Программа кружка «Занимательная лексика», 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Программа кружка «Занимательная лексика» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также на основе авторской программы Е.М. Елизаровой « К тайнам слова»: занимательная лексика», которая обеспечена пособием для учителя (« К тайнам слова»: занимательная лексика. 3 класс/ авт.- сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2008).

Программа  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и   реализуется  в рамках кружка «Развитие речи» в соответствии с   образовательным планом.

Основная цель данного курса: вызвать интерес  к изучению русского языка и расширить словарный запас учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_leksika.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г.Уржума»

«Рассмотрено» на заседании кафедры

Начального образования

Протокол № __ от «__»_____2012г.

Согласовано: заместитель директора по УВР

_______________________________________

Утверждаю:

Директор    

КОГОАУ « Гимназия г.Уржума»

_________________________

                                             Приказ № __ от «__»_____2012г.

 Программа кружка

«Занимательная лексика»

3 класс

на 2012 – 2013 учебный год

Составитель программы:

Чикулаева Е.А.,учитель начальных классов,

высшая  квалификационная категория

Уржум, 2012

Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательная лексика» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также на основе авторской программы Е.М. Елизаровой « К тайнам слова»: занимательная лексика», которая обеспечена пособием для учителя (« К тайнам слова»: занимательная лексика. 3 класс/ авт.- сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2008).

Программа  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и   реализуется  в рамках кружка «Развитие речи» в соответствии с   образовательным планом.

Основная цель данного курса: вызвать интерес  к изучению русского языка и расширить словарный запас учащихся.

Задачи курса:

  1. Развитие интереса к изучению тайн русского языка.
  2. Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
  3. Углубление уже имеющихся знаний о лексике.
  4. Изучить и исследовать вместе с детьми конкретные лексические понятия.
  5. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.

Программа  кружка «Художественное творчество: станем волшебниками» программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками»

К концу года обучающиеся должны иметь представления:

  1. Об основных терминах, связанных с лексикой.

Знать:

  1. Откуда пришли  нам некоторые известные слова и выражения;
  2. Некоторые термины и понятия;
  3. Некоторые пословицы, поговори, загадки;

 Уметь:

  1. Правильно употреблять изученные слова в устной и письменной (сочинения, составление шарад, загадок, информационные, творческие  мини – проекты) речи;
  2. Подбирать синонимы и антонимы;
  3. Различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– сопереживания другим людям;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- овладеет  логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесение к известным понятиям;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

-  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

-  обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

-  строить сообщения в устной и письменной форме;

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

-  договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

- контролировать действия партнера;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать речь для регуляции своего действия;

-  понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- использовать речь для планирования своей деятельности

Содержание курса

Название раздела, темы

Кол-во часов

Содержание

Предполагаемые результаты

1

Таинственная лексика  

20

Лексическое значение слова

Прямое и переносное значение слова

Ударение меняет значение

Пёстрое семейство синонимов

Великое противостояние антонимов

Слова – двойники. Омонимы

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов

Похожи, но не одинаковы. Паронимы

Из глубины веков Архаизмы

Красна речь пословицей

Интеллектуально- познавательная игра «Кто хочет стать знатоком пословиц»

Фразеологические сочетания

Устойчивые сравнения

Шарады

Поиграем в слова

Знать словари русского языка  и их авторов: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», В.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка». М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова «Школьный толковый словарь русского языка», З.Е. Александрова. «Словарь синонимов русского языка», М.Р. Львов. «Словарь антонимов русского языка», В.П. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка», П. А. Лекант, В.В. Леденова «Школьный орфоэпический словарь русского языка», В.И. Даль «пословицы русского народа».

 Знать понятия: лексика, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, омоформы, омофоны, омографы, паронимы, . архаизмы, неологизмы, пословицы и поговорки, устойчивые сравнения, фразеологические сочетания, шарада.

Уметь правильно  употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы, пословицы и поговорки, устойчивые сравнения, фразеологические сочетания, подбирать синонимы и антонимы, различать слова – паронимы, омоформы. архаизмы и неологизмы

Понимать и объяснять пословицы и поговорки.

Уметь создавать мини – проекты: творческие, информационные, писать сочинения.

2

Слово о словах

14

Откуда ты, имя?  Информационный проект «Моё имя».

Отчество и фамилия.

Времена года: зима, весна, лето, осень. Сочинение «Любимое время года»

«Крутится, вертится шар голубой..»

В гостях у сказки. Творческий проект «Моя сказка»

Что нужно школьнику?

Скатерть – самобранка

Растения – почему их так называют? Мини – проект «Необычное растение»

Птицы и звери – почему их так называют? Творческий проект «Мой питомец».

О том, что мы носим. Предметы одежды в ребусах, шарадах, загадках».

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай»

Знать словари русского языка и авторов:  Крушельницкий Е.Л.   «Словарь русских фамилий», О.Д. Ушаков «Этимологический словарик школьника».

Знать понятия: этимология, морфемы, значение  и историю распространённых  русских имён.

Иметь представление о

истории фамилий и отчеств, о названиях месяцев в Древней Руси, названиях материков,  названиях школьных принадлежностей, названиях овощей и блюд, названиях растений, животных и птиц, названиях предметов  одежды.

Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Информационное сопровождение

Дата

По плану

По факту

Таинственная лексика  - 20 часов

1.

Лексическое значение слова

1

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», В.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка». М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. «Школьный толковый словарь русского языка»

04.09

2.

Прямое и переносное значение слова

1

С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка».

Карточки с заданиями для творческих групп.

11.09

3 - 4

Ударение меняет значение

2

С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Орфоэпический словарь, орфографический словарь, карточки с заданием, таблица «Произноси правильно»

18.09

25.09

5 - 6

Пёстрое семейство синонимов

2

С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», З.Е. Александрова. «Словарь синонимов русского языка». Карточки для игры в лото, карточки с заданиями, чайнворд.

02.10

09.10

7-8

Великое противостояние антонимов

2

С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М.Р. Львов. «Словарь антонимов русского языка». Карточки с заданием, карточки для лото.

16.10

23.10

9

Слова – двойники. Омонимы

1

С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Кроссворд, карточки с заданием для работы в группе

30.10

10

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов

1

С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка».

06.11

11

Похожи, но не одинаковы. Паронимы

1

С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка

13.11

12

Из глубины веков. Архаизмы

1

С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка. Картина В. Васнецова «Богатыри»

20.11

13- 14

Красна речь пословицей

2

В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка».

А.В. Полякова  «Превращения слов»

27.11

11.12

15

Устойчивые сравнения

1

А.В. Полякова  «Превращения слов»

18.12

16-18

Фразеологические сочетания

3

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», В.П. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка».

А.В. Полякова  «Превращения слов»

25.12

15.01

22.01

19

Шарады

Мини проект «Шарада»

1

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка».

А.В. Полякова  «Превращения слов»

05.02

20

Поиграем в слова

1

 А.В. Полякова  «Превращения слов»

12.02

Слово о словах – 14 часов

21

Откуда ты, имя?

Информационный проект «Моё имя»

1

А.В. Полякова  «Превращения слов»

19.02

22

Отчество и фамилия

1

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка».

Е. Л.Крушельницкий    «Словарь русских фамилий»

26.02

23-26

Времена года: зима, весна, лето, осень. Сочинение «Любимое время года»

4

О.Д. Ушаков «Этимологический словарик школьника».

А.В. Полякова  «Превращения слов»

05.03

12.03

19.03

26.03

27

«Крутится, вертится шар голубой..»

1

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», карта полушарий.

А.В. Полякова  «Превращения слов»

02.04

28

В гостях у сказки.

Творческий проект «Моя сказка»

1

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка».

09.04

29

Что нужно школьнику?

1

А.В. Полякова  «Превращения слов»

16.04

30

Скатерть - самобранка

1

О.Д. Ушаков «Этимологический словарик школьника»

А.В. Полякова  «Превращения слов»

23.04

31

Растения – почему их так называют?

Мини – проект «Необычное растение»

1

А.В. Полякова  «Превращения слов»

30.04

32

Птицы и звери – почему их так называют? Творческий проект «Мой питомец»

1

А.В. Полякова  «Превращения слов»

07.05

33

О том, что мы носим.

Предметы одежды в ребусах, шарадах, загадках»

1

А. В. Полякова «Превращения слов»

14.05

34

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай»

1

Проектор, ноутбук

28.05

Литература и ресурсное обеспечение

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1986;
  2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. М.: Знание, 1987;
  3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка  Т. 1-4. – М.: Русский язык, 1981;
  4. Елизарова Е.М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продлённого дня. 3 класс/авт.-сост.  Елизарова Е.М.-Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение 1980;
  6. Крушельницкий Е.Л.  Словарь русских фамилий   – М.: Школа-Пресс, 2007;
  7. Лапатухин М.С. , Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка – М.: Просвещение, 1981;
  8. Лекант П. А., В.В. Леденёва  Школьный орфоэпический словарь русского языка, 2004
  9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1987;
  10. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-Пресс, 1993;
  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000;
  12. Полякова А.В  «Превращения слов» -  ООО «Издательство «Учебная литература» -  Самара, 2011
  13. Ушакова  О.Д. Этимологический словарь школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Занимательная математика», 3 класс

Программа  кружка «Занимательная математика» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравст...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 2 класс

В файле представленна рабочая программа кружка "Занимательная математика"  для 2 класса...

Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны.

Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов  Лебедевой Елены Константиновны....

Программа кружка Занимательная математика 4 класс

Данная программа может быть использована для внеурочной деятельности...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 4 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 4 класс содержит и КТП ....

Программа кружка "Занимательная математика" 1 класс

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена  в соответствии с программой и учебником М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1 клас...

Рабочая программа кружка«Занимательная грамматика», 1 класс

Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут....