Программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер"
методическая разработка по информатике (2 класс) на тему

Семёнова Ирина Викторовна

Программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» рассчитана  на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компьютер» и направлена на реализацию  требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности. Разработка и внедрение образовательных решений в рамках модели «1ученик: 1компьютер» являются одной из наиболее актуальных задач современного образования. Учащимся, с которыми начата работа по модели «1 ученик: 1 компьютер», предстоит освоить учебный нетбук и установленное на нем программное обеспечение. Личный нетбук в качестве универсального инструмента обучения может успешно применяться на всех без исключения уроках и внеурочных занятиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Утверждена на заседании научно-методического совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Протокол № 3 от 14.11.2013 г.

Программа внеурочной деятельности

 «Мой друг - компьютер»

для учащихся 2-4 классов

срок реализации 3 года

Составитель Семенова И.В.,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 9 г. Надыма

г. Надым

2013 г.


I. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» рассчитана  на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компьютер» и направлена на реализацию  требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности. Разработка и внедрение образовательных решений в рамках модели «1ученик: 1компьютер» являются одной из наиболее актуальных задач современного образования. Учащимся, с которыми начата работа по модели «1 ученик: 1 компьютер», предстоит освоить учебный нетбук и установленное на нем программное обеспечение. Личный нетбук в качестве универсального инструмента обучения может успешно применяться на всех без исключения уроках и внеурочных занятиях.

Цель данной программы: переход учащихся на новый уровень информационной грамотности, приобретение навыков работы с мультимедийными источниками.

Задачи:

  • освоить работу с программным оборудованием персонального компьютера, программными средствами обработки текста, графики, звука, видеоизображений анимации для успешного решения учебных и творческих задач;
  • научиться  способами организации,  поиска, отбора,  упорядочивания и преобразования информации;
  • научиться создавать проекты с использованием освоенных способов действий;
  • развивать познавательный интерес учащихся, интеллектуальные и творческие способности  с помощью  средств ИКТ при изучении различных учебных предметов и во внеучебной деятельности;
  • приобрести опыт применения информационных технологий в коллективной и  индивидуальной творческой деятельности.

Со 2 класса в школе реализуется модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер». Основной особенностью модели «1 ученик: 1 компьютер» является возможность организовывать обучение не только в школе, но и за ее пределами. Данная модель предлагает школьникам, преподавателям и родителям новые пути и средства для плодотворного взаимодействия и саморазвития как в урочной так и во внеурочной деятельности.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные учащимися на базе данной программы, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении различных  предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для развития качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

II формы и режим занятий

Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов по 1 часу в неделю и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться. Начинать проведение занятий в рамках данной программы возможно с любого класса в рамках реализации модели «1 ученик:1 компьютер».  Программа реализуется в форме групповых занятий. Рекомендованная наполняемость учебных групп – 12-14 учащихся. Общий объём учебного времени составляет по 34 часа в год.

III  Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате изучения данной программы на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Учащиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты

знать

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • для чего нужны основные устройства компьютера;
  • что такое полное имя файла;

уметь

  • пользоваться мышью и клавиатурой;
  • запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
  • создавать папки (каталоги);
  • удалять файлы и папки (каталоги);
  • копировать файлы и папки (каталоги);
  • перемещать файлы и папки (каталоги);
  • сохранять созданный проект и вносить в него изменения
  • набирать текст на клавиатуре;
  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;
  • подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление;
  • вставлять изображения в печатную публикацию;
  • создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
  • создавать таблицы и включать их в печатную публикацию;
  • красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
  • составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера;
  • создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
  • включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы;
  • искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
  • искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

Изучение каждого раздела (кроме раздела  «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.

IV Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Знакомство с компьютером

4

4

4

Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера.

1

1

1

Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол.

1

1

1

Файлы. Папки (каталоги). Операции над файлами и папками (каталогами). Сменные носители.

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Редакторы: текст, графика, музыка

9

9

9

Создание и хранение информации. Текстовый редактор. Обработка текстов. Выделение, перенос, копирование.

1

1

1

Дизайн текста. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность.

1

1

1

Построение таблиц. Табличная информация. Средства построения таблиц.

1

1

1

Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись.

1

1

1

Устройство и работа цифровой фотокамеры.  Цифровая фотография.

1

1

1

Устройство и работа сканера, монитора, принтера.

1

1

1

Музыкальный редактор.

1

1

1

Видеоизображение.

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Интернет

4

4

4

Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые запросы. Безопасность работы в интернет.

1

1

1

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере.

1

1

1

Работа с электронной почтой, школьным сайтом и использование ресурсов Интернет.

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Создание текстов

6

6

6

Компьютерное письмо. Текстовые редакторы.

1

1

1

Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов. Классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления

1

1

1

Дизайн текста. Приёмы редактирования. Панель форматирования.

1

1

1

Нумерация страниц. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Оглавление.

1

1

1

Клавиатурные тренажёры.

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Создание печатных публикаций

4

4

4

Виды печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях.

1

1

1

Схемы в публикациях.

1

1

1

Таблицы в публикациях.

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Создание электронных публикаций

5

5

5

Виды электронных публикаций. Программы для создания электронных публикаций

1

1

1

Гиперссылки в публикациях.

1

1

1

Вставка звуков и музыки в электронные публикации

1

1

1

Вставка анимации и видео в электронные публикации

1

1

1

Создание и представление проекта.

1

1

1

  1. Логические головоломки.

2

2

2

Компьютерные игры и головоломки по учебным предметам.

1

1

1

Алгоритмика. Исполнители.

1

1

1

итого

34

34

34

V Содержание программы

Структура программы предполагает изучение следующих разделов:

  1. Знакомство с компьютером.
  2. Редакторы: текст, графика, музыка.
  3. Интернет.
  4. Создание текстов.
  5. Создание печатных публикаций.
  6. Создание электронных публикаций.
  7. Логические головоломки.

Данные разделы не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом разделе  возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.

Раздел 1. Знакомство с компьютером.

Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерное меню. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов).

Раздел 2.        Редакторы: текст, графика, музыка

Создание и хранение информации. Текстовый и графический редакторы. Выделение, перенос, копирование. Обработка текстов. Дизайн текста. Определение дизайна. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. Построение таблиц. Табличная информация. Средства построения таблиц.

Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись.

Фотокамера, сканер, монитор, принтер. Устройство и работа цифровой фотокамеры.  Цифровая фотография. Преимущества и недостатки цифровой фотографии.

Устройство и работа сканера, монитора, принтера. Оптическое разрешение цифровой матрицы, сканера, монитора, принтера. Музыкальный редактор. Видеоизображение.

Раздел 3.        Интернет.

Интернет. Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.  Скорость передачи, алгоритмы обработки. Схема обработки информации. Обработка на компьютере. Работа с электронной почтой, школьным сайтом и использование ресурсов Интернета. Безопасность работы в интернет. Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем.

Раздел 4.        Создание текстов.

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Возможности и ограничения компьютерной технологии подготовки документов.  Классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления, тренинг. Приёмы редактирования. Символ конца строки. Разрезание и склейка строк. Вставки и удаления. Панель форматирования. Знаки форматирования. Стили. Вставка картинок. Проектирование стилей для книжной страницы. Изготовление страницы. Специальные символы. Тире, дефис. Нумерация страниц. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Оглавление. Проектирование обложки. Рамка.

Раздел 5. Создание печатных публикаций.

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Раздел 6. Создание электронных публикаций.

Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Раздел 7.        Логические головоломки.

Компьютерные игры и головоломки по учебным предметам. Алгоритмика. Исполнители.

VII. Методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса:

В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

•        воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

•        ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

•        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;

•        учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•        разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Материально-техническое обеспечение

  1. Оборудование: персональный компьютер учащегося, компьютер учителя, медиапроектор,  интерактивная доска.

  1. Программные ресурсы:
  1. операционные системы и служебные инструменты;
  2. информационная среда школы (сайт школы, среда «Сетевой город. Образование);
  3. текстовый редактор для работы с текстом;
  4. графический редактор для обработки растровых и векторных изображений;
  5. музыкальный редактор;
  6. редактор подготовки презентаций;
  7. редактор видео, редактор звука;
  8. среды для дистанционного сетевого онлайн- и офлайн-взаимодействия.
  1. Используемые мультимедийные продукты:
  1. Программно-методический комплекс «Роботландия»
  2. Программно-методический комплекс «Мир информатики»
  3. Клавиатурный тренажер

Список использованной литературы

  1. Горячев А.В.  Программа «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии» // Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/inform.php
  2. Дендебер И.А., Извекова Е.В., Васильева Н.И. Фотография и видеосъемка в практике реализации ФГОС на первой и второй ступенях обучения //Школа управления образовательным учреждением. – С.-Пб, 2013.- № 09 (29). – С.51.
  3. Лобанов А. Догнать и … опередить стандарты// Управление школой: Методический журнал для школьной администрации. – Издательский дом Первое сентября , 2013.-  № 7-8.- С.57-59.
  4. Ярмахов Б. Б. «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012.
  5. Ярмахов Б. Б., Патаракин Е. Д., Буров В. В., Шустов С. Б.  Летний цифровой лагерь: модель 1:1 / Народное образование, 2009.- № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Мой друг компьютер"

Данная программа разработана для формирования компьютерной грамотности у детей с ОВЗ школы VIII вида...

Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер"

Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер" для учеников  3-4 классов (2 года обучения, 1 час в неделю)....

Авторская программа внеурочной деятельности " Мой друг-компьютер".

Программа внеурочной деятельности ,которая ставит целью  формирование у  младших школьников ИКТ - компетенций на уровне общего пользования и их дальнейшее совершенствование средствами ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютер-мой друг".

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Компьютер - мой друг" в 4 классе....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мой друг- компьютер"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; orphans: 2; widows: 2 } p.western { so-language: ru-RU } p.ctl { so-language: ar-SA } Необходимость испол...

Программа внеурочной деятельности" Другой мир - другой взгляд"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности "Мой компьютер"

Программа для ведения внеурочной деятельности....