Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по информатике (4 класс) на тему:
    Программы внеурочной деятельности «Волшебный мир компьютера»

    Пономарева Оксана Валерьевна

     (информационно-коммуникативное направление)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon volsh._mir_komp.doc137.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ школа № 281 г. Москвы

    Утверждено

    Педагогический совет

    (протокол № ___ от ____________)

    Приказ № _____________________

    Директор ______ /Е.С. Вологина/

     

     

    Программы внеурочной деятельности  «Волшебный мир компьютера»

    (информационно-коммуникативное направление)

    для обучающихся 4 класса

    Автор программы:

    Пономарева О. В.

    Учитель начальных классов

     

     

    2014 – 2015 учебный год

     СОДЕРЖАНИЕ

    1.   

    Паспорт Программы

    3

    2.   

    Пояснительная записка

    4

    3.   

    Цель и задачи программы

    5

    4.   

    Особенности организации внеурочного занятия

    6

    5.   

    Формы организации работы с детьми

    6

    6.   

    Основные методы обучения

    6

    7.   

    Ожидаемые результаты программы

    7

    8.   

    Ожидаемые эффекты программы

    7

    9.   

    Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы

    8

    10.   

    Контроль и оценка планируемых результатов

    10

    11.   

    Содержание Программы

    11

    12.   

    Учебно – тематический план

    12

    13.   

    Календарно - тематический план

    13

    14.   

    Методическое обеспечение Программы

    14

    1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

     Полное название программы

      Программа «Волшебный мир компьютера.»

    Направление

    Информационно-коммуникативное

    Автор программы

     Пономарева Оксана Валерьевна

     Цель программы

    Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)

    Задачи программы

    овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией; развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления; освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль; воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

    Количество часов

     28 часов в год, 1 час в неделю.

    Срок реализации

     2014 - 2015 учебный год

    Участники реализации программы

    Администрация школы, руководитель занятий внеурочной деятельности

    Место проведения

     ГБОУ школа № 281 г. Москвы 

    Целевая группа

    Обучающиеся 4 класса

    Условия реализации программы

    Компьютерный класс, медиапроектор, видео сопровождение;

    компьютеры по количеству детей в группе.

    Общее количество участников программы

      8 - 12 обучающихся

    2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донеси до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.

    Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

    Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.

    Программа внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).

    Программа рассчитана на 28 часов в 4 классе (занятия с октября, учитывая период адаптации) при 1 часе в неделю.

    3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Цель: Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)

    Задачи:

    1.  овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

    2.  развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;

    3.  освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

    4.  воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

    4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

    Формы и методы содержания обучения информатике в начальных классах по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 8-10 минут в первом классе, 10-15 минут со второго по четвёртый класс. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 35 минут.

    5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

    ü  Коллективная и индивидуальная работа;

    ü  Работа в парах;

    ü  Практическая работа за компьютером;

    6. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    ü  Беседа;

    ü  Игра: познавательная, развивающая;

    ü  Проектная работа;

    ü  Практическая работа;

    ü  Наглядный.

    7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

    В ходе реализации программы «Компьютерная графика. Первые шаги.» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:

    Первый уровень результатов — приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.

    На I уровне воспитанники имеют представление:

    - о работе на компьютере;

    - о различных видах информации, в т. ч. графической, текстовой, звуковой;

    - об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

    - об основных моделях коммуникативного поведения.

    Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта работы на компьютере,.

    На II уровне воспитанники соблюдают:

    - правила работы на компьютере;

    - алгоритм построения графического объекта;

    - умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;

    - владеют коммуникативными моделями поведения.

    8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОГРАММЫ

    1. Использование полученных знаний и умений в различных видах деятельности.

    2. Появление потребности в саморазвитии и реализации своих способностей.

    9. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

    Личностных результатов:

    -  Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    -  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    -  адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

    -  выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

    Метапредметных результататов :

    Регулятивные УУД:

    -  Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    -  Проговаривать последовательность действий.

    -  Учиться высказывать своё предположение (версию).

    -  Учиться работать по предложенному учителем плану.

    -  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    -  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    -  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Познавательные УУД:

    -  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    -  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

    -  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.

    Коммуникативные УУД:

    -  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    -  Слушать и понимать речь других.

    -  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    -  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметных результатов:

    - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

    -выделять существенные признаки предметов;

    -сравнивать между собой предметы, явления;

    -обобщать, делать несложные выводы;

    -классифицировать явления, предметы;

    - выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

    - сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения

    -давать определения тем или иным понятиям;

    -выявлять закономерности и проводить аналогии.

    -  уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;

    -  уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;

    -  иметь понятие о множестве;

    - уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;

    -  уметь находить общий признак предмета и группы предметов;

    -  уметь конструировать фигуру из её частей;

    -  уметь находить истинное и ложное суждение;

    -  уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.

    12. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

    Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

    ·  Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование)

    ·  Текущий в форме наблюдения:

    - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

    - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

    ·  Итоговый контроль в формах

    -практические работы;

    -творческие работы обучающихся;

    - контрольные задания.

    ·  Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

    Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио

    Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

    – степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

    – поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

    – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.

    13. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Знакомство с компьютером. (2 часов)

    Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

    Программа графический редактор Paint. (3 часов)

    Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.

    Создание рисунков. (5 часов)

    Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

    Знакомство с компьютером: файлы и папки. (2 часа)

    Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).

    Создание текстов. (8 часов)

    Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

    Создание печатных публикаций. (5 часов)

    Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.

    Поиск информации. (1 час)

    Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

    14. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ План

    Тема модуля

    Количество часов

    1

    Знакомство с компьютером

    2

    2

    Программа - графический редактор Paint.

    3

    3

    Создание рисунков

    7

    4

    Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)

    2

    5

    Создание текстов

    8

    6

    Создание печатных публикаций

    5

    7

    Поиск информации

    1

    Итого

    28

    15. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № занятия

    Тема модуля

    Тема занятия

    Количество часов

    1, 2

    Знакомство с компьютером

    Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

    2

    3

    Программа - графический редактор Paint.

    Знакомство с программой - графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint.

    1

    4

    Использование графических примитивов.

    1

    5

    Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint.

    1

    6

    Создание рисунков

    Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур.

    1

    7

    Заливка цветом.

    1

    8

    Вставка графического объекта.

    1

    9

    Создание рисунка на тему «Природа».

    1

    10, 11

    Создание рисунка на тему «Моя семья».

    2

    12

    Создание рисунка по выбору.

    1

    13, 14

    Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)

    Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).

    2

    15

    Создание текстов

    Компьютерное письмо. Текстовые редакторы.

    1

    16

    Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв.

    1

    17

    Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов.

    1

    18

    Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста.

    1

    19

    Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

    1

    20, 21

    Создание печатного текста: поздравление с праздником.

    2

    22

    Вставка картинки в текст.

    1

    23

    Создание печатных публикаций

    Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка.

    1

    24, 25

    Открытка к празднику.

    2

    26, 27

    Печать текста с вставленным графическим объектом.

    2

    28

    Поиск информации

    Способы компьютерного поиска информации: файлов, изображений.

    1

    16. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    1.  Примерная программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).

    2.  Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.

    3.  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

    Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

    Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы ос...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг» 2 класс «Б» II отделение

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Волшебный мир книг»2 класс «Б» II отделение...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг» 2 класс «Б» II отделение

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Волшебный мир книг»2 класс «Б» II отделение...

    Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер"

    Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер" для учеников  3-4 классов (2 года обучения, 1 час в неделю)....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир книги" 3 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир книги"  3 класс содержит пояснительную записку и КТП...