Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, осваивающих основы православной культуры.
статья по теме

Основы православной культуры в системе образовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_razvitie_boyarenok_l.v.rar14.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

Боярёнок Л.В.

МОУ «Ленинская СОШ» р.п. Таврическое

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников через основы православной культуры

«Без нравственной чистоты теряет смысл всё – образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство»     (В.А.Сухомлинский).

Образовательный процесс необходимо рассматривать как единство воспитания и обучения, где обучение есть научение, а воспитание – формирование образа поведения, привычки деятельности, направленной на культуру личности ребёнка.

Образовательный процесс должен включать два ведущих направления в организации деятельности:

1)создание оптимальных условий микросоциальной среды через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе;

2)обеспечение внутренних условий.

Создание условий и приводит к формированию внутренней установки личности на принятие культуры ценностей как условия саморазвития личности.

Образовательный процесс должен протекать не на культурном поле взрослого – педагога, родителей, а в практике самого растущего человека, в его культурном пространстве.

Вот некоторые рекомендации О.А. Куревиной по воспитанию души.

1.Всеми доступными средствами следует развивать эмоциональную сферу ребёнка, его интуицию как первоначальное умение «чувством познавать жизнь».

2.Учить детей адекватно выражать свои чувства.

3.Показать пример святости и жертвенности, сострадания и понимания на конкретной личности.

4.Воспитывая душу ребёнка, необходимо помнить, что дети перенимают от родителей  не только интеллектуальные способности, наклонности к той или иной деятельности, но и предрасположенность чувствовать так же, как и родители.

5.Большое значение  для воспитания имеют жития богоугодных святых, чьи имена носят дети.

6.Словесные образы необходимо подкреплять образами музыкальными, живописными, архитектурными, драматическими, создавая целостную систему художественных образов. Подобное усиление эмоционального поля способствует повышению эффективности воспитательного воздействия, позволяет осуществлять правильный отбор впечатлений и представлений, необходимых для духовно-нравственного воспитания и образования.

7. «В нравственном мире нет ничего мелкого и незначительного, коль скоро это касается внутренней жизни человека. Здесь часто нам не столько важны великие подвиги самоотвердения и самопожертвования, сколько добросовестность в исполнении мельчайшего долга»,- точно сформулировал протоиерей Иоанн Базаров.

8.Учитывая, что в нравственной жизни «мера чувств» определяется его постоянством и устойчивостью, необходимо уделять преимущественное внимание поддержанию «огня сердца», воспитанию любви во всех её проявлениях.

Сущностью образовательного процесса должно стать целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный. Это научит ребёнка в своей жизни не просто принимать и успешно ориентироваться в обществе, но творчески изменять социальную систему, ибо вместе со светлым в ребёнке растёт и злое. Потому «пробуждать следует не только рациональное, но и добродетельное». Пусть эти слова великого русского философа В.В.Зеньковского звучат не как нравоучение, но как предостережение. Предостережение всем, кто имеет доступ к детской душе.

       Мы живём в трудное, но и благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению. К сожалению, почти во всех школах предметы обучения, вследствие пережитого безбожного времени, до сих пор преподаются сугубо атеистически. Учебники, по которым учатся дети, написаны без учёта того, что, например, русская литература, имеющая высочайшую духовную ценность всемирного значения, создавалась людьми православного вероисповедания, что великие научные открытия в разных областях знания делались глубоко верующими учёными, что государство Российское – государство православное. Россия родилась в крещенской купели равноапостольного князя Владимира, создавалась, укреплялась по духовным основаниям, прежде всего Православия. История нашего государства – это суть история Православия. Игнорировать это означает только одно – говорить неправду, более того – воспитывать в неправде детей.              

     Наша молодёжь, зачастую испытывая тяжелейшие проблемы как морального, так и духовного характера, тем не менее, неуклонно стремится к духовному развитию, зачастую увлекая за собой и своих родителей, воспитанных в атеизме, и это даёт нам твёрдое основание верить в духовное возрождение нашего Отечества.

  После почти вековых гонений настало время возврата к своим корням, время духовного возрождения.

    В последние годы в нашей стране сделано немало по объединению усилий государственной власти, общественности и Русской Православной Церкви в деле духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодёжи.

   Сегодня более чем в 20 регионах России предмет «Основы православной культуры» введён в региональный компонент учебного плана. Имеются тысячи российских школ, где по просьбе родителей этот учебный предмет присутствует в расписании уроков на правах школьного компонента базисного содержания образования.

     По данным последних социологических исследований, около 80 процентов россиян считают себя православными. Можно сказать, что мы живём в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена.

      Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа.

        Познать жизнь и достигнуть истинного счастья может лишь духовно развитая личность, способная гармонично воспринимать окружающий мир в его вселенской целостности. Для постижения этого человеку необходимо уметь оценивать мир высшими нравственными категориями, осознавать ответственность за свои поступки перед людьми и собственной совестью, с этой целью  в школах и вводится курс «Основы православной культуры», перед которым встают две основные задачи:

- восстановление святынь, генетической, исторической и религиозной памяти детей, родителей и педагогов;

- нравственное воспитание и духовное образование, помощь человеку в ощущении и понимании духа Православия, как основной и решающей особенности национальной истории и культуры.

       В 2005-2006 учебном году я прошла курсы в ГОУДПО «ИРООО» по программе «Основы православной культуры в системе образовательной школы» и мне предложили вести факультативные занятия.

        Вместе с группой учителей, настоятелем Таврического Свято-Успенского прихода отцом Олегом Наумовым и матушкой Руфиной была составлена программа факультативного курса «Основы православной культуры» для учащихся 1-11 классов средней школы, интересующихся историей православной культуры. Предлагаемые программы разные, в зависимости от возрастных групп. Кроме теоретических занятий программа предусматривает практические работы, экскурсии в храмы, путешествия по святым местам.

         Прежде чем набрать группу учащихся на факультатив, я провожу беседы с родителями, объясняю, чем мы будем заниматься, беру письменное заявление о зачислении ребенка на факультатив. Факультатив проводится один раз в неделю. Для ребят начальной школы мы определили такие разделы:

  • Я и мы, я и природа
  • Знакомство с детской Библией
  • Православная культура русского народа
  • Дети и родители
  • Икона как образ.

Кроме того я организую экскурсии в храм, где матушка Руфина знакомит ребят с устройством храма, рассказывает об иконах, о таинствах крещения, венчания, исповеди, причащения. В нашем поселке открыта воскресная школа для детей и взрослых. Ребята, которые посещают факультатив, стали ходить в воскресную школу, а потом на факультативных занятиях рассказывают всем, что нового они узнали.

В 2008-2009 учебном году с ребятами 4-го класса мы приняли участие в муниципальной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи. По итогам конференции наша работа «История Таврического Свято-Успенского прихода» была рекомендована к участию в областной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области.

А выбрали мы такую тему на одном из факультативных занятий, когда знакомились с храмами России. В нашем поселке тоже есть свой храм, и ребятам захотелось узнать об истории его строительства. Ребята проводили анкетирование среди детей и взрослых, беседовали с отцом Олегом и матушкой Руфиной, изучали архивные материалы, просматривали и анализировали видеофильмы, ходили на экскурсии, брали интервью у людей, работающих в храме. Эту работу мы проводили всем классом, а вот защищать её ребята единогласно доверили своим одноклассникам Локтеву Станиславу и Пилюгиной Регине. Они хорошо выступили в школе, районе и были направлены в город Омск на областную научно-практическую конференцию школьников.

При проведении факультативных занятий я использую:

  • учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ «Православная культура в школе» (по месяцам);
  • Л. Л. Шевченко «Православная культура» 1-ый год обучения, издательский дом «Покров» М. 2004г.
  • Библейские истории из детской Библии М. 1997г.;
  • Библия. Российское Библейское общество М. 1997г.;
  • Аудиозаписи и видеофильмы.

Уже стало традицией проводить в нашей школе такие праздники как Рождество с елкой, колядками, Масленицу с блинами и играми, Пасху с куличами и яйцами.

Опыт проведения занятий по «Основам православной культуры» показывает, что эти занятия способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классах, собственному духовному совершенствованию учителя, учащихся и их родителей, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям и желания с помощью Божией одолеть свои пороки.

И в заключении, хочу обозначить моменты, которые могут обеспечить эффективное духовно-нравственное воспитание личности учащегося:

-включение в образовательный процесс уроков риторики как предмета практической направленности, базирующегося на нравственных основах;

-осуществление разумной интеграции гуманитарных предметов на основе их преемственности;

-разработка специальных элективных курсов, ориентированных на духовно-нравственное развитие и формирование общей культуры учащихся;

-создание в школе благоприятного климата, основанного на взаимодействии и взаимопонимании педагогов и учащихся;

-совершенствование речевой культуры педагогов разных предметов.

И самое главное: духовно-нравственное воспитание возможно только в том случае, если ученик будет видеть перед собой достойный образ учителя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать. Неслучайно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения», что «нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания» подрастающего поколения.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Литература

   1.Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста /О.А. Куревина – М., Линка-Пресс, 2003.

   2.А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков  «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М., Просвещение 2010. (с. 12-17)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках православной культуры.

Выступление на семинаре в рамках Одиннадцатых муниципальных Рождественских чтениях." Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России."...

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православного вероучения"

В статье раскрываются принципы и виды работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе православного вероучения....

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...