Календарно-тематическое планирование кружка "Риторика".
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Южакова Надежда Дмитриевна

Рабочая программа 2-4 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская риторика     2класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1].

Особенности построения курса «Риторика».

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

В курсе «Риторика»  осуществляются тесные межпредметные связи 

- с литературой, так как широко используются художественные произведения для  иллюстрации языковых фактов,  в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться  основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);

- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм  учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При  этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Исходными документами для составления рабочей  программы по риторике являются:

- Приказ Министерства образования и науки  РФ № 373 от 06.10.2009  « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.10.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»

- Федеральный перечень учебников , рекомендованных               (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,  реализующих программы общего образования приказ министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010

- Авторская программа  Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100».Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с.

- Методическое письмо ГОАУ ЯО ИРО «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области в 2011- 2012 учебном году.

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Учебно-методический  комплекс  по программе Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской.

№ п/п

Название пособия

 Класс

Год издания

Издательство

Автор

 1.

Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование  

    1-4

  2011

М.: Баласс, 2011. - 192с.

Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.

 2.

Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2-го класса. В 2-х ч.

2      

   2012

М.: Баласс

Ладыженская Т.А. и др.

 3.

Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические рекомендации

2        

   2012

М.: Баласс

. Под ред. Т. А. Ладыженской.

 4

Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской.

2        

   2012

М.: Баласс

Ладыженская Т.А. и др.

В соответствии с учебным планом  школы на 2012-2013  учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.

При этом рабочая программа составлялась:

-  с учётом  особенностей класса;

-  особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым  федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

Тематическое планирование уроков риторики во 2 классе.

Наименование раздела

По программе

По рабочей программе

ОБЩЕНИЕ. 

(1 часть)

           

          17

               

              17                                

1. Что такое успешное общениеРечь как средство воздействия на мысли, чувства.

           

           1

               2

2.Чему учит риторика.

           3

               3

3. Как мы говорим.

           9

               8

4. Вежливая просьба.

           2

               2

5. Учусь читать и писать.

           2

               2

ТЕКСТ. (2 часть)

          16

              16

1.Тема  и основная мысль.

           3

               3

2. Пересказ.

           3

               3

3. Вежливый отказ.

           2

               2

4. Типы текстов.

           1

               1

5. Рассуждение.

           3

               3

6. Описание.

           2

               2

7. Невыдуманный рассказ.

           2

               2

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ.

          1

               1

Итого

           34

              34

Формы контроля и оценки планируемых результатов.

  В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со циальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

       Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель но положительно к нему настроены, юный человек действи тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

       Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

        -публичные выступления   ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Планируемые результаты по предмету  «Риторика».

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

– анализировать тактичность речевого поведения в семье;

– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

 формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

 пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

 отличать подробный пересказ от краткого;

 знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

 пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

 пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,использовать дополнительные сведения из словарей;

– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

– определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

– давать оценку невежливому речевому поведению.

Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предмета  «Риторика»

     Наименование  объектов и  средств   материально-технического  обеспечения

 В наличии

Примечания

 1.

        Учебно-методические комплекты (УМК) по риторике (учебники, рабочие тетради, дидактические  материалы)

       

        Программно-методические   материалы: Программы по риторике; методические пособия (рекомендации к проведению уроков риторики).

       

    Стандарт начального  общего  образования  по образовательной  области «Риторика».

Учебно-наглядные  пособия.

В первую очередь  утвержденные

МОН  РФ

                            Печатные  пособия

  2.

Таблицы.   

   

 комплекты

 

 

      Информационно-коммуникативные   средства

  3.

Мультимедийные  обучающие    программы.

Игровые    компьютерные   программы

Материал на информационном носителе(флэш-карта)

     

 в перспективе

        Технические  средства  обучения

  4.

 Классная доска с набором приспособлений для   крепления таблиц.

 Магнитная доска.

 Интерактивная доска.

 Персональный компьютер.

 Мультимедийный проектор.

 Ксерокс.

 Цифровая фотокамера (по возможности)

 

в перспективе

в перспективе

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п.п

Тема урока

Количество часов

    Дата

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

                                                            ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

1

Речь в жизни человека. Уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н).

Познакомиться с учебником (Н).

 

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм  приветствия в разных ситуациях (П).

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П).

                                                                       РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА

2

Анализ примеров общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Правила совместной работы.

     

    1            

Анализироватьпримеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н).

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

 

                                                                            ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА

3

4

5

Определение риторики как науки.

Компоненты речевой ситуации: кто(адресант) –кому (адресат) что(содержание высказывания)

Речевые роли в разных ситуациях общения.

1

1

 

     1

               

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).

Называть адресанта, адресата высказывания (Н).

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

 

                                                                               КАК МЫ ГОВОРИМ

6

7,8,9

Речь устная и письменная. Виды речевой деятельности. Несловесные средства общения: громкость, темп, тон, мимика, взгляд, жесты, поза.

1

3

Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств  при решении риторических задач (Н).

10

11

12

13

Важность слушания в разных ситуациях. Словесные и несловесные сигналы, которые показывают собеседнику, что его слушают.

Приемы, помогающие понимать звучащий текст.

Несловесные средства, помогающие понять смысл сказанного.  Правила вежливого поведения  во время разговора.

1

1

1

1

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).

Моделировать использование этих средств  в разных ситуациях общения (Н).

Выделять непонятное при слушании,спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н).

Называть правила вежливости при разговоре (Н).

Объяснять, почему их следует соблюдать (Н).

                                                                                                ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

14

15

Вежливая просьба.

Скрытая просьба.

1

1

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).

                                                                                УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

16

17

Роль шрифтовых выделений в учебных текстах.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

1

1

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).

                                                                                  ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

                                                                                           ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

18

19

20

Текст. Определение темы текста и его основной мысли. Роль заголовка в тексте.

Опорные слова. Моделирование текста  по опорным словам.(устно)

Оформление текста на письме. Абзац. Построение текста.

      1

 

      1          

       

      1          

Различать текст и набор предложений (Н).

Объяснять роль заголовка (Н).

Озаглавливать текст (Н).

Определять тему и основную мысль текста (Н).

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н).Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н).

Выделять опорные слова в тексте (Н).

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).

Выделять незнакомые слова в тексте (Н).

Выяснять значение непонятных слов (Н).

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н).

Выделять начало, основную часть, конец текста (Н).

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н).

                                                                                                          ПЕРЕСКАЗ

21

22

23

Обучение подробному пересказу.

Обучение краткому пересказу

Составление плана к тексту.

     1

     1

     1

Различать подробный и краткий пересказ (П).

Пересказывать текст подробно (Н).

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

Составлять план текста для пересказа (Н).

                                                                                                         ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ

24

25

Ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы.

Использование словесных и несловесных средств, которыми можно выразить согласие или отказ.

1

     1

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).

Оценивать степень вежливости отказа (П).

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).

                                                                                                           ТИПЫ ТЕКСТОВ

26

Типы текстов

1

Различать повествование, описание, рассуждение (П).

Объяснять, чем они отличаются (Н).

                                                                                                            РАССУЖДЕНИЕ

27

28

29

Основные особенности текста-рассуждения.

Ссылка на правило, закон.

Точные и неточные объяснения.

      1            

       1      

       1

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

Называть части рассуждения (Н).

Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).

Различать точные и неточные рассуждения (Н).

                                                                                                 ОПИСАНИЕ

30

31

Определение темы и основной мысли в тексте-описании. Признаки предмета.

Описание в объявлении.

Обучение сочинению загадки-описания.

1

1

Определять тему, основную мысль описания (Н).

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).

Сочинять загадку, в основе которой  лежит описание (Н).

                                                                                            НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

32

33

Анализ невыдуманного рассказа. Части рассказа.

Обучение составлению рассказа о случае из своей жизни.

1

1

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).

   ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

34

Чему мы научились на

уроках риторики?

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Все умения – основные и конкретные – делятся на две группы.

  1. формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;
  2. формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

     В программе 3 класса выделяются два блока: 1) общение; 2) речевые жанры – и разделы внутри этих блоков:

а) виды общения, речевой этикет, речевая деятельность, правильная и хорошая речь;

б) понятие о тексте, типы текстов, речевые жанры.

     Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков. Такая подача материала помогает осознать содержимое программы, логику предмета и сквозные линии внутрипредметных связей.

3 класс – это «Риторика повседневного и делового общения».

Риторические идеи.

Искренность отношений, правда в общении – вот дружба. (А.Суворов).

Меньше говори, да больше делай. (Пословица).

Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу. (В.Яхонтов).

Умей тактично возражать, но ещё большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших. (В.Сухомлинский).

Разделы программы.

1.Общение.

        Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Оценивать своё речевое поведение, его соответствие речевой задаче. Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания. Подчинять своё высказывание речевой задаче. Анализировать и оценивать свою общительность.

        Виды общения. (Определять вид общения, вступать в диалог с официальным лицом, поддерживать диалог).

        Речевой этикет. (Различать истинную вежливость от показной; определять степень вежливости. Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и средств выражения. Выражать похвалу. Оценивать приглашение, поздравление с точки зрения речевой задачи. Приглашать в гости и отвечать на устное приглашение. Поздравлять с праздником и отвечать на устное поздравление.)

        Речевая деятельность. (Составлять план услышанного и воспроизводить его. Анализировать устную речь, определять её особенности. Ставить вопросы к выделенным в тексте словам. Определять нужный способ правки текста. Вносить правку в текст по замечаниям редактора).

        Речь правильная и хорошая. (Определять, в какой мере говорящий достиг своей цели. Определять и исполнять фактические ошибки и штампы. Пользоваться толковым словарём. Составлять для себя словарь незнакомых, необычных слов.)

2.Речевые жанры.

        Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического единства текста. Подбирать конечное предложение к незавершенному тесту. Определять способы сжатия текста по сравнению с исходным текстом. Создавать сжатый текст. Объяснять роль цитаты в рассуждении, оценивать её уместность и убедительность. Анализировать вывод. Создавать рассуждение с 2-3 доказательствами. Находить в учебных текстах описательные характеристики предмета, понятия. Воспроизводить описательные характеристики учебных текстов. Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения, сходства сравниваемых предметов, понятий. Определять способ построения сравнительного высказывания. Создавать на базе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения в зависимости от речевой задачи.

        Анализировать речевое поведение собеседников, их коммуникативные удачи, промахи, неудачи. Выступить в роли ведущего контрвью. Анализировать личное письмо. Написать  письмо знакомому человеку. Определять смешное в содержании и речевом оформлении весёлых рассказов. Рассказывать весело о забавных, смешных случаях из своей  жизни. Рассказывать о памятных событиях своей жизни.

Учебный план.

№ п/п

Наименование разделов.

Всего часов.

1.

2.

Общение.

Речевые жанры (текст).

Форма игрового контроля.

17ч.

17ч.

нет

 

Учебно-тематический план.

№ тем, уроков

п/п

Дата

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.





29.


30.


31.


32.


33.


34.



Чему учит риторика                                              . Общение и речевая ситуация.

Неподготовленная речь.                                   Подготовленная речь.                                                  Приёмы подготовки.                                                 Подумай: кому – о чём – зачем.

Ключевые слова.                                                    Рисунки, схемы.                                                          План.                                                                    Прорепетируй выступление.

Похвала.                                                      Комплимент комплименту – рознь.

Не забудь похвалить.

Вежливое общение.                                                            Что такое вежливость.                                     Хорошее настроение.                                                   Добрые дела – добрые слова.

Вежливо – невежливо – грубо. А ты вежлив?

Правильная речь.                                                            Пересказ.                                                                          Учимся понимать исходный текст.

Вводим в пересказы цитаты.                                         Кратко о книге.                                                                 Выбери нужное.

Диалог и монолог.                                                              Диалог – тоже текст.                                                         Разные монологи.

Поздравляю кого? С чем? Как? Понятие о поздравлении.                                                                          Желаю кому? Чего? Как?                                                                    С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта!

Разные тексты.                                                                 Разные объявления.

Сравни и скажи.                                                               Правила сравнения.                                                                    Учимся употреблять сравнительные слова.

Как строится сравнительное описание.

Сравнения с задачей обобщения.                                      Сравнительная характеристика.

Рассуждения.                                                                        Как строится рассуждение.

Строим рассуждения.                                                        Чтобы рассуждение стало убедительное.

Несколько доказательств в рассуждении.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.





1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.




Требования к уровню подготовки учащихся.

        - Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

а) взаимодействие с партнёром по общению, способность понимать его мысли, чувства, анализировать своё речевое поведение;

б) правильность речи (с точки зрения норм литературного языка), точность (наличие фактических ошибок), богатство (разнообразие языковых средств), выразительность речи (речевые находки);

в) особенности речевых жанров.

        - Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

а) использовать приёмы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;

б) создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, рассказ о себе, заметку в газету и т.д.



Предварительный просмотр:

  4класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое планирование составлено на основе:

– авторской учебной программы «Риторика» (авт. Т. А. Ладыженская, 2013).

На изучение учебного предмета риторики отводится 34 часа в учебный год (1 час в неделю).

1 четверть -          часов

2 четверть -         часов

3 четверть  -        часов                         34 часа

4 четверть  -        часов 

Для реализации программного содержания используются следующие учебники:

Ладыженская Т. А. Детская риторика. – М.: Баласс, 2013.

Нравственно-риторические идеи:
Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. (Люблюйер)
Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу. (В. Яхонтов)
Умей тактично возражать, но еще большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших.  (В.А. Сухомлинский)

         Основные риторические умения:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
• правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);
•особенности речевых жанров.
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
• умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
• умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.

Умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение

У-1. Анализировать и оценивать свои успехи и неудачи в общении.

Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения.

Виды общения

У-1. Определить вид общения по его основной задаче (сообщить; запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.)

Общение для контакта и общение для получения информации.

У-1. Определять уместность употребления несловесных средств.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевой этикет

У-1. Отличать истинную вежливость от показной.

Вежливая речь (повторение).

У-1. Вступать в этикетный диалог и поддерживать его в (пределах, обозначенных в разделе «Речевой этикет» 1–4-й кл.).

Речевые привычки.

У-1. Оценивать уместность использования выбранного средства.

Способы выражения вежливой оценки, утешения.

Речевая деятельность

У-1. Определять виды речевой деятельности; их связь.

Основные виды речевой деятельности. Их связь.

У-2. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.
У-2. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

У-1. Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.
У-1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

У-2. Редактировать текст с недочетами, используя прием взаиморедактирования.

Письменная речь.
Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная)

У-2. Пользоваться толковым словарем, словарем синонимов.

Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Текст        Речевые жанры

У-1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста.
У-2. Подбирать конечное (завершающее) предложение к незавершенному тексту.

Тексты. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры

У-2. Умение вежливо оценить чужую работу.

Вежливая оценка.

У-2. Умение утешить словом и делом.

Утешение.

Типы текстов

У-1. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть в тексте).
У-1. Анализировать вывод в рассуждении, убедительность доказательств.
У-2. Создавать текст типа рассуждения с несколькими доказательствами.

Тезис и вывод в рассуждении. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты.
Несколько доказательств в рассуждении.

У-1. Различать описания разных стилей.
У-2. Создавать описания двух разных стилей.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

У-1. Анализировать словарные статьи.
У-2. Создавать к новым словам словарные статьи.

Словарные статьи в толковом и в других словарях.

У-1. Анализировать типичную структуру рассказа.
У-2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях своей жизни.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Речевые информационные жанры

У-1. Отделять сообщение о самом сообытии и отношение автора к событию.
У-1. Определять особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.
У-1. Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.
У-2. Написать информационную заметку в газету типа что–где–когда и как произошло; письмо в редакцию.

Хроника.
Фотография в газетном тексте.
Подпись к фотографии.
Информационная заметка

п/п

Система уроков

Дидактическая модель

Педагогические

средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

Дата

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

Общение. Проверь себя. Речевая ситуация.

Цели: развитие умений общаться, воспитание вежливого обращения к товарищам

Репродуктивная

Беседа

Индивидуальная

Знать компоненты речевой деятельности:кто, кому, зачем, что

Ладыжен-

ская Т. А. Детская риторика

2

С кем, почему, для чего… Улыбнись

Объяснительно-иллюстративная

Учебный диалог

Коллективная

Уметь общаться.

Знать вежливые слова

Знать, как улучшить общение

Работа по заданиям книги

3

Особенности говорения

Репродуктивная

Беседа

Групповая

Знать несловесные и сло-весные средства устного общения (тон, темп, мимика, жест)

Ладыжен-

ская Т. А. Речь. Речь. Речь

4

Речевые отрезки

и паузы

Репродуктивная

Проблемные задания

Групповая

Иметь представление о речевом потоке, паузе, логическом ударении

Ладыжен-

ская Т. А. Детская риторика

5

Утешение

Продуктивная

Упражнения

Коллективная

Уметь оказать поддержку, помощь словом

Работа по составлению диалогов

6

Какой я слушатель?

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Уметь обсудить свою роль

7

Типы текстов.

Цель: развитие умений различать типы текстов

Продуктивная

Проблемные задания

Групповая

Уметь различать типы текстов

Работа с текстами

Ладыжен-

ская Т. А. Речь. Речь. Речь

8

Абзацные отступы.

Цель: развитие умений составлять текст

Объяснительно-

иллюстративная

Упражнения

Коллективная

Иметь представление о начальном предложении, завершающем абзаце

Уметь делать выводы

Работа с текстами

9

Запреты

Продуктивная

Диалог

Групповая

Уметь вести диалог

Уметь делать устные, письменные предостережения

Работа по составлению диалогов

Разыгрывание ситуаций

10

Знаки дорожные. Знаки языковые. Знаки-символы

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, наблюдение

Коллективная

Знать информационные, запрещающие, предупреждающие знаки

Работа с знаками.

Самостоятельная работа

Знаки дорожные

11

Опорные конспекты.

Цель: развитие умений выполнения опорного конспекта

Продуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Уметь делать опорный конспект

Соревнование команд

Ладыжен-

ская Т. А. Детская риторика

12

Текст. Текст-описание

Продуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать признаки теста-описания

Уметь различать типы текстов

Работа по сюжетным картинкам

Сюжетные кар-тинки. Разыгрывание ситуаций

13

Текст-рассуждение.

Вежливая оценка

Продуктивная

Проблемные задания

Парная

Уметь составлять текст-рассуждение, делать вежливую оценку

Работа с текстом

14

Аргументы

Продуктивная

Проблемные задания

Парная

Уметь рассуждать, выражать свои мысли на письме

Разыгрывание ситуаций

15

Вступление и заключение

Продуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Уметь делать вступление и заключение

Иметь представление о тезисах

Работа с текстом

16

Общение. Речевые жанры. Статья. Сло-варная статья.

Цель: развитие умений составления статьи

Творческая

Практикум

Индивидуальная

Иметь представление о разных речевых жанрах

Уметь различать разные речевые жанры

Работа над статьей

Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь

17

Рассказ

Творческая

Практикум

Индивидуальная

Уметь последовательно развивать мысль

Работа с текстом рассказа

Ладыженская Т. А. Детская риторика

18

Служба новостей. Что такое информация

Репродуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Иметь представление о составлении информации, о службе новостей

19

Газетная информация.

Цель: развитие умений отбирать информацию для газетной заметки

Продуктивная

Практикум

Индивидуальная

Уметь отбирать информацию для газетной заметки

Работа со статьями газет

Газетные статьи

20

Факты, события

и отношение к ним

Продуктивная

Практикум

Коллективная

Уметь отбирать факты, выражать свое отношение к ним

Работа со статьями газет

Газетные статьи, «Детская риторика»

21

Информационные жанры.

Цель: знакомство с информационными жанрами

Репродуктивная

Беседа

Коллективная

Иметь представление
об информационных жанрах

Работа со статьями газет

Газетные статьи

22

Хроника

Репродуктивная

Упражнения

Групповая

Знать газетные жанры.Уметь отбирать факты

Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь

23

Информационная заметка

Репродуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать и выполнять требования к составлению заметки

Работа по составлению газетной заметки

24

Подпись под фотографией

Творческая

Практикум

Индивидуальная

Уметь выполнять подпись под фотографией

25

Деловая речь

Продуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Знать и выполнять требования к деловой речи

Уметь различать деловую, художественную и разговорную речь

Разыгрывание ситуаций

26

Этикетные жанры. Слова вежливости.

Цель: знакомство

с этикетными жанрами

Продуктивная

Практикум

Парная

Уметь различать этикетные жанры

Уметь делать отказ, благодарность, запрет, извинение, поздравление

Разыгрывание ситуаций

27

Этикетные диалоги

Продуктивная

Практикум

Парная

Уметь составлять этикетные диалоги

Составление диалогов

Разыгрывание ситуаций

28

Речевые привычки

Исследовательская

Проблемные задания

Коллективная

Уметь замечать речевые манеры, повадки; вежливо, учтиво их исправлять

Разыгрывание ситуаций

29

Цитата, правило.

Цель: развитие умений подбирать цитату к тексту

Репродуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Уметь понимать цель использования цитаты, правила

Уметь подбирать цитаты к тексту

Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь

30

Опорные слова. Как составить текст

Продуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Уметь подбирать текст по опорным словам

Работа по составлению текста

31

Зачем нужен план.

Цель: развитие умений составлять план текста

Продуктивная

Упражнение

Коллективная

Уметь составлять план, понимать его роль

Знать разные виды планов

Работа по составлению плана

32

Аннотация

Творчес-

кая

Практикум

Коллективная, индивидуальная

Уметь понимать, что такое аннотация; составить аннотацию прочитанной книги

Работа по алгоритму

Алгоритм составления аннотации

33

Текст-повествование

Творчес-

кая

Практикум

Индивидуальная

Знать виды текстов.Уметь составить текст- повествование

Работа по составлению текста

Ладыженская Т. А. Детская риторика

34

Письмо

Продуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать виды писем, правила их составления

Составление текстов писем

Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь

Выпуск газеты

Газетные статьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....