Урок социально-бытовой ориентировки "Зубы и уход за ними"
методическая разработка по зож (3 класс) по теме

Кузнецова Ольга Витальевна

 

Данная разработка урока социально-бытовой ориентировки в 3 классе СКОШИ I вида (конспект и карточки) направлена на знакомство учащихся с с функциями зубов и их названиями; на формирование представлений о гигиене полости рта; на проведение работы по профилактике кариеса; на активизацию и расширение  словарного запаса у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl._zuby_i_uhod_za_nimi.rar15.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ЯО Рыбинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

Конспект урока СБО в 3 классе  

по теме «Зубы и уход за ними».

Учителя Кузнецовой О.В.

___________________________________________________________________

Тема. Зубы и уход за ними.  (2 часа)

Цель и задачи: 

  1. знакомство с функциями зубов и их названиями;
  2. формирование представлений о гигиене полости рта;
  3. проведение работы по профилактике кариеса;
  4. активизация и расширение  словарного запаса у учащихся.

    Оборудование:

«листки питания», карточки с текстом о строении зубов, с рекомендациями по уходу за зубами, таблица с названиями зубов, модель челюстей с зубами, зубная щётка, памятка «Как сохранить зубы здоровыми без лекарств», сосуды с водным раствором йода 1:1, ватные диски.

        Подготовительный этап.

         Раздать учащимся за несколько дней до урока «листок питания» и предложить им записать в нём свой дневной рацион питания, указывая и незначительные перекусывания.

        За три дня до урока провести эксперимент с яйцами. Взять два сваренных вкрутую яйца. Одно яйцо покрыть зубной пастой, содержащей фтор, спустя 10 минут ополоснуть его водой и поместить в стакан со сладкой газированной водой, а в другой стакан с газированной водой поместить яйцо не обработанное зубной пастой.

План урока.

  1. Организационный момент.

2.  Вводная часть.

3.  Функции зубов и их назначение.

4.  Зубы и причины разрушения зубов.

5.  Исследовательская работа.

6.  Уход за зубами.

7. Подведение итогов эксперимента с яйцами.

8. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

     Наденьте наушники.

     Ты слышишь? – Алеша.                       - Я слышу.

     Какой сейчас урок?                                - Сейчас урок социально-бытовой      

                                                        ориентировки.

2. Вводная часть.

    Отгадайте загадку.

            Белые зайчики сидят в тёмном чуланчике.

                - Зубы.

        Какая тема урока?        - Тема урока «Зубы и уход за ними».

3. Функции зубов и их названия.

        Для чего нужны зубы?        - Чтобы есть.

        Зубами откусывают, измельчают и пережёвывают пищу.

        Какое ещё значение имеют зубы?- Я не знаю.

        Зубы помогают чётко говорить, здоровые зубы придают лицу красоту.

        Очень важно иметь здоровые зубы. Больные зубы способствуют возникновению болезней желудка, сердца, суставов, горла и других органов. Крепкие зубы – символ красоты и здоровья.

        Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли по форме зубы?

                - Разные.

        Почему зубы имеют разную форму?

                - Я не знаю.

        Зубы имеют разную форму, так как у зубов разные функции.

        Посмотрите на таблицу на доске и прочитайте названия зубов.

                - Резцы, клыки, предкоренные,

                  коренные, зубы мудрости.

        А сейчас будем заполнять карточки.

        

_________________откусывают,

_________________перекусывают

                                  жёсткие волокна,

_________________измельчают,

_________________перетирают,

                                  пережёвывают пищу.

        Какие зубы откусывают пищу?        - Ответы детей.

        Какие перекусывают жёсткие волокна?

        Какие зубы измельчают пищу?

        Какие перетирают, пережёвывают пищу?

        Название каких зубов вы не записали в карточке?

4. Зубы и причины разрушения зубов.

        Подсчитайте по таблице количество зубов у взрослого человека.

                        - 32 зуба.

        По 16 зубов в верхней и нижней челюстях. Всего 32, не считая зубов мудрости.

        А у ребёнка 24 молочных зуба. Как вы думаете, почему молочные зубы меняются на постоянные?        - Я не знаю.

        Человек растёт, а зубы – нет, и расстояние между зубами увеличивается. Поэтому, когда рост челюстей заканчивается, молочные зубы меняются на прочные постоянные зубы.

        Прочитайте текст.

Зубы – самые твердые части нашего организма. Постоянные зубы покрыты слоем очень прочной эмали. Она защищает наши зубы. Под слоем эмали лежит менее твёрдый, но тоже очень прочный слой. Внутри зуба находятся нервы и кровеносные сосуды. Кровь приносит к зубам питательные вещества. Но как ни тверды зубы, они всё же разрушаются

        Вопросы по содержанию текста:

        Чем покрыты зубы?        - Ответы детей.

        Что находится под слоем эмали?

        Что находится внутри зуба?

        Что кровь приносит к зубам?

        Как вы думаете, почему разрушаются ваши зубы?

5. Исследовательская работа.

        Приготовьте ваши «листки питания».

        

Листок питания.

         Дата ______________________________

         ФИ _______________________________


Время действия кислоты

Чистка зубов

Время действия кислоты

Завтрак - …мин


…мин

Перекусывание - …мин


…мин

Обед - …мин


…мин

Перекусывание - …мин


…мин

Ужин - …мин


…мин

После ужина - …мин


…мин

Итого - …мин


…мин


Шкала риска:

0-20 мин – риск минимальный. Вы молодец!

20-90 мин – риск возникновения кариеса. Примите меры!

90 мин и более – ваши зубы в опасности! Срочно примите меры!

        Работа с листками питания проходит по следующему плану:

        Учащиеся обводят продукты, содержащие сахар, обсуждают роль сахара в развитии кариеса, используя схему.

Вы съедаете     Микроорганизмы        Кислота        Кислота        Возможен

   что-то                превращают            действует     растворяет       кариес

 сладкое            сахар в кислоту           на зубы           эмаль

                                                                 20 мин

        Записывают в «листке питания» 20 мин в графу 1 напротив каждого приёма сладкой пищи и выявляют ученика, у которого сладкое указано достаточно часто. Он выходит к доске и на основании своих данных вычисляет суммарную продолжительность воздействия кислоты на его зубы.

        Пример:

        Завтрак+шоколад+обед+мороженое+ужин+конфета=20мин+20мин+20мин+20мин+20мин+20мин=120мин

        Каждый ученик вычисляет суммарную продолжительность воздействия кислоты по своему «листку питания» и определяет степень риска заболевания кариесом по «шкале риска».

        Как можно уменьшить время воздействия кислоты?

                - Можно почистить зубы.

                - Можно прополоскать рот.

        Верно. Но, после чистки зубов действие кислоты полностью устраняется, а после полоскания устраняется частично.

        Учащиеся записывают в графе 2 напротив каждого приёма сладкой пищи, какой способ борьбы со сладостями они выбирают.

        Учащиеся заполняют графу 3, вписывая 0 после чистки зубов, 10 мин после полоскания, суммируют время. Определяют, достаточно ли принятых мер для защиты зубов от кариеса, используя «шкалу риска».

        А сейчас запишите на карточке в первый столбик три примера полезной пищи, во второй – три примера опасной пищи.

6. Уход за зубами.

        Прочитайте рекомендации врача-стоматолога по уходу за зубами.

     Поспеши себя избавить от налёта на зубах,

        Это так легко исправить, если щётка есть в руках.

                       Три минуты чисти зубы сверху и с боков,

                    Изнутри борись с налётом, злым врагом твоих зубов.

        А закончена работа – полощи водой. Тогда

        От противного налёта не останется следа.

        Как правильно чистить зубы?        - Ответы детей.

        Сначала чистят жевательную поверхность подкоренных и коренных зубов круговыми движениями, затем их внутреннюю поверхность «выметающими» движениями, внутреннюю и наружную поверхность передних зубов. По каждому участку делается 10 движений. Затем зубы смыкают и весь зубной ряд чистят круговыми движениями. Общая продолжительность чистки зубов 3 мин. (Объяснение учитель сопровождает показом действий на модели челюстей с зубами.)

        Сейчас проверим, как вы умеете чистить зубы.

        Смочите ватный диск в водном растворе йода, проведите им от клыка до клыка. Оцените окраску зубов у соседа.

        Все зубы жёлтые – очень плохо.

        Несколько жёлтых зубов – удовлетворительно, чистит неумело.

        Все зубы белые – отлично.

        У кого получился отличный результат? Молодцы!

7. Подведение итогов эксперимента с яйцами.

        На прошлом уроке мы начали проводить эксперименты с яйцами.

        Какие материалы были взяты для эксперимента?

                - Два яйца, два стакана со сладкой

                  газированной водой, зубная паста,

                  содержащая фтор.

        Давайте посмотрим, что произошло с яйцами.

        Скорлупа яйца, не обработанная фтором, стала мягкой, а газированная вода – мутной. Со скорлупой яйца, обработанного пастой с фтором, в этом стакане с газированной водой никаких изменений не произошло.

        Что можно сказать о фторе?        - Фтор защищает.

        Верно. Фтор защищает и укрепляет зубную эмаль, борется с кариесом.

        Почему для чистки зубов используют зубную щётку и зубную пасту, а не ограничиваются одной щёткой?        - Ответы детей.

        В пасте содержится средство, помогающее очищать зубы.

8. Итог урока.

        Что нового вы узнали сегодня на уроке?

                - Названия зубов и их функции,

                  причины разрушения зубов,        

                  как правильно чистить зубы.

        Даю вам памятку «Как сохранить зубы здоровыми без лекарств».

        Проведите дома со своими родными беседу по профилактике кариеса.

Памятка

Как сохранить зубы здоровыми без лекарств

  1. Не есть много сладостей и мучных изделий.
  2. После каждой еды обязательно хорошо прополаскивать рот.
  3. Правильно чистить зубы после завтрака и ужина.

        Урок окончен. Послушайте оценки.

        Миша, пять и т.д.        - У меня пятёрка.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку социально - бытовая ориентировка тема"Экономика домашнего хозяйства", 8 специальный класс

данная презентация может использоваться на нескольких уроках по теме "экономика домашнего хозяйства2...

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ...

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО

Формирование жизненных  компетенций  является главным приоритетом  для учащихся  школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило,  имеющего  ограничения контактов с м...

Презентация к проекту "Формирование жизненных компетенций на уроках социально-бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО"

Презентация к проекту "Формирование жизненных компетенций на уроках социально-бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО"...

Конспект урока по теме: "Мои зубки. Уход за ними."

Конспект урока по предмету "Человек". Тема урока "Мои зубки. Уход за ними."...

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...

Применение игровых технологий на уроках Социально-бытовой ориентировке

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ра...