Краеведческий материал «История Петровской церкви»
материал по теме

Копанева Галина Алексеевна

Краеведческий материал «История Петровской церкви»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведческий материал «История Петровской церкви»

На первый взгляд наш край не обладает экзотической красотой: здесь нет высоких гор, морей, океанов, полноводных рек—здесь есть земля, на которой люди растят хлеб, пруды, в которых не так уж много рыбы, леса, сады.   Но это наша Родина, дороже которой не может быть ничего на свете.

Многие столетия несёт свои воды река Буй, являясь правым притоком основной водной магистрали земли Вятской—реки  Вятки. Вот здесь, где встречаются воды Буя и Вятки, где Вятка принимает своего младшего брата Буя, видимо, было суждено начать свою биографию нашему селу.

В древние времена территория Вятской земли была покрыта густыми лесами. Лишь в четырнадцатом-шестнадцатом веках леса прибрежной территории стали вырубаться для поселений. Вот в те далёкие времена и уходит начало истории нашего села.

Место, где расположено наше село долгое время называлось Жеребцово   поле или просто Жеребцово. В далёком 1604 году оно было пожаловано новокрещенному  уржумцу Петрушке Турецкому (за службу на войне).

Главной достопримечательностью является церковь

В 1648 году на монастырскую сумму здесь была построена церковь деревянная о пяти главах во имя Петра и Павла, официально село стало называться Петровским.

В сентябре 1716 церковь сгорела. В этом же году были собраны деньги и построены сразу две церкви: холодная Петропавловская и тёплая в честь покрова Пресвятой Богородицы.

В 1786 году сельский священник Иван Тимофеев и поверенный от мирских людей крестьянин Григорий Григорьев Штин обращаются с просьбой к епископу о построении в селе новой церкви. В прошении указывалось, что церкви от давнего построения стали ветхими и палыми, так как они стоят на слабом и тесном месте, то прихожане с общего согласия выражают желание на особо способном месте построить новую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла с приделами Покрова Богородицы.

Архиепископ Амвросий требует предоставить ему чертежи плана нового здания.

Вятский губернский архитектор Филином Меркурьевич Росляков составляет проект новой церкви, но его проект не пришёлся по вкусу прихожанам и священнослужителям села, так как она была выполнена в новом классическом стиле-заменившем в то время барочную архитектуру и была непрвычна для людей. И  этот проект они посчитали не обязательным к исполнению. А на утверждение к архиепископу посылают карандашный рисунок, изображающий северный фасад новой церкви в селе Архангкльского. На рисунке стоит резолюция: «По сему строить Бог да благословит.         Амвросий архиепископ Казанский, мая 31 дня 1787 года. Рисунок был сделан рукою мастера построившего церковь в селе Архангельском, а затем и в селе Петровском. Это экономический крестьянин Макар Лаврентьевич Злобин.

1787 год-заложен фундамент каменной Петропавловской церкви.

Спустя два года Тимофеев жалуется в Уржумское духовное правление на нерадивость прихожан в построении новой церкви. Летом 1789 года строительство вообще остановилось, так как была истрачена вся церковная казна из-за покупки строительного материала по дорогой цене.

Существующая сегодня церковь в центре села—одна из самых старинных каменных построек не только в селе, но и в районе. Строительство её закончено в 1796 году. Предельно тёплый храм был освящён 10 октября 1791 года в честь Пресвятой Богородицы, а главный, холодный храм—29 июня 1798 года во имя святых апостолов Петра и Павла.

В ноябре 1804 года прихожане села Петровского обращаются к епископу Серафиму с просьбой о разрешении построить в селе каменную колокльню, указывая, колокольня ныне находится на столбах, не довольно соответствующих благолепию. Для колокольни был в наличии, заготовленный кирпичь и собрана была некоторая сумма денег. План новоц колокольни составил губернский архитектор Ф.М.Росляков.

Сооружение колокольни началось в 1806 году мастером Филиппом Трушниковым. 4 года спустя строительство было приостановлено, так как колокольня получила значительное отклонение к западу от вертикали, из-за усадки фундамента.

В апреле 1812 года прихожане просят достроить колокольню вятского мещанина Евстрата Столбова, но он не смог исправить отклонение и достраивать колокольню отказался. Высота её была равна 10 саженям. В Петровское поступил указ о прекращении работ до полного предписания.

В мае 1814 года губернский архитектор Николай Андреевич Андреевский приезжает с село, выполняет обмерительные работы, исследует состояние здания. В 1817 году работы по строительству колокольни возобновляются. Она сначала разбирается до нижнего яруса и в то же лето достраивается до конца, но уже по проекту Андрревского.

В 1851 году в тёплой церкви устроен третий престол во имя святого Митрофания Воронежского, а в 1876 году вновь тёплый храм был перестроен заново с расширением в северном, южном и западном направлениях. При этом колокольня стала составлять с церковью единое целое.

В 1879 году губернский архитектор Николай Андреевич Андреевский проектирует для церкви оградку. На этом строительство нашей церкви можно считать завершённым.

18 октября 1924 года церковь была внесена в список памятников церковного зодчества Вятской губернии.

Петровская церковь была закрыта в 1937 году.

После закрытия здание использовалось как склад и ремонтные мастерские.

В 1992      приступили к восстановлению церкви: перекрыли  оцинкованной  сталью крышу, поставили кресты.

Значение церкви в селе Петровском как  памятника архитектуры  бесспорно. Построенный на рубеже девятнадцатого века, он всем своим обликом подчёркивает переходность, промежуточность архитектуры того периода. Расположенный в самом центре растянувшегося на два километра вдоль дороги села, памятник издали привлекает к себе внимание. Столпообразная холодная церковь-вертикаль, на которую ориентируется оживлённая трасса автодороги. Являясь доминирующим зданием, определяющим и организующим общественный центр села, она служит в то же время его украшением

Купола церкви гордо сияют над окрестностями села, привлекая взоры проезжающих по Казанскому тракту.  В этом году будет десять лет, как состоялась первая служба. Восстановление церкви происходит на пожертвования прихожан.  С горем и радостью идут жители в церковь. Надеюсь, что со временем появится у церкви и голос-колокол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....

Краеведческий материал «История пионерской организации Петровской школы»

Краеведческий материал «История пионерской организации Петровской школы»...

Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»

Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»...

Комплексное изучение темы "Страницы всемирной истории" в 4 классе на основе изучения краеведческого материала.

В статье рассказывается о комплексном изучении темы "Страницы всемирной истории" на примере конкретного объекта - Старооскольского железнодорожного узла....

История одной церкви

      В нашем мире прослеживается угрожающая для духовности человечества тенденция угасания нравственности, появления разных иных верований и суеверий, не характерных для русской...

Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"

Данный материл будет полезен  учителям начальной школы . Представленные формы  и методы работы с краеведческим материалом на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...

История Благовещенской церкви Пресвятой Богородицы села Тайнинское Мытищинского района

Презентация по теме "История Благовещенской церкви Пресвятой Богородицы села Тайнинское Мытищинского района "...