Урок на тему "Сердце матери" по курсу "Основы религиозных культур и светской этики".
план-конспект урока (4 класс) на тему

Ларионова Татьяна Николаевна

Урок по теме "Сердце матери" разработан по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Урок составвлен по учебнику М.Т. Студеникина "Основы светской этики". Материал урока можно использовать на уроке литературного чтения или классном часе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_serdce_materi.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по  курсу ОРКиСЭ  «Сердце матери».

Цели:

- создать условия для осознания роли матери в семье и в своей жизни;

Задачи:

- узнать историю возникновения Дня матери;

- воспитание внимательности, заботы, уважительного отношения к матери; 
- воспитание чувства прекрасного.

-  научиться прислушиваться к себе,   видеть в себе положительные и отрицательные качества;

-  развитие навыков групповой работы через проживание необходимости выполнять обязанности, накладываемые ролью в группе; способности аргументировать  своё мнение.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебник М.Т. Студеникина «Основы светской этики» для 4 и 5 классов, большое сердце и маленькие сердечки, вырезанные из красной цветной бумаги, маркеры, листы бумаги А4.

Ход урока.

 I.Орг. момент. 

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня очень интересный, и в тоже время серьёзный урок! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, какие темы мы изучали на предыдущих уроках? (семья, традиции семьи)

- Что такое семья?

- Какие взаимоотношения должны быть в семье?

- Кому отводиться большая роль в семье? Почему?

- Кто в семье является хранителем домашнего очага?

- О ком мы будем говорить сегодня на уроке?

- Мы сегодня сделаем открытие.

III. Открытие новых знаний.

- Ребята,  послушаем притчу.

Притча

Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что нет ей равной на Земле. Решил ангел открыть тайну материнской любви. Долго ходил он среди людей, но ничего не понял.
- Никакой тайны я не нашел, Господи! - воскликнул ангел. - Все матери ведут себя по-разному. Одни - целуют своих детей, другие - бранят, одни - балуют, другие -воспитывают в строгости, одни - приучают детей к тяжелому труду, другие - ничего не дают им делать. 
- Ты не туда смотрел, - раздался Небесный Голос. - Не смотри на поведение матери, а загляни в ее сердце. 
Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие - бранят, но все они одинаково любят их, больше жизни.

- Какая основная мысль этой притчи? (ответы детей)

- Какая тема нашего урока?

 Тема появляется на слайде.(1 слайд)

- Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке? (2слайд)

  1. узнать историю возникновения Дня матери
  2. Какое оно «сердце матери»?

     -   Кто  для тебя «мама»?

- Послушаем стихотворение.

(Стихотворение наизусть читает ученик)

Мама – как это прекрасно звучит!
Мама – как много нам говорит!
Это милое, близкое каждому слово.
Мама – это слово конечно не ново,
Но для каждого в мире священно оно,
Хоть и создано было то слово давно.
И пусть ты не знаешь других языков,
И пусть ты в стране чужой, полной врагов,
Скажи это слово, поймут все тебя –
У каждого есть мама своя.
И знай, это слово известно везде –
Оно ведь едино в любом языке!

- Во многих странах мира празднуют День матери, только в разное время.

По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле (3 слайд)

- Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее. (4 слайд)

- На Руси почиталась   Мокоша - Богиня материнства (5 слайд)

        В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. (6 слайд)

- Послушаем стихотворение.

(Стихотворение наизусть читает ученица)

День матери — праздник пока молодой,
Но все ему рады, конечно,—
Все, кто рождены под счастливой звездой,
И мамы опеки сердечной!
Мы в диких бегах суеты городской
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьез увлекаясь делами…
А мама нас ждет, и ночами не спит,
Волнуясь и думая часто—
«Ах, как они там?»— и сердце болит,
И стонет, и рвется на части…

Мама – это святое слово для каждого человека. Оно везде и всюду сопровождает  своих детей по сложной и трудной дороге жизни. Матери любят своих детей просто за то, что они есть. С первого дня рождения ребёнка мать живёт заботой о нём. Любовь матери согревает ребёнка своим теплом.


Физминутка

IV. Работа с новым материалом.

а) работа с учебником

- Мама, Мамочка… Сколько тепла таит это маленькое слово, которым называют самого дорого, близкого человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит детей быть мудрыми, даёт советы, заботится, оберегает.

- Ребят на уроке попросили написать, что такое счастье. Давайте посмотрим, что у них получилось.

- Прочитаем  высказывания детей. Учебник стр. 115 (один ученик читает вслух)

- Какая мысль прослеживается во всех высказываниях? Почему? (ответы детей)

- Дети хотят быть рядом с ней, хотят получать одобрение в своих делах и ласку,  радовать её своими успехами.

Чтение последнего абзаца  на странице. (Читает ученица).

- Послушаем стихотворение.

(Стихотворение наизусть читает ученица)

Есть в природе знак святой и вещий
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!

б) работа по слайдам

- На протяжении многих веков художники обращаются к  теме Матери. (Слайды  9 - 18) (Когда идёт работа со слайдами тихо играет музыка «Аве Мария»)

-  Виктор Михайлович Васнецов «Богоматерь с младенцем Христом»

- Художник Эмиль Мунье часто рисовал женщину с детьми.

- Лукас Кранах старший «Дева Мария с ребенком под яблоней»

- Сандро Боттичелли – «Мадонна с ребенком»

- Леонардо Да Винчи – «Мадонна с ребёнком»

- Рафаэль Санти «Малая Мадонна». Начало 16 века.

- Карл Брюллов. «Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью»

- Скульптура Микеланджело

-  Во многих песнях и преданиях народа воспета великая сила материнской любви. Требовательна, взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет видеть детей большими и сильными, прямыми и честными. В устном народном творчестве тоже прослеживается эта тема.  

в) работа по учебнику

 -  Стр.117 1 задание.  Прочитайте пословицы. Обсудите в паре, чему учат эти пословицы? На эту работу 3 минуты.

(чтение пословицы вслух, и её объяснение, слушаем выступление нескольких пар)

- Мать следит за вашей дорогой, стараясь вовремя предостеречь вас от неверного шага или позорного поступка. Будьте чутки и внимательны к ней, и если порой она бывает с вами строга, поймите ее верно: это потому, что она желает вам добра. Умейте ценить любовь матери. Будьте бережливы к этой любви, не оскорбляйте ее случайно грубостью, резким словом, непослушанием.

г) работа в группах

- Работа в группах. У каждой группы есть лист и маркер. Каждой группе  нужно выполнить следующее задание.

- 1 группа. Какое оно «сердце матери»?

-   3. группа. Кто для тебя «мама»?

- 2 и 4  группы. Выразите словами своё отношение к маме.

 Запишите ваши высказывания. Время 4 минуты. (Проверка.  Листы закрепить на доске. Группы по очереди  выступают.)

д) работа по учебнику

Чтение текста на стр. 117

- Какое оно сердце матери?

(Сердце матери – Любящее, заботливое, ласковое, тревожное, нежное и др.)

Стихотворение (читает ученица)

Мама... Простое, казалось бы, слово,
А сколько в нем нежности, ласки, тепла,
Ребенок лопочет его бестолково,
Ручонки раскинув, припухший от сна.
В печали и в радости мы произносим, 
То робкое "Мама", то резкое "Мать".
Порой на чужбине вдруг сердце запросит 
Совсем незнакомую - мамой назвать.
А дома так часто ей делаем больно,
Поступками, взглядами, жестами, мы, 
Потом вдалеке вспоминаем невольно
О том, что прибавило ей седины.
И пишем на школьных листках торопливо
Признанья своей запоздалой вины.
Она их читает, краснеет стыдливо, 
И в горьких морщинах слезинки видны.
Давно без письма все обиды простила, 
А тут ей до боли приятно прочесть:
"Спасибо, родная, за то, что растила, 
За то, что ты любишь, За то что ты есть!!!

V.  Итог урока. Рефлексия.

Вернёмся к вопросам, которые мы ставили в начале урока. (слайд)

- На какие из них мы смогли найти ответ? (ответы детей)

- На доске большое сердце. У каждой группы есть маленькое сердечко. Напишите на нём «Какое оно  сердце матери?» и прикрепите на большое сердце.

VI. Домашнее задание. 

На выбор. (слайд)

1.Читать дополнительный материал с.118-119, ответить на вопросы.

2. Подготовить рассказ о своей маме.

3. Подобрать материал о праздновании Дня матери в других странах.

- Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...

Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»

Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...

РАЗРАБОТКА УРОКА №3 ПО КУРСУ Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы буддийской культуры»)

РАЗРАБОТКА УРОКА №3ПО КУРСУОсновы религиозных культур и светской этики(модуль «Основы буддийской культуры»)...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...

Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Доброта. Быть милосердным.» 4-й класс

Тема: Доброта. Быть милосердным.Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведе...

Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный  модуль: «Основы б...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чувство Родины» («Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс)

Мои методические разработки: Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «Родина», «патриотизм» и их роли в обществе.Планируемые результаты:Предме...


 

Комментарии

Мишарина Ирина Михайловна

Татьяна Николаевна, очень интересный урок, направлен на развитие всех УУД.На моём сайте есть небольшой материал по ОРКиСЭ. Если он окажется Вам полезным, то оставьте свой комментарий. Заранее Вам благодарна!Успехов в нашем нелёгком труде!