Программы внеурочной деятельности «Волшебный мир компьютера»
календарно-тематическое планирование по информатике (4 класс) на тему

Пономарева Оксана Валерьевна

 (информационно-коммуникативное направление)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volsh._mir_komp.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 281 г. Москвы

Утверждено

Педагогический совет

(протокол № ___ от ____________)

Приказ № _____________________

Директор ______ /Е.С. Вологина/

 

 

Программы внеурочной деятельности  «Волшебный мир компьютера»

(информационно-коммуникативное направление)

для обучающихся 4 класса

Автор программы:

Пономарева О. В.

Учитель начальных классов

 

 

2014 – 2015 учебный год

 СОДЕРЖАНИЕ

1.   

Паспорт Программы

3

2.   

Пояснительная записка

4

3.   

Цель и задачи программы

5

4.   

Особенности организации внеурочного занятия

6

5.   

Формы организации работы с детьми

6

6.   

Основные методы обучения

6

7.   

Ожидаемые результаты программы

7

8.   

Ожидаемые эффекты программы

7

9.   

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы

8

10.   

Контроль и оценка планируемых результатов

10

11.   

Содержание Программы

11

12.   

Учебно – тематический план

12

13.   

Календарно - тематический план

13

14.   

Методическое обеспечение Программы

14

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 Полное название программы

  Программа «Волшебный мир компьютера.»

Направление

Информационно-коммуникативное

Автор программы

 Пономарева Оксана Валерьевна

 Цель программы

Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)

Задачи программы

овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией; развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления; освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль; воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Количество часов

 28 часов в год, 1 час в неделю.

Срок реализации

 2014 - 2015 учебный год

Участники реализации программы

Администрация школы, руководитель занятий внеурочной деятельности

Место проведения

 ГБОУ школа № 281 г. Москвы 

Целевая группа

Обучающиеся 4 класса

Условия реализации программы

Компьютерный класс, медиапроектор, видео сопровождение;

компьютеры по количеству детей в группе.

Общее количество участников программы

  8 - 12 обучающихся

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донеси до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.

Программа внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).

Программа рассчитана на 28 часов в 4 классе (занятия с октября, учитывая период адаптации) при 1 часе в неделю.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)

Задачи:

1.  овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

2.  развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;

3.  освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

4.  воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Формы и методы содержания обучения информатике в начальных классах по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 8-10 минут в первом классе, 10-15 минут со второго по четвёртый класс. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 35 минут.

5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ü  Коллективная и индивидуальная работа;

ü  Работа в парах;

ü  Практическая работа за компьютером;

6. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ü  Беседа;

ü  Игра: познавательная, развивающая;

ü  Проектная работа;

ü  Практическая работа;

ü  Наглядный.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

В ходе реализации программы «Компьютерная графика. Первые шаги.» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.

На I уровне воспитанники имеют представление:

- о работе на компьютере;

- о различных видах информации, в т. ч. графической, текстовой, звуковой;

- об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

- об основных моделях коммуникативного поведения.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта работы на компьютере,.

На II уровне воспитанники соблюдают:

- правила работы на компьютере;

- алгоритм построения графического объекта;

- умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;

- владеют коммуникативными моделями поведения.

8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОГРАММЫ

1. Использование полученных знаний и умений в различных видах деятельности.

2. Появление потребности в саморазвитии и реализации своих способностей.

9. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

-  Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-  адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

-  выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

-  Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-  Проговаривать последовательность действий.

-  Учиться высказывать своё предположение (версию).

-  Учиться работать по предложенному учителем плану.

-  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

-  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные УУД:

-  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

-  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД:

-  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-  Слушать и понимать речь других.

-  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

- сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

-  уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;

-  уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;

-  иметь понятие о множестве;

- уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;

-  уметь находить общий признак предмета и группы предметов;

-  уметь конструировать фигуру из её частей;

-  уметь находить истинное и ложное суждение;

-  уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.

12. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

·  Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование)

·  Текущий в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

·  Итоговый контроль в формах

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

- контрольные задания.

·  Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.

13. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Знакомство с компьютером. (2 часов)

Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Программа графический редактор Paint. (3 часов)

Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.

Создание рисунков. (5 часов)

Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Знакомство с компьютером: файлы и папки. (2 часа)

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).

Создание текстов. (8 часов)

Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

Создание печатных публикаций. (5 часов)

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.

Поиск информации. (1 час)

Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

14. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ План

Тема модуля

Количество часов

1

Знакомство с компьютером

2

2

Программа - графический редактор Paint.

3

3

Создание рисунков

7

4

Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)

2

5

Создание текстов

8

6

Создание печатных публикаций

5

7

Поиск информации

1

Итого

28

15. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Тема модуля

Тема занятия

Количество часов

1, 2

Знакомство с компьютером

Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

2

3

Программа - графический редактор Paint.

Знакомство с программой - графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint.

1

4

Использование графических примитивов.

1

5

Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint.

1

6

Создание рисунков

Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур.

1

7

Заливка цветом.

1

8

Вставка графического объекта.

1

9

Создание рисунка на тему «Природа».

1

10, 11

Создание рисунка на тему «Моя семья».

2

12

Создание рисунка по выбору.

1

13, 14

Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).

2

15

Создание текстов

Компьютерное письмо. Текстовые редакторы.

1

16

Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв.

1

17

Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов.

1

18

Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста.

1

19

Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

1

20, 21

Создание печатного текста: поздравление с праздником.

2

22

Вставка картинки в текст.

1

23

Создание печатных публикаций

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка.

1

24, 25

Открытка к празднику.

2

26, 27

Печать текста с вставленным графическим объектом.

2

28

Поиск информации

Способы компьютерного поиска информации: файлов, изображений.

1

16. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.  Примерная программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).

2.  Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.

3.  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» 1и2 класс

Пояснительная запискаПервый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (...

Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики»

Данный курс разработан для учащихся 2 классов с целью: предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с ...

р Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (общекультурное направление)

Формирование  интереса  к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных  ценностей русского народа . Приобщать школьников к  актив...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер"

Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер" для учеников  3-4 классов (2 года обучения, 1 час в неделю)....

Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир компьютера"

      Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир компьютера» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальн...