Формирование графических навыков у младших школьников с ЦП и обучение их технике письма.
статья по теме

Смирнова Вероника Олеговна

Данная статья содержит материал об особенностях овладения письмом учащимися с церебральными параличами, а так же методические рекомендации к курсу «Развитие графических навыков и формирование техники письма».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков у младших школьников с ЦП и обучение их технике письма.

Введение.

В настоящее время всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность. Нарушение функций опорно- двигательного аппарата наблюдается у 5- 7 % детей. Большинство детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата страдают церебральными параличами. Двигательные расстройства сочетаются у них с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическими поражениями мозга. Поэтому лечебно - педагогическая работа должна носить комплексный характер. Комплексный характер коррекционно - педагогической  работы предусматривает постоянный учёт взаимовлияния двигательных,  речевых и психических нарушений в динамике развития ребёнка. Поэтому необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений. В понятие комплексного подхода входит и интеграция различных занятий.

Актуальность выбранной темы.

Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых: развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, правильное распределение мышечной нагрузки руки, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма, что особенно важно для овладения письмом. Практика работы в СКОУ 6 вида показывает, что у большинства учеников начальных классов, обучающихся по программе С(К)ОУ 8 вида, отмечается недоразвитие или несформированность графических навыков, конструктивного праксиса, пространственных представлений, что, в свою очередь, приводит к трудностям в овладении общеучебными навыками и к дальнейшей неуспешности ребёнка в обучении. Обусловлены денные нарушения недостаточностью и патологией кенестетических ощущений, моторной недостаточностью, недоразвитием пирамидного пути, паретичностью рук, несформированностью праксиса.

Проявляется она по - разному:

  1. дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела;
  2. не могут определить правую или левую сторону листа, книги;
  3. затрудняются в ориентировке в пространстве;
  4. не умеют конструировать из различных видов строительного материала, складывать узоры из плоского конструктора;
  5. испытывают значительные трудности в овладении навыком письма.

Этим был продиктован выбор темы «Формирование графических навыков у младших школьников с ЦП и обучение их технике письма».

Задачи  работы над методической темой:

  1. изучение и анализ психолого – педагогической и специальной литературы по теме;
  2. выявление уровня развития пространственной ориентировки, сформированности конструктивного праксиса и графических навыков;
  3. определение основных методов и подходов реализации методической темы;
  4. подбор параметров отслеживания, составление мониторинговых карт;
  5. реализация исследовательской программы;
  6. апробация материалов исследования;
  7. подготовка и оформление методического пособия, рекомендаций.

Особенности овладения письмом учащимися с церебральными параличами.

При обучении письму учащиеся должны овладеть орфографическими, графическими навыками и техникой письма.

Процесс формирования техники письма осуществляется при решении двух взаимосвязанных задач:

  1. Обучение выполнению графических норм и правил (изображение букв со строго определённым соотношением частей и соединением их в слова).
  2. Обучение выполнению графических правил рациональными движениями, т.е. правильными приёмами письма (способы удерживания ручки, общая поза и движения руки при написании букв и слов).

Физически здоровый и правильно развивающийся ребёнок к началу школьного обучения вполне готов к овладению движениями, входящими в учебный процесс, и в том числе теми движениями, на основе которых формируются правильные технические навыки письма.

Анализ процесса обучения письму детей с церебральными параличами показал, что успешное формирование техники письма у них  возможно при условии специально направленного на это внимания учителя, воспитателя, инструктора ЛФК. Дефекты моторики, обуславливающие изменения в движениях рук, приводят к плохому почерку, низкой скорости письма и являются причиной определённых графических ошибок, а порой способствуют формированию неправильного двигательного навыка письма с нерациональными компенсациями .

Трудности при обучении технике письма у детей с церебральными нарушениями хватательной функции кисти, обеспечивающей в свою очередь формирование способа удерживания ручки. Повышение тонуса мышц кисти, общее напряжение позы. Паретическое состояние мышц кисти и пальцев или гиперкинезы нарушают протекание тех ритмичных колебательных микродвижений, на основе которых строится двигательный навык письма. Поэтому учащиеся выполняют письмо за счёт движений кисти. Пальцы при этом неподвижны. Они напряжённо сжимают ручку. Иногда для письма используются движения всей рукой. Самостоятельно дети с  церебральными параличами, как правило. Не не могут совершенствовать способ удерживания ручки и движения, необходимые для письма. В связи с этим учителю необходимо выделить время для специальных занятий по формированию движений , обеспечивающих правильную технику письма.

Анализ состояния навыка письма у детей с церебральными параличами.

Фамилия, имя ученика, возраст, диагноз.

Предварительные сведения:

  1. Рисовал ли до поступления в школу (какой рукой) или не рисовал.
  2. Писал ли до поступления в школу (какой рукой) или не писал.
  3. Проводились ли специальные занятия по обучению рисованию или письму.
  4. Может ли в данный момент что – либо нарисовать, написать.
  5. Какой  рукой рисует, пишет.
  6. Дифференцированно ли взятие ручки или ручка вкладывается в кисть, сжатую в кулак.
  7. Правильно ли удерживается ручка в руке.
  8. Имеются ли движения при «письме в воздухе».
  9. В полном пи объёме или ограниченном выполняются движения при «письме в воздухе».
  10. Свободные или напряжённые движения при «письме в воздухе».
  11. Какими движениями выполняется письмо: движениями пальцев, пальцев и кисти, кисти и предплечья.
  12. Наличие гиперкинезов, треморов, синкинезий.
  13. Наличие пространственных нарушений, затруднение зрительномоторных координаций.

Методические рекомендации к курсу «Развитие графических навыков и

формирование техники письма».

Предлагаемая система работы включает в себя комплексное воздействие на ребёнка. Ставит задачи формирования речи на основе развития мелкой моторики пальцев рук посредством самомассажа, ручного труда, изобразительной деятельности, целенаправленного выполнения графических упражнений. Так же предусматривается развитие всех психических процессов: произвольного внимания, памяти (моторной, слуховой, зрительной), восприятия и мышления. Создаются условия для закрепления математических представлений (цвет, счёт, геометрические формы) и формирования связной речи. Рисунки построены на основе тех движений, которые соответствуют пронации – закономерности формирования навыка письма и представляет собой основные двигательные элементы, часто повторяющиеся во многих письменных буквах.

Особое развивающее значение в системе коррекционной работы с детьми имеют упражнения на дорисовывание, как правой, так и левой руками. С целью повышения компенсоторных возможностей головного мозга, необходимо давать задания на развитие моторики и координации движений левой руки (обводка фигур, штриховка, закрашивание).

Графические навыки:

  1. точно координировать движения руки,
  2. ориентировка на листе бумаги,
  3. дорисовывание фигур с опорой на точки и без опоры,
  4. штриховка и закрашивание фигур,
  5. обводка фигур.

В процессе работы у детей формируются навыки учебной деятельности:

  1. во время начинать и заканчивать работу,
  2. ставить перед собой задачи правильного изображения фигур,
  3. умение удерживать эти задачи в памяти
  4. контроль процесса решения задач,
  5. правильное оценивание результатов работы,
  6. умение выслушивать и запоминать объяснение,
  7. выработка правильной посадки,
  8. умение удерживать карандаш.

Чтобы сформировать у детей адекватную пространственную ориентировку, научить анализу пространственных признаков и отношений между элементами изображаемых предметов,  различать и анализировать формирующие линии, все занятия начинаются с анализа образца. Важно научить детей распределять внимание в процессе работы, контролировать свои действия, всесторонне изучать образец, видеть готовую заготовку и образец, опорные точки и снова возвращаться к оригиналу, уметь перенести взгляд с готового изображения на создаваемую фигуру и обратно, уметь пользоваться наглядной информацией.

Начинается работа с зарисовок по опорным точкам. Точки обозначаются цветным карандашом, что облегчает детям видение формирующих линий. В процессе, работы дети объясняют свои действия, словесно обозначают расположение ориентиров на плоскости, определяют направление движения карандаша, указывают протяжённость линий.

Предлагаемые приёмы:

  1. Обводка контура указательными пальцами правой и левой рук.
  2. Выполнение построения заданной формы с помощью готового контура.
  3. Передать форму с помощью готового контура (трафарета).
  4. Поиск идентичной формы среди других.
  5. Рисование по опорным точкам.
  6. Рисование и письмо в воздухе.

Двигательное моделирование организует восприятие ребёнка, помогает уточнить представление о форме и конфигурации предмета. Благодаря этому вырабатывается «двигательная память». Неоднократно повторённое движение запоминается, а затем включается в процесс изображения письма, превращается в графический образ. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает быстрое чередование напряжения, расслабления, силового напряжения. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется:

  1. В играх типа «Мозаика», «Конструктор».
  2. При работе со штампами.
  3. В ручном труде.

Задачи и содержание основных этапов работы по подготовке руки к письму.

Подготовка руки к письму осуществляется при решении следующих основных задач:

  1. Формировать у детей умение выделять и выполнять по возможности правильно, с большой амплитудой, свободно и легко движения в плечевом,  локтевом, лучезапястном суставах пишущей руки. Учить выполнять простейшие задания, сочетающие движения кисти и пальцев. Обучать выполнению различных движений пальцев рук.
  2. Научить детей воспроизведению изолированных движений одной и другой рукой, подавляя патологически усиленные синкинезии, патологические синергизмы, гиперкинезы.
  3. Учить детей брать разными способами предметы в зависимости от их размера, формы, упругости, веса и других качеств.
  4. Развивать свободное движение пишущей руки при удержании предметов и в процессе различных манипуляций с ними, формировать те свободные движения пальцев руки, на основе которых строится двигательный навык письма.

Комплекс упражнений для развития движений рук:

  1. «Петушок машет крыльями»: дети сидят за партами или стоят у стульев, быстро отводят руки в стороны и приводят к туловищу.
  2. «Паровозики»: дети сидят за партами или стоят у стульев, руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки – выполняют круговые движения в плечевых суставах.
  3. «Мельница»: дети стоят в проходах между партами и выполняют круговые движения прямыми руками.
  4. «Насос»: дети стоят в проходах между партами, ноги на ширине плеч,- наклоняются медленно право и влево с одновременным скольжением рук вдоль туловища.
  5. «Пила»: имитация движений рук, удерживающих пилу.
  6. «Колка дров»: имитация движений при колке дров.
  7. «Молоток»: дети сидят за партами, руки перед собой, кисти сжаты в кулак, - поочерёдное постукивание кистью одной руки о другую.
  8. «Хлопушки»: дети сидят за партами, выполняют похлопывание ладонями с различным положением рук – перед собой, над головой, справа и слева.

Тренировать изолированноть движений рук можно в следующих упражнениях:

  1. Разглаживать лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой и наоборот.
  2. Постучать по столу расслабленной кистью правой руки, левой.
  3. Повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь. Повторить левой.
  4. Руки полусогнуты, опора на локти – встряхивание кистями по очереди «Звонок».
  5. Руки перед собой, опора на предплечья, поочерёдная смена положения кистей, правой и левой (согнуть – разогнуть, повернуть ладонью к лицу, к столу).
  6. Фиксировать левой рукой правое запястье – поглаживать ладонью правой руки, постукивать ладонью по столу.

Одновременно проводится работа по развитию движений пальцев рук:

  1. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук «домик».
  2. Соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести «Корзиночка».

Обращается внимание на формирование противопоставления первого пальца всем остальным; на свободное сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья.  Для этого рекомендуется применять следующие задания (дети сидят за столом, руки на столе, левая рука фиксирует правое предплечье):

  1. Сжать пальцы правой руки в кулак, выпрямить.
  2. Согнуть пальцы одновременно и поочерёдно.
  3. Противопоставить первому пальцу все остальные поочерёдно.
  4. Постучать каждым пальцем по столу на счёт: 1; 1, 2; 1, 2, 3.
  5. Отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием «Кошка выпустила пальцы».
  6. Многократно сгибать и разгибать пальцы, легко касаясь концевым фалангом первого пальца остальных.
  7. Прокатывать, вращать карандаш между первым и вторым пальцами; первым и третьим; первым, вторым и третьим, первым, вторым, третьим и четвёртым, вторым, третьим,  четвёртым и пятым пальцами правой и левой руки.

Чтобы снять напряжение и научить дозировать усилие при сгибании пальцев, хорошо использовать такие приёмы:

  1. Лёгкое нажимание на пульверизатор первым, вторым и третьим пальцами с направлением струи воздуха на ватку, клочок бумаги.
  2. Лёгкое нажимание пальцами на грушу игрушки «скачущая лягушка» и  подобных, вызывая их передвижение.
  3. Перебирание, как струн гитары, натянутой тонкой резинки.

Для формирования правильного дифференцированного захвата нужно использовать предметы, контрастные по размеру, форме и структуре: куб и линейку, пуговицу и мяч, песок и вату, лист бумаги и книгу, нитку и брусок ручки разной формы, ключи. Нужно привносить разные варианты взятия: всей кистью, всеми пальцами без противопоставления первого остальным и с противопоставлением, «щепоткой», большим и указательным. Особое внимание нужно уделить правильному захвату тремя пальцами удлинённых предметов, карандаша, ручки.

На уроках труда, при работе с пластилином, следует:

  1. Разминать пластилин с напряжением.
  2. Раскатывать шарик, колбаску движениями первого, второго и третьего пальцев.
  3. Положить шарик у правой ладони и раскатать по плоскости вторым и третьим пальцами одновременно и по очереди, придерживая левой рукой правую кисть.
  4. Раскатывать на весу шарик из пластилина, «колбаску» первым и вторым, первым и третьим, всеми пальцами без движения кисти.

В течение учебного года из пластилина можно лепить элементы букв, орнаменты, игрушки, составлять аппликации, включающие элементы букв.

Важным моментом для учеников с двигательными нарушениями является взятие ручки. Необходимо сформировать правильный способ удерживания ручки с коррекцией общей позы ребёнка и положения пальцев. Учитель садится справа от ребёнка и показывает, как правильно держать ручку: устанавливает ручку в нужном положении, вкладывает ручку. Помогает удержать без лишнего напряжения, убирает ручку и просит ребёнка расслабить кисть, вкладывает ручку в руку, поправляет положение пальцев в ней, просит удержать её; просит ребёнка взять ручку самостоятельно и приготовиться для письма, исправляет позу, положение ручки и пальцев; просит ручку удержать в правильной позе и вытягивает вверх, вниз, вправо, влево (с одного конца и с другого). Взрослый должен привносить ребёнку ощущение позы, схемы движения, свободу действия.

На первом году обучения нужно включать в урок следующие задания:

  1. Принять позу руки и пальцев, имитирующую удерживание ручки.
  2. Вкладывать ручку левой рукой в правую руку, лежащую на парте  в соответствующем положении.
  3. Брать правой рукой одним движением ручку, лежащую на парте и принимать положение для письма.
  4. Расслаблять и напрягать пальцы, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев.
  5. Сгибая и разгибая пальцы, передвигать их свободно по ручке к верхнему и нижнему краю.

Одновременно с этим целесообразно проводить работу по развитию свободных движений пальцев при удерживании ручки. Этому способствуют такие упражнения:

  1. Занятия с мозаикой, бусами.
  2. Перед рукой ребёнка ставится открытая коробочка со счётными палочками или другими мелкими предметами с заданием – брать предметы из коробочки и складывать под рукой, стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибая и сгибая большой, указательный и средний палец.
  3. Ребёнок держит ручку как при письме, взрослый удерживает её нижний конец – ребёнок вытягивает ручку, сгибая только пальцы и не смещая руки, не напрягаясь.
  4. Над поверхностью стола натянута тонкая резка – ребёнок оттягивает её концом ручки, сгибая только пальцы.

В первом полугодии при обучении грамоте на каждый урок планируется материал по трём разделам:

  1. Упражнение на развитие изолированных движений пишущей руки, на развитие движений пальцев, на формирование правильного захвата и удерживания ручки с коррекцией позы, на развитие изолированных движений пальцами и координированных движений пальцами, кистью, предплечьем при письме в воздухе. На первых уроках этому отводится 10 мин., затем снижается до 7 – 5 мин.
  2. Письмо указательным пальцем, смоченным в краску в альбоме, цветными мелками на грифельной доске с коррекцией позы и движений. На эти задания в первом полугодии отводится до 15 мин.
  3. Письмо ручкой (с коррекцией позы и движений) различных элементов букв, изображение штрихов, витков, спиралей сначала в альбоме без разлиновки, затем в разделённых частях листа, позже в тетради. На подобные задания время постепенно увеличивается от 10 – 15 мин. до 20 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Консультация для родителей: "Формирование каллиграфических навыков у младших школьников с помощью игровых графических упражнений"

Для того, чтобы научиться красиво писать, ребёнок должен овладеть элементарными графическими действиями. Лучшим средством в данном случае являются задания, представленные в игровой форме и основанные ...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 12 ,, Письмо строчной буквы в,,

Письмо нового варианта буквы  в  и соединения с другими буквами в словах (верхнее и среднее  соединения).2.Обратить внимание - овал недописан до верхней строки.3.Работа над формой буквы...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 13 ,, Письмо строчных и заглавных букв н ю Н Ю",,

1. Анализ букв, выделение трудных элементов: узелков и петель.2.Работа над формой строчной буквы н.3.Работа над формой строчной буквы  ю  .4.Закрепление букв при написании сочетаний букв, сл...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 14 ,, Письмо строчной и заглавной букв к К,,

Обратить внимание- отрывное письмо.Работа над формой строчной буквы  к- анализ, показ на доске- письмо через кальку (3-4 раза)- письмо на нелиновоной бумаге- показ недочётов (показ удачно получиш...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников с помощью игровых графических упражнений.

Для того, чтобы научиться красиво писать, ребёнок должен овладеть элементарными графическими действиями. Лучшим средством в данном случае являются задания, представленные в игровой форме и основанные ...