Календарно – тематическое планирование по «Риторике» 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Шумарова Светлана Николаевна

Календарно – тематическое планирование по «Риторике», внеурочная деятельность в 3 классе в рамках учебно – методического комплекта «Школа 2100» Планирование составлено  в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika_ktp_3_klass_2014.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по «Риторике»

внеурочная деятельность в 3 классе

в рамках учебно – методического комплекта «Школа 2100»

(Шумарова С.Н. учитель начальных классов МБОУ Школы №8 г.о. Самара)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид занятия

Планируемые
рез-ты

(предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата

Содержание урока

(ученик должен знать)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

ОБЩЕНИЕ ( I часть-17 часов

НАУКА РИТОРИКА

1.

Наука риторика. Проверь себя.

1

Вводный урок

Уметь рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей.

Оценивать свои поступки как «хорошие» или  «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей, познания нового.

Анализировать свои поступки с позиции общечеловеческих ценностей.

Ставить учебную задачу  урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия.

2.

Что мы помним о речевой ситуации.

1

Урок обобщения и система-

тизации знаний

Уметь называть свои речевые роли  в разных ситуациях общения.

Определять степень вежливости при общении людей;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Анализировать основные приёмы подготовки устного выступления,  учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.

Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

3.

Твои речевые роли

( Повторение)

1

Урок обобщения и система-

тизации знаний

Уметь приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях.

Анализировать  основные приемы подготовки устного выступления;

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Уметь корректировать и оценивать степень выполнения своей работы и работы своих товарищей.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ.

4.

С какой целью? Зачем? ( Задачи общения)

1

Комбиниро-

ванный урок

Называть задачи общения. Называть некоторые коммуникативные профессии. Уметь реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.

Учиться проговаривать последователь-

ность действий на уроке

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

5.

Неподготовленная речь.

1

Урок введения новых знаний

Различать подготовленную и неподготовленную речь .

Знать особенности неподготовленной речи.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения.

Учиться ставить учебную задачу  урока после предварительного обсуждения.

Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия.



6.

Подготовленная речь.

1

Урок введения новых знаний

Уметь перерабатывать информацию;

аргументировать свою точку зрения;

делать  выводы на основе обобщения знаний;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.

Уметь прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.

7-8.

Приёмы подготовки

2

Комбиниро-

ванный урок

Называть приёмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь планировать учебное сотрудничество              с учителем и сверстниками.

9.

Говорим подробно, кратко.

1

Урок обобщения и система-

тизации знаний

Приводить примеры  ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда- кратко.

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь  в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

ПОХВАЛА ( КОМПЛИМЕНТ)

10.

Похвала

 ( комплимент)

1

Урок - практикум

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения .

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.



Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Уметь делать  выводы на основе обобщения знаний.

Уметь выделять и формулировать

то, что усвоено и что нужно усвоить.

Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

11.

Слушаем, вдумываемся.

1

Комбиниро-

ванный урок

Называть задачи слушания.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя .

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

Уметь определять цели,
функции участников, способы взаимодействия .

12.

Слушаем по- разному

1

Урок обобщения и система-

тизации знаний

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности как слушателя .

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Уметь предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении заданий.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

13.

Читаем учебные тексты.

1

Урок - практикум

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах .

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ.

14.

Учимся писать, редактировать.

1

Урок - практикум

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Уметь читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

-выделять главное;

-составлять план;

-ставить вопросы к тексту и искать ответы.

15.

Как исправить текст? ( Правка текста)

1

Урок - практикум

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.

Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения;

перерабатывать информацию.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь редактировать текст;

сотрудничать в поиске и сборе информации.

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

16.

Что такое вежливость.

1

Урок ознакомле-

ния с новым материалом

Давать определение вежливости.

Уметь определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо).

Перерабаты-вать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

17.

Добрые слова-добрые дела.

1

Урок- игра

Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях

Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.

Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

ТЕКСТ (II часть-17 часов)

РАЗНЫЕ  ТЕКСТЫ

18.

Проверь себя. Тексты разные нужны.

1

Комбиниро-

ванный урок

Уметь называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Уметь анализировать информацию, представленную  в разных формах.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Критически осмысливать свой опыт общения,   выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

19.

Диалог и монолог.

1

Урок ознакомле-

ния с новым материалом

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения.

Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.                                  

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

20.

Пиши правильно!

1

Комбиниро-

ванный урок

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.


Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Анализировать, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.

21.

Произноси правильно!

1

Комбиниро-

ванный урок

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь делать  выводы на основе обобщения знаний.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.                                  

22.

Употребляй слова правильно!

1

Урок обобщения и система-

тизации знаний

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём .


Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Уметь  планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Критически осмысливать свой опыт общения,   выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

23.

Пересказ.

1

Урок ознакомле-

ния с новым материалом

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста .

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

24.

Выбери нужное ( выборочной пересказ)

1

Комбиниро-

ванный урок

Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.

Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Уметь корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Уметь пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.

25.

Цитата в пересказе.

1

Урок ознакомле-

ния с новым материалом

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Вводить в пересказ эффективные цитаты.

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.

Уметь в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.

Уметь предлагать помощь и сотрудничество.

26.

Кратко о книге ( аннотация)

1

Урок ознакомле-

ния с новым материалом

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.


Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Осуществлять анализ и синтез.

Уметь планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

27.

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

1

Комбиниро-

ванный урок

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.

Оценивать поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь строить рассуждения.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.                                  

28.

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

1

Урок- игра

Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление).

Оценивать свою вежливость.

Уметь строить поздравление.

Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Уметь предлагать помощь и сотрудничество.

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

29.

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

1

Урок ознакомле-

ния с новым материалом

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.

30.

Правило и цитата в доказательстве.

1

Урок ознакомле-

ния с новым материалом

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении .

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.

Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Уметь в  предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

31.

Сравни и скажи

1

Урок ознакомле-

ния с новым материалом

Анализировать сравнительные описания, их структуру.

Формулировать самому простые правила общения в коллективе;

оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо.  

Анализиро-вать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения рабо

Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.

32.

Правила сравнения.

1

Комбиниро-

ванный урок

Называть правила сравнения . Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.

Формулировать самому простые правила общения в коллективе;

оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо.

Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения.

Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Учиться в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

33.

Как строятся сравнительные тексты.

1

Комбиниро-

ванный урок

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Реализовывать сравнительное описание разными способами .

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Продуциро-вать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

34.

Риторический праздник.

1

Риторичес-кий праздник

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры .

Разыгрывать риторические игры.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Анализировать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач.

Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.

Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по риторике. 2 класс.

Календарно-тематическое планирование по риторике (Т. А. Ладыженская)« Школа 2100»2 класс1 ч  в неделю (34ч)...

Календарно – тематическое планирование по риторике во 2 классе

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена...

Календарно-тематическое планирование по риторике 3 класс

Календарно-тематическое планирование по риторике 3 класс УМК Школа 2100....

Календарно-тематическое планирование кружка "Риторика"

Календарно-тематическое планирование кружка "Риторика" по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по риторике 3 класс "школа 2100"

Приложение 1к рабочей программе по риторике...