Статья на тему: "Устранение дисграфии у младших школьников."
статья по теме

Курочкина Марина Эриковна

  С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Статья поможет разобраться родителям  и учителям в том, что такое дисграфия, кто виноват и что делать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ustranenie_disgrafii_u_mladshih_shkolnikov.doc.zip94.07 КБ

Предварительный просмотр:

Устранение дисграфии у младших школьников.  

 В современной отечественной логопедии дисграфия определяется как частичное специфическое нарушение письма обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 Когда учитель-логопед сообщает родителям, что у ребёнка имеется дисграфия и дислексия, многие спрашивают о причинах возникновения такого нарушения  и о том, как его устранить.

По мнению большинства учёных, расстройства чтения и письма имеют одинаковые причины и сходные механизмы.

На данный момент достоверно известно, что дети не могут правильно читать и писать из-за нарушений мозговой функции. При этом ребёнок может развиваться  абсолютно нормально. Но вот его мозг не всегда способен правильно различать буквенные символы и звуки.

 Дисграфия у детей может проявляться по-разному. Чаще всего дети страдают от акустической и оптической дисграфии. Акустическая дисграфия проявляется тем, что ребенок не может правильно услышать звуки в слове. Поэтому на письме появляются типичные ошибки, когда один звук будет заменен на другой, сходный ему. В итоге получается, что у ребенка нарушено восприятие звукового образа, поэтому он путает сходные или близкие по звучанию буквы.

 Оптическая дисграфия представляет собой нарушение зрительного восприятия букв. Все буквы имеют для людей очень важное значение. Ведь каждый буквенный символ несет в себе определенное значение. Со течением эволюции в мозгу человека появилась определенная область, отвечающая за запоминание и хранение информации о буквах. При нарушениях работы в этой области мозга, ребенок не может правильно воспринимать и распознавать буквы. Похожие символы путаются и смешиваются. Поэтому ребенку будет трудно запомнить и скопировать букву или добавить определенные дополнительные элементы. Кстати, зеркальное написание букв также говорит о дисграфии, но чаще всего такое явление встречается у левшей. Рассмотрим ещё несколько форм дисграфии:

 Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Суть ее состоит в следующем: ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме.  Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

· пропуски букв и слогов;

· перестановка букв и (или) слогов;

· недописывание слов;

·написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

·повторение букв и (или) слогов;

· контоминация - в одном слове слоги разных слов;

· слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

 Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Дисграфия у школьников — явление достаточно частое, но и его можно преодолеть.

Вот несколько упражнений, которые помогут в преодолении дисграфии.

 Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

1)Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.

2)Упражнение"Пишем вслух".

 Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть, ""НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде: на стале стаял куфшин с малаком ).

3)"Вглядись и разберись". (пунктуация для дисграфиков и не только).   Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).Задание: внимательно вчитываясь,  "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.

4)Лабиринты. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию.

5) "Пропущенные буквы".  Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

6)Игра «Муха».

 Детям предлагается таблица со слогами, написанными буквами. Слоги надо подбирать так, чтобы каждый слог «играл» несколько раз.

бае

да

душ

бин

дя

ный

бе

под

ду

бо

док

доб

ле

до

га

се

ро

ди

ка

бро

 Для ребёнка с дисграфией полезно также будет печатание небольших текстов на компьютере. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

 В заключение мне бы хотелось пожелать вам быть внимательными к своим детям, следить за их развитием в целом и за развитием речи в частности. Будьте обьективны не только в оценке ребёнка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...

Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)

laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...

Статья "Симптоматика дисграфии у младших школьников".

Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство получения знаний учащимис...

Статья "Симптоматика дисграфии у младших школьников"

Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства  письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений сп...

Статья: Дисграфия у младших школьников

Как выявить дисграфию у младших школьников на начальном этапе.Что делать родителю и учителю? Как помочь ученику....

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...