"Здоровье и вредные привычки"
методическая разработка на тему

Чаплина Надежда Анатольевна

Цель:  воспитание потребности здорового образа жизни.

 

Задачи:

- повышать культуру знаний учащихся по проблеме;

- формировать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни;

- ответственность за свое здоровье;

- негативное отношение к вредным привычкам;

- формировать устойчивый навык неприятия алкоголя, курения;

- учить рассуждать и осознавать пагубность пристрастия к вредным привычкам;

- познакомить с отрицательными последствиями курения;

- развивать речь, память, мышление;

- развивать творческие способности;

- обогащать словарный запас слов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vrednye_privychki.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Ново-Петровский детский дом»

Открытое занятие.

« Здоровье и вредные привычки ».

Воспитатель: Чаплина Н. А.

2010 -  2011 уч. год.

(март)

Тема: «Здоровье и вредные привычки».

Цель:  воспитание потребности здорового образа жизни.

Задачи:

- повышать культуру знаний учащихся по проблеме;

- формировать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни;

- ответственность за свое здоровье;

- негативное отношение к вредным привычкам;

- формировать устойчивый навык неприятия алкоголя, курения;

- учить рассуждать и осознавать пагубность пристрастия к вредным привычкам;

- познакомить с отрицательными последствиями курения;

- развивать речь, память, мышление;

- развивать творческие способности;

- обогащать словарный запас слов;

Словарная работа:

Привычка, никотин, табак, пассивное курение.

Оборудование:

Выставка рисунков «Скажи, нет вредным привычкам».

Таблица «Здоровье».

Плакат «Основные мишени табака».

Раздаточный материал: карточки «Роза» и «Сорняк».

Слайды.

Предварительная работа:

  1. Беседа «Мои полезные  и вредные привычки».
  2. Беседа «Режим дня».
  3. Беседа «Из истории табакокурения».
  4. Беседа «Алкоголь и дети».
  5. Подготовка рисунков на «Антиалкогольную тематику».
  6. Изготовление раздаточного материала: карточки «Роза» и «Сорняк».

 

Литература:

А.А.Александров, В.Ю.Александрова «Курение и его профилактика в школе».

М.А. Алоева «Классные часы».

Г.Г. Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей».

Ход занятия.

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы и целей занятия.

3. Вводная беседа.

- Тема нашего занятия сегодня «Здоровье и вредные привычки».

Мудрые люди всегда уверяли нас в том, что здоровье – это самое ценное, что есть у человека. С ним несравнимы никакие другие богатства жизни. Здоровый человек имеет возможность в течение долгого времени наслаждаться и пользоваться всеми теми сокровищами, которые ему предоставляет природа.

Каждый человек, ребята, хозяин своей жизни. И во многом здоровье человека зависит от него самого.

- Скажите, какого человека мы называем здоровым?

 - Это человек, который хорошо себя чувствует и хорошо выглядит.

-  Сильного, смелого и ловкого.

- Человека, который мало болеет.

- Правильно, здоровый человек это тот, который психически и физически хорошо развит и хорошо себя чувствует, умеет радоваться жизни, даже самым обычным вещам.

- А сейчас, давайте обратимся к таблице, которую вы видите  перед собой, и ответим на вопрос.

- Что же влияет на наше здоровье и от чего оно зависит?

- Наследственность – это то, что передается человеку  от родителей.

- От уровня медицинского обслуживания.

- Какую помощь нам оказывают наши медики?

- Медосмотры, профилактика респираторных заболеваний, прививки

- От окружающей нас среды (чистоты воздуха, воды, земли)

- От того ведем ли мы здоровый образ жизни.

- А как вы понимаете выражение «вести здоровый образ жизни?

- Уделять большое внимание личной гигиене.

- Соблюдать режим дня.

- Правильно питаться.

- Заниматься физкультурой и спортом.

- Вырабатывать у себя полезные привычки.

4. Основная часть.

- А что такое привычка?

 - Это то, что человек привык делать сам без напоминания.

 Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически, без напоминания и возникает она на основе многократного повторения определенных действий.

- У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. А какие привычки бывают?

- Хорошие и плохие.

- Как можно сказать по- другому?

- Вредные и полезные.

- Сейчас сыграем с вами в игру «Сорняки и розы» и проверим, как вы знаете и умеете разбираться в привычках.

(Детям раздаются карточки, которые были ими, изготовлены на предыдущем занятии.)

Ваша задача разложить карточки, которые перемешаны с названиями привычек на полезные и вредные.

Полезные привычки.                                    

Заниматься физкультурой и спортом.        

Соблюдать режим дня.        

Соблюдать правила личной гигиены.            

 Правильно питаться.                                                        

Следить за своим внешним видом                                  

Вредные привычки.         

Грызть ногти.

Принимать пищу, предварительно не вымыв руки.

Нецензурно выражаться. (Сквернословить).

Увлекаться азартными играми.

- Молодцы. Вы все справились с заданием.  Все полезные и вредные привычки человек «выращивает в себе сам». Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека.

- А какие еще  вредные привычки вы знаете, которые приносят вред нашему организму?

- Это курение, употребление спиртных напитков, употребление наркотических веществ.

- На предыдущих занятиях мы говорили с вами о такой вредной привычке, как алкоголь, т. е. употребление алкогольных напитков.

У вас было домашнее задание.

«Если бы вам представился случай принять участие в проведении антиалкогольной   рекламе на телевидении, как бы вы это сделали?»

(Работа с выставкой рисунков.)

«Скажи, нет – вредным привычкам».

1 воспитанник.

Я бы изобразил вот такую рюмку с вырывающимся оттуда огнем и подписал.

Если глотнешь, от жжения

Удержишься едва ли.

Не зря индейцы воду

Огненной назвали.

Остерегись ее употреблять,

Зачем здоровье свое сжигать.

2  воспитанник.

А я нарисовала вырывающегося из бутылки коварного трехглавого змея и подписала.

Коварна ты, змеиная водица,

И нам не стоит с тобой водиться.

3  воспитанник.

Я изобразила злое царство. А надпись к нему такая.

Если кто-то выпивает

В царство зла

Тот попадает.

4  воспитанник.

А я нарисовал семью, которая страдает от того, что в ней пьет отец.

 А надпись к нему такая.

Была, семья и нет семьи.

5  воспитанник.

А я нарисовала человека, который попал в тюрьму.

6  воспитанник.

А я нарисовал автомобильную аварию.

- Какой же вывод мы можем сделать. Какой вред может принести эта привычка?

- Она приносит вред здоровью, человек не может контролировать свои поступки.

- Разрушает семьи.

- Человек может попасть в тюрьму, в аварию.

- Хорошо. А сейчас мы поговорим еще об одной вредной привычке – курение табака.

- Послушайте пословицу.

Курить – здоровью вредить.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

-Курение отравляет организм, приносит вред человеку и всем его окружающим.

- Молодцы. Курение – это тоже вредная привычка. Но как, же устоять перед познанием неизвестного.

Ведь очень часто слишком велико желание убедиться на собственном опыте, так ли все плохо, как говорят взрослые. А может они ошибаются? Ведь многие из них курят. И ни чего.

Но это не так. Те, кто начал курить просто уже не могут бросить, эта привычка в них укоренилась, и они не могут от нее избавиться. Хотя и знают о многих  вредных последствиях этой пагубной привычки, которые проявляются не сразу, а со временем.

- Послушайте сказку.

В одной сказочной стране  жили три мальчика, они хотели стать волшебниками и для этого стали учиться этому сложному делу. Они  изучали много волшебных книг, выучили волшебные слова и с их помощью могли перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей, постигая тайны волшебного мастерства и оказывая помощь нуждающимся. В один чудесный летний день они приземлились в очень странном месте – задымленном городе. Их встретили маленькие желтые человечки с желтыми зубами и ногтями, дурным запахом изо рта, к тому же они не выпускали изо рта дымящиеся трубки, то есть все курили. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца, их закрывал густой табачный дым. Они рано умирали и выглядели как маленькие старички. Через 2 минуты пребывания в этом городе волшебники почувствовали, что задыхаются от дыма, у них появился кашель, насморк и слезы. Они быстро произнесли волшебные слова и улетели из города с твердым намерением узнать все о курении и табачном дыме.

- Так давай те поможем им в этом. И расскажем им,  откуда появилась эта вредная привычка.

Табак наносит телу вред,

Для организма сотню бед

Приносит он.

И разум разрушает,

Целые нации, народы

Он едким дымом отупляет.

Не первый год все знают,

Куренье – это яд! И это так.

Все было так или не так,

Пробрался к нам таки табак.

Колумб в Америке индейцев вдруг увидел,

И вместе с ними закурил, чтоб не обидеть.

Листья сушеные они курили,

А дым, казалось,  просто «пили».

Затем сквозь ноздри выпускали.

Занятием таким чертей напоминали.

С куреньем у матросов

Сначала было все не так:

Сон пропадал, и кашель, слезы

Вдруг вызывал табак.

Но постепенно большинство так пристрастилось,

Что вредная привычка, увы, укоренилась.

Когда второй уже поход

Колумб свой завершил,

Он для испанских королей

Семян табачных захватил.

Вот так пошел расти табак,

Который нам теперь всем – враг.

Затем он Пиренеи перешел,

Уютное местечко во Франции нашел.

Посол Нико все королеве подарил,

Куренью путь во Франции открыл.

«Траву Нико» курили все подряд,

Чтоб бодрым дух стал,

И ясным взгляд.

Почувствовал табак и власть, и волю.

Ну, как же, он считался

Лекарством от всех болей.

Религия в Италии

Табак решила запретить,

«Забавой дьявола» куренье объявить!

А тех, кто курит,

От церкви отлучить.

Курящих пять монахов

Живьем в стену замуровали.

Но, к сожаленью,

Преграду не создали.

А в Англии курящих, словно  воров,

Так на веревке всех по улицам водили.

Но ни позор, ни наказанья

Привычку не искоренили.

Теперь мы знаем, страшно привыканье,

Оно совсем не без причин.

Всему виною злой наркотик

Под названьем никотин.

- Молодцы. - Табак, ребята, - это однолетнее травянистое растение с довольно красивыми цветами, листья которого и содержат никотин. В мире насчитывается свыше 60 видов табака. И выращивают его более чем в 120 странах.

(Демонстрация слайдов – плантация табака, растение в цвету).

Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 ядовитых. Самые опасные из них.

Это никотин – бесцветное, маслянистое вещество, на вкус горький с неприятным запахом и он вызывает у курящего человека зависимость Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета..

(Работа с таблицей «Мишени табака»)

Он вызывает изменения в  работе сердца, оно быстро изнашивается, и у человека появляются различные сердечные заболевания.

Разрушается мозг – становится плохая память, нарушается сон, появляются головные боли.

Попадая со слюной в желудок вредные вещества, разъедают его стенки и у человека могут появиться такие заболевания как гастрит, язва, рак.

Табачные смолы засоряют легкие, провоцируют такие заболевания как бронхит, воспаление легких, рак.

Угарный газ затрудняет доступ кислорода в легкие и дыхательные пути. А также влияет на зрение и слух.

У человека нарушается работа печени, почек.

Факты о курении.

- Ученые установили, что извлеченный из 5 сигарет никотин убивает кролика, а из 100- лошадь.

- Ученые Германии установили, что одна сигарета сокращает жизнь на 12 минут. Курящий человек живет в среднем на 7-8 лет меньше курящего.

        - Если человек не курит, но находится в помещении, где курят, он является пассивным курильщиком и его здоровью наносится непоправимый вред.

- В Ницце проводился конкурс «Кто больше выкурит?». Его итогом стала смерть двоих, если можно так сказать победителей. Они выкурили по 60 сигарет сразу. А других участников с различного рода степенью отравления были отправлены в больницу.

Это произошло из-за того, что печень и почки, которые выводят никотин из организма, не справились с такой большой дозой.

- Но все-таки, почему у человека возникает повторное желание покурить, хотя все знают, что это вредно?

- Организм привыкает к никотину и у человека вырабатывается привычка.

- Правильно,  организм, постепенно привыкает к курению и начинает требовать все больших доз.

А истинная причина курения  - это наркотическая зависимость.

- И все - таки вы можете задать вопрос. Ведь некоторые люди курят до глубокой старости. Правда кашляют, часто сплевывают, их пальцы пропитаны желтизной и все равно живут долго. А другие умирают быстро?

- В чем здесь вина табака?

- Мы с вами все знаем, что все люди разные. Одни – более сильные, другие слабые. Кто – то больше болеет: у кого - то больной желудок, почки, сердце и т. д.

Такие места ученые называют слабые места. Это места повышенной опасности. Поэтому при воздействии на них никотина происходит сбой в их работе и человек заболевает, т. е. он сам укорачивает свою жизнь. Особую опасность для здоровья вызывает привычка курить с детства, т. к. детский организм еще очень слаб, чтобы справиться  с ядовитыми веществами, которые находятся в табаке и табачном дыме.

5. Итог.

- Теперь вы и волшебники многое знаете о табачном дыме и табаке. И волшебники смогут помочь людям из задымленной страны, ведь они умеют делать волшебные дела.

- А что мы с вами должны делать, чтобы сберечь свое здоровье?

- Какой вред нашему организму приносят вредные привычки?

- И хочется закончить наше занятие пословицей «Береги свое здоровье смолоду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Здоровья"Хотим быть здоровыми. (о вредных привычках)"

Сценарий  Дня Здоровья для учащихся 2 класса. Материал  в  стихах, используются  частушки, переделанные  песни,инсценировкит, сказкит  о  чистоте, правильном...

Здоровые и вредные привычки

Классный час.Тема: «Здоровые и вредные привычки. Сказка о вредных привычках и о том, как их победила сила воли»....

Здоровье и вредные привычки

Представленный материал является планом-конспектом классного часа, проведённого в рамках мероприятий, посвящённых Дню здоровья...

Родительское собрание в 4 классе на тему "Здоровье и вредные привычки".

Цель родительского собрания: рассмотреть понятие "привычка", влияние вредных привычек на здоровье человека; сформулировать понятие "здоровье"; воспитывать у родителей чувство личной ответственности за...

Родительское собрание «Здоровье и вредные привычки»

Цель: рассмотреть понятие «привычка», влияние вредных привычек на здоровье че­ловека; сформулировать понятие «здо­ровье»; воспитывать у родителей чувство личной ответственности за собственное здоровье...

Классный час "Здоровье и вредные привычки"

Классный час "Здоровье и вредные привычки"...