Речь и ее развитие в онтогенезе
статья по теме

Булашова Екатерина Николаевна

 

Речь и её развитие в онтогенезе.

Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид деятельности.

В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития.

1-е полугодие – звуко-подражание (гуление).

2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.

1 – 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.

3 – 7 лет. Словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова создаются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).

Младший школьный возраст. Контекстная и письменная речь.

Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг.

Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление – перенесение речи внутрь.

 

Свойства речи:

1) Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).

2) Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).

3) Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).

4) Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (т.е. выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.

Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).

Некоторые теории речевого развития

Л.С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей. На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил «поверхностного» синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы.

Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни из них считают, что ребенок усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет. Другие сторонники бихевиористического подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей.

Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.

 

Реферат Онтогенез речевого развития

Содержание

Введение 3

1. Физиология речи 6

2. Онтогенез речевого развития  11

2.1. Критический период освоения речи 11

2.2. Освоение речи ребенком 12

2.3. Доречевой этап 13

2.4. Освоение звуковой формы. Связь звучания со смыслом 16

2.5. Активный рост запаса слов 18

3. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе 20

Выводы  25

Список литературы 26

 

Введение

Мы знаем, что ребенок говорит сначала одиночные слова, затем фразы, позже у ребенка набирается круг отрывочных слов и явлений, затем пятилетний ребенок устанавливает связь между словами в пределах одного предложения; восьмилетний произносит уже сложные придаточные предложения[1].

При изучении развития речи и мышления в детской психологии возникла путаница т.к. психологи не могли отличить развитие речи от развития мышления. Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта. Именно поэтому, что эта тема имеет такое центральное значение по существу[2]. С одной стороны, в основе детской речи лежит врожденная реакция, наследственный рефлекс, который мы называем безусловным. И это есть базой для последующего развития решительно всех условных реакций.

Теория усвоения языка является в настоящее время весьма обширной дисциплиной.

Человеческая речь – лишь малая часть коммуникативных средств типа чириканья, шипения, рычания, фырканья, свиста, жужжания и им подобных, что встречаются в царстве животных. Важнейшее отличие языка животных от языка человека – отсутствие семантической функции. Другое важное отличие животных от языка человека – генетическая фиксированность, в результате которой язык животных становится закрытой системой с ограниченным набором сигналов. Но в целом, каждая особь от рождения «знает» язык своего вида и значение его сигналов. Генетически зафиксированы и элементы языка животных – они включают или тормозят соответствующие инстинктивные действия. Напротив, язык человека – открытая система: он не фиксирован генетически и непрерывно развивается и изменяется[3].

Актуальность темы. В раннем возрасте происходит развитие всех психологических процессов ребенка и особое место занимает развитие речи. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.

Речь как средство общения возникает и развивается в процессе общения. Нарушения речевой функции отрицательно сказываются на развитии процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речи снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), приводит к снижению коммуникативной активности. Существует и обратная зависимость - при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Е.О.Смирнова[4]).

Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению знаниями.

В данной работе мы исследуем развитие речи.

Предмет исследования – речь.

Объект исследования – дети раннего возраста.

Цель работы. Изучение онтогенеза развития речи.

Задачи работы:

1. Физиология речи.

2. Критические периоды развития речи.

3. Освоение речи ребенком.

4. Доречевой этап.

5. Освоение звуковой формы. Связь звучания со смыслом.

6. Активный рост запаса слов.

7. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе.

Для изучения данной темы мы используем литературные источники, следующих авторов: Выготского Л.С., Белянина В.П. и др.

1. Физиология речи

Физиологические функции, обеспечивающие общение между людьми с помощью звуков речи, заключаются в речеобразовании и восприятии речи.

В продуцировании речи используется ряд органов. Совокупность органов, участвующих в речеобразовании, называется речевым аппаратом.

Ведущую роль речевого аппарата играет головной мозг.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками.

Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева[5], А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий.

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам. Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов? Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.

Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (в. Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными. Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брокка. От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка.

Голосообразующий отдел речевого аппарата. Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубу, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу. Сверху гортань переходит в гортанную часть глотки. Снизу - в дыхательное горло. С боков к гортани прилежат крупные шейные сосуды и нервы. Сзади – нижняя часть глотки, переходящая в пищевод. Верхняя граница гортани соответствует третьему шейному позвонку, нижняя – шестому. При глотании и голосообразовании гортань смешается кверху и книзу, значительно переходя указанные границы. Снаружи (спереди и с боков) гортань прикрыта щитовидной железой, шейными мышцами и кожей, изнутри она выстлана слизистой оболочкой.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека. Уч. Изд. 2-е испр. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 408с.

2. Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] // Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное.- М.: Лабиринт, 2001.- С. 278-342.

3. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики. М.: 1997г. – 287с.

4. Л.С.Выготский. Собрание сочинений в шести томах. Т.3. Проблемы развития психики. / под ред. А.М.Матюшкина. М.: Педагогика. 1983г. С. 167.

5. Львов. М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для пед. вузов / М.Р. Львов .-М.: Academia, 2000.- 245. 2 c. табл.- (Высшее образование)..- Библиогр.:с.237-242.

6. Психолингвистика. Учебник / В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с.

7. Психолингвистика. В.П.Белянин. – М.: Флинта. 2005г.

8. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд-й Дом «Бахрах-М», 2002. – 544с.

9. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. // Психология: Учебник для гуманитарных специальностей. - СПб: 2000.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

[1] Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики. М.: 1997г. С. 166.

[2] Л.С.Выготский. Собрание сочинений в шести томах. Т.3. Проблемы развития психики. / под ред. А.М.Матюшкина. М.: Педагогика. 1983г. С. 167

[3] Психолингвистика. Учебник / В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 34-35

[4] Детская психология. Смирнова Е.О. М.: Изд-во Владос. 2006г. – 366с.

[5] Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд-й Дом «Бахрах-М», 2002. – 544с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_eyo_razvitie_v_ontogeneze.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речь и её развитие в онтогенезе.

Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид деятельности.

В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития.

1-е полугодие – звуко-подражание (гуление).

2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.

1 – 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.

3 – 7 лет. Словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова создаются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).

Младший школьный возраст. Контекстная и письменная речь.

Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг.

Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление – перенесение речи внутрь.

Свойства речи:

1) Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).

2) Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).

3) Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).

4) Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (т.е. выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.

Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).

Некоторые теории речевого развития

Л.С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей. На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил «поверхностного» синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы.

Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни из них считают, что ребенок усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет. Другие сторонники бихевиористического подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей.

Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.

Реферат Онтогенез речевого развития

Содержание

Введение 3

1. Физиология речи 6

2. Онтогенез речевого развития  11

2.1. Критический период освоения речи 11

2.2. Освоение речи ребенком 12

2.3. Доречевой этап 13

2.4. Освоение звуковой формы. Связь звучания со смыслом 16

2.5. Активный рост запаса слов 18

3. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе 20

Выводы  25

Список литературы 26

Введение

Мы знаем, что ребенок говорит сначала одиночные слова, затем фразы, позже у ребенка набирается круг отрывочных слов и явлений, затем пятилетний ребенок устанавливает связь между словами в пределах одного предложения; восьмилетний произносит уже сложные придаточные предложения[1].

При изучении развития речи и мышления в детской психологии возникла путаница т.к. психологи не могли отличить развитие речи от развития мышления. Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта. Именно поэтому, что эта тема имеет такое центральное значение по существу[2]. С одной стороны, в основе детской речи лежит врожденная реакция, наследственный рефлекс, который мы называем безусловным. И это есть базой для последующего развития решительно всех условных реакций.

Теория усвоения языка является в настоящее время весьма обширной дисциплиной.

Человеческая речь – лишь малая часть коммуникативных средств типа чириканья, шипения, рычания, фырканья, свиста, жужжания и им подобных, что встречаются в царстве животных. Важнейшее отличие языка животных от языка человека – отсутствие семантической функции. Другое важное отличие животных от языка человека – генетическая фиксированность, в результате которой язык животных становится закрытой системой с ограниченным набором сигналов. Но в целом, каждая особь от рождения «знает» язык своего вида и значение его сигналов. Генетически зафиксированы и элементы языка животных – они включают или тормозят соответствующие инстинктивные действия. Напротив, язык человека – открытая система: он не фиксирован генетически и непрерывно развивается и изменяется[3].

Актуальность темы. В раннем возрасте происходит развитие всех психологических процессов ребенка и особое место занимает развитие речи. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.

Речь как средство общения возникает и развивается в процессе общения. Нарушения речевой функции отрицательно сказываются на развитии процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речи снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), приводит к снижению коммуникативной активности. Существует и обратная зависимость - при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Е.О.Смирнова[4]).

Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению знаниями.

В данной работе мы исследуем развитие речи.

Предмет исследования – речь.

Объект исследования – дети раннего возраста.

Цель работы. Изучение онтогенеза развития речи.

Задачи работы:

1. Физиология речи.

2. Критические периоды развития речи.

3. Освоение речи ребенком.

4. Доречевой этап.

5. Освоение звуковой формы. Связь звучания со смыслом.

6. Активный рост запаса слов.

7. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе.

Для изучения данной темы мы используем литературные источники, следующих авторов: Выготского Л.С., Белянина В.П. и др.

1. Физиология речи

Физиологические функции, обеспечивающие общение между людьми с помощью звуков речи, заключаются в речеобразовании и восприятии речи.

В продуцировании речи используется ряд органов. Совокупность органов, участвующих в речеобразовании, называется речевым аппаратом.

Ведущую роль речевого аппарата играет головной мозг.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками.

Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева[5], А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий.

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам. Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов? Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.

Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (в. Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными. Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брокка. От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка.

Голосообразующий отдел речевого аппарата. Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубу, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу. Сверху гортань переходит в гортанную часть глотки. Снизу - в дыхательное горло. С боков к гортани прилежат крупные шейные сосуды и нервы. Сзади – нижняя часть глотки, переходящая в пищевод. Верхняя граница гортани соответствует третьему шейному позвонку, нижняя – шестому. При глотании и голосообразовании гортань смешается кверху и книзу, значительно переходя указанные границы. Снаружи (спереди и с боков) гортань прикрыта щитовидной железой, шейными мышцами и кожей, изнутри она выстлана слизистой оболочкой.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека. Уч. Изд. 2-е испр. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 408с.

2. Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] // Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное.- М.: Лабиринт, 2001.- С. 278-342.

3. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики. М.: 1997г. – 287с.

4. Л.С.Выготский. Собрание сочинений в шести томах. Т.3. Проблемы развития психики. / под ред. А.М.Матюшкина. М.: Педагогика. 1983г. С. 167.

5. Львов. М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для пед. вузов / М.Р. Львов .-М.: Academia, 2000.- 245. 2 c. табл.- (Высшее образование)..- Библиогр.:с.237-242.

6. Психолингвистика. Учебник / В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с.

7. Психолингвистика. В.П.Белянин. – М.: Флинта. 2005г.

8. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд-й Дом «Бахрах-М», 2002. – 544с.

9. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. // Психология: Учебник для гуманитарных специальностей. - СПб: 2000.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики. М.: 1997г. С. 166.

[2] Л.С.Выготский. Собрание сочинений в шести томах. Т.3. Проблемы развития психики. / под ред. А.М.Матюшкина. М.: Педагогика. 1983г. С. 167

[3] Психолингвистика. Учебник / В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 34-35

[4] Детская психология. Смирнова Е.О. М.: Изд-во Владос. 2006г. – 366с.

[5] Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд-й Дом «Бахрах-М», 2002. – 544с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....