Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»
методическая разработка

Старкова Ольга Владимировна

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СМР «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ»

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

 Учитель: Старкова Ольга Владимировна

г. Сокол 2020г.

  1. Введение.

  Дети с ОВЗ -это дети с особыми образовательными потребностями. Еще сто лет назад, один из первых деятелей отечественной дефектологии В.П.Кащенко, называл проблему «исключительных» детей больным местом современной школы и с грустью замечал, что эта проблема вряд ли будет снята с повестки дня в отдаленном будущем. Его опасения, к сожалению, сбываются: в наше нестабильное время социально-политических изменений эта проблема по-прежнему является актуальной в современной педагогике. А Конвенция о правах ребенка, ратифицированная 5 сентября 1990 года, закрепила за ними право на получение образования; что приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитие его личности (социализация и коммуникация и интеграция в общество таких детей) 

  Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, формирование социально-значимых навыков относится сегодня к первоочередной задаче системы специального образования в России.

  В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в том числе и детей с нарушением интеллекта (детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости).

  Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, формирование у них трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение обучающихся к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

  Социальную адаптацию обучающихся хоть и обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, направленное формирование социально-бытовой компетентности же осуществляется в ходе занятий СБО.

  Предмет СБО (социально-бытовая ориентировка) является важной ступенью в социализации обучающихся. Темы данного учебного предмета максимально охватывают ближайшее окружение.

  Организация и проведение уроков СБО предусматривает формирование адекватного социального поведения детей, поэтому для более полного усвоения материала предусмотрено много экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.

  1. Актуальность выбранной темы

  Сейчас я работаю с детьми с тяжелой и умеренной умственной отсталостью (по последнему ПМПК - умеренная умственная отсталость) - класс-комплект. В моем классе 8 человек. Дети разного возраста от 14до18 лет с различными психофизическими особенностями и возможностями. Почти все живут в детском доме-интернате для умственно-отсталых детей. Один ребенок взят в семью.

  У большинства обучающихся расстройства аутистического спектра в разной степени, у всех нарушения речи. У двух детей речь отсутствует (говорят только отдельные звуки, показывают жестами).  Два ребенка с синдромом Дауна. Девочка с эхолалией. Трое имеют диагноз – ДЦП. Все дети-инвалиды.

  Дети с выраженным нарушением интеллекта сильно отстают в развитии от своих нормально развивающихся сверстников. Их развитие характеризуется низкими темпами и качественными особенностями. У детей не сформированы или недостаточно развиты высшие психические функции (ВПФ):                                                                                          

- внимание характеризуется трудностью привлечения, невозможностью длительной концентрации, быстрой отвлекаемостью;

-грубые нарушения в сенсорной сфере, неумение анализировать,

искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения, что приводит

к хаотической нецеленаправленной деятельности;

- мышление косное, тугоподвижное, непоследовательное. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на

ситуативном уровне;

-отсутствие целенаправленности, быстрой и точной реакций, переключение с одного действия на другое;

-отсутствие самоконтроля.

-восприятие отличается недифференцированностью, т.е. в окружающем пространстве дети видят предметы глобально, не выделяя отдельные детали.

-память кратковременная. Страдает произвольное и непроизвольное запоминание.

  В физическом развитии также есть отклонения. Это отражается в низком росте, весе, объеме грудной клетки. У многих нарушена осанка и координация движений.

  Практически все учащиеся страдают нарушением эмоционально-волевой сферы, что в дальнейшем влияет на их поведение.  

  Особенности психофизического развития данных учащихся существенно затрудняют процесс обучения.                                                    

  С этими детьми я работаю по программе НИИ дефектологии под редакцией А.Р Малера.

  В ней предусмотрено введение предметов практической направленности, а именно: самообслуживание, ручной труд, предметно-практическая деятельность, социально-бытовая ориентировка, хозяйственно-бытовой труд. 

   Не смотря на большую часть академической части Малер А.Р в своей работе «Социализация детей с выраженной умственной отсталостью» подчеркивает, что «только практический интеллект может быть средством выравнивания имеющихся интеллектуальных дефектов, только в процессе практических занятий, можно развивать у этой категории речь, корригировать недостатки мышления, формировать положительные эмоционально-волевые качества. Отсюда вся коррекционно-воспитательная работа с такими детьми должна базироваться на таких предметах, как самообслуживание, предметно-практическая деятельность, ручной труд в младших классах, социально-бытовая ориентировка, хозяйственно-бытовой труд и производительный труд в старшем возрасте.».  

  Что касается грамоты и счета. Эти предметы должны присутствовать в программе, но они не являются ведущими. Малер говорит: «Даже научившись с большим трудом чтению, письму и счету, дети с тяжелой формой умственной отсталости в дальнейшем не могут использовать их в жизни самостоятельно.  По отношению к этой категории детей не следует идти по пути оценки их продвижения, ориентируясь на знания по академическим предметам. Следует отойти от знаниевой оценки в пользу компетентностной.

  Новые стандарты для детей с умственной отсталостью как раз направлены на решение этой задачи. Там четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция».  Из двух составляющих образования детей с ОВЗ ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся.

  Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллектуального развития очень трудный процесс, в котором необходимо разобраться, чтобы мы имели возможность своевременно и правильно оказать необходимую помощь таким детям.

  Наша задача – научить детей быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.

  Таким образом я решила взять эту тему по самообразованию, над которой я работаю третий год.

  1. Задачи содержания образования по формированию социально-значимых навыков детей с нарушением интеллектуального развития на уроках СБО:

- корректировать недостатки познавательной и эмоционально-волевой сфер; развить коммуникативные функции речи

- расширить кругозор обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

- развить и совершенствовать навыки ведения домашнего хозяйства; воспитать положительное отношения к домашнему труду; развить умения, связанные с решением бытовых экономических задач;

- формировать социально-нормативное поведение в семье и обществе; формировать умения, необходимые для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; формировать и развивать навыки самообслуживания и трудовые навыки, связанные с ведением домашнего хозяйства;

- ознакомить с деятельностью различных учреждений социальной направленности; сформировать умение пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

- усвоить морально-этические нормы поведения, выработать навыки общения;

- развить навыки здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

- развить предметно-практические навыки, бытовой и трудовой деятельности;

- формировать у обучающихся знания и умения, способствующие социальной адаптации в обществе, безопасному поведения в социуме, в природе;

- воспитать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.

  1. Методы обучения на уроках СБО:

  В педагогике различают три основных метода обучения: словесный, наглядный и практический. В работе с тяжело умственно отсталыми детьми ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Что касается словесных методов, то они играют значительно меньшую роль по сравнению с вышеназванными.

  Это объясняется резким недоразвитием регулирующей функции речи у

этих детей, вследствие чего не удается с помощью только словесных объяснений организовать их обучение. Словесные методы всегда должны сочетаться с использованием наглядности и собственной деятельностью воспитанников.

  Рассмотрим применение различных методов обучения на уроках по социально-бытовой ориентировке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

   Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни.                

  При проведении игр необходимо соблюдать определенный темп, не перенасыщать игровые упражнения вопросами, обучать воспитанников умению следить за ответами товарищей. Учитель должен заранее подобрать вопросы, примеры, продумать выбор упражнений, представить себе возможные ответы воспитанников.

  Только при таких условиях игра будет подчинена учебно-воспитательным

целям и принесет пользу.

  Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание учеников к новому материалу, или в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры проводятся в\ конце урока для закрепления пройденного материала.

  В программе предлагаются примеры игр, которые можно использовать на уроках социально-бытовой ориентировки: «Кто больше знает транспортных средств?» (IV год обучения), «Кто больше знает и умеет?» (VII класс)

Последовательность обучения учащихся моделированию реальных ситуаций

  1. Выбор сюжета из реальной жизни в соответствии с уровнем знаний, опыта детей, их возможностями.
  2. Показ положительного действия с разъяснениями его смысла.
  3. Демонстрация педагогами ситуации с выполнением той социальной роли, которой хочет научить детей.
  4. Постепенное уменьшение роли взрослого.
  5. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми

Разработала некоторые виды игр для закрепления той или другой темы:

тема

класс

Название игры

Социальный навык

1

Работа почтальона

6

«Распредели предметы для работы».

-отрабатывать умение выбирать необходимые предметы в зависимости от назначения, культурно вести себя с клиентами.

2

Транспорт

6,7,8

-«Мы едем в школу»

-«Дорожные знаки»

-отрабатывать навыки соблюдения правил поведения в общественном транспорте, правил при посадке и высадке;

-отрабатывать навыки соблюдения правил дорожного движения

3

Магазины

6,7,8

«Я иду за покупками»

«Угадай магазин»

-отрабатывать умение выбирать необходимые продукты, подсчитывать стоимость покупки, культурно себя вести.

- отрабатывать умение узнавать и называть разные виды магазинов

4

Медицинская помощь

8

« Я врач»

Отрабатывать умение обращаться за помощью, оказывать помощь, разговаривать культурно, вежливо.

C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200221_102926.jpg  C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20190924_123649.jpg

C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181106_101535.jpg    C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20190924_123219.jpg

C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20190222_132845.jpg   C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181224_095422.jpg

C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181224_095109.jpg

Результаты использования игр:

  • Обучающиеся стали более свободно общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;
  • Получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;
  • Стало значительно меньше неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций;
  • Учащихся овладевают основами делового общения.

Практические упражнения.

     Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками, т.к. сведения, не подкрепленные действиями, не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни. Практические виды деятельности на уроках СБО являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются задачи воспитания:

  • личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;
  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.

     Стараюсь больше использовать систему упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык, который они будут использовать в своей самостоятельной жизни. Применение таких заданий стараюсь использовать   на каждом уроке.

На уроках по социально-бытовой ориентировке воспитанники выполняют множество упражнений, носящих учебно-тренировочный характер. Так, проводятся различные упражнения, направленные на выработку умений пользоваться телефоном, радио- и телеаппаратурой и т.п.

К практическим методам относятся и письменные упражнения — выполнение заданий, связанных с написанием поздравительных открыток,                                 заполнением бланков, занесением в тетрадь сведений учебного или бытового характера.

 Использую иллюстрации из журналов, книг, брошюр. Открытки, к различным праздникам обучающиеся составляют с помощью учителя.

Ответы детей по содержанию рисунков помогают учителю проверить, насколько правильно они усвоили изучаемый материал. При изучении темы «Правила уличного движения» обучающиеся рисуют рисунки, объясняют значение каждого цвета. На этом же уроке могут быть наклеены на картон различные знаки уличного движения.

https://sun9-65.userapi.com/g8Zkv1PCXwyOyCyu2NY2KGbCPWVW5L27bmHftw/0mqf_al2XWA.jpg             C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181129_130151.jpg

C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20190215_085847.jpg

C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181129_130359.jpg https://sun9-50.userapi.com/S20l8jm2R7AhbasQSeLy5Xpe9l-dYymK_tnxlg/Sz36cavLApI.jpg

Результатом использования практических упражнений является то, что учащиеся:

  • стали более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую            

работу до конца;

  • с введением технологических карт стало меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;
  • появилась заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;

Экскурсии

    Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятся таким образом, чтобы учащиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

    Желательно проводить экскурсии по окончании каждой темы. Например, изучив тему «Средства связи» в 8 классе, изучив виды средств связи, идем на экскурсию телефону-автомату, который установлен на улице. Изучив тему «Правила уличного движения. Дорожные знаки», идем на экскурсию на улицу, смотрим дорожные знаки, находим знаки перехода улицы. наблюдаем за работой светофора, повторяем правила поведения. Изучив тему «Библиотека» - отправляемся в библиотеку, где на практике отрабатываем правила поведения, общения. Библиотеку посещаем раз в месяц, где с детьми проводят различные мероприятия. Здесь дети закрепляют свои знания, полученные на уроках СБО.

     После экскурсий обязательно каждый должен высказать свое мнение. Выясняются вопросы, что было трудно выполнить, а что- легко. Какие недостатки заметили. Отсюда делаются выводы: как нужно поступать правильно и чего делать нельзя.

C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20180920_131343_HDR.JPG     

  C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181022_121749.jpg        C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181022_124703.jpg

C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20180920_125824.jpg

Результатом проведения экскурсий является то, что учащиеся:

  • овладевают навыками делового общения,
  • получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;
  • правильно формулируют вопросы
  • хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;
  • умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,
  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
  • вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
  • способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем.

НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

   Показ видеофильмов наиболее целесообразен после изучения темы. Тогда демонстрация кинофильма или кинофрагмента способствует закреплению, повторению учебного материала, расширяет и углубляет полученные знания! Любой учебный фильм требует обсуждения — без него он теряет свою значимость.

  Большое значение имеет длительность демонстрации экранных пособий, поскольку дети быстро утомляются, их внимание ослабевает. Поэтому нужно, чтобы показ учебных фильмов занимал на уроке строго ограниченное время — не более 15 минут.

  Урок с применением кинофильмов преследует разные цели. Например, на материале фильма обобщаются знания учащихся о пассажирском транспорте

(видеофильмы «О чем рассказал автобус», На чем люди ездят); современных способах строительства (Кто построил этот дом) и т. п.

  При проведении киноуроков особенно тщательно нужно подготовить вопросы, которые учитель будет задавать обучающимся по ходу фильма. Эти вопросы должны быть заранее четко сформулированы, а их количество — строго ограниченно.

  Тщательно следует готовить и пояснительный текст к фильму. Текст должен быть небольшим по объему, но содержательным и охватывать весь материал, который необходимо усвоить.

  В качестве раздаточного материала можно использовать

наборы предметных картинок (транспорт, орудия труда, машины, облегчающие труд взрослого, общественные здания и т.д.).

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

  Рассказ — это живое, образное изложение учителем учебного материала.

Чтобы дети могли воспринимать учебный материал со слов учителя, к

рассказу как к методу обучения предъявляют следующие требования:

-объем учебного материала в рассказе должен быть оптимальным для

данного года обучения;

-новый материал должен быть связан с уже имеющимися у детей знаниями,

особенно с теми, которые были получены на основании собственного практического опыта или наблюдений;

- время рассказа должно быть непродолжительным;

-изложение должно быть предельно ясным, четким и эмоциональным;

-речь учителя должна быть правильной, простой, без непонятных ученикам выражений.

  В связи с тем, что многие дети редко проявляют к чему-либо собственный интерес, нельзя забывать о приемах, которые поддерживают его. Их можно заинтересовать необычным началом рассказа, имеющего прямое отношение к данной теме (рассказать случай, который произошел с кем-либо, или вспомнить явление, которое наблюдали все воспитанники и т.п.).

  Рассказ (беседа, объяснение) учителя всегда сопровождается демонстрацией

наглядных пособий и самостоятельными работами воспитанников, что способствует

преодолению трудностей, возникших при усвоении знаний.

  Объяснение — это особый метод изложения учителем учебного материала, который, как правило, сочетается с другими методами. Объяснением пользуются при ознакомлении воспитанников с новыми понятиями и словами («заработная плата», «больничный лист» и т.д.), а также с некоторыми правилами поведения в общественных местах. Во время практической деятельности воспитанникам объясняют, как поступить в тех или иных случаях, какие совершить действия.

  Основные требования к объяснению как к методу обучения те же, что и к рассказу: непродолжительность, доступность и ясность изложения, краткость. Многословные, длительные объяснения неприемлемы для детей с отклонениями в развитии и не достигают цели.

  Беседа — это совместное обсуждение учебного материала учителем и учениками.

  Обсуждать можно план будущей или итоги выполненной работы, просмотренный учебный фильм, результаты наблюдений, сделанных воспитанниками во время экскурсии. Беседу можно использовать для закрепления знаний и для осмысления нового учебного материала.

  В беседу с учениками помимо вопросов что? кто? где? и т.д., требующих простой констатации фактов или событий, следует обязательно включать вопросы: зачем? почему? что способствует образованию элементарных причинно-следственных связей. Вопросительные предложения с этими словами предлагаются даже в случае правильного ответа.

  Успех любой беседы зависит не только от правильной постановки вопросов, но и от своевременного исправления неверных ответов. Во время беседы следует поправлять неправильные выражения воспитанников, помогать в построении предложений, в подборе определений. Требования, предъявляемые к беседе, те же, что и к рассказу учителя.

  Для закрепления материала используются карточки с заданиями

Например, по теме «Магазин. Отделы магазина» в 7 классе, детям предлагается определить, что продается в конкретных отделах магазина.

Отдел

Товар

1

Молочный

А

Батон, каравай, булочка, пирожки

2

Хлебный

Б

Копченая и соленая рыба, консервы, рыбные котлеты

3

Рыбный

В

Печенье, конфеты, вафли. Пряники

4

Кондитерский

Г

Кефир, молоко, сметана, йогурт

               По теме «Семья» - выбрать ответ на вопрос: какие игрушки для грудного ребенка лучше покупать:

а) пластмассовые и мягкие;

б) пластмассовые и резиновые;

в) резиновые и мягкие.

Результатом использования данных заданий является то, что учащиеся:

  • лучше усваивают материал, не испытывают трудностей в выборе правильного ответа;
  • значительно повысился уровень усвоения учащимися социально- бытовых знаний;
  • появилась заинтересованность в получении новых знаний;
  • расширился круг представлений об основных нуждах человека.

Большую роль в социализации детей играет тема «Праздники». С каждым годом дети лучше запоминают название, традиции каждого праздника. С удовольствием принимают участие в школьных и классных мероприятиях, посвященных какой-то дате. Учат стихи, песни, танцы, готовят поздравительные открытки. 

https://sun9-40.userapi.com/LXufLw0A16kWIMxe68jaWCxpLdVFNENNQeVmbw/qZejlz1Bg6A.jpg https://sun9-37.userapi.com/KiFaPDv_-19b3kBHKPDxpWQdYbkeR5d_fOGC2g/0pJkw9ci2Ow.jpg

C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181227_110435.jpg

  Для исследования и определения сформированных социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки я взяла изучение темы в разделе «Транспорт». Основным методом была беседа с использованием такого наглядного материала, как картинки с изображением различных видов транспорта и вопросов (представленных в таблице 1)

  Программой СБО 6 класса в разделе «Транспорт» определено, что должны знать и уметь обучающиеся. Я хотела узнать, что знают дети на начало изучения этой темы, т.к. ранее их обучение осуществлялось не мной. Каждому ученику индивидуально было предложено составить самостоятельно рассказ.

  Самостоятельный рассказ по теме – выполнялся по заданию: «Назови, что это? Расскажи все, что знаешь про транспорт (виды, назначение). Педагогическая помощь обучающимся не предлагалась. Общий балл выставлялся по сумме баллов за выполнение каждого из трех заданий.

  В зависимости от выполнения задания каждого ребенка были определены ориентировочные уровни сформированного навыка:

 6-9 баллов – навык сформирован;

3-6 баллов – навык формируется;

0-3 баллов – навык не сформирован.

За выполнение каждого задания ребенку выставлялся промежуточный балл.

  Это было на начало года (Таблица 1), после чего я проанализировала ответы обучающихся, и сделала вывод, что степень самостоятельности в выполнении умственных действий, связанных с заданиями по формированию навыков, необычайно низка

Таблица 1

Анализ ответов обучающихся

Список обучающихся

Назвать вид

транспорта

Назвать назначение транспорта

Назови и покажи транспорт

Общий балл

1.

Даня Б

1

0

1

2

2.

Надя М.

1

0

1

2

3.

Даня П..

1

0

1

2

4.

Женя Ч.

2

2

2

6

5.

Вика Г.

1

0

1

2

6.

Богдан К.

1

0

1

2

7.

Алеша А.

1

1

1

3

8

Максим С.

1

0

1

2

  В течении всего учебного года я работала с детьми используя различные методы и средства обучения. Старалась активизировать их познавательную активность, речевую активность. В конце учебного года снова провела исследование (табл.2)

Таблица 2

Анализ ответов обучающихся

Список обучающихся

Назвать вид

транспорта

Назвать назначение транспорта

Назови и покажи транспорт

Общий балл

1.

Даня Б

1

1

1

3

2.

Надя М.

2

1

1

4

3.

Даня П..

1

1

1

3

4.

Женя Ч.

2

3

2

7

5.

Вика Г.

2

1

1

4

6.

Богдан К.

3

1

1

4

7.

Алеша А.

3

1

1

5

8

Максим С.

2

1

1

4

  Вывод: После прохождения темы определяется уровень усвоения учащимися знаний по той или иной теме, и уровень сформированного социально- бытового навыка. Для фиксирования результатов лучше использовать таблицы, в которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но их умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

     Уровень усвоения теоретических знаний проводится в форме устного опроса, различных тестов, работы по карточкам. Все это заполняется в виде таблицы.

        Темы из класса в класс повторяются, поэтому очень удобно проследить динамику развития того или иного ученика по данной теме.

Заключение

        

  Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того: какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-значимых навыков, сформирована ли положительная мотивация обучения, насколько это интересует детей.

  Таким образом можно утверждать, на уроках мне удается формировать социальные навыки учащихся. Особо успешными являются уроки, где учащиеся задействованы в практической работе, в диалоге. Оказывает помощь учащимся наличие на уроке предметных картинок, таблиц, использование ИКТ.

  Остаются проблемы в развитии у учащихся монологической и диалогической речи. Наблюдается недостаточная выразительность речи, бедность словарного запаса, что в свою очередь мешает учащимся адекватно выражать свои мысли, чувства, желания, затрудняет понимание обращенной к ним речи. Трудности возникают и в общении со взрослыми, незнакомыми людьми.

Список литературы:

1. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007 (Коррекционная педагогика).

2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: ИЦ «Академия», 2003.

3. Маллер А.Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью: практическое пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2008.

4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко- умственно отсталыми детьми. Дефектология, №1. — 1984.

5. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. — М., 1996.

6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996.