«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Блинкова Наталья Владимировна

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

• Воспитание школьников, как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основы Православной культуры» как средство

духовно-нравственного воспитания детей

младшего школьного возраста

Введение систематического преподавания предмета духовно-нравственной направленности, восстанавливающего утраченный в результате политических катаклизмов в России в XX веке опыт практического воспитания благочестия, может и должно препятствовать нравственной деградации общественного сознания.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ "Об образовании" и обозначенными в "Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура"", программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

• Воспитание школьников. как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

• Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции. как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.

• Развитие нравственного чувства сопереживания.

• Развитие чувства ответственности за другого человека.

• Развитие чувства благодарения.

• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали.

Задачи эстетического воспитания:

  • .Развитие эстетического восприятия.

• Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.

• Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.

• Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Созидателями будущего  нашего Отечества, его истории, культуры  станут дети. Они - продолжатели и носители нравственности, духовности, этики, семейных ценностей, национальных традиций. Поэтому так важно в раннем возрасте  заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты - те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей. Сделать это своевременно, пока душа маленького человека чиста,  простодушна, не обременена пороками. Добрые семена легче прорастают  в благодатной почве.

Сложно воспитывать детей в современном  противоречивом мире в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно много: отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины, к  кризисным явлениям  в обществе и семье, как основной его ячейке. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности,  угрожают психологическому здоровью  молодого поколения.  Поэтому  проблема  воспитания духовно и нравственно здоровой личности  сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.  Становится  очевидным, что для духовного возрождения нации недостаточно знаний,  получаемых через организацию традиционного  учебно-воспитательного  процесса.  Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность.

Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Это связано с развитием творческого мышления и восприятия. Данные психологов показывают, что у детей есть задатки творческого восприятия. Оно характеризуется взаимосвязью нравственной и эстетической категорий: категория добра сливается с категорией красивого, прекрасного, категория зла — с категорией безобразного. Творческое развитие предполагает движение от образа-чувства к средству выражения: интонации, жанру, стилю, цвету, форме, особенностям языка, обряду, канону. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания православного искусства.

         Основной целью является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры. Для достижения данной цели,  учитель решает следующие задачи:

 - пробуждение интереса к православным и культурным традициям  русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;

- формирование у школьников потребности в приобретении общечеловеческих ценностей, через раскрытие  сущности ветхозаветных и христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности;

 - знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.  

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств.          

 Предпочтительными методами обучения, используемыми автором на уроках православной культуры, являются:

 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных учителем или предложенных учениками;

2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

 3) нравственный диалог;

 4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;

 5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.

Обучение должно быть организовано так, чтобы на начальном этапе у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Затем эта актуализированная потребность позволит учителю совместно с ребенком сформулировать вопрос: для чего и как создавалась православная культура? И теперь, опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства ее создания, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.

В раннем возрасте очень большую опасность представляет эгоизм. Это чувство начинается с того, что маленькие дети сосредотачивают свои помыслы вокруг себя, все их душевные силы направлены на удовлетворение собственных желаний.  При такой направленности духовной жизни человек испытывает жалость к самому себе. Там, где есть жалость к себе, сердце закрывается для щедрости и бескорыстия, человек становится глухим к нуждам и заботам других. Но все-таки хорошо, что есть на свете щедрые и великодушные люди, которые богаты духом, а плоды их духовного труда – великодушие, чистосердечие, светлый разум, чистая совесть. Я считаю, что именно уроки православной культуры призваны научить детей отличать категории «добра» и «зла», научить поступать с людьми так,  как хотелось бы,  чтобы поступали с ними, и попросту воспитать качества, необходимые для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно  православной культуры. В младшем школьном возрасте возможно наиболее интенсивное заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен быть творческим, нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного  нравственного опыта, пробуждать желание различать и  пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания,  педагог помогаем учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

 Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее,  дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.

Меняется и общий уровень нравственного развития к четвертому классу: в ситуациях, связанных с проблемой нравственного выбора, уменьшается число предпочтений, связанных с себялюбием, эгоизмом, увеличивается количество выборов  высоконравственных  поступков.

От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура. Православная культура, по словам Н.О. Лосского «есть чувственное воплощение абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека». Понятие духовности философ связывает с личностным развитием человека, так как настоящая личность — это деятель, осознающий абсолютные ценности бытия и осуществляющий  их в своем поведении.

На мой взгляд,  велика роль учителя и в подборе домашнего задания. Так как курс ОРКСЭ является безоценочным, у детей несколько снижается мотивация к обучению. С первого класса дети знают, что за домашнее задание будет оценка, чем лучше сделано домашнее задание, тем выше оценка. А по ОПК  нет оценок! Выходит, можно отнестись к выполнению домашнего задания «спустя рукава»? Ведь оценок-то нет!  Учитель должен тщательно подходить к отбору видов работы, которые предстоит выполнить ребенку дома. Учителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение курса ОРКСЭ (и ОПК в частности) будет неполноценным и односторонним. Воспитание ребенка в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Многие виды деятельности подразумевают обращение ребенка за информацией к членам своей семьи, особенно при подготовке творческих итоговых работ. Думается, что при совместном семейном выполнении таких заданий будет потихоньку плавиться ледок недоверия и настороженности к нашему предмету.

Таким образом, домашние задания должны быть построены на личностной позиции «Я – сам». Поэтому они должны быть разнообразными, интересными, доступными, четкими, и, конечно, носить творческий характер. В конце концов, домашнее задание должно содержать элемент новизны, творчества, быть неожиданным, удивительным, даже веселым.

Четвероклассники очень любят и с нетерпением ждут этого урока. Сожалеют о том, что курс безоценочный, зато в рабочих тетрадях с удовольствием рисуют лесенки успеха. В качестве дополнительного материала к урокам ребята готовят презентации, рисунки, поделки и др.

В ноябре месяце четвероклассникам была предложена анкета по ОПК,  по результатам которой  93% детей занимаются по этому предмету с удовольствием и хотели бы продолжать его изучение в 5 классе. На эти уроки дети хотели бы пригласить в качестве гостей родителей и друзей, а также представителей церкви, побывать на экскурсиях в монастырях и храмах Нижнего Новгорода.

Анализ анкет позволяет утверждать, что курс ОПК содействует интеграции всех участников образовательного процесса – школьников, их родителей и учителей; способствует формированию широкого кругозора детей в области национальной и мировой культуры.

Примечательно, что это новая школьная дисциплина заставила учиться не только детей, но и родителей, ведь мамам и папам приходится отвечать на многочисленные детские вопросы. Родители положительно относятся к введению нового курса, регулярно обсуждают темы, изучаемые на уроках выбранного предмета. Родители уверены, что изучаемый предмет курса нравится ребенку.

Многие родители утверждают, что о пользе данного предмета можно будет говорить тогда, когда их дети вырастут; но при этом уверены, что в воспитательном плане данный учебный курс может способствовать существенному воздействию на становление личности ребенка, его духовное и нравственное развитие. Родители считают, что им предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые дает их детям новый учебный курс и вызывает интерес в их семьях.

Я считаю, что этот курс способствует формированию мотивации моих учеников к познавательной деятельности, развивает интерес к учебе, содействует улучшению взаимоотношений между детьми в классе. А также улучшает взаимоотношения между детьми и их родителями, так как практически все домашние задания по этому предмету предполагают непосредственное участие детей и других членов семьи (бабушек, дедушек и др.) в их выполнении.

Таким образом, очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.

Блинкова Наталья Владимировна

Учитель начальных классов и ОРКСЭ, МБОУ гимназии №136



Предварительный просмотр:

Православный храм

Цель урока: 

  1. Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока: 

  • Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм – дом Божий”.
  • Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.
  • Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

  • Храм.
  • Икона.
  • Иконостас.
  • Царские Врата.
  • Алтарь.
  • Богоматерь.
  • Колокольный звон.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

Учитель здоровается.

- Проверим готовность к уроку.

Сегодняшний урок я хочу начать со стихов, но вы не просто должны послушать стихи, вы должны узнать ответ на вопрос: “Что автор стихотворения призывает восстановить?”

Учитель читает стихи:

Восстановить в России надо храмы,
Чтоб возродить святую прежде Русь,
А раны нашей пережитой драмы,
Все зарастут травой и былью пусть.
Пусть над Россией чистым будет небо
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.
Пусть в каждом доме много будет хлеба,
И чтобы нас не путал больше бес.
И пусть звонят колокола России,
Пусть все плохое сгинет в прах и пух,
Чтоб дети нас за все, за все простили,
А в нас живет пусть воскрешенья дух.

- Что же автор стихотворения призывает возродить?

- А кто знает, что такое храмы?

 

Дети приветствуют учителя. Готовятся.

Дети слушают и обдумывают ответ на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

- Храмы. Слайд №2.

3. Постановка темы и целей

- Что бы вы хотели узнать о храмах?

- Обо всем об этом мы сегодня и поговорим.

Ответы детей.

Куда ходят молиться, где звонят колокола, где крестят детей, где живет Бог.

4. Выявление восприятия, мотивации

- Вокруг нас в нашем районе очень много домов. Для чего они?

- А все ли здания вокруг одинаковые? Есть ли какие-нибудь необыкновенные здания?

- Чем же оно необыкновенно?

- А зачем же нам такое необыкновенное здание?

- А как вы думаете, этот храм давно построили или он новый?

- Раньше на месте нашего района находилось село. И вот тогда выстроили храм.

- Кто знает, чем отличается село от деревни?

- Если в населенном пункте есть храм, то это село, а если нет – то деревня.

- Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили?

Ответы детей.

- Мы в них живем.

- Есть. Храм.

- Формой. Размером.

- Ходить в гости к Богу. Молиться.

Ответы детей. (Давно, недавно).

- Ответы детей.

- Ответы детей.

5. Изучение нового материала

- Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.

- Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.

Памятка мальчику: Слайд № 3.

       Прежде чем зайти в собор,
       Головной сними убор,
       Злые мысли отгони:
       Не нужны тебе они...

Памятка девочке: Слайд № 4.

Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

Мы с вами поднимаемся на паперть. Слайд № 5.

Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.

Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор. Слайд № 6.

Чего много в храме? (Свечей. Икон.)

Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует  любовь верующего ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. Слайд № 7.

Свеча ставится около иконы.

Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Слайд № 8.

Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой  левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем).

Наш взгляд упирается в иконостас.

Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма. Состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти.  В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон  расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и  пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы  ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием. Слайд № 9.

Отгадайте загадку:

Уточки крякнули,
Бережки звякнули:
Собирайтесь, детушки,
К одной матушке.

- Что это за матушка: (- Храм (церковь)).

- Что это за "бережки", за "краешки", которые "звякнули"? (- Колокола.)

- Зачем они звонят? (- Зовут в храм на молитву.)

Слайд № 10.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов. Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д.

- А кто из вас видел другие храмы?

Ответы детей.

- Они все одинаковые? (- Нет. Слайд № 11.)

- Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (- Нет и да.)

Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.

Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они похожи на людей.

Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Храм – это не просто здание, это живой организм.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

 

 

 

- Здороваемся.

6. Повторение изученного

- Зачем же люди строят храмы и ходят в них?

- Где можно молиться Богу? Только в храме?

- Тогда зачем же молиться в храме?

- Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе “Пчела”:

Благословлённая Вечной природой,
Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и медом
За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и мое бытие даровало
Мёд - человеку, и Богу - свечу.

- В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?

- Молиться.

- В любом месте.

- Это особое место, где Бог особенно близок.

 

Читает хорошо читающий ученик.

7. Подведение итогов

- А теперь проверим, что вы запомнили. Отгадайте загадки:

- Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается.

- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица.

- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.

- Дверей много, а входят не все.

- Золотое поле, желтые колосья,
Огонек гуляет, колоски сжигает.

Ответы детей.

- Колокол.

- Ангел.

- Храм.

- Алтарь.

- Подсвечник.

8. Рефлексия

- А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

Дома сделайте страницу из приложения в тетради.

Те, кто хочет, может вылепить из пластилина макет любого храма.

Слайд № 12 с предложениями.

На партах листочки с предложениями.

По окончании работы листочки сдаются.

Некоторые варианты ответов проговариваются вслух.

Слайд № 13.