Конспект урока "Сердце матери" (основы светской этики)
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Сердце матери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shchekinoy_t.a._po_orkse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

«Сердце матери»

(основы светской этики)

учителя начальных классов МБОУ СОШ №23

Щекиной Татьяны Алексеевны.

Цели:

  1. проанализировать текст рассказа  «Сыновья».
  2. формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями;
  3. учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать;
  4. развивать творческие способности учащихся;
  5. способствовать формированию навыков правильности ответов на поставленный вопрос;
  6. активизировать эмоциональные реакции учеников, добиться сопереживания;
  7. способствовать формированию коммуникативных навыков.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  1. словесный (беседа, рассказ);
  2. наглядный;
  3. элементы проблемного метода (приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);
  4. дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);
  5. вопросно-ответное общение.

Оборудование к уроку: проектор, компьютер, текст рассказа «Сыновья» В.А. Осеевой, заготовки для групповой работы, презентация «Мама».

Формы организации учебной деятельности:

  1. фронтальная;
  2. групповая;
  3. индивидуальная;
  4. парная.

Ход урока

I. Организационный момент (внешняя и внутренняя психологическая готовность).

II. Начало урока.

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю — в пиалу налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

Ученики: О маме.

Учитель: Правильно, о маме, о любви к ней, о ее сердце.

         Мать – мы землю так называем, когда растим хлеба и цветы, когда в ракете над ней взмываем и видим какая она с высоты. Чистая, чистая, вся голубая – это, наверное, потому, что мамы ходят по ней, улыбаясь детям, будущему своему. Мама! Самое прекрасное слово на земле, это первое слово, которое произносит человек и звучит оно на всех языках, звучит одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно не к чему не остается равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет - пять или пятьдесят - тебе всегда нужна мать ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.  

       День матери в России отмечают  в последнее воскресенье ноября. Этот праздник призван поддержать традиции бережного отношения к главному человеку в семье – женщине-матери.

     - Как вы считаете, о чем еще мы с вами поговорим на уроке?  (Материнское сердце, ласковые добрые руки мамы…).

III. Работа в группе.

Учитель раздает листы  бумаги с изображенным на нем сердцем. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце и записать их вокруг рисунка. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие…

Обсуждение работы в группе.

IV. Работа в паре.

Игра «Волшебные глаза мамы».

Учитель просит детей перечислить, какими бывают глаза у мамы, когда она смотрит на своих детей. (Добрыми, светлыми, нежными) Все перечисленное детьми учитель записывает на доске, предлагает  детям посмотреть друг на друга глазами мамы и описать все, что они друг в друге увидели.

V. Индивидуальная работа.

Учитель: Борщ в тарелке вкусный самый, так готовит только…(мама)

 Материнским рукам подвластно всё! Что могут делать мамины руки? (Ответы детей).

Учитель предлагает на листе бумаги нарисовать, что их мама любит делать лучше всех.

VI. Чтение  расcказа.

"Сыновья" В.А. Осеева

 Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

  Учитель:

-Как называется рассказ?

 - Почему старичок увидел только одного сына?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ваша мама идет из магазина и несёт  тяжёлые сумки, а вы гуляете на улице:

а) Крикните ей «привет!» и помашете ей рукой.

б) Подбежите к маме,  попросите конфет и сладостей, чтобы угостить своих друзей.

В) Поступите  по другому. Как?

VII. Обсуждение ситуаций.

Учитель:

-Материнская любовь безгранична и бескорыстна. А на что готовы вы, чтобы показать свою любовь к маме, проявить себя достойным сыном или дочерью.

Учитель просит  детей подумать, чем они могут помочь маме, если у нее плохое настроение, неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.

Какими должны быть мама и дети, чтобы стать настоящими друзьями? Например: они должны уметь прощать, быть терпеливыми, внимательными и т.д. Затем дети вспоминают разные ситуации из своей жизни, когда им помогла дружба с мамой.

Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели исполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

VIII Вывод.

Учитель: Ребята,  выберите для себя одно или два дела, которые вы с сегодняшнего дня будете делать за маму. Чтобы мама каждого из вас могла больше внимания уделить себе, ведь в ежедневных заботах  она про себя просто забывает.

Итог.

Просмотр презентации «МАМА»,  скаченной на сайте  PowerPt.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету "Светская этика". Тема - "Добро и зло". 4 класс.

Разработка урока по предмету "Светская этика" на тему "Добро и зло". К уроку подготовлена презентация....

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...

Конспект урока по основам светской этики. Тема: "Дружба"

Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся отношения между родственниками, между соседями или служебные отношения, связанные с работой ...

Конспект урока 12 "Основы светской этики" 4 класс

Конспект урока №12 "Основы светской этики " по теме :"Справедливость"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....