Рабочая программа по риторике, 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской.

Программа обеспечена УМК для 3 класса (учебник, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika2.docx19.01 КБ
Файл ritorika.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г.Уржума»

«Рассмотрено» на заседании кафедры

Начального образования

Протокол № __ от «__»_____2012г.

Согласовано: заместитель директора по УВР

_______________________________________

Утверждаю:

Директор    

КОГОАУ « Гимназия г.Уржума»

_________________________

                                             Приказ № __ от «__»_____2012г.

Рабочая программа

по риторике,

3 класс

на 2012 – 2013 учебный год

Составитель программы:

Чикулаева Е.А., учитель начальных классов,

высшая  квалификационная категория

Уржум, 2012

Пояснительная записка

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской.

Программа обеспечена УМК для 3 класса (учебник, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Содержание учебного предмета

3-й класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ.

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по риторике

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

      Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  

Тема урока

Количество часов

Дата

Тип урока

Результаты

План

Факт

Личностные

Метапредметные

Предметные

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

- оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

 формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно -учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

-аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

–-  реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

НАУКА РИТОРИКА 3 часа

1

Чему учит риторика

1

05.09

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

2

Твои речевые роли.

1

12.09

Комбинированный

3

С какой целью и зачем

1

19.09

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ 6 часов

4

Речь. Неподготовленная речь

1

26.09

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

5

Подготовленная речь

1

03.10

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

6

Подготовленная речь, приёмы подготовки.

1

17.10

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

7

Подготовленная речь,

приёмы подготовки.

1

24.10

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

8

Говорим подробно, кратко. Проверочная работа «Подготовленная речь,

приёмы подготовки».

1

31.10

Комбинированный

9

Похвала (комплимент).

1

01.11

Комплексное применение знаний и умений

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ 1 час

10

Слушаем, вдумываемся.

1

08.11

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ 2 часа

11

Читаем учебные тексты.

1

15.11

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

12

Учимся писать, редактировать.

1

21.11

Комплексное применение знаний и умений

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ 4 часа

13

Проверь себя.

Что такое вежливость.

1

28.11

Обобщение и систематизация знаний и умений.

14

Вежливо, невежливо, грубо.

1

12.12

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

15

Добрые дела – добрые слова.

1

19.12

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

16

А ты вежлив? Проверочная работа «Вежливое общение».

1

26.12

Урок комбинированный

Итоговые задачи и игры 1 час

17

Итоговые задачи и игры.

1

09.01

Обобщение и систематизация знаний и умений.

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ 2 часа

18

Проверь себя. Тексты разные нужны.

1

16.01

Урок комбинированный

19

Диалог и монолог.

1

23.01

Комплексное применение знаний и умений

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ 3 часа

20

Пиши правильно!

1

30.01

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

21

Произноси правильно!

1

06.02

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

22

Употребляй слова правильно! Проверочная работа «Правильная речь».

1

13.02

Урок комбинированный

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА 4 часа

23

Пересказ.

1

27.02

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

24

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

1

06.03

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

25

Цитата в пересказе

1

13.03

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

26

Кратко о книге (аннотация).

1

20.03

Комплексное применение знаний и умений

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… 2 часа

27

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

1

27.03

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

28

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

1

03.04

Комплексное применение знаний и умений

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ 2 часа

29

Рассуждение.

Вывод в рассуждении.

1

17.04

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

30

Правило в доказательстве. Цитата в доказательстве.

1

24.04

Комплексное применение знаний и умений

ЧТО ОБЩЕГО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ  3 часа

31

Сравни и скажи.

1

08.05

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

32

Правила сравнения.

1

15.05

Комплексное применение знаний и умений

33

Как строятся сравнительные тексты. Проверочная работа «Чему научились на уроках риторики?»

1

22.05

Урок комбинированный

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1 час

34

Риторический праздник.

1

29.05

Урок повторения

     Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.

  1. Ладыженская Т.А. «Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс» (в 2-х частях) М.:Баласс, 2012 г
  2. Методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской).
  3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
  4. Компьютер.
  5. Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по риторике  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

рабочая программа по риторике 1 класс

в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по риторике для 3 класса

  Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по риторике, Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и н...