушке, которого не приглашали за общий стол, потому, что у него не было зубов, и он не мог аккуратно есть. Родителей напугало то, что когда они станут пожилыми, сын тоже будет кормить их из лохани за печкой.

2. Анализ рассказа Иосифа Дика “Красные яблоки”.

– Ребята, как вы думаете, почему Валерка, когда пришла мама, “стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал”?

3. Чтение стихотворения А. Барто “Разговор с дочкой”.

Героиня стихотворения А.Л.Барто “Разговор с дочкой” сетует на то, что ей “не хватает теплоты”, а дочка принесла маме одеяло.

Нельзя не согласиться со словами В.Сухомлинского: “Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой”.

– Как вы думаете, что нужно сделать вам для того, чтобы ваши родители были счастливы?

– Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Всем вам необходимо воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение.

6  слайд.

Выступление 2 группа. “Дети среди детей”.

1. Мы расскажем вам о том, как можно и как нельзя относиться к своим сверстникам. Иногда ребята дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.

2. Анализ стихотворения С.Маршака “Четыре глаза”.

3. Чтение и анализ стихотворения А. Барто “Я был когда– то болен”.

– Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними, и не позволят другим унижать и оскорблять больного человека.

4. Чтение и анализ стихотворения С Михалкова “Хорошие товарищи”.

– Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? А вы как думаете?

– Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьезные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью сверстников, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам своих одноклассников. И детям и взрослым людям хочется, чтобы к ним относились внимательно и по-доброму.

– В нашем внимании и заботе нуждаются и животные.

7 слайд.

Выступление 3 группы. “Наши четвероногие друзья”.

В нашем внимании и заботе нуждаются и животные. Люди, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несут большую ответственность за ее жизнь. Сначала приручают, заботятся, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывают его на улицу, как надоевшую игрушку. Выгнав на улицу, они обрекают его на голод и мучения.

1 Краткий пересказ с анализом. К. Ушинский “Слепая лошадь”.

 Неблагодарный хозяин перестал кормить, а потом еще и выгнал старую слепую лошадь, которая спасла его когда-то от не минуемой гибели. На защиту лошади встал весь город.

2. Никого не оставит равнодушным стихотворение Агнии Барто “Уехали”. Находясь в детском лагере, ребята все лето заботились о щенке, учили его выполнять команды, учили ходить на поводке, отличать “своих” от “ чужих”. Они следили за его здоровьем, чтобы он не скучал. И вот перед самым отъездом по домам, ребята забыли о щенке. А он ждал, он надеялся, что о нем вспомнят, что его еще любят, он лег и не хотел даже вставать. Он просто ждал! Он не хотел думать, что его бросили! И как же обрадовалось маленькое сердечко, когда ребята вернулись за ним. Он не мог сказать им о своем страхе, своих надеждах, о своей любви.

Он им навстречу, на крыльцо
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

3. Иногда животные и хозяева случайно теряют друг друга и очень переживают. Вспомните девочку из стихотворения С.Михалкова “У меня пропал щенок”, как она была расстроена пропажей щенка, и какова же была радость, когда испуганный, израненный щенок прибежал домой. Девочка сама взялась его лечить и воспитывать, и хочется верить в то, что этот маленький неслух вырос в преданного и умного пса. Ведь доброта сердца творит чудеса.

4. Не меньше людей страдают животные.

“Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, …бегала взад и вперед по тротуару и беспойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?” (А.П.Чехов. Каштанка.)

– Многие животные, к сожалению, становятся бездомными. У нас в Якутске  нет приюта для животных, поэтому эту проблему ребята и их родители пытаются решать самостоятельно, об этом говорят их сочинения. Добродушные люди не могут пройти мимо несчастного брошенного животного, поэтому стараются найти ему хорошего хозяина или оставляют у себя. Людям никогда не надо забывать слова писателя Антуана Сент– Экзюпери: “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.

                                        – Легко ли быть добрым?

IV. Чтение лучших творческих работ учащихся. (Сочинения на тему “Легко ли быть добрым")

– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, дающим вам добро. Недаром гласит русская пословица: “Доброе дело два века живет”.

– Как вы ее понимаете? (Доброе дело люди помнят долго.)

IV. Работа по ситуациям.

8 слайд.

 Ситуация 1.

 Во двор вышел мальчик. На нем смешная, огромная, лохматая шапка, из-под которой его почти не было видно. Один из ваших друзей схватил шапку, подбросил ее вверх и крикнул: “ Смотрите, что под шапкой!” Ваши действия:

          А) весело смеясь, поймаю шапку и брошу другу,

          Б) уйду домой,

          В) поймаю шапку и отдам мальчику.

У вас есть свои предложения?

9 слайд.

 Ситуация 2.        

 Вы спешите из столовой, уже звенит звонок, а перед вами первоклассница наклонилась, чтобы завязать шнурок.

          А) оттолкну и побегу дальше,

          Б) обойду и поспешу дальше,

          В) остановлюсь, отведу в сторону, чтобы ее кто-нибудь не толкнул, завяжу шнурок, а в классе извинюсь перед учителем.      

Предложите свой вариант.

10 слайд.

 Ситуация 3.

 Вы с друзьями, весело обсуждая просмотренный фильм, идете по дороге, перед вами  смешно ковыляет старушка с сумками.

          А) стану передразнивать, чтобы вызвать смех у товарищей,

          Б) возьму сумку, помогу донести,

          В) сделаю вид, что я ничего не вижу.

Предложите свой вариант.

11 слайд.

5. Рефлексия

– Подумайте, верны ли данные высказывания? Почему?

  • Поступок определяет становление героя на сторону добра или зла.
  • Человек сам делает выбор своих поступков.

       -- Добро и зло не имеет границ национальной принадлежности и рода.

Какие чувства у вас вызывает добродетель? ( Тёплые, светлые, чистые)

С каким цветом ассоциируется? (Ярким, светлым)

Добродетель как солнышко дарит своё тепло и заботу.

--У каждого есть лучик солнышка напишите на нём как стать добрее.( сравните с моей памяткой)

12 слайд.

6. Знакомство с памяткой “Как стать добрым человеком.

– Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?

  • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  • Будь добр к людям!
  • Учись добру у добрых!
  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не причиняя зла, добрей становишься.

7. Чтение стихотворения. “Не стой в сторонке равнодушно…”

8. Итог урока. Песня

9.Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель и ученики. Возрастаем добродетели.

Чему я учусь у своих  учеников....

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"

Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...

ОРКСЭ Добродетель и порок

Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация....

Добродетель души человеческой

Занятие формирует у учащихся этические нормы поведения, учит доброте, осознанному выбору добра....

Урок нравственности «Добродетель души человеческой» 4 «б» класс

Данное мероприятие  формирует у учащихся этические представления о категориях добра и зла....

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» (Ш. Амонашвили)

Деятельность по воспитанию (реализация программ воспитания и социализации обучающихся, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни)Деятельность в области воспитания выстраиваю...