Физминутки как здоровьесберегающий аспект урока
статья по теме

Альшевская Ирина Леонидовна

Данная статья предназначена   учителям начальных классов для работы в урочное и внеурочное время. Содержит упражнения для сохранения здоровья младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fizminutki.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

           « Средняя  общеобразовательная школа имени Гаврила Гавриловича    

                                                              Новикова  №37»

Физминутки как здоровьесберегающий аспект урока

                                                                        Подготовила: И.Л. Альшевская

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         МБОУ «Средняя общеобразовательная

                                                                         имени Гаврила Гавриловича  Новикова

                                                                        школа № 37»

г  Кемерово

          Великий  русский педагог К.Д. Ушинский писал: « Нетрудно,     кажется, заставить детей в такт встать и сесть, обернуться  туда и назад  поднять   и опустить их, выйти из-за  скамей и в порядке опять усесться на них стройно, ловко, без шума и толкотни.     Но   если    хотя   бы   эти   простые    приёмы применялись в  наших  школах,  то   помогли  бы    разрушить    ту    тяжёлую, усыпляющую   атмосферу,  которая  по  большей   части  царствует  в  них, и много   способствовали   бы  не  только   сохранению  здоровья    детей,   но свежести   их жизни и  учения.   Дайте  ребёнку  немного  подвигаться, и он одарит  вас  опять   десятью   минутами  внимания,  а  десять  минут  живого внимания, если вы  сумели  ими  воспользоваться,   дадут  вам в  результате большей  целой недели  полусонных  занятий».  

         Доказано    наукой   и   подтверждено     практикой, что     длительность  активного  внимания  у детей  намного  меньше, чем у взрослых. У  детей  в  возрасте  от 6 до 14 лет  активно  совершенствуются   мышечная   и  костная системы. Кости    детей   при    длительном    напряжении   и   неправильном положении  тела легко  подвергаются  искривлению.  Неуравновешенность  возбудительно-тормозных   процессов центральной нервной системы обуславливает  её  быструю  утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность активного внимания.

          С учётом  этих особенностей детского организма  физиологи и гигиенисты для  предупреждения  утомления и повышения  работоспособности школьников рекомендуют в обязательном  порядке проводить физкультурные минутки в течение двух-трёх  минут.

         Физкультурные  минутки – это активный отдых,  который  проводится  на уроках для того, чтобы уменьшить  утомление  учащихся,  снять  отрицательные  явления  статической нагрузки, активизировать внимание учащихся и повысить способность к восприятию учебного материала.

           Недопонимание  актуальности физкультурной  минутки учителями, недопустимо игнорирование её или неправильная методика проведения  заставили прибегнуть к конспективной  аргументации этой проблемы, акцентирующей  внимание  на обязательном  соблюдении гигиенических требований  учебного процесса. Учитель обязан  помнить, что его первостепенная  задача- воспитание гармонически развитого  человека. Задача современного учителя состоит в том, чтобы создать на уроке условия, не приносящие вреда здоровью  учащихся. Поэтому  проведение физкультурной  минутки - долг  каждого  учителя.

          А как обстоит  дело на практике? Часто учителя  не проводят на уроках физкультурную  минутку. Некоторые  педагоги  вспоминают  о ней тогда, когда класс неуправляем. Стараясь провести физкультурную минутку живо и увлекательно, учителя превращают её в занимательную игру. Но не всегда выдумки учителей разумны с гигиенической точки зрения.  Примером может стать широко  распространённая в разных городах физкультурная минутка такого типа: учитель задаёт вопрос по изучаемой  теме и бросает  мяч стоящему  ученику. Ученик же должен ответить на вопрос в тот момент, когда мяч касается его рук. Понятно, что во время такой  физкультурной  минутки дети не отдохнут, так  как крайне  напряжённо  работает  нервная система и в движении   находятся  только   верхние  конечности.

           Выбирая физминутки, необходимо учитывать, для какого урока они предназначены. Так, если урок связан с письменной работой, целесообразно выбрать  упражнения для развития  мышц кисти, что поможет укреплению руки. На уроке чтения полезно включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз. Такие упражнения применяются  для профилактики  возникновения  близорукости и замедления её  прогрессирования. Особое внимание  должно уделяться  обучающимся 1 класса, так как глаза у детей данного возраста только приспосабливаются к  зрительной  нагрузке,  и снижается общая  двигательная активность.  Длительное  пребывание за партой в положении наклона вперёд может  способствовать искривлению  позвоночника. Физкультурная  минутка- непременное условие поддержания  здоровья  учеников и лучшего  усвоения ими  учебного материала.

             Физкультминутки могут  включать  в себя общеразвивающие  упражнения, элементы танцев, речитативы, музыкальное сопровождение, выполнение упражнений  под счёт. Физминутки выполняются  сидя за партой, стоя около парты, главное, чтобы дети не мешали друг другу. Физкультурную минутку показывает учитель или  хорошо  подготовленный  ученик.

             Можно  использовать методику  динамических  поз, или подвижный способ обучения  Владимира  Филипповича  Базарского. Периодически  переводить  детей  из положения  сидя в  свободное  состояние. Кроме того, устав  сидеть, дети сами меняют позу. В положении стоя  они  чувствуют себя свободнее, плечевой  пояс  у них расслаблен, нет давления  крышки стола на диафрагму, а значит, нормально  работает система кровообращения и дыхания, что, в  свою очередь, приводит к улучшению снабжения всех  органов, особенно  коры головного мозга. Также  необходимо  использовать  специальные  физминутки   для  снятия напряжения, волнения, коррекции осанки, профилактики  простудных  заболеваний.

          Здоровьесбереженье   должно  продолжаться  и внеурочное время,  хорошо  при этом использовать  ароматерапию. Она  позволяет предупредить заболеваемость  и укрепить  здоровье  учеников.

         Важно, чтобы  содержание  физминуток  увлекало детей своей  образностью, переносило их в мир добра, красоты, спокойного  юмора и, конечно, не способствовало перевозбуждению  нервной системы, давало возможность получить  всю физическую  нагрузку за 2-3 минуты. Главное, чтобы  физкультурная минутка выполняла свою  оздоровительную  функцию, укладывалась в нормативы, разработанные специалистами.

           

       

         

         

                                                   

                                           

                                                     Литература    

  1. Каменцер  М. Г. Урок после  урока.- М.: Физкультура и спорт,1987,с.74-78 .
  2. Физкультурно-оздоровительная работа в школе./ Под ред. Профессора А.М. Шлемина .-М.: Просвещение,1988,с.11-13.
  3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Пособие  для  родителей  и педагогов.          
  4. Волина В.В. Праздник числа.
  5. Вестник образования. 1997,№10.
  6. Журнал « Начальная школа».//1996,№2;  1989,№2,   с.38; 1990, №7,с. 42; с.42; 1989, №6;1988, №9; 1987, №10; 2010, №6.

                                                                                               

Приложение

Пальчиковая гимнастика

Руки в сторону, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

На двери висит замок

(Руки сцеплены в замок).

Кто его открыть бы мог?

(Пытаются разъединить руки)

Повертели, покрутили,

Постучали и  открыли.

Повертели, покрутили.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки  вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

*   *  *

            Вот  и осень наступила.

            Тучка  солнышко закрыла,

            И над лесом, сделав круг,  

            Птиц  косяк  летит на юг.

            С веток листья опадают,

            В щель  букашки заползают.

            ( На первую  строку дети  хлопают  в ладоши, а затем руками  показывают    те   действия, о которых  говорится в рифме).

                                                     

                                                           Цветы

           Наши  алые цветы

           Распускают лепестки,

           Ветерок  чуть  дышит,

           Лепестки  колышет.

           Наши  алые цветки

           Закрывают лепестки.

           Тихо засыпают,

           Головой  качают.

          ( Плавное  раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой  и  плавно  опускание их на парту).

Бусинки- горошки

             Покатаю  я в руках

             Бусинки, горошки.

             Станьте ловкими скорей,

             Пальчики, ладошки.

Карандаш

             Карандаш  в  руках  катаю,

             Между  пальчиков  верчу.

            Непременно каждый  пальчик

            Быть  послушным  научу.

            ( Катать карандаши между пальцами, несколько карандашей- между ладонями).

Погреемся

            Поиграем-ка немножко

            Да  похлопаем в ладошки.

            Пальчики  мы  согреваем

            Их  сжимаем, разжимаем.

 Все эти  физкультминутки  по усмотрению и подбору учителем могут проводиться   музыкальным  или видео  сопровождением.

   

                           Расслабление  мышц лица, речевого аппарата

Хоботок

          Подражаю я слону:

         Губы в «хоботок» тяну.

         А теперь их  отступаю

         И на место возвращаю.

         Губы не напряжены

         И рассла-а-бле-ны.

Лягушки

         Вот понравится лягушкам:

         Губы прямо к ушкам!

        Потяну-перестану.

        И нисколько не устану!

        Губы не напряжены

        И рассла-а-бле-ны.

Орешек

       Зубы крепче мы сожмём,

       А потом их разожмём!

       Губы чуть приоткрываются

       Все чудесно расслабляются!

Горка

       Спинка  язычка сейчас

       Станет горочкой  у нас!

       Я растаять  ей велю-

       Напряженья  не  люблю.

       Язык  на место  возвращается

       И чудесно  расслабляется!

Сердитый  язычок

       С  язычком  случилось  что-то:

       Он  толкает зубы!

       Будто  хочет  их за что-то

       Вытолкнуть  за губы!

       Он на место возвращается

       И чудесно  расслабляется!

Расслабление мышц  рук, ног, корпуса

Штанга

       Мы готовимся к рекорду,

       Будем  заниматься спортом.     (Наклониться  вперёд)

       Штангу  с пола поднимаем,       (Распрямиться)

       Крепко  держим…

       И бросаем.

       Наши  мышцы  не устали-

       И ещё послушней стали!

      ( Упражнение  повторяется 3 раза)

Физзарядка

      Я  приучен к распорядку.

      Чтобы бодрым  быть весь день,

      По утрам на физзарядку

      Становиться мне не лень.

* *  *

       Зайцы  скачут:

      Скок - скок-скок.

      Да на беленький  снежок

      Приседают, слушают,

      Не идёт ли волк.

      Раз - согнулся, разогнулся.

      Два - нагнулся, потянулся,

      Три - в ладоши  три хлопка,

      Головою  три кивка.

                                                                   ** *

      Каждый  день  зарядку делай-

      Будешь  сильным,

      Будешь смелым,

      На зарядку становись!

      Руки вверх! Руки  вниз!

      Выше руки! Шире плечи!

      Раз, два, три! Дыши ровней!

      От зарядки станешь крепче,

      Станешь крепче и сильней!

                                                                   ***

      Сколько  ёлочек  зелёных,

      Столько  сделаю  наклонов.

      Сколько  здесь  у нас грибков,

      Столько  сделаю прыжков.

                                                                  ***

      Поработали, ребятки, а сейчас –

      Все на зарядку.

      Тихо встаньте, улыбнитесь,

      Все в  зверюшек  превратитесь.

      Сколько  в класс  пришло зверей

      Не узнать  моих  детей.

      Веселее в пляс  пускайтесь

      Все танцуйте, не стесняйтесь         (Танцуют под ритмическую музыку)

      За работу нам пора

      Сядьте  тихо, детвора.

                                                            ***

      Раз - подняться,   подтянуться,

      Два – согнуться, подтянуться,

     Три – в ладоши три хлопка,

      Головою три кивка.

      На четыре – руки шире.

      Пять - руками  помахать.

      Шесть – за парту тихо сесть.

Формирование  правильной  осанки

      На  носочки поднимайся,

      Приседай  и выпрямляйся.

      Ножки в стороны,

      Ножки вкось,

      Ножки вместе.

      Ножки  врозь.           (Прыжки)

                                                            ***

      У нас славная осанка,

      Мы  свели лопатки.

      Мы подходим на носках,

      А потом на пятках.

      Пойдём  мягко, как лисята,

      Ну, а если надоест,

      То пойдём все косолапо,

      Как медведи ходят в лес.

Весёлые прыжки

      Раз, два - стоит ракета (руки вверх),

      Три, четыре – самолёт (руки в стороны),

      Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.

      Раз, два, три, четыре  (3 раза) и на месте походили.

  1. стойка ноги врозь, руки вверх, хлопок в ладоши;
  2.  стойка руки в стороны.

     

Физкультминутки  на релаксацию

Попрыгунчики

       И. п. – руки на поясе, правая впереди, левая - сзади.

       Прыжками менять положение ног. Через 10-15 с. прыжки

       Закончить ходьбой на месте.

Травушка колышется

       И. п. – основная стойка. 1-2-3- поднять руки вверх,

       помахать кистями; 4- опустить  ( «уронить») руки.

Вырастем  большими

      Мы становимся всё выше,

      Достанем руками крыши.

      На два счёта поднялись,

      Три- четыре - руки вниз!

      И. п.- основная стойка. Потягивание на носках с подниманием рук вверх и

      опусканием рук  вверх и опусканием в и.п.

Ванька – встанька

      Ванька- встанька!

      Приседай-ка!

      Непослушный ты какой,

      Нам не справиться с тобой!

      И.п. – основная стойка. Присесть, руки положить на колени, голову опустить.

      Встать.      ( Ходьба, поднимание рук вверх- вниз, хлопки).

 

                       

     

 

   

   




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный аспект уроков в начальной школе в рамках введения ФГОС.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня ...

Здоровьесберегающие аспекты развивающего обучения младших школьников.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способ...

Здоровьесберегающие аспекты в технологии Л. В. Занкова

В развивающей системе Л. В. Занкова обучение и воспитание, привитие норм и навыков здорового образа жизни носит комплексный характер, побуждает детей к активным и сознательным действиям, что способств...

Здоровьесберегающие аспекты развивающего обучения младших школьников.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Здоровьесберегающий аспект урока

В работе рассмотрены факторы, влияющие на благополучное психо-физиологическое развитие каждого ребенка на школьном уроке....

Здоровьесберегающие аспекты музыки для детей с ОВЗ

 Одна из основных задач уроков музыки  в специальной коррекционной школе VIII  вида снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетичес...

Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса

Здоровье подрастающего  поколения  является  важным показателем благополучия общества. Большое  значение отводится  использованию здоровьесберегающих технологий  на урока...