Активизация мыслительной деятельности у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках математики
статья на тему

Ярославцева Галина Ивановна

средства активизации познавательной деятельности на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_myslitelnoy_deyatelnosti.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках математики .

«Если вы входите в класс,
от которого трудно добиться слова,
начните показывать картинки,
и класс заговорит, а главное,
заговорит свободно…».
К.Д.Ушинский

Вопросы активизации учения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

       Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения обучающихся. Поэтому меня волнует тема: «Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики».

         Интерес к данной  теме возник, когда я пришла работать в  класс "Особый ребенок". Я обратила внимание на то, что  ученики пассивны на уроках математики, они не проявляют интереса и активности.  Становление опыта продолжается и сейчас, так как проблему активизации мыслительной деятельности считаю актуальной. В результате работы  необходим постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих познавательную активность обучающихся.

Главная цель при обучении математике – воспитать у детей  интерес к самому процессу познания математики, потребность в преодолении трудностей, умению находить самостоятельный путь решения познавательных задач, а также не бояться ошибок. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, верить в свои силы.

Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи: 

• Создавать на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.

• Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность  на уроке.

• Учитывать индивидуальные способности каждого обучающегося.

• Выявлять условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.

Для  решения задач подобрала средства активизации познавательной деятельности на уроках математики:

1. Дидактическая игра.

одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. В ходе игры обучающиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Включение в урок игр игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

2. Уроки-путешествия.

В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке! Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

3. Математические уроки сказки.

На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.

4. Веселые задачи в стихах.

Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения, для активизации познавательной деятельности учеников на уроках.

5. Математические загадки.

Немаловажное значение на уроках математики имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление.

6. Задачки-сказки.

Задачки - сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат воображать, фантазировать. Слушая задачку,  ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце.

7. Информационно- коммуникационные технологии 

Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. На уроках математики применяю компьютер с его  неограниченными возможностями использовать наглядность. Урок становится более интересным для обучающихся; за счет этого повышается эффективность урока.

Провожу уроки-презентации. Привлекателен урок-презентация тем, что обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду.

Использую ПК для организации разных видов устного счета на этапе актуализации знаний.

На этапе закрепления знаний ученику с высокими учебными возможностями предлагается поработать на ПК, отрабатывая навыки решения задач на тренажёре, а с остальными разбирается материал вторично, уточняются отдельные моменты.

Безусловно, эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО, но при этом следует помнить, что, согласно опубликованным в литературе данным, максимальная частота и длительность применения данных средств в учебном процессе определяется возрастом обучающихся, характером учебного предмета и не должна длиться на уроке подряд более 20 минут. Поэтому на занятиях стараюсь чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения, утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения, так как при монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала.

Применение ИКТ-технологий сегодня, на мой взгляд, является перспективным, так как компьютерные технологии на уроке: экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, к предмету, наглядно и красочно представляют материал.

        

         

Дидактические игры:

"Магазин игрушек"

Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.

Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.

Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец - один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.

«Молчанка»:  хлопни столько же раз, сколько хлопнул учитель;● покажи число, сколько раз хлопнул учитель;● хлопни столько раз, какую цифру показал учитель.

"10 желтых и красных кружочков"
Один ребенок кладет определенное количество кружочков, его партнер должен положить столько же своих.
Сколько палочек в другой руке?

Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного чисел.

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берет пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15

«Стук-стук»

Дидактическая цель: закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.

Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:

Десятки

Единицы

 

 

Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.

Для закрепления навыков счета можно предложить игру «Слушай и считай»:

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определенное число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игр: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.

"Придумай рисунок"

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть в предметах их форму, формировать творческое воображение.

Ход игры: учитель рисует на доске четыре геометрические фигуры.

Например, такие:

http://www.bestreferat.ru/images/paper/37/59/2715937.png

Затем предлагает их нарисовать у себя в тетрадях и обращается к детям: "Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур.

                Урок-путешествие "В гости к Царице Математике".

Цель: Закрепить способы сложения и вычитания в пределах первого десятка.

Задачи: закрепить ЗУН действий над числами в пределах 10.

Развивать навыки быстрого и правильного счета, логическое мышление, память.

Воспитывать сознательную дисциплину, прививать любовь к предмету.

 

Ход урока:

1 Организационный момент :

1. Психологический настрой

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Рапорт дежурного.

-Начинаем урок математики.

2. проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

Ноги на пол мы поставим,                                                                                

  Спинки все мы разогнём,                                                            

  Локотки на стол поставим,                                                                                          

Руки домиком сведём,                                                                                                                   Руку правую кладём,                                                                                                        

 Руку левую кладём .                                                                                                2. Постановка цели урока :Наш урок , закрепление пройденного. Мы повторим все, что учили ранее, покажем как мы научились считать, решать, писать, покажем как научились работать в коллективе.

Начинается урок

Посмотри скорей дружок,

 все ли у тебя в порядке

книжки, ручки и тетрадки

Будем мы работать дружно

 Многое успеть нам нужно

Сегодня мы отправимся с вами на бал к царице математики. Это древнейшая наука она требует точности, сосредоточенности. Математика не любит ленивых.

3.Устный счет: А знаете ли вы как ходят на  бал?(по пригласительным билетам)

Чтобы получить пригласительные нам нужно с вами провести устный счет. Готовы? (Считаем от 0 до 10, и обратно.  0 12345678910.)

Игра «Назови соседей»( называете цифру которую увидите на карточке ,  затем ее соседей) Молодцы

Усложним задачу. Игра «А кто сосед?»  1 2 3 4 5 6 ,  называем соседей.

Молодцы! С заданием справились, все получаете пригласительные билеты на бал.

Отправляемся в путь. На улице холодно и морозно, а у нас тепло уютно и интересно. Мы подошли к воротам это вход в  волшебную страну. Откроем ворота? Для этого нам нужно правильно назвать число и положить столько же наших волшебных груш

Игра «Положи столько же». Молодцы.

Ворота отварились и мы пошли в путь, но вот на нашем пути встретились камушки. Необычные какие. Что это за цифры? (1 5 3 ) давайте назовем их на казахском языке. Эти  цифры помогут нам пройти по камушкам. Мы отправляем их на конкурс красавиц. На ваших листах помощниках 1,5,3 уже ждут вас. Возьмите ручки. Пишем красиво, стараемся.

Молодцы.

4.Повторение пройденного материала: Продолжаем наш путь. Мы подошли к мостику. Пройти по мостику нам помогут примеры. Вы ребята выходите к доске, читаете пример говорите ответ .Ну что попробуем пройти по мостику? Слушайте внимательно, чтобы никто не ошибся мы ведь одна команда.  5-5=0           3-0=3           4+2=6

                          2+2=4          5+1=6         

 Давайте вспомним, как называются компоненты при сложении и вычитании.(называем)

5.Физминутка:  1 2 3 4 5

все умеем мы считать

отдыхать умеем тоже

руки за спину положим

голову поднимем выше

и легко, легко подышим.

Усаживаемся на места, продолжаем наш путь.

6.Закрепление пройденного материала Нам нужно пройти через деревеньку. Здесь живут необычные жители давайте посмотрим  кто это? В первом домике живет  число 6, но как можно ее получить

6 это 1 и 5                 6 это 2и 4             6 это 3и3

Во втором домике у нас живет 4.

                                                       4 это 1 и 3

                                                       4это 2 и 2          4 это 4 и 0

Сложен путь во дворец к царице математике. Пройти через сложные горы нам поможет геометрическое задание. На листочках постройте отрезки длиною 2см, 4 см,1 см.

Вот мы и у стен замка где проживает сама царица Математика.

Двери в ее дворец будут для нас открыты  если мы решим задачки из  Волшебной книги.(чтение задачек)

Молодцы! Со всеми заданиями справились. Ой кто это? Да ведь это же сама Математика к нам вышла.

-Здравствуйте ребята! Я очень рада , что в моем государстве математических наук стало больше ребят. Вы сегодня показали знания, которые будут вам нужны всю жизнь.

 Вы ведь ребята пришли на бал? А бал не бывает без танцев. Я приглашаю вас на бальный танец)

 Дети танцуют вальс.

Учитель : Математике посвещено много стихотворений. Уважаемая «Царица математика» послушай какие стихи приготовили  ребята

М. Борзаковский

Стихотворение о математике

 

       Почему торжественность вокруг?

       Слышите, как быстро смолкла речь?

       Это о царице всех наук

       Продолжаем  мы сегодня речь

 

       Не случайно ей такой почет.

       Это ей дано давать ответы.

       Как хороший выполнить расчет

       Для постройки здания, ракеты.

 

       Есть о математике молва,

       Что она в порядок ум приводит,

       Потому хорошие слова

       Часто говорят о ней в народе.

 

       Ты нам, математика, даешь

       Для победы трудностей закалку,

       Учится с тобою молодежь

       Развивать и волю, и смекалку.

 

       И за то, что в творческом труде

       Выручаешь в трудные моменты,

       Мы сегодня искренне тебе

       Посылаем гром аплодисментов.

 Учитель:   Закрываем глаза. 12345 возвращаемся в класс. Ну вот и подошел к концу наш необычный урок.

Понравился ли он вам? Чем мы занимались на уроке?

На этом урок окончен. Спасибо за внимание.

Урок-сказка "Гуси-лебеди".

этап закрепления знаний нумерации числе от1 до 10/

Звенит звонок. Учитель сообщает, что сегодня не совсем обычный урок математики. На нем все ученики класса отправляются в волшебный мир русской народной сказки "Гуси-лебеди".

Помните, гуси-лебеди унесли братца?

Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки.

Но прежде, чем помочь девочке, ее просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много. Мы распределим роли и поможем ей. Начинаем.

Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела печь стоит.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей в ответ:

Выполни мои задания - скажу.

Некогда мне, я спешу.

Давайте, дети поможем девочке, чтобы печка на нее не рассердилась.

Дети поворачивают карточки, на которых написаны задания:

Покажи число, которое меньше 4, но больше 2.

Покажи число, которое больше 4, но меньше 6.

Назови числа от1 до 10 через одно.

Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Отгадай, какие числа пропущены, скажу.

4+…=7

... +…=9

Назови числа, которые можно представить в виде двух одинаковых слагаемых: 10,9,8,7,6,5,4.

Мне некогда, я очень тороплюсь, - ответила девочка, - и побежала дальше.

А вы ребята, сможете помочь девочке?

Дети выполняют задания.

Бежит девочка дальше. Течет молочная речка с кисельными берегами.

Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Увеличь каждое число 13,4,7,16 на 3 и назови из них самое большое. Уменьши каждое число на 2 и назови самое маленькое из них - скажу.

Боюсь, не успею я, - ответила девочка и побежала дальше.

А вы сможете, ребята, выполнить это задание?

Добежала девочка до избушки на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке нашла она братца, схватила его девочка на руки и побежала. Увидали ее гуси-лебеди и полетели за ней. Подбежала девочка опять к молочной речке с кисельными берегами и просит:

Речка, матушка, спрячь нас от них!

Ответь на вопрос - спрячу.

На какие два слагаемых можно разложить 8 и 7?

Сравни два числа и поставь знак >,< или =: 5…6,6…4?

Назови число, следующее в ряду за числом 9, идущее при счете перед числом 7.

Девочка ответила, (класс следит за правильностью ответов), и река укрыла ее с братцем под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоне, быстро решила ее задачу. (Под яблоней лежало 3 яблока. С дерева упало еще 4 яблока. Сколько всего яблок лежит под яблоней?) Яблоня заслонили их ветками. Гуси-лебеди опять их не увидели и пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди опять догоняют, того и гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка дл печки:

Печка, матушка, спрячь меня!

Ответь на вопрос - спрячу.

Какое число больше 4 на 1? Меньше 7 на 2?

Какое число при счете называют после 8, а перед числом 10?

Назови число, которое на 1 больше, чем 4; число, которое на 1 меньше, чем 7.

Девочка быстро ответила, а дети подбадривали ее. Печь ее с братцем спрятала.

Гуси-лебеди полетали, покричали, и ни с чем улетели к Бабе-Яге. А девочка возвратилась с братцем домой, к родителям.

Я хочу похвалить вас, дети, за активную помощь, за хорошие знания изучаемого материала.

Веселые задачи в стихах.

1. Мы с мамой в зоопарке были,

 Зверей с руки весь день кормили.

 Верблюда, зебру, кенгуру

 И длиннохвостую лису.

 Большого серого слона

 Увидеть я едва смогла.

 Скажите мне скорей, друзья,

 Каких зверей видала я?

 А если их вы счесть смогли,

 Вы просто чудо! Молодцы!

2. У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек?

3. Подарили Пете книжку о ракете.
Прочитал Петя, подарил Свете.
Света – Ване, Ваня – Тане,
Таня – маленькой Марьяне.
Сколько детей прочитали книгу?

4. Только я в кусты зашла,
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик.
И зелёный моховик.
У кого ответ готов,
Сколько я нашла грибов?

5. Мама – белка для детишек.
Принесла из леса шишек.
Сразу все не отдала,
По одной всего дала.
Старшему – еловую,
Среднему – сосновую,
Младшему – кедровую.
Скажите, детишки,
Сколько бельчат съели по шишке?

Математические загадки

Например:

У него четыре лапки,

Лапки цап-царапки.

Пара чутких ушек.

Он гроза для мышек.

(КОТ)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь в десять раз умней.

(КНИГА)

При знакомстве с цифрой 4 можно использовать загадку:

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Все равно к себе притянет.

(ПОДУШКА)

После того, как дети назвали отгадку, учитель просит их вспомнить, какое число прозвучало в загадке, объясняет, как изображается число 4, предлагает найти его в кассе цифр из счетного материала, назвать предыдущее и последующее числа. Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и показать или написать ее. Такие загадки помогают запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию:

Я так мила, я так кругла,

Я состою из двух кружков.

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы дружков.

(ВОСЕМЬ)

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее - нет.

(ДВОЙКА)

Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.

Например:

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три больше станет.

(ШЕСТЬ)

Загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять существенные признаки предмета, а так же определять предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности.

После того как дети отгадают загадку, можно предложить с помощью сигнальных блокнотов показать число, которое встретилось в загадке, определить, сколько в нем десятков и единиц каждого разряда, предыдущие и последующие числа.

Загадки могут использоваться при изучении темы "Меры времени":

Две сестрицы друг за другом.

Пробегают круг за кругом.

Коротышка - только раз,

Та, что выше - каждый час.

(СТРЕЛКИ ЧАСОВ)

На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят с боем и без боя.

Всем нужны - и нам с тобою.

(ЧАСЫ)

При знакомстве учащихся с календарем уместно использовать следующие загадки:

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек.

Год пройдет - весь куст опадет.

(КАЛЕНДАРЬ)

Выходило 12 молодцов,

Выносили 52 сокола,

Выпускали 365 лебедей.

(МЕСЯЦЫ, НЕДЕЛИ, ДНИ)

После отгадывания загадки задача учителя - добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: "Как ты догадался? Объясни!". Такая работа развивает логическое мышление, математическую речь, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений.

При изучении геометрического материала активизируют мыслительную деятельность детей, повышают интерес загадки, стихи о геометрических фигурах.

Квадрат.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины,

Вам его представить рад.

Как зовут его?

(квадрат)

 

Треугольник.

Часто знает и дошкольник

Что такое треугольник

А уж вам-то как не знать…

Но совсем другое дело -

Очень быстро и умело

Треугольники "считать".

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И "по краю" и "внутри"!

(ученикам предлагается определить количество треугольников в любой предложенной фигуре)

Заинтересовать, привлечь внимание детей помогает сказка.

"Треугольник и квадрат"

Жили - были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный и приятный.

Малодушный - Треугольник,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

"Почему ты злишься, брат?"

Тот кричит ему: "Смотри,

Ты полней меня и шире

У меня голов лишь три,

У тебя их все четыре".

Но Квадрат ответил: "Брат!

Я же старше. Я - квадрат".

И сказал еще нежней:

"Не известно, кто нужней!"

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: "Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!"

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он - нет Квадрата…

Онемел. Стоял без слов…

Вот так месть: теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Е. Паин

 

Циркуль

Циркуль мой циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу

Уцепился - и ни шагу.

 

Линейка

Я - линейка

Прямота - главная моя мечта.

В. Житомирский

Задачи - сказки.

Задача 1

Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал: - Я самый главный, меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают море и небо. Нет, я самый главный, — сказал красный карандаш. — Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.

Ну, нет, уж это я самый главный, - сказал зелёный карандаш. - Моим цветом раскрашивают траву и листья на деревьях.

Спорьте, спорьте, — думал про себя жёлтый карандаш. — Уж я то знаю, что самый главный — это я. И меня дети любят больше всех, потому что раскрашивают моим цветом хлеб и солнце.

Вопрос: Сколько всего карандашей было в коробке? (4)

Задача 2

На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей на чай, приготовила стулья. Первыми приползли гусеницы и заняли два стула. Затем прилетели три бабочки, тоже сели на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. Только хотели чай пить, в дверь постучали, приполз жук и занял ещё одно место.

Вопросы: Сколько стульев было занято? (9) Сколько было гостей? (8)

Задача 3

Пролетела сорока по лесу. Сообщила, что пчелы будут всех зверей мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.

Вопросы: Каким по счёту примчался к улью заяц? (3) У кого была самая маленькая посуда? (У белки.) У кого была самая большая посуда? (У медведя.)

Задача 4

Пришла к фотографу семья. Сфотографируйте нас, пожалуйста.

Хорошо, только сначала надо вас удобно посадить.

Папу и маму посадили на стулья. Бабушку в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алёшу, посадили на руки к маме

Вопросы: Сколько всего человек было в семье? (7) Сколько взрослых? (4) Сколько детей? (3)

                              Задача 5

Наша мама самая красивая и самая добрая. На 8 Марта ей подарили много цветов. Дедушка подарил букет розовых гвоздик. Папа подарил красные тюльпаны. Сестра Оля подарила жёлтую мимозу. А я люблю маму больше всех, я подарил ей её самые любимые цветы -фиалки.

Вопрос: Сколько букетов цветов подарили маме на праздник? (4)

                               Задача 6

В зоопарке много зверей: слон, жираф, зебра, лев, бегемот, обезьяна. А вчера я видел, как на большой машине привезли в зоопарк белого медведя и пингвина. Наверное, их привезли с Севера?!

Вопросы: Сколько зверей было в зоопарке? (6) Сколько зверей стало? (8)

                              Задача 7

Нарядились звери, пошли гулять. Медведь в шляпе, волк в кепке, лиса в панамке, белка в косынке, а заяц в пилотке. Вдруг подул сильный ветер и сдул с медведя шляпу, а с лисы панамку.

Вопрос: Сколько зверей осталось в головных уборах? (3)

                            Задача 8

Пригласил жираф к себе на день рождения гостей. Чем же гостей угостить, чтобы всём угодить? Думал, думал и придумал. Пришли гости, а на столе: салат, компот, винегрет, картошка, окрошка, омлет, пирожное и котлеты, мороженое и конфеты.

Вопрос: Сколько разных блюд приготовил жираф? (10)

 

Использовать занимательный материал для активизации мышления детей можно в разных направления: по отработке какого-то конкретного навыка или умения, или же на разных этапах урока. В качестве устного счета - всевозможные варианты игр, занимательные задания, задачи - шутки; во время объяснения новой темы или подготовке к ней. Для себя лично я усвоила правило: "Не бери игру на урок, для того чтобы развлечься. Все на уроке должно быть логически связано с темой и помогать раскрывать цели и задачи урока". Практическая деятельность показала, что на успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или неспособна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Литература: 

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2010.
  2. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной не достаточностью. - СПб, 2003. 
  3. Волина В.В. Праздник числа. М.: АСТ – ПРЕСС,1996.
  4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., Центр-Владос, 1997.
  5. “Математические задачи в стихах для тех, кто умеет считать до 10.” Дрофа 2002.
  6. Корякина Л.В. Математика. 1–4 классы. “Задачи в стихах” (Серия: В помощь преподавателю начальной школы) Учитель, 2010.
  7. Жикалкина Т.П. Дидактическая игра на уроках математики. // Начальная школа. 1996.
  8. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985.
  9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.
  10.  http://festival.1september.ru/articles/601847/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рисования в 3 классе коррекционной школы 8 вида для детей с умеренной умственной отсталостью

Тема:Рисование с натуры детской игрушки  с  использованием  шаблонов геометрических фигур.Зайчик.Цель: 1.Учить ,используя шаблоны геометрических фигур ,рисовать  игрушку.2.Ра...

Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...

Тематическое планирование уроков математики на 1 и 2 четверть с учётом использования геометрического материала на каждом уроке (для детей с умеренной умственной отсталостью)

Тематическое планирование уроков математики на 1 и 2 четверть с учётом использования геометрического материала на каждом уроке (для детей с умеренной умственной отсталостью)...

рабочая программа по математике для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

рабочая программа по математике для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...

Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей с умеренной умственной отсталостью

Эта программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью....

Открытый урок по формированию математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР «Путешествие в страну Математики»

Открытый урокпо формированию математических  представлений для детей  с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР«Путешествие в страну Математики»Це...

"Роль наглядности и практической деятельности в обучении детей с умеренной умственной отсталостью"

Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу обучающихся, для которых характерно позднее развитие и снижение интеллекта, нарушение всех сторон психики, мыш...