Фрмирование читательской компетентности на уроках внеклассного чтения.
материал по теме

Утробина Ольга Ивановна

Выступление на конференции по теме "Формирование читательской компетентности через уроки внеклассного чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chit.komp_.zip13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №6, учитель нач.классов

Утробина О.И.

Формирование читательской компетентности у учащихся младших классов через уроки внеклассного чтения.

        Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями:

 - способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе;

- в применении приобретенных знаний и умений в практической деятельности для: самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении, самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

-работы с разными источниками информации.

       По определению ФГОС, читательская компетентность — совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. У учащихся начальной школы – это сформированная способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность определяется

-владением техникой чтения,

-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

       Читательскую компетентность я формирую на уроках внеклассного чтения. Неоценима роль уроков внеклассного чтения для  расширения литературного образования, углубления читательской  культуры обучающихся, развития их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепления гражданской и нравственной позиций. Мне, как учителю, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий развитие читательской деятельности.

Как указывает М.Г. Качурин - автор статьи о методике внеклассного чтения в книге "методика преподавания литературы", внеклассная работа раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой.

       Цель моей работы: формирование читательской компетентности через знакомство с творчеством и  произведениями пермских писателей на уроках внеклассного чтения.

        Для себя я определила задачи:

  -познакомить с творчеством пермских писателей;

-расширять читательский кругозор ;

-обучать умению извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- учить  самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

 формировать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

     Через уроки внеклассного чтения хотелось бы посмотреть на родное Прикамье глазами детских писателей. Каждый из них по-своему выражает свою любовь к нашей большой и малой Родине.

       В данном направлении разработала план проведения  уроков внеклассного чтения. Определила  приемы работы: работа с текстом, составление презентаций по творчеству писателей, анализ произведений, составление викторин, кроссвордов, тестовых заданий по произведению. Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой, способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг читательские конференции, устные журналы, конкурсы и викторины, литературные часы в библиотеке.

    Каждый урок  начинаем с работы на карточках, где коротко дается биография писателя. Учащиеся находят на поставленные вопросы   ответы в текстах или сами составляют вопросы по тексту для одноклассников. Обобщением этой работы является показ презентации, составленной самими учащимися.  Далее обзор литературы. Высказывание  мнения о прочитанном произведении. 

     Предполагаемый результат: расширение читательского кругозора, привитие интереса к самостоятельному чтению произведений пермских писателей.

       Важно помочь ребенку постичь мир литературы – мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательского интереса через уроки внеклассного чтения.

формирование читательского интереса на уроках внеклассного чтения...

Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтени...

Формирование основ читательской культуры на уроках внеклассного чтения как одно из направлений формирования коммуникативных УУД

Данный материал полезен для учителей начальной школы при проведении семинаров. Формируя основы читательской культуры на уроках внеклассного чтения, а также, осознавая значимость внеклассного чтения дл...

Роль уроков внеклассного чтения для формирования читательской активности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В данной методической разработке представлен материал по проведению уроков внеклассного чтения в 3-4 классах специальных (корекционных) школ VIII вида....

Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира как основа успешного обучения

Выступление на районном семинаре для учителей начальной школы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира средствами инновационных мето...