Консультация для воспитателя
консультация по теме

Елена Сергеевна Синичкина

Предварительный просмотр:

 «Интегрированный подход к реализации  образовательных областей программы в условиях введения Федеральных государственных требований»

Уважаемые коллеги!

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,  природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Таким образом, перед воспитателями, встают вопросы: как сделать процесс формирования личности ребёнка творческими и увлекательным, как добиться успеха в формировании становления личности дошкольника.

Одним из ответов на эти вопросы – интеграция образовательной деятельности

Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким  образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя, изучая разные аспекты:

1) социальные, в том числе нравственно – эстетические;

2) эмоционально – чувствительные, включая музыкальные;

3) художественно – эстетические;

4) логико – математические;

5) естественно – научные.

Это хорошо видно на примере нашего занятия, здесь даются аспекты:

социально – экологические: поведение людей в природе по отношению к животному миру.

эмоционально – чувствительные: идёт разговор о животных, которые были лишены жилища. Дети выполняют творческие задания.

художественные: на занятии используются приёмы нетрадиционного раскрашивания.

продуктивная деятельность: дети собирают из блоков Дьениша фигуры, собирают картину с изображением теремка.

Интегрированные занятия сложны, безусловно, но в целом дают неплохие положительные результаты в освоение ребёнком образовательных областей.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.

 Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.  На нашем занятии мы попытались это показать.

Почему  же мы выбрали именно такую форму?

 Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Таким образом, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества и педагога и воспитанника.

    Важно отметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск;

-проблемные вопросы;

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Их мы вам и постарались продемонстрировать на занятие. Перед собой мы ставили следующие цели:

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на  занятии;

-систематичность и доступность изложения материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Успех занятия в целом зависит от позитивного отношения к ребёнку, от проявления искренней заинтересованности к действиям ребёнка, от эмоциональной поддержки. Нельзя проявлять раздражение, нельзя говорить приказным тоном.

Таким образом, для достижения положительного результата воспитатель ставит перед собой задачи, которые должны  научить ребёнка. Поэтому нами на занятие  были поставлены следующие задачи: закреплять знания о порядковом счёте, последующем и предыдущем числах, геометрических фигурах, формировать умения соотносить количество предметов с числом. Развивать внимание, память, логическое мышление, находчивость, фантазию, творческие способности.

В качестве интегрированного подхода на занятие мы продемонстрировали и Формирование элементарных математических представлений, и Художественное творчество (рисование). Мы с детьми закрепили счёт в пределах 5, закрепили геометрические фигуры, а также мы развивали творческие способности. Данные задачи на занятие считаем выполненными.

Из всего сказанного следует вывод:

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость  перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов детского сада и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско – взрослое сообщество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"

Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...

Консультация для воспитателей "Проектный метод в обучении старших дошкольников"

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые при...

консультация для воспитателей

консультация для воспитателей "Наблюдение за объектами природы"...

Консультация для воспитателей "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи"

Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языко...

консультация для воспитателей "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру"

дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...