ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ
материал по теме

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ

Новые образовательные стандарты предъявляют особые требования к образовательному процессу. Одно из важнейших - дифференциация и индивидуализация, важные составляющие личностно-ориентированного обучения. Решение задач повышенной трудности – одно из проявлений такого подхода, требующее методической и психологической подготовленности педагога.

Другим следствием личностно-ориентированного подхода является то, что при планировании урока современный учитель прежде всего стремится создать такую ситуацию, в которой новые знания и умения дети получают в результате решения проблемной ситуации, нахождения правильных вариантов, установления общих правил и взаимосвязей. Важно так организовать изучение материала, чтобы учащиеся сами подошли к обобщению, установлению и формулированию закономерностей.

Цель заданий повышенной трудности заключается в том, чтобы развивать математические способности детей, воспитывать в них устойчивый интерес к предмету. Такие задания требуют смекалки и самостоятельности мышления, развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Очень важно не выработать у ребёнка страх ошибиться. Страх перед ошибкой блокирует желание учиться и радость познания.

Хорошо зарекомендовала себя работа в группах-тройках. Детям предоставляется возможность обсуждать, как решать задачу, затем один из тройки сообщает общее решение, и при необходимости остальные доказывают правильность полученного ответа. Эффективен прием, используемый в системе Л.В. Занкова, когда правильность ли неправильность поиска определяет не учитель, а одноклассники, реагируя на ответы учащегося. Педагог не должен спешить с подсказкой, делать обобщение за класс.

Работу над заданиями повышенной трудности следует вести систематически, давать хотя бы одно задание на каждом втором- третьем уроке, и тогда через несколько месяцев результаты станут заметны даже у наименее подготовленных детей.

Обучение решению таких задач становится более эффективным при использовании наглядности, в том числе средств ИКТ. Наглядное сопровождение обеспечивает формирование первичных обобщений и установление простых связей, способствует движению мысли от жизненных наблюдений к сущности изучаемого понятия.

При решении данного типа задач важно познакомить детей с различными методами выполнения задания. Такой подход способствует развитию логики, мышления, памяти, творческого воображения школьников. О.Наумова предлагает обучать детей методам обучения задач, обращая их внимание на таблицу:

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

  1. Метод доказательства на основе наблюдений.
  2. Метод проб и ошибок.
  3. Метод знаний.
  4. Метод отсекающих вопросов.
  5. Метод догадки.

Детям, решившим задачу, в том числе в группах, можно предложить подумать и найти в таблице метод, использованный при решении задач, с которыми они уже справились. Методы могут быть разными (каждую задачу можно решить с помощью второго метода или же третьего, используя имеющиеся у ребят знания), важно, чтобы группа, обосновала свой выбор.

Метод доказательства на основе наблюдений хорош для задач, которые дети могут решить, исходя из своего жизненного опыта. Например: Верите ли вы, что шмели летают быстрее комаров? (Дети вспоминают, что комар издаёт более тонкий звук, значит, летает быстрее).

Метод догадки работает при решении задач на сообразительность, например: У палки два конца. Если один из них отпилить, сколько станет концов?

Метод отсекающих вопросов эффективно реализутся при проведении игры «Да- нет». Например, учитель загадывает любое натуральное число меньше ста, а дети должны его отгадать, задав минимум вопросов. Необходимо учить детей создавать оптимальную систему вопросов, отсекающую массу лишних элементов[3].

Способы «внутренней» дифференциации при решении задач повышенной трудности, когда содержание задания одинаково для всех, но:

-для сильных учеников время на выполнение уменьшается;

-для сильных учащихся предлагаются задания большего объёма или с дополнительными усложняющими моментами;

-для слабых учеников даётся дополнительный материал, облегчающий решение задачи (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ).

Если детям трудно, надо до начала выполнения задания разработать принцип действия, отобрать известную схему, однако необходимо постепенно подталкивать их к поиску самостоятельных решений нетипичных заданий.

При решении задач повышенной трудности не стоит забывать о дидактической функции игры, которая реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения моделирующей игровой ситуации с реальностью. Кроме того, предпочтение стоит отдавать таким задачам, которые значимы для ребёнка социально, в чём может помочь межпредметная интеграция, активное включение в содержание задачи информации из различных областей жизни (географические, экономические, экологические знания и т.п.) Например: Птицы отряда воробьинообразных черноголовый поползень и короткопалая пищуха весят соответственно 14 и 11 г. Составьте задачу на сравнение (задача составлена по Красной книги Кубани) [2]. Можно акцентировать внимание на нравственном аспекте задач: в выходные мама должна 3 раза приготовить еду, 3 раза помыть посуду, а также помыть полы, постирать и погладить. Сколько всего дел придется сделать маме самой, если ей никто не поможет? [4].

Для повышения мотивации к заданию и реализации установки на проблемное обучение можно использовать такие приёмы, как:

- подведение учащихся к противоречию с предложением найти способ выхода самостоятельно;

- изложение различных вариантов хода решения задачи;

- ставить задачу с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками.

Решение задач повышенной трудности – это всегда повышенная нагрузка для детей, поэтому учителю важно обладать соответствующими психолого-педагогическими знаниями. По особенностям типов мышления младших школьников относят к трём основным типам:

1.теоретики-мыслители, легко решающие задачи в словесном плане;

2.практики, нуждающиеся в опоре на наглядность и практические действия;

3. художники- дети с ярким образным мышлением.

Психологами подмечено, что в случае усталости у мальчиков происходит снижение активности левого- рационального- логического- полушария, что приводит к выраженному интеллектуальному спаду. У девочек же возможно истощение правого полушария, ответственного за эмоции, что чревато капризами и плохим настроением [1].

Должное внимание следует уделять инструктажу по выпонению домашнего задания, которое необходимо дифференцировать и индивидуализировать по объёму и сложности.

Литература:

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии- учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб: «Тускарова»,2000
  2. Клепикова Л.Н., Терёшина З.Н. Мы- школьники в сумме с природой: сборник задач по экологии для начальной школы. Армавир: АФГОУККИДППО,2010.
  3. Наумова О. Решение задач разными методами // Практика образования: журнал для учителей начальной школы и методистов.-2004. -№1. –С.16-17.
  4. Узденова З.К.Интегрированные задачи в начальном курсе математики // Инновационные технологии в обучении и обучении и воспитании младших школьников / материалы второго республиканского научно-практического семинара учителей начальных классов. Карачаевск: КЧГУ,2007. –С.344-345.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-деятельностный подход к обучению младших школьников решению задач

Инновационность стандартов второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе. В работе представлен деятельностный подход к обучению решению задач, формирующий широкий спектр личностных ка...

Проблемы обучения младших школьников решению задач на распознавание.

В статье анализируются проблемы, возникающие при решении задач на распознавание младшими школьниками...

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

При решении задач на уроках математики, в соответствии с требованиями ФГОС, учащихся должны освоить следующие основные виды деятельности:·        Моделировать изучен...

Этапы обучения младших школьников решению задач

Описание этапов обучения школьников решать текстовые работы....

Методика обучения младших школьников решению задач на движение

В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...

Обучение младших школьников решению задач (подготовка к ВПР)

Обучение младших школьников решению задач (подготовка к ВПР)...

Методическая разработка "Обучение младших школьников решению задач"

Методическая разработка "Обучение младших школьников решению задач"....