Урок к курсу "Основы здорового питания" по теме "Современные кондитерские изделия"
методическая разработка по технологии (4 класс) по теме

Макарова Светлана Витальевна

Целью данного занятия является знакомство учащихся с кондитерскими изделиями, которые следует избегать при употреблении, с такими понятиями, как «красители» и «консерванты»; развитие знаний о воздействии вредных продуктов питания на организм человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по курсу «Основы здорового питания» 4 класс

учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 Макарова Светлана Витальевна

Тема: «Отдельные современные кондитерские изделия, содержащие красители и консерванты».

Цели:  знакомство  учащихся с кондитерскими изделиями, которые                         следует избегать при употреблении, с такими понятиями, как «красители» и «консерванты»;                                                                                            развитие знаний о воздействии вредных продуктов питания на  организм человека;                                                                                                           создание  условий для формирования правильного отношения к своему   здоровью через понятие  здорового питания.

                                           Ход занятия:

1.Организационный момент.                                                                                   

  «Здоровье - не всё!   Но всё без здоровья – ничто!                  /Сократ/      

                   Здоровый образ жизни – это то, что доступно каждому.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы больше завозим продуктов питания, чем экспортируем и в этом парадокс гигантской страны. Приходя в магазин, мы постоянно сталкиваемся с различными импортными продуктами, в состав которых входят пищевые добавки: консерванты, красители, ароматизаторы. Эти добавки не нужны ни для повышения полезности и питательности продуктов, ни для улучшения здоровья. Они используются для усиления вкуса, улучшения питательной ценности, замедления порчи, удлинения срока хранения, упрощения приготовления и делают продукты более доступными. Исследования показали, что целый ряд таких веществ, при постоянном употреблении, в зависимости от индивидуального влияния, представляет серьезную угрозу здоровью. Большая часть искусственных красителей и ароматизаторов получена из синтетических химических веществ. Предполагается, что многие из этих продуктов токсичны для организма человека, и неизвестно, как они могут отразиться на здоровье в будущем. Они используются благодаря своей дешевизне по сравнению с настоящими, натуральными ингредиентами. Только за последние 30 лет потребление искусственных красителей возросло в 10 раз…

Поскольку все эти пищевые добавки в виде консервантов, красителей и ароматизаторов перечислены на упаковке, вы, при желании, без особых проблем можете избежать их употребления в пищу.

В каких же продуктах мы можем обнаружить красители и консерванты?

ЗАГАДКИ

Разные ношу одежды,                                                                                                                                         Но внутри я, как и прежде                                                                                                                  Карамельна, шоколадна,                                                                                                                           И сгущённа, мармеладна.                                                                                                                                              И с изюмом, и с орешком,                                                                                                                  Вместе с кремом, вперемешку...                                                                                                             Во всём мире знают дети,                                                                                                                              Нет вкусней меня на свете!                                                                                                     Разверните, посмотрите,                                                                                                                                 И сразу в рот меня кладите.                                                                                                                          Тут уж точно нет секрета.                                                                                                                                  Как зовут меня? (конфета)

Кулинар Егорка лакомую горку                                                                                                                  нам испек на день рождения -                                                                                                       Налетайте без стесненья!   (торт)

Очень любят дети холодок в пакете.                                                                                                    Холодок, холодок, дай лизнуть тебя разок! ( мороженое )

Сегодня мы остановимся на кондитерских изделиях…

3. Подготовка к активному усвоению новых знаний.                            Рассказ о кондитерских изделиях с демонстрацией слайдов.

Кондитерские изделия делятся на сахаристые  (карамель, конфеты, шоколад, мармелад, пастила, восточные сладости) и мучные  печенье, пряники, торты, пирожные, кексы).

     Виды конфет:
     • Твердая конфета
     • Сливочная помадка.
     • Ирис
     • Леденец
     • Шоколадные конфеты
     • Конфеты желатиновые

Не все кондитерские изделия предполагают конфеты.                                                        «Неконфетные» кондитерские изделия включают:

• Зефир                                                                                                                                •  Мороженое                                                                                                                  • Выпечка                                                                                                                                 • Жевательная резинка                                                                                                                                  • Мороженое
• Халва                                                                                                                                                                    • Драже                                                                                                                              
           

Игра «Что разрушает наше здоровье, что укрепляет?»

- Рыба, чипсы, лимонад, кефир, геркулес, масло, морковь, лук, торт, фанта, жирное мясо, подсолнечное масло, сало, шоколадные конфеты, капуста, яблоко

4.Знакомство с понятиями «красители» и « консерванты». Демонстрацией слайдов.

Все пищевые добавки в продуктах питания обозначаются индексом                Е   с трех- или четырехзначным номером. Список разрешенных пищевых добавок для производства пищевых продуктов постоянно пересматривается и обновляется в связи с получением новых научных данных об их свойствах.

 Мы нередко покупаем не то, что  нужно нам, а то, что нравится всем; зачастую мы едим не то, что полезно для нашего здоровья, а то, что  разрекламировано. Даже если продукт отвечает международным стандартам, он может содержать вредные и сомнительные вещества. И никаких правил производитель при этом не нарушает: ведь он честно предупреждает покупателя о составе. Другое дело, что мало кто способен запомнить, какие компоненты нежелательно принимать в пищу.

Как выбирать продукты? Как выбрать качественный товар?  

Красители (Е-100 – Е-199)

Натуральные пищевые красители

Натуральные (природные) пищевые красители – это красящие вещества, выделенные из растительных и животных источников.

Сырьём для натуральных пищевых красителей могут быть ягоды, цветы, листья, корнеплоды.

Эти вещества не представляют опасности для здоровья, а часто даже полезны для человека, но своим присутствием они снижают интенсивность окрашивания готового продукта.

При производстве препаратов натуральных пищевых красителей от побочных веществ, в той или иной степени, избавляются.

Синтетические пищевые красители

Синтетические пищевые красители – это органические соединения, не встречающиеся в природе, то есть, искусственные.

Почти все они используются в мировой пищевой промышленности уже десятки лет.   Е100 – безвредны, природного происхождения                                                                    E102 – вызывает приступы астмы, запрещён в ряде стран                                                  Е103 –вызывает кожные реакции (дерматиты, экзему)                                                        Е104 – жёлтый, дает симптомы острого пищевого отравления (тошноту, рвоту, понос).

Oфициально запрещены только пять добавок

Е-121  –  (цитрусовый красный краситель, которым любят обрабатывать корки апельсинов); запрещен в России и большинстве стран мира!                                                  Е-123  – специфический краситель,                                                                                            Е-240  -  очень ядовитое вещество – то самое, в котором «спиртуют» лягушек и прочие органические вещи;                                                                                                                         Е-924а и Е-924b – раньше их использовали для улучшения муки.

Запрещенные - Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.

Опасные - Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.

Подозрительные - Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.

Ракообразующие - Е131, Е210-217, Е240, Е330.

Вызывающие расстройство кишечника - Е221-226.

Вредные для кожи - Е230-232, Е239.

Вызывающие нарушение давления - Е250, Е251.

Провоцирующие появление сыпи - Е311, Е312.

Повышающие холестерин - Е320, Е321.

Вызывающие расстройство желудка - Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

E 123, 102, 110 – последняя часто используется в карамелях, фруктовых сиропах, в шоколадных батончиках, в рыбных палочках, в готовых соусах, в каких-то мягких сырах и в пудингах.                                                                    4.Оздоровительная минутка   «Вершки и корешки».

Если мы едим подземные части растения, то присесть, а если – наземные, то встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

-Картофель, фасоль, лук, морковь, помидор, репа, тыква, огурец, арахис, виноград.

5.Практическая работа по изучению состава продуктов.                    

Давайте изучим этикетки различных  продуктов.

Задание определить состав  и выяснить наличие вредных, опасных и сомнительных ингредиентов в составе каждого продукта                                                                                                                          Работа в группах под девизом: «Читайте - здоровее будете».

6. Подведение итогов работы каждой группы.

7. Итог урока.

Вам друзья, хочу я дать

Несколько советов:

Лучше не переедать

Ни зимой, ни летом.

Даже если целый стол

Весь завален сладким;

Если в гости ты пришел

И живот в порядке.

Ты подумай о желудке

И его не нагружай –

Он трудится будет сутки…

И тебе его не жаль?

Дам я вам еще совет

Сухомятке скажем: “Нет!!!”

Если есть захочешь вдруг –

Яблоко – твой верный друг.

И другой совет дадим:

Соблюдать в еде режим

Завтрак, как обед и ужин

Человеку очень нужен.

И в процессе подрастанья

Эти правила питанья

Нужно помнить, соблюдать,

Чтоб здоровым взрослым стать.


8. Рефлексия

   Закончите предложения:

- Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня…

- Самым интересным на занятии для меня было…

- Я научилась…

- Теперь бы я хотела еще узнать…

- Мне понравилось…

- Мне не понравилось…

- Я считаю полезным…

- Я хотела бы Вам сказать…

- Я была бы рада, если бы…

- Я буду вспоминать о…

- Сегодня,  придя   домой, я…

9. Домашнее задание: сделать памятку «Как правильно питаться» в виде рисунков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

знакомство учащихся с кондитерскими изделиями, которые следует избегать при употреблении, с такими понятиями, как «красители» и «консерванты»; развитие знаний о воздействии вредных продуктов питания на организм человека; создание условий для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.

Слайд 5

карамель, конфеты, шоколад, мармелад, пастила, восточные сладости сахаристые

Слайд 6

пряники, торты, пирожные, кексы мучные

Слайд 7

Не все кондитерские изделия предполагают конфеты. «Неконфетные» кондитерские изделия включают: зефир мороженое жевательная резинка халва драже

Слайд 8

Пищевые добавки красители и консерванты Е

Слайд 9

сырьём для натуральных пищевых красителей могут быть ягоды, цветы, листья, корнеплоды это органические соединения, не встречающиеся в природе, то есть, искусственные Синтетические пищевые красители Натуральные пищевые красители

Слайд 10

Oфициально запрещены только 5 добавок Е-121 – (цитрусовый красный краситель, которым любят обрабатывать корки апельсинов); запрещен в России и большинстве стран мира! Е-123 – специфический краситель. Е-240 - очень ядовитое вещество – то самое, в котором «спиртуют» лягушек и прочие органические вещи. Е-924а и Е-924b – раньше их использовали для улучшения муки.

Слайд 11

Запрещенные - Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152. Опасные - Е102, Е110, Е120, Е124, Е127. Подозрительные - Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.

Слайд 12

Практическая работа по изучению состава продуктов Давайте изучим этикетки различных продуктов. Работа в группах под девизом: «Читайте - здоровее будете». Задание: определить состав и выяснить наличие вредных, опасных и сомнительных ингредиентов в составе каждого продукта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии в 4 классе. Создание изделия "Ракета-носитель"

Урок по технологии. К уроку прилагается презентация. Цели: закрепить основные знания о ракетостроении (конструкции, история создания ракеты);расширить представление о назначении ракеты-носит...

Открытый урок технологии. Тема: Техника лепки в декоративных изделиях. Стилизация. Композиция. (Декоративная ваза)

           Цели: познакомить  с  техникой  лепки  в  различных  декоративно- художественных  изделиях;  дать  понятие...

Презентация "История возникновения кондитерских изделий"

В данной презентации кратко рассказывается о возникновении кондитерских изделий...

"Кондитерские изделия. Лепка из пластилина»

Презентация составлена для помпощи учителю по теме "Кондитерские изделия. Лепка из пластилина»  для учащихся 1 класса....

Экскурсия на производство хлебопекарных и кондитерских изделий ООО" Немесида"

17.05.2023 г. обучающиеся 1-4 классов со своими педагогами Петровой Ю.А., Озеровой З.А., Цитренко Е.П., Румянцевой Н.Н. посетили с экскурсией хлебопекарню «Немесида» г. Наро-Фоминск. ...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: «Дед мороз»

Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....