Программа кружка "Мой друг компьютер"
рабочая программа по теме

Кузьмина Екатерина Александровна

Данная программа разработана для формирования компьютерной грамотности у детей с ОВЗ школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_kompyuter.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     

Класс: 5 «А»

Количество часов в неделю – 1 час.

       Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности. Социальные, психологические, общекультурные, профессиональные предпосылки информатизации всего общества закладываются в сфере образования.

Школа призвана  вооружать обучающихся, воспитанников с ОВЗ знаниями, умениями. Навыками, необходимыми для полноценного включения в жизнь в современном обществе. Научно обоснованное применение инновационных технологий в сфере образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, что в свою очередь, создаёт предпосылки для максимальной интенсификации и индивидуализации процесса обучения.

       Компьютер выступает не только ускорителем передачи информации в образовательном процессе, а открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности обучающихся, воспитанников с ОВЗ.

      Реализовать вышесказанное можно при условии своевременного формирования компьютерной грамотности у обучающихся, воспитанников с ОВЗ.

      Исходя из того, что одним из основных положений дефектологии является утверждение об общности положений развития нормальных детей и детей с проблемами в развитии, то значение компьютерной грамотности не менее важно, чем для нормально развивающихся учащихся.

      Под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютера.

      Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у обучающихся, воспитанников основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане для процесса обучения умение алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий.

      Алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников с ОВЗ. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, так как наделит их определёнными умениями и навыками в постоянном самостоятельном пополнении своих знаний.

      Таким образом, создадутся условия для коррекции и развития личности обучающихся, воспитанников с ОВЗ, что позволит реализовать принципиально новые формы и методы обучения, улучшит процесс обучения другим школьным предметам.

    Следовательно, включение формирования элементов компьютерной грамотности в сферу специального образования повлечёт за собой оптимизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса.

     Это, в конечном итоге, обеспечит более успешное приобретение полных представлений обучающихся, воспитанников с ОВЗ об окружающем мире и включение их в самостоятельную жизнь в обществе.

     Для продвижения обучающихся, воспитанников с ОВЗ в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений и навыков существенным является специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение предусматривает формирование обучающихся, воспитанников высших психических процессов. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению обучающихся, воспитанников с ОВЗ в общем развитии и тем самым создаёт реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ.

      Чтобы коррекция мыслительной деятельности была эффективна, следует соблюдать следующие условия:

-   вовлечь обучающихся, воспитанников в процесс самостоятельного поиска;

- использовать в обучении личного опыта ребёнка и организовать применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

-  поддерживать эмоционально обучающихся, воспитанников и учить их искать положительное в любом результате.

       Актуальность программы заключается во внедрении информационных технологий в разнообразные сферы деятельности, и в том числе в учебную деятельность.

      Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться компьютерной грамотностью и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.      Особенную важность эта работа приобретает в школах VIII вида. Она является неотъемлемой частью коррекционно-развивающего обучения, решает множество коррекционных задач.

      Цель:  сформировать систему первоначальных компьютерных знаний, умений и навыков у обучающихся, воспитанников, способствующих успешной адаптации  в современном обществе. 

           Задачами кружка являются:  

1. Образовательные:  

-  усвоение обучающимися, воспитанниками правил работы и поведения при   общении с компьютером;

- приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;

- приобретение обучающимися, воспитанниками навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;

2. Развивающие:

- развитие познавательного интереса;

3. Воспитательные:

- формирование чувства коллективизма;

- создание комфортной обстановки на занятиях.

4. Коррекционные:

-коррекция высших психических функций, совершенствование эмоционально-волевой сферы.

Организационные условия реализации программы:

  1. особенности группы детей –  обучающиеся, воспитанники 5 класса;
  2. общее количество часов- 35;
  3. периодичность и продолжительность занятий - 1 раз в неделю по 1 часу;
  4. наполняемость группы - 10 человек;
  5. различные формы организации работы: групповая, индивидуальная;
  6. санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности.

Ресурсное обеспечение:

  1. наличие индивидуальных  компьютеров (а еще лучше ноутбуки) для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
  2. операционная система Windows XP.
  3. программа PowerPoint.
  4. возможность выхода в Интернет.
  5. на рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа построена на принципах:

     Доступности – при изложении материала учитываются особенности и возможности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от развития и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
         
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
         
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
            Кабинет, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
 

Методические условия реализации программы.

Типы занятий:

  1. комбинированный;
  2. первичного ознакомления с материалом;
  3. усвоение новых знаний;
  4. применение полученных знаний и умений на практике;
  5. закрепления, повторения;
  6. итоговое.

Форма  и методы организации учебного занятия:

  1. Словесные методы (рассказ, беседа.).
  2. Наглядные методы (фото- видеоматериалы, слайдовые презентации).
  3. Практические методы (работа с различного вида программами)
  4. Методы контроля (теоретические и практические зачеты, наблюдения, анкетирование, практические работы).

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся, воспитанники должны:

Знать:  

  1. Основные правила работы на ПК;
  2. Название основных блоков ПК;

Уметь:

  1. Пользоваться клавиатурой;
  2. Загружать операционную систему;
  3. Находить нужную информацию из большого ее потока;
  4. Выполнять основные операции управления файлами;
  5. Объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
  6. Создавать текстовые документы на основе программы Microsoft Word;

Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

1

Техника безопасности в компьютерном классе.

1

2

Основные компоненты компьютера.

1

3

Как включить и выключить компьютер и загрузить Windows.

1

4

Задачи и использование компьютера. Основы работы Windows XP.

1

5

Клавиатура. Процессор.

1

6

Расположение функциональных клавиш на клавиатуре.

1

7

Клавиши управления курсором.

1

8

Клавиши редактирования.

1

9

Щелчок мышью, двойной щелчок, перетаскивание объектов.

1

10

Практическая работа.

1

11

Рабочий стол. Ярлыки на рабочем столе.

1

12

Папки на рабочем столе.

1

13

Корзина. Как вернуть удалённый файл.

1

14

Панель задач.

1

15

Меню Пуск.

1

16

Практическая работа.

1

  17

Файл. Переименование файлов, перемещение файлов.

1

18

Перемещение файлов вырезанием и вставкой.

1

19

Перемещение файлов перетаскиванием.

1

20

Копирование файлов.

1

21

Копирование файлов и вставка.

1

22

Копирование файлов перетаскиванием

1

23

Удаление файла. Как вернуть удалённый файл.

1

24

Поиск файлов и папок.

1

25

Практическая работа.

1

26

Запуск программ.

1

27

Запуск программ из меню Пуск.

1

28

Запуск программ с рабочего стола.

1

29

Запуск программ из окна Мой компьютер.

1

30

Работа с программой Word.

1

31

Набор текста, выравнивание текста.

1

32

Использование шрифтов.

1

33

Установка полей.

1

34

Компоновка страницы и предварительный просмотр.

1

35

Практическая работа «Набор простого текста с образца»

1

        

Содержание и методические приёмы

Список источников информации  для учителя.

  1. Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
  2. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
  3. О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
  4.   Из  опыта  работы по формированию информационной  среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002)
  5. Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007
  6. Программа Intel «Путь к успеху»/ Книга для учителя.2006-2007
  7.  Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007
  8.  Проектно-исследовательская  деятельность  школьников  с  использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
  9. Виват,  мультимедиа!//Цифровая школьная  четверть. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего» г. Пушкин, 2003 – с.46-47
  10.  Сайты в помощь учителю информатики:
  1. www.klyaksa.net
  2. www.metod-kopilka.ru
  3. www.pedsovet.org
  4. www.uroki.net
  5. www.intel.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка информатики "Мой друг - компьютер" в 1-2 классах

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ре...

Рабочая программа кружка информатики "Мой друг - компьютер" в 1-2 классах

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ре...

Программа дополнительного образования "Мой друг компьютер" (7-10 лет, 4 года обучения).

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мой друг-компьютер» (Для обучающихся 7-10 лет (4 года обучения)). При составлении данной программы использовалась авторская программа Тур С.Н., Бо...

Программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер"

Программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» рассчитана  на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компью...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой друг компьютер»

Данная дополнительная образовательная программа имеет техническую направленность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно но...

Рабочая программа "Мой друг - компьютер"

Программа может быть использована для составления программы дополнительного образования или внеурочной деятельности....

рабочая программа "Мой друг - компьютер" для детей с ОВЗ

Рабочая программа внеурочной деятельности   «Мой друг компьютер»  2-4 класс разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего обр...