Рабочая программа по ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Панфилова Зинаида Степановна

В данном документе представлены: календарно-тематическое планирование, пояснительная записка, примерные темы сочинений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важноезначение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Используемые ресурсы:

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики», А.Я.Данилюк, «Просвещение», 2012.

Для реализации программного содержания используетсяучебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,

Интернет-ресурсы.

   Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору их родителей.    Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю (4 класс 34часа).

Всего 34 часа за год.

Учебный курс  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основные задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  5. воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  6. развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  8. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  4. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  6. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  8. определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельно
    сти;
  9. адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Требования к предметным результатам:

  1. знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  2. знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  3. формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  4. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Примерные темы творческих работ:

  1. Темы сочинений

  1. «Милосердные дела и героические поступки христиан».
  2. «Величественные храмы».
  3. «Прекрасные иконы».
  4. «Молитвы христиан» о себе и других.
  5. «Что такое этика»?
  6. «Как я понимаю золотое правило этики?»
  7. «Возможен ли подвиг в мирное время»?
  8. «Как я понимаю православие».
  9. «Православные святыни».
  10. «Православные праздники».

  1. Примерные темы исследовательских работ для презентаций: (уроки 33,34)
  1. Как христианство пришло на Русь?
  2. Христианское отношение к природе.
  3. Святые в отношении к животным.
  4. Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей
  5. Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
  6. Христианская семья и её ценности.
  7. Православный календарь, праздники.
  8. Православный храм и другие святыни.
  9. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

Календарно-тематическое планирование

курса «Основы православной культуры» в  4 классе на 2012-2013 учебный год   (34 ч)

№ урока

п/п

Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата проведения

План

Факт

1

Россия – наша Родина

1

Текущий опрос

3.09

2

Культура и Религия.

1

Текущий опрос

10.09

3

Человек и Бог в православии

1

Текущий опрос

17.09

4

Православная молитва.

1

Текущий опрос

24.09

5

Библия и Евангелие.

1

Текущий опрос

1.10

6

Проповедь Христа.

1

Текущий опрос

8.10

7

Христос и Его Крест.

1

Текущий опрос

15.10

8

Пасха

1

Текущий опрос

22.10

9

Православное учение о человеке.

1

Текущий опрос

29.10

10

Совесть и раскаяние.

1

Текущий опрос

12.11

11

Заповеди.

1

Текущий опрос

19.11

12

Милосердие и сострадание.

1

Текущий опрос

26.11

13

Золотое правило этики.

1

Текущий опрос

3.12

14

Храм

1

Текущий опрос

10.12

15

Икона.

1

Текущий опрос

17.12

16

Творческие работы учащихся.

1

Сочинение

24.12

17

Подведение итогов.

1

Текущий опрос

14.01

18

Как христианство пришло на Русь.

1

Текущий опрос

21.01

19

Подвиг.

1

Текущий опрос

28.01

20

Заповеди блаженств.

1

Текущий опрос

4.02

21

Зачем творить добро?

1

Текущий опрос

11.02

22

Чудо в жизни христианина.

1

Текущий опрос

18.02

23

Православие о Божием суде.

1

Текущий опрос

4.03

24

Таинство Причастия.

1

Текущий опрос

11.03

25

Монастырь.

1

Текущий опрос

18.03

26

Подведение итогов.

1

Сочинение

1.04

27

Отношение христианина к природе.

1

Текущий опрос

8.04

28

Христианская семья.

1

Текущий опрос

15.04

29

Защита Отечества.

1

Текущий опрос

22.04

30

Христианин в труде.

1

Текущий опрос

29.04

31

Любовь и уважение к Отечеству

1

Текущий опрос

6.05

32

Подведение итогов

1

Сочинение

13.05

33

34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

2

Презентация творческих работ

20.05

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...