Эссе "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения."
статья по теме

Жмыхова Ирина Ивановна

В современном мире невозможно развитие и существование общества без полноценного, шагающего в ногу со временем образования и воспитания. Задачей каждого педагога является воспитание разумного, духовно-нравственного человека. В настоящее время перед обществом стоит острая проблема – моральная деградация общества, национализм, разрушение фундамента нравственности. Эти проблемы и предстоит решить с помощью уроков ОРКСЭ, которые формируют у детей младшего школьного возраста мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_osnovnye_problemy_razvitiya_duhovno.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.

Пробить сердце. Вот глубокое рассуждение

ибо что такое “пробить сердце”?

— Привить нравственность, жажду нравственности.
Федор Достоевский

Введение.

В современном мире невозможно развитие и существование общества без полноценного, шагающего в ногу со временем образования и воспитания. Задачей каждого педагога является воспитание разумного, духовно-нравственного человека. В настоящее время перед обществом стоит острая проблема – моральная деградация общества, национализм, разрушение фундамента нравственности. Эти проблемы и предстоит решить с помощью уроков ОРКСЭ, которые формируют у детей младшего школьного возраста мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Основная часть.

           События последних лет чётко подтверждает состояние современного общества. Невозможно не остановиться на некоторых из них. В школе ученики открыто издеваются над пожилым учителем или  своим же одноклассником и что более цинично – записывают на видеокамеру, а затем выкладывают в сеть Интернет. Матери хладнокровно убивают своих детей, а затем с «обеспокоенным » видом  принимают участие в их «розыске». Под видом панк-молебна оскверняется главный храм страны! И такие случаи, как ни печально это констатировать, можно продолжать. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности и безверии, жестокости и агрессивности.

        Что мы сейчас видим под нравственностью: только лишь внешние приличия или внутреннюю основу побуждений? Для чего нашим ученикам духовность  и нравственность?

         Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями  народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.

          В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и школу, где собственно и закладываются основания гражданственности и патриотизма будущих поколений. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения домашних заданий, предусмотренных программой.  Родителям  предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые дает их детям новый учебный курс и вызывает интерес в их  семьях. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации дети обращаются к членам своей семьи. Много интересного о прошлом они узнают у родителей, которые помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. 

              В сложившейся ситуации можно найти выход с помощью  семьи и школы. Виссарион Белинский говорил: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное». В рамках данного курса дается характеристика общечеловеческих ценностей и основных религий мира. На данных занятиях учащиеся будут давать оценку своим  действиям и поступкам людей, одноклассников, друзей  с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, мудрости и глупости, дружбы и долга, милосердия и жестокости. На уроках литературного чтения у детей  возникает  такая потребность, но часто не хватает  одного урока поразмышлять над такими понятиями как честь, достоинство, вера, добродетель, порок. Поэтому очень хорошо, что появится возможность в виде урока  ОРКСЭ для реализации этих потребностей.

          У С. Маршака есть такие строчки: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет!» Для детей были непривычны словосочетания добрый ум и умное сердце. Им гораздо ближе и созвучнее доброе сердце. Но в процессе беседы дети понимают, что ум без доброты может быть направлен на недобрые дела, а в сердце, кроме добра, должна  быть и смелость, и ум. Ведь смелость без ума  и доброты может стать ничем не оправданной  лихостью. Лихость  может привести к беде. Доброта  же  без ума и смелости также мало полезны. И я думаю, что такого рода беседы пойдут только на благо учащимся, особенно в курсе светской этики, который был выбран родителями моего класса.

            На уроках ОРКСЭ учитель проводит целенаправленную работу над формированием моральных мотивов и их дальнейшем развитии.  Ведь именно моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять о соответствующем поведении в обществе.

Используя различные приемы и методы учебной деятельности (чтение и анализ притч, басен, этические беседы, разъяснения, диспуты, игровые формы, презентации, ИКТ,  интервью со сверстниками, уроки-экскурсии, викторины и конкурсные  мероприятия, проектную деятельность), педагог  поможет «раскрыться»  моральным качествам учеников. Конечно, необходима помощь родителей. Совместная работа детей и  родителей содействует сохранению и упрочнению семьи, а также оказывает помощь в вопросах воспитания и обучения детей.

Заключение.

Обратимся к темам уроков. Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.  Эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей. 

 Приведу примеры выводов и открытий ребят на уроках ОРКСЭ: «Как, оказывается, важно уметь правильно слушать и понимать, тогда все по-другому»; «У каждого человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но людям это нужно»; «Уроки меня учат, что надо выбирать свой путь в жизни»; «Личность всегда уникальна, всегда незаменима, ценна»; «Я понял, кто такой эгоист и постараюсь им не быть»..

        Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.

           Я считаю, что данный курс поможет учащимся продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,  где требуется самостоятельность принятия решения  и нравственный выбор.

Жмыхова И. И.

МОУ СОШ № 218


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Духовно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте.

Костромина Ольга ВладимировнаУчитель начальных классовГБОУ СОШ № 121 г. Санкт-ПетербургДуховно-нравственное  воспитание в младшем подростковом возрасте. Духовно-нравственное  воспитание...

Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.

Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.Процесс воспитания в современной  школе направлен на формирование всесторонне развитой л...

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...

Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.

Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...

Развитие духовно-нравственной культуры младших школьников посредством реализации межпредметных связей.

О важности реализации метапредметных связей для оптимального достижения поставленных целей в процессе обучения....