Основы здорового питания
материал (3 класс) на тему

Макарова Ирина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_zdorovogo_pitaniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не для того чтобы есть». Питание – одна из основных потребностей организма человека. Сознательное отношение к питанию помогает человеку избежать многих заболеваний. Питание детей имеет свои особенности. Детям, которые находятся в состоянии непрерывного роста и развития, питание нужно не только для жизнедеятельности, но и для процессов роста и развития всего организма. Поэтому они особенно нуждаются в полноценном и рациональном питании, которое укрепляет здоровье, способствует правильному физическому и умственному развитию, повышает выносливость, трудоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Неполноценное питание замедляет рост, ослабляет организм, снижает его устойчивость к вредным влияниям окружающей среды и заболеваниям.

Подавляющее большинство детей и подростков имеют нарушения в состоянии здоровья. Как правило, по двум-пяти системам органов (нервная, зубочелюстная, пищеварительная, опорно-двигательный аппарат). На фоне засилия вредных привычек - табакокурения, наркомании, алкоголизма (в т.ч. широко пропагандируемого пивного), роста тяжелых инфекционных заболеваний (таких, как гепатиты, болезней, передающихся половым путем), снижение охвата числа школьников горячим питанием и замена его суррогатом (чупа-чупс, чипсы, пепси-кола), приводит к увеличению хронически больных детей и детей-инвалидов.

Так, за период с 2007 по 2012 годы болезни органов пищеварения у детей до 14 лет выросли на 25 процентов, у подростков 15-18 лет - на 54 процента, болезни костно-мышечной системы у детей - на 50,5, у подростков - на 39,4 процента. Из-за погрешностей в питании и образе жизни особенно страдают подростки, заболеваемость которых ежегодно растет практически по всем показателям.

Это по-прежнему остается одной из самых острых тем, предметом серьезной озабоченности врачей-гигиенистов, педиатров, педагогов, родителей. Ведь именно оно обеспечивает жизненно важные функции детского и подросткового организма, к которым относятся рост, физическое и умственное развитие, иммунитет, обновление тканей.

Пища - источник энергии растущего человека, она необходима для всех внутренних и внешних процессов, происходящих в его организме. Именно поэтому так важно выполнение основных законов рационального питания.

Почему же так плохи дела с питанием? Только ли финансовыми трудностями вызвано подобное положение дел? Конечно, нет. Нужна большая организационная и разъяснительная работа с детьми.

Школы представляют собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школах существуют более эффективные возможности, чем где-либо еще, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, с частым посещением ресторанов фаст-фуд, злоупотреблением чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей. Полноценное питание должно:1) содержать все необходимые для организма вещества в достаточных количествах и в определенных соотношениях; 2) быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения; 3) должна быть доброкачественным; 4)  быть достаточным по объему и по калорийности.

Как заинтересовать детей вопросами правильного питания? Как научить ребят любить каши, кисели, соки, овощи? Как ближайших "родственников" хлеба – пирожное, торт, пирог – подают на стол? Как приготовить различные полезные и вкусные напитки?

Чтобы помочь детям ответить на все эти вопросы и необходим курс «Основы здорового питания».

Для обучения школьников принципам рационального питания, необходимо тесное взаимодействие управления системы образования, администрации школы, педагогического коллектива, службы здравоохранения и родителей. Только в этом случае программа может быть эффективна.

Основной задачей при обучении младших школьников рациональному питанию является формирование у них правильных пищевых привычек. У младших школьников помимо этого важным является просвещение школьников относительно того, как те или иные продукты питания могут оказать влияние на здоровье человека.

Цель и актуальность данного курса мы видим в пояснительной записке к программе курса «Основы здорового питания». для учащихся начальных классов, авторами которой являются Кормилицына М.М. и Ловкова Т.А.

Одна из главных задач, решаемых в образовательных учреждениях, — это обеспечение конституционного права каждого ребёнка на охрану его жизни и здоровья.

Питание играет огромную роль в жизни человека. Исключительное значение питание имеет в период наиболее интенсивных процессов роста и развития всех систем организма детей.

Обучение в школе связано с большими умственными и физическими нагрузками. Для сохранения здоровья и работоспособности школьников в этих условиях необходимо, чтобы получаемая ежедневно пища полностью возмещала то количество энергии, которое учащийся затрачивает в течение суток. Чрезвычайно важно, чтобы школьное питание дополняло, а в некоторой мере и восполняло не всегда качественное питание дома.

Важнейшим фактором здоровья является соблюдение принципов рационального питания. Нерациональное питание негативно сказывается на здоровье и физическом развитии школьника, ведет к нарушению процессов обмена веществ, снижению иммунитета, способствует развитию заболеваний желудочно - кишечного тракта и всего организма. При изучении данного курса учащиеся узнают о здоровом, рациональном питании как основе сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Школьник должен понимать, что такое здоровое питание, что надо есть, как надо есть, зачем надо есть, каковы особенности современного питания.

Актуальность введения данной программы усиливается статистическими данными по увеличению заболеваемости детей болезнями желудочно - кишечного тракта, аллергическими заболеваниями, а так же йоддефицитным состоянием.

Программа направлена на воспитание у младших школьников культуры питания. С этой целью  в учебно-воспитательном процессе необходимо решить следующие задачи:

  1. Cформировать у младших школьников представление о здоровом питании.
  2. Дать основные понятия «правильного» питания школьников.
  3. Сформировать гигиенические  навыки, связанные с приёмом пищи.
  4. Обучить практическим  навыкам приобретения продуктов питания в условиях современной торговой сети.

Программа  курса ориентирована на детей 3-4 классов (младших школьников).

Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из "краеугольных камней", на котором базируется здоровье человека. Программа включает в себя 6 тем, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста.

Предложенный мной конспект, представляет собой первое занятие по теме «Продукты питания, витамины, минералы». Дети получают представление о наиболее распространенных продуктах – источниках витаминов, узнают о том, какие продукты могут использоваться в качестве кладовой витаминов зимой и осенью. Сами занятия строятся в виде инсценировок. В качестве примера привожу конспект занятия.

Тема занятия: «Поставщики витаминов - овощи»

Цель. Познакомить детей с понятием «витамины», показать разнообразие витаминов, их роль для развития и роста детей. Объяснить какие овощи,  какие витамины содержат. Рассказать о правильности приготовления овощей с наименьшей потерей полезных веществ.

Воспитывать культуру поведения во время приготовления и приема пищи.

Воспитывать элементарные потребительские навыки.

Оборудование. Стенд «», выставка блюд из овощей, костюмы для инсценировки, раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 - На прошлом занятии я вас попросила дома подобрать загадки про овощи. Сейчас послушаем их и попробуем отгадать.

(Дети зачитывают загадки и отгадывают.)

 - Вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на занятии.

Овощи  - это не только вкусная и полезная еда, но еще и кладезь витаминов.

Что же такое витамины?

Витамины – это биологически активные вещества необходимые для жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаток витаминов вызывает серьезные заболевания. Витамины поступают в организм с пищей.

 Послушайте стихотворение «Спор овощей».

 - Дети инсценируют стихотворение «Овощи».

Автор. Вот овощи спор завели.

Выходят дети в костюмах овощей.

Перец.

Кто из вас, из овощей,

И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Горох.

Я такой хорошенький

Зелененький мальчишка,

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Свекла.

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай –

Лучше свеклы нету.

Капуста.

Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Редиска.

Я румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Огурец.

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Вам понравится, конечно!

Морковь.

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины!

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Помидор.

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный,

Уж конечно, сок томатный.

Лук.

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг –

Я простой зеленый лук!

Картошка.

Я, картошка, так скромна –

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна –

И большим, и малым!

Баклажан.

Баклажанная икра

Так полезна, так вкусна!

Автор. Спор давно кончать пора!

Овощи. Спорить бесполезно.

Раздается стук в дверь.

Овощи. Кто-то стучится.

Входит ученик в костюме доктора.

Репа.

Кто из нас, из овощей,

Всех важней и всех вкусней?

Кто от всех болезней

Будет всем полезней?

  - О чем говорится в стихотворении?

( Об овощах.)

Как бы вы ответили на вопрос, заданный овощами?

Дети отвечают.

– А теперь послушайте, как на этот вопрос ответил доктор.

Доктор.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключенья,

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее!

 - Для удобства витамины обозначают буквами латинского алфавита: A, D, C, D и т.д.

Витамин А – это витамин роста. Он помогает нам сохранить зрение. Его можно найти в молоке, моркови, зеленом луке.

– Витамин C борется с болезнями. Он есть в чесноке, капусте, луке и многих других овощах, фруктах.

  1. Витамин D укрепляет кости, сохраняет зубы. Он есть в твороге, молоке, рыбе. Витамин D мы получаем, загорая на солнце.

Рассмотрим таблицы и зачитаем из каких овощей мы еще можем получить необходимые витамины.  (Работа с раздаточным материалом).

 - Сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности ее хранения.

 - Давайте послушаем советы повара (ребенок в костюме повара). Наименее устойчивы витамины групп А и В. Установлено, что витамин А при варке пищи быстро разрушается. В вареной моркови его вдвое меньше, чем в сырой. Разрушение происходит и при сушке. Витамин С легко разрушается при нагревании и соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой посуде. Овощные блюда есть сразу же после их приготовления.

 - Как правильно едят овощи, расскажет нам распорядитель стола.

(Ребенок говорит и показывает).

В зависимости от того, что лучше получается, овощи можно либо делить на части вилкой, либо резать ножом. Давить же вилкой до пюреобразного состояния не следует. Мы всегда держим вилку выпуклостью вниз, то можно мелкие овощи, например горошек, сгребать ножом в углубление вилки и затем аккуратно подносить ко рту.

  1. Подведем итог. Что нового вы узнали на занятии?
  2. В заключении зачитаю еще несколько интересных фактов про овощи.

Посадил дед репку.

В давние времена репу сеяли изо рта. Дело в том, что у нее очень мелкие семена: в 1 кг их больше миллиона, и вручную их невозможно было посадить. Однако плевать семена изо рта было делом непростым, поэтому, лучшие «плевальщики» очень ценились и почитались в народе.

Сладкая картошечка.

Картофель появился в Европе в середине 17 века, как декоративное растение. Рассказывают, что некий адмирал привез это растение в Англию и, когда его вырастил, угостил друзей его стеблями и листьями, поджаренными в масле. Гости долго плевались. Одно время в России при дворе это блюдо подавалось в качестве десерта. Перед употреблением его варили и густо посыпали сахаром.

Замуровали, демоны!

Горошек был первым овощем, закрытым в консервную банку.

Освежит и заразит!

Это огурец. В начале 15 века в Англии он был большой редкостью, а врачи соревновались в поисках отрицательных его качеств. Одни считали его просто ядовитым, другие – охлаждающим и вызывающим простуду.

Борщ из ананаса.

До сих пор непонятно овощем или фруктом считать ананас. Во времена Екатерины вельможи – гурманы широко использовали его в застольях, хотя и  непривычным для нас образом. Так, графу Александру Строганову подавали это в уксусе, а у графа Завадского – это шинковали, как капусту, хранили в кадках и варили из этого борщ и щи.

Хрен.

Одним из самых интересных овощей является арктический хрен. Его можно встретить в далекой Гренландии. Он цветет даже тогда, когда наступают сильные морозы.

Вывод.

В результате прослушанного курса учащиеся стали проявлять активный осознанный интерес к продуктам питания, приносить свои знания в семью. Во время приема пищи дети общаются на тему полезности того или иного блюда, правильности его приготовления, хранения, употребления. Дети 3 класса при наблюдении выделяются этикой поведения за столом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок к курсу "Основы здорового питания" по теме "Современные кондитерские изделия"

Целью данного занятия является знакомство учащихся с кондитерскими изделиями, которые следует избегать при употреблении, с такими понятиями, как «красители» и «консерванты»; развитие знаний о воздейст...

Программа "Основы здорового питания" (4 класс)

Программа дополнительного образования...

Тесты по программе « Основы здорового питания» ( 3 – 4 классы)

В пособии представлены тесты по программе Ловковой Т.А. « Основы здорового питания».  Пособие рекомендовано учителям начальных классов, школьникам и их родителям....

Конспект занятия "Фрукты - солнечные плоды" в рамках кружка "Основы здорового питания".

Мероприятие проводится на кружке "Основы здорового питания" в рамках внеурочной деятельности в 3 классе.Тема «Фрукты – солнечные плоды». Основное содержание: местные и привозные фрукты, сухофрукты....

Программа "Основы здорового питания" 3 - 4 классы

Программа "Основы здорового питания для 3- 4 классов...