ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

     Успешность интеграции в обществе человека во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими его людьми. Острой социокультурной проблемой современности является актуализация социальных знаний детей. Недостаток данных знаний ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


    Успешность интеграции в обществе человека во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими его людьми.         Острой социокультурной проблемой современности является актуализация социальных знаний детей. Недостаток данных знаний ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.
    Социально культурный кризис в современном российском обществе отмечается многими российскими учёными. Противоречие между традиционными культурными ценностями и теми моделями поведения, которые активно пропагандируются в рекламных роликах и «мыльных сериалах»,  приводит подрастающее поколение к психологическим срывам, формирует конфликт поколений и является благоприятной почвой для развития общества. Особый вред наносится сознанию подрастающего поколения. Формируется агрессивное, асоциальное поведение детей.
    Педагогами сегодня отмечается «клиповое мышление» и низкий уровень социальных знаний детей, что требует немедленного решения посредством актуализации социальных знаний детей, в частности, младшего школьного возраста.
    Рассмотрение проблемы актуализации социальных знаний детей младшего школьного возраста, мы начнем с определения таких понятий, как «социальная норма», «социальная роль», т.к. критериями социальных знаний выступают именно социальные нормы и социальная роль.
Социальная норма это правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Норма определяет стандарты развития личности в группе, социуме.
Важнейшими характеристиками всякой социальной нормы являются ее контролирующая и регулирующая функция, полезность, обязательность и фактическая реализация в повседневной деятельности, отношениях, общении и поведении людей.
    Социальная роль
обобщенный способ выполнения человеком определенной социальной функции. Она определяется статусом личности, ее правами и обязанностями.
    Важным фактором формирования социальных знаний ребенка выступает социальная система.
    Социальная система может быть представлена в трех аспектах:
• первый аспект
-  общество как множество индивидов, я основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства и совместные условия существования;
• второй
- как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей),  которые они выполняют на основе занимаемых социальных позиций;

  1. третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.
        Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй
    с понятием социальной организации, третий - с понятием культуры.
    Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон
    социальной общности, социальной организации и культуры.
        Социальные знания детей рассматривается нами с позиции компетентностного подхода, в котором основным непосредственным результатом становится формирование и развитие компетенций.
        «Компетенция» - универсальная, имеющая личностный смысл способность и готовность личности к освоению и преобразованию мира, основанная на имеющихся знаниях, умениях, навыках, опыте практической деятельности и личной ответственности, определены ее структурные компоненты: личностно-смысловой, когнитивный, деятельностно-практический.
        «Социальная практика»  представляется как определенная деятельность конкретных людей на пользу обществу и себе в ситуациях, способствующих приобретению ими социального и культурного опыта. Итогом процесса взаимодействия прогнозируется развитие социокультурных компетенций учащихся на трех уровнях (базовом, продвинутом и уровне сформированности), а в перспективе
    достижение социальной зрелости как высшей стадии развития компетенций.
        Социальные компетенции
    комплексные, имеющие общественный и личностный смысл способность и готовность личности к освоению культуры и преобразованию мира, основанные на имеющихся знаниях, умениях. навыках, опыте социально-значимой практической деятельности и личной ответственности в контексте реальной культурно - исторической действительности.
        На основе анализа культурологического, психологического и педагогического аспектов дадим определение процесса актуализации социальных знаний: как воспитания, нацеленного на становление у ребенка совестной доминанты картины мира и образа жизни;
    включающего целостно-ориентационный, рефлексивный,  деятельностный компоненты; осуществляемого посредством целенаправленного создания воспитательного пространства отношений ребенка с  социокультурным окружением.
         Специфика организации и технологии процесса актуализации социальных знаний детей обусловлена: возрастными особенностями ребенка; особенностями педагогического процесса в различных образовательных, воспитательных и культурно - досуговых учреждениях; социальной ситуацией развития детства в современной России.
        Важным ориентиром при этом является «возрастной портрет» ученика начальной школы. К 6 -7 годам ребёнок представляет собой в известном смысле личность, характерные черты которой положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства, открытость внешнему миру, доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого человека, инициативность и самостоятельность в игре, общении, в решении элементарных социальных и бытовых задач.
        Младшему школьному возрасту свойственна общая сензитивность
    к воздействию окружающих условий жизни (ВС. Мухина), что содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций.
        В этот период жизни начинается процесс саморазвития личности за счет развития структур сознания ребенка, своеобразная «закладка» мотивов самосовершенствования и самоопределения ребёнка, возникает потребность в самооценке как основе формирования самопознания и внутренней позиций личности (Л. И. Божович), правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки.
        Для этого возраста характерно «образное схватывание культурных норм и ценностей» (И. С.Кон), расширение предметного использования артефактов, становление круга интересов и черт индивидуальности, укрепление устойчивой потребности в автономности душевной жизни и ее сбережении.   Поэтому суть понятия «социокультурное развитие младших школьников» состоит в рассмотрении процесса социокультурного развития младшего школьника как совместного бытия взрослого и ребёнка в определённом пространстве
    и времени. При этом взрослый профессионально использует объективное влияние «социальных агентов», придаёт этому влиянию целевую направленность, переводя социальную  ситуацию развития в педагогическую (событие), стимулирующую смыслопоисковое, самодеятельное и творческое начала ребенка.
        Эффективность формирования социально значимых качеств у детей обеспечивается при реализации совокупности психолого-педагогических условий, приоритетными из числа которых являются аксиологическая ориентация воспитательного процесса, акмеологическая направленность процесса подготовки будущего члена общества, гуманизация педагогического процесса.
        Степень реализации педагогических условий отражается в таких показателях, как совокупность социальных знаний, способность к передаче социальной информации, самооценка, интерес к познанию окружающей действительности, интенсивность участия в игровой деятельности, социально-адекватная нормативность поведения и творческая актуализация собственного опыта.
         Социальные знания формируются у ребенка, с одной стороны, как одно из качеств личности, и логика их актуализации подчиняется общим закономерностям развития личности в социокультурном процессе.
        С другой стороны, социальные знания выступают как специфическое качество личностной структуры, поскольку в них взаимодействуют и взаимоусиливают друг друга эмоционально-чувственное и рациональное начало, когнитивные и аффективные компоненты личности.
        Это обусловливает необходимость комплексного
    и поэтапного подхода к процессу актуализации социальных знаний ребенка. На основе учета объективных закономерностей развития психологических механизмов у ребенка, с учетом поэтапности процесса формирования его картины мира можно выстроить логику актуализации социальных знаний у детей младшего школьного возраста и реализовать ее в последовательности этапов соответствующим образом ориентированного и нацеленного воспитательного процесса.
        Первый этап -  ииформационно-познавательный. Данный этап также можно назвать когнитивным, т.е. этапом осознания полученной информации с последующим обсуждением. На данном этапе актуализации социальных знаний ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях. Основная цель -  усвоение информации, получение знаний.
        Второй этап -  аффективный, т.е. эмоционально-волевой. На этом этапе происходит понимание и формирование оценки объекта. Понимание
    - это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, выступающих основанием принятия, т.е. знаний. Задачей актуализации социальных знаний детей младшего школьного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, ко всему, что окружает его в повседневной жизни, в соответствии с нравственными устоями общества.
        Третий этап
    мотивационно - поведенческий. На данном этапе происходит апробация способов поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости, правил социальной жизни.
        Социальные знания как комплексное качество личности формируются в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на младшего школьника.
        В актуализации социальных знаний как комплексного качества личности младшего школьника участвуют различные агенты воспитания, осуществляющие свою деятельность в различных сферах.

     Семейно-бытовая сфера исторически и генетически является первой и самой сильной по степени воздействия на подрастающую личность. В учебно-воспитательной сфере происходит институализация процесса воспитания, при этом обращает внимание существующая рассогласованность всех воспитательных институтов, как агентов актуализации социальных знаний.
    Сегодня нередки случаи, когда первые уроки ребенок получает в семье, на улице, от своих сверстников, что
 существенно ослабляет возможности учебно-воспитательной сферы, в силу определенной заформализованности применения методов и подходов.
    В
 свою очередь досуговая сфера имеет огромный воспитательный потенциал в актуализации социальных знаний младших школьников.  Учебная деятельность служит предметом общественной оценки. Культурно-досуговая деятельность — это практически основная сфера социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания.
    Культурно-досуговая сфера рассматривается нами как пространство актуализации социальных знаний ребенка, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для формирования его социальных начал.
    Досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая способствует познанию детьми культуры и искусства, т.е. формированию их базовой
 культуры; что необходимо для воспитания начал социальных знаний, особенно в младшем школьном возрасте. Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества личности, как человечность, гуманность, порядочность, социальная активность.
    Учет особенностей собственной активности ребенка в младшем школьном возрасте позволил сделать предположение, что процесс приобщения младших школьников к социальным знаниям протекает более эффективно в сфере игры, включающей все аспекты
 жизнедеятельности ребенка.
    Позитивный или негативный потенциал игры обусловлен тем, «носители» каких культурных моделей и стилей жизнедеятельности станут игровыми персонажами – «посредниками в выражении ребенком своих собственных чувств, эмоций, переживаний.
Литература
1.  Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович// Вопросы психологии. - 1978. - № 4.
2. Кон И
. С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Наука. 1988.
3. Мухина, В. С.
 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов/ В.С. Мухина- 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 456 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования письма у детей младшего школьного возраста

Дисграфия. Роль фонематического восприятия в формировании письменной речи. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников...

Доклад "Социальный интеллект детей младшего школьного возраста"

В докладе представлена история развития социального интеллекта, как отечественных психологов, так и зарубежных. Представлены некоторые методики для изучения социального интелллекта. Также представлена...

Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста

Нарушения письма (дисграфия) является  распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье я рассматриваю адаптацию младших школьников на разных этапах обучения....

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для социального и психологического благополучия ребенка. Верное влияние на внутренние механизмы психического развития, особенности влияний социальн...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: данной статье рассматриваются особенности физического развития детей младшего школьного возраста, представлены основные характерные особенности развития детского организма в возрасте 6-8 ле...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....