Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики»
рабочая программа (2 класс) по теме

Шишкина Татьяна Валентиновна

Данный курс разработан для учащихся 2 классов с целью: предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Курс рассчитан на 34 часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnye_palchiki.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа  №120»

        

Программа внеурочной деятельности

«Волшебные пальчики»

(автор Елена Рахманова)

Адаптированная

Составитель программы: Шишкина Татьяна Валентиновна,

Учитель начальных классов

г.Пермь,2012 г.


Пояснительная записка

       Данный курс разработан для учащихся 2 классов с целью: предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Курс рассчитан на 34 часа.  

К сожалению, не всегда учение – праздник. Как утомительно, однообразно и скучно детям писать палочки, кружочки и другие элементы букв. А ведь разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, – моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать.                                Существует тесная связь между психологическим развитием ребенка и состоянием моторики, а именно: недостатки двигательной сферы могут оказывать неблагоприятное воздействие на общее развитие ребенка, овладение им учебной программой. Совершенно очевидно, что у младших школьников нужно регулярно развивать тонкую моторику пальцев и кистей рук. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

     Разработанные нами графические диктанты различные по сложности, развивают мелкие мышцы руки, слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию, они собраны в единую систему и представляют определенные тематические группы: домашние  животные, дикие животные ,птицы, рыбы, транспорт, растения; каждому диктанту соответствует специально подобранная загадка.

     Эти диктанты можно проводить фронтально или индивидуально (на уроке русского языка тренировка мелких мышц, возможности словарной работы; природоведения знакомство с окружающим миром; математики для вычисления площади фигур) или на развивающем занятии в школе или детском саду, отнимают они 2–З минуты (но польза от их выполнения большая!), при их проведении формируются умения детей действовать по правилу, организованно, самостоятельно, а развитие мелких мышц руки (двигательной сферы) оказывает благоприятное влияние на общее развитие ребенка.

             Дети с интересом занимаются подобным видом диктанта. Когда рука ребенка немного окрепнет, то графические рисунки в их исполнении становятся точнее, ровнее и аккуратнее. Тогда это приносит детям большое удовлетворение.

       В настоящее время существует немалое количество методик, которые ставят своей целью развитие мелкой моторики руки. Но практически все они имеют давнюю историю. Методика “Графический диктант” была предложена в свое время Д.Б. Элькониным, но мало кто помнит, что прообраз этих диктантов был введен К.Д. Ушинским. В “Азбуке” Ушинского сначала помещались рисунки для изображения их детьми (переноса) на квадратной клетке. Все это делалось с целью подготовки глазомера ребенка и развития мелкой моторики руки.

     В чем же особенности методики “Графический диктант”? Данная методика позволяет определить умение ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно распознавать понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”, “диагональ”, правильно работать в тетради, сколько клеточек (строчек) отступить сверху, справа и т.д. В конечном итоге не только учит четко ориентироваться на пространстве бумаги, но и развивает мелкую моторику руки. Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Особенность методики: изображение фигур под диктовку.

Назначение методики:

  1. совершенствовать системы: глаз – рука, ухо – рука;
  2. формировать графические навыки;
  3. развивать способности слухового и зрительного анализа;
  4. поддерживать необходимый темп деятельности;
  5. развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

Организация выполнения.

     Работа выполняется фронтально (можно малой группой или индивидуально) в специальной тетради в клетку или на листочке. Построение фигуры учащимися идет под диктовку. Во время диктовки соблюдается длительная пауза между шагами” задания, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх). Перед выполнением необходимо уточнить направление “влево” и “вправо” (не путают ли их дети) и точку начала работы, подобрать карандаш для письма. 

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика 

Работа со скороговорками и чистоговорками может проводиться разными способами:

1. Ребенок может взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, говорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

 2. Ребенок проговаривает скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Можно проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делать вместе с детьми, чтобы ребёнок видел и повторял движения за учителем.

  Цели и задачи:

  1. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
  2. Развивать  усидчивость, слуховое внимание, произвольное внимание
  3. Развивать мелкую моторику руки, координацию движений.
  4. Формировать графические навыки.
  5. Развивать способности слухового и зрительного анализа.

Ожидаемые результаты

Ученик научится: слушать и понимать речь других, проговаривать последовательность действий, действовать по алгоритму  и по памяти, включаться в творческую и групповую работу. Договариваться и приходить к общему мнению с товарищами.

Ученик получит возможность научиться:

Работать в группе, оценивать правильность выполнения работы, формулировать свою позицию в устной речи, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Примерное тематическое планирование 2 класс (34часа, 1час в неделю)

Раздел

Кол-во

часов

Тема

Кол-во

часов

Примечания

 Вводное занятие.

1

Что такое графический диктант. Что необходимо для занятий.

1

Рисуем птиц.

6

1

Графический диктант «Курица»

1

Графический диктант «Петух».

1

Графический диктант «Цыпленок».

1

Графический диктант «Пеликан»

1

Графический диктант «Журавль»

1

Графический диктант «Гусь»

1

Рисуем домашних животных.

6

Графический диктант «Кот»

1

Графический диктант «Собака»

1

Графический диктант «Лошадь»

1

Графический диктант «Баран»

1

Графический диктант «Осёл»

1

Графический диктант «Козёл»

1

Рисуем диких животных.

10

Графический диктант «Кенгуру»

1

Графический диктант «Жираф»

1

Графический диктант «Носорог»

1

Графический диктант «Верблюд»

1

Графический диктант «Ящерица»

1

Графический диктант «Олень»

1

Графический диктант «Слон»

1

Графический диктант «Заяц»

1

Графический диктант «Рак»

1

Графический диктант «Рыба»

1

Рисуем транспорт.

3

Графический диктант «Парусная яхта»

1

Графический диктант «Самолёт»

1

Графический диктант «Ракета»

1

Рисуем растения.

3

Графический диктант «Весенний цветок»

1

Графический диктант «Ёлка»

1

Графический диктант «Дерево»

1

Рисуем предметы.

2

Графический диктант «Робот-1»

1

Графический диктант «Робот-2»

1

Рисуем людей

2

Графический диктант «Девочка»

1

Графический диктант Мальчик»

1

Итоговое занятие

1

«Чему мы научились за год».

1

ИТОГО

34