Программа внеурочной деятельности "Мой компьютер"
рабочая программа по информатике (3, 4 класс)

Программа для ведения внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kompter.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа «Мой компьютер» рассчитана на детей младшего школьного возраста (учащихся  4 классов). Вид программы профильный, состав группы постоянный.

Рабочая программа составлена  с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного начального образования и авторской программы Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак «Информатика и ИКТ», которая предназначена для общеобразовательных и специализированных школ и является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационных технологий с 3-11 классы. Непрерывность обучения информатике со 3 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и  рассчитана на работу в учебном  компьютерном классе.

Занятия проводятся  по 1 часу 2 раза  в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием  разнообразных дидактических игр.

Срок освоения программы – 1 год.

  Объем курса – 68 часов (2 раза в неделю по 1 часу).

Актуальность программы.

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Организация освоения программы

Цель программы:

 формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

  • Обучающие задачи: формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс); Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности; дать школьникам представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства; дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT.
  • Развивающие: развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий; развивать творческие способности путем создания собственных мини-проектов;
  • Воспитывающие: воспитать критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • правила работы за компьютером;
  • виды информации и действия с ней;
  • назначение и возможности графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • назначение и работу программы Power Point;

должны  уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • свободно набирать информацию на русском  и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   Word, Paint, , Power Point,;
  • создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
  • работать в сети Интернет, находить нужную информацию;
  • пользоваться почтой;
  • составлять и защищать творческие мини-проекты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  К личностным результатам освоения информационно-коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

 1.Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использование средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание медиасообщений, включающих текст, цифровые данные, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

2. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта по его характеристике;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формы контроля.

Анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (WORD, POINT), редактирование текстов, создание презентаций POWER POINT,  конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д.  Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях - игра «Умники и умницы», игра по станциям «Веселая информатика», игра «Открытие видов информации»,  «Путешествие в страну Зазеркалье», «Юные информатики».

Творческая работа учащихся

Создание рисунков Задание:

Самостоятельно придумать сюжет рисунка. Дайте ему название и опишите планируемую последовательность событий.

Реализуйте свой проект средствами графического редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по группе.

Учебно-тематический план (68 часов)

Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов

Теория (ч)

Практика (ч)

1.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера

6

3

3

1.1

Человек и информация. Правила поведения в компьютерном классе.

1

1

-

1.2

Запуск на компьютере справочной системы

1

-

1

1.3

Создание и сохранение папок и файлов

1

-

1

1.4.

Действия с информацией

1

1

-

1.5

Объект и его свойства

1

1

-

1.6.

Копирование, переименование, перемещение и удаление файла (папки).

1

-

1

2.

Технология работы с текстовой информацией (текстовый редактор MS Word)

16

8

8

2.1

Отношения между объектами

1

1

-

2.2

Работа с текстовой информацией на компьютере

1

-

1

2.3

Компьютер

1

1

-

2.4

Текстовый редактор: ввод данных и работа с документом.

1

-

1

2.5

Понятие

1

1

-

2.6

Редактирование.

1

-

1

2.7

Деление и обобщение понятий

1

1

-

2.8

Форматирование.

1

-

1

2.9

Отношения между понятиями

1

1

-

2.10

Форматирование абзацев.

1

-

1

2.11

Совместимые и несовместимые понятия

1

1

-

2.12

Добавление изображений в тестовый документ

1

-

1

2.13

Понятия «истина» и «ложь»

1

1

-

2.14

Проект.

1

-

1

2.15

Суждение

1

1

-

2.16

Технология работы с числовой информацией.

1

-

1

3.

Технология работы с графической информацией (графический редактор Paint)

14

7

7

3.1

Основные операции при рисовании: фигура и линия

1

-

1

3.2

Умозаключение

1

1

-

3.3

Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом

1

-

1

3.4

Модель объекта

1

1

-

3.5

Добавление текста к рисункам.

1

-

1

3.6

Модель отношений между понятиями

1

1

-

3.7

Добавление автофигур

1

-

1

3.8

Алгоритм

1

1

-

3.9

Отражение изображений

1

-

1

3.10

Исполнитель алгоритма

1

1

-

3.11

Создание слайд-шоу

1

-

1

3.12

Свойства алгоритма

1

1

-

3.13

Защита индивидуального  рисунка

1

-

1

3.14

Способы записи алгоритмов

1

1

-

4.

Создание презентаций MS
Power Point

16

8

8

4.1

Создание слайдов

1

-

1

4.2

Линейный алгоритм

1

1

-

4.3

Оформление слайдов

1

-

1

4.4

Циклический алгоритм

1

1

-

4.5

Добавление текста

1

-

1

4.6

Разветвляющийся алгоритм

1

1

-

4.7

Добавление изображения

1

-

1

4.8

Компьютерная программа

1

1

-

4.9

Добавление звуковой информации

1

-

1

4.10

Управление собой и другими людьми

1

1

-

4.11

Добавление анимации

1

-

1

4.12

Управление неживыми объектами

1

1

-

4.13

Создание слайд-шоу

1

-

1

4.14

Схема управления

1

1

-

4.15

Создание презентации по заданной теме.

1

-

1

4.16

Управление компьютером

1

1

-

5.

Информационная деятельность человека. Компьютерные сети.

16

8

8

5.1

Поиск информации и поисковые системы  

1

-

1

5.2

Компьютерные сети

1

1

-

5.3

Электронные библиотеки

1

-

1

5.4

Компьютерные вирусы. Антивирусные программы

1

1

-

5.5

Электронные карты.

1

-

1

5.6

Информационная безопасность личности

1

1

-

5.7

Сайты и форумы.

1

-

1

5.8

Списки

1

1

-

5.9

Электронная почта.

1

-

1

5.10

Языки, алфавиты.

1

1

-

5.11

Копирование информации из сети.

1

-

1

5.12

Носители информации

1

1

-

5.13

Веб-квест.

1

-

1

5.14

Повторение, тестирование, игры и эстафеты

1

1

-

5.15

Создание собственного веб-квеста.

1

-

1

5.16

Итоговое занятие

1

1

-

Итого

68

34

34

Содержание курса обучения

Аппаратное и программное обеспечение компьютера 

Теория.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Человек и информация. Правила поведения в компьютерном классе. Действия с информацией. Действия с информацией

Практика.

Запуск на компьютере справочной системы. Создание и сохранение папок и файлов. Копирование, переименование, перемещение и удаление файла (папки).

Технология работы с текстовой информацией (текстовый редактор MS Word)

Теория

Отношения между объектами. Компьютер. Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение.

Практика.

Работа с текстовой информацией на компьютере. Текстовый редактор: ввод данных и работа с документом. Редактирование. Форматирование. Форматирование абзацев. Добавление изображений в тестовый документ. Проект. Технология работы с числовой информацией.

Технология работы с графической информацией (графический редактор Paint)

Теория

Умозаключение. Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов.

Практика.

Основные операции при рисовании: фигура и линия. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом.  Добавление текста к рисункам. Добавление автофигур. Отражение изображений. Создание слайд-шоу. Зашита индивидуального  рисунка.

Создание презентаций MS Power Point 

Теория

Линейный алгоритм. Циклический алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Компьютерная программа. Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером

Практика

Создание слайдов. Оформление слайдов. Добавление текста. Добавление изображения. Добавление звуковой информации. Добавление анимации. Создание слайд-шоу. Создание презентации по заданной теме.

Информационная деятельность человека. Компьютерные сети.

Теория

Компьютерные сети. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Информационная безопасность личности. Списки. Языки, алфавиты. Носители информации. Повторение, тестирование, игры и эстафеты. Итоговое занятие

Практика

Поиск информации и поисковые системы. Электронные библиотеки. Электронные карты. Сайты и форумы. Электронная почта. Копирование информации из сети.  Веб-квест. Создание собственного веб-квеста.

Методическое обеспечение программы.

Основные способы и формы работы с учащимися:

На занятиях используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы (фронтальная беседа, работа за ПК индивидуально и попарно, демонстрация презентации всей группе).

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.

  1. Учебные игры
  2. Словесные методы (рассказ, инструктаж, самостоятельная работа с текстовым описанием)
  3. Наглядные методы (наблюдение за деятельностью учителя илизаповедением компьютерной среды)
  4. Практические методы
  5. Проектный метод

Перечень дидактических материалов.

Для проведения занятий используются презентации и видео-уроки

http://festival.1september.ru/articles/598555/

http://pedsovet.su/load/15-1-0-2117

http://pedsovet.su/load/15-1-0-2117

http://zvonoknaurok.ru/load/didakticheskij_material_k_urokam/nachalnye_klassy/80

http://zvonoknaurok.ru/load/didakticheskij_material_k_urokam/nachalnye_klassy/80

Средства, необходимые для реализации программы

Интерактивная доска (или экран (на штативе или настенный)), мультимедиа проектор, персональный компьютер – рабочее место учителя, персональный компьютер – рабочее место учащегося, принтер лазерный.

Литература для педагога

  1. Н.В. Матвеева,Е.Н. Челак Информатика и ИКТ.- М: Бином. – 2009.
  2. Рабочие тетрадив 2-х частях «Информатика и ИКТ». Н.В. Матвеева,Е.Н. Челак. М.: Бином. – 2009.
  3. Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ» 4 класс. Н.В. Матвеева,Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: Бином, 2010.

Литература для детей

1. Амелицкий Н.Н. Забавная арифметика.-М.: Наука, 1992.

2. Духнякова В.Л., Мылова И.Б. Информатика в младших классах. Л.:Институт усовершенствования учителей, 1992. 3. Синицина Е. Умные слова. Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. — М.: Лист, 1997.

4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.

Популярное пособие для детей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Путешествие в Компьютерию»

Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....

Программы внеурочной деятельности «Волшебный мир компьютера»

(информационно-коммуникативное направление)...

Программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер"

Программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» рассчитана  на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компью...

Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер"

Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер" для учеников  3-4 классов (2 года обучения, 1 час в неделю)....

Авторская программа внеурочной деятельности " Мой друг-компьютер".

Программа внеурочной деятельности ,которая ставит целью  формирование у  младших школьников ИКТ - компетенций на уровне общего пользования и их дальнейшее совершенствование средствами ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой инструмент - компьютер"

Данная программа по информатике рассчитана на 102 часа и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютер-мой друг".

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Компьютер - мой друг" в 4 классе....