Христианство
материал по теме

Липодатенко Ольга Владимировна

Изучение  данной темы на сегодняшний день очень актуально, так как в современном обществе необходимо возрождать  уважение к православной вере, знать её основы, главные символы. И, самое важное, все знания применять  в своей жизни, выполнять простые человеческие заповеди, относиться к другим людям так, как хочешь, чтобы относились  к тебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchatelnyy_variant_pervye_shagi.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Введение …………………………………………………………

- цели проекта……………………………………………………………...

- задачи проекта……………………………………………………………

- план работы……………………………………………………………….

- актуальность выбранной темы……………………………………….

    2.  Основная часть……………………………………………….

     - основные христианские символы………………………………………

     -   устройство храма………………………………………………………..

     - поведение в храме…………………………………………………………..

     -  иконостас……………………………………………………………………

     - алтарь………………………………………………………………………...

     -Таинства Церкви……………………………………………………………

     -разные виды иконографии Богородицы………………………………..

     - икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»………………

    3. Заключение……………………………………………………….

   4.Библиография……………………………………………………..

 

1.Выбор и обоснование темы проекта

На уроке  музыки учитель рассказывала нам  о музыке, которая звучит  в православном храме, мы знакомились с тем, как устроен храм.  Нас  заинтересовало,  что и как расположено  в  Божьем Доме, и мы решили  изучить это более  подробно. Для исследований мы выбрали  тему «Устройство  православного  Храма».

В ходе работы над проектом область изучения  пришлось ограничить, так как количество материала оказалось огромным. Окончательно  тему мы  сформулировали  так: «Первые шаги  в Православном храме. Образ Пресвятой Богородицы».

Цели нашего  проекта:

  • -познакомиться с основными символами христианского( православного) храма, его внутренним и внешним устройством;
  • рассмотреть  образ Пресвятой Богородицы в православии;
  • -способствовать формированию уважительного отношения к православию и образу Богородицы.

Задачи  проекта:

  • -познакомиться  с внутренним и внешним устройством храма, на примере церкви  Успения Пресвятой Богородицы  в селе Шарапово;
  • -познакомиться с произведениями иконописи, музыки, связанными  с православным храмом и  образом Богоматери;
  • -познакомиться с иконографией Богородицы, на примере Иконы «Всех Скорбящих Радость»(церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Шарапово).
  • - исследовать вопросы :
  1. Как устроен православный храм?

  1. Как  Образ Богородицы нашел отражение  в различных видах искусства?

  1. Выяснить востребованность изучения основ православной культуры в общеобразовательной  школе.

Проектным продуктом является мультимедийная  презентация. В неё привлечён необходимый иллюстративный материал (изображения икон,  фресок, фотоматериалы), музыкальный интернет-архив, электронная интерактивная игра, графические данные. Этот продукт поможет  сделать защиту проекта наглядной и интересной.

План  работы

  1.  Выбор темы и уточнение названия
  • - первоначальный выбор темы и названия;
  • - окончательный выбор темы и названия;

     2.   Сбор информации

     2.1 Работа с литературой и Интернет – сайтами:

  • -поиск и изучение материалов по основам православной культуры;
  • - изучение материалов  по  устройству храмов;
  • - знакомство с музыкальными  и живописными  произведениями, посвященными Богородице;
  • - изучение  исторического материала   о Храме Успения Пресвятой Богородицы;
  • -поездки в Храм Успения Пресвятой Богородицы в село Шарапово и знакомство  со священником Иоанном Ивановичем Брайко.

       

2.2     Обработка информации:

  • - анализ собранной информации;
  • - отбор подходящей по теме информации;

3.      Изготовление продукта:

  • - составление текстовой части слайдов;
  • - выбор иллюстраций для слайдов;
  • - монтаж мультимедийной  презентации;

4.      Написание письменной части проекта:

  • - для раскрытия  темы  мы использовали  анализ  собранного материала, иконографии, архитектуры ,отрывки музыкальных произведений;
  • - в работе мы приводим краткую историческую справку о храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Шарапово;
  • - описываем внешнее и внутреннее устройство православного храма памятные даты, связанные с именем Богородицы;
  • - подводим  итоги   и делаем  выводы;
  • - указываем источники информации.

Актуальность выбранной темы:

Изучение  данной темы на сегодняшний день очень актуально, так как в современном обществе необходимо возрождать  уважение к православной вере, знать её основы, главные символы. И, самое важное, все знания применять  в своей жизни, выполнять простые человеческие заповеди, относиться к другим людям так, как хочешь, чтобы относились  к тебе.

  1. Основная часть

Храм

Мы  начали свою работу с того, что  стали  изучать специальную литературу,  в которой  в красочной доступной форме рассказывалось о том, что должен знать маленький православный человек.

Храм - это Дом Божий, место для молитвы. Первым христианским храмом была Сионская горница, в которой Господь совершил  Тайную вечерю со Своими  учениками перед крестными страданиями. И все мы, верующие христиане, подобно апостолам, приходим  в храм, чтобы духовно  соединиться  со Христом, причаститься.

Храм символизирует собой Церковь, являющуюся ковчегом спасения для верующих людей. Подобно тому,  как праведный  Ной  с семейством, находясь в ковчеге, спасался от бурных волн Всемирного потопа, так Церковь, словно корабль спасает  верующих от греховного потопа среди волн житейского моря и проводит  к тихому пристанищу - вечной блаженной жизни.

Православные храмы имеют обычно форму креста, как напоминание  о том, что крестом Господь наш Иисус Христос избавил нас от власти диавола, или  форму круга (ротонды) – символа вечности.

В древности храмы строились в форме прямоугольника (базилики), напоминая собой Ноев ковчег.

Здание храма венчает купол с установленным на нём  крестом (чаще всего восьмиконечным). Крест является победным знамением  Христа.

 Купола бывают разные по форме:

-луковичные;

-полусфера;

-шатровые.

Купола православных храмов словно указывают всем путь в  Царствие Небесное.

 Православный храм состоит из  трёх частей:

-притвора,

-средней части;

-алтаря.

Притвор - это преддверие храма. В древности здесь стояли готовящиеся ко крещению и кающиеся.

Средняя часть, собственно  храм,  предназначена для  верующих мирян.

Алтарь - самая важная часть храма. Здесь находится главная святыня-престол, где совершается Таинство Святой Евхаристии. Алтарь обычно обращен на восток, потому что, там находится рай, в котором  жили первые люди, так же находится Иерусалим, в переводе означающий « центр Вселенной».

Иногда храмы имеют не один, а несколько алтарей, находящихся в боковых частях храма, которые называются пределами.

Поведение  в храме

Поскольку храм является таинственным  жилищем  невидимого Бога, входить в храм нужно  с уважением и благоговением. У дверей храма, осенив себя крестным знамением, следует сделать три поясных поклона, выражая этим наше смирение и благоговение перед Богом. По православному обычаю мужчины приходят  в храм без головных уборов, а женщины - покрыв голову платком.

Войдя в храм, нужно вновь осенить себя крестным знамением и сделать три поясных поклона, обратившись к алтарю, а затем можно подойти  к свечному ящику, чтобы приобрести свечи - наш дар Богу. Здесь же можно подать записки о здравии и  об упокоении наших родных и близких - православных христиан.

Посреди храма на  аналое находится праздничная икона, то есть икона с изображением священного события или  святого, в честь которого совершается праздничная служба.

Дальше  можно приложиться   к святому образу, то есть поцеловать его, осенить себя крестным знамением, сделать поясной поклон, поставить свечи.

Во время богослужения  в храме нужно стоять на одном месте. Не разговаривать, не мешать другим, смиренно, с верой и надеждой возносить молитвы.

Иконостас

Средняя часть храма, в которой собираются люди для молитвы, отделена от алтаря перегородкой с установленными на ней иконами, называемой иконостасом. Иконостас – ряд икон. В центре иконостаса находятся Царские  врата (вход  в Царствие Небесное), а по бокам располагаются диаконские двери.

Над  Царскими вратами помещается изображение  Тайной вечери, по правую сторону от Царских врат находится икона Спасителя, а по левую - Матери Божьей  с Богомладенцем на руках, так же там располагаются  наиболее чтимые иконы этого храма. Этот ряд икон называется – местным.

Кроме  местного, иконостас имеет  еще  несколько  рядов,  у  каждого  из  которых  свое  особое  название.

Второй  ряд  снизу -  деисисный (деисусный).  «Деисис» по-гречески  означает    моление.  В  центре  этого  ряда  находится  икона  с  изображением  сидящего  на  престоле   Спасителя. Справа  от  него – изображение  склонившейся  в  молитве  Божией  Матери,  слева – святого  Иоанна  Крестителя.  Справа и  слева  от  них – иконы  с  изображением  Ангелов  и  святых  апостолов,  святителей,  преподобных,  мучеников.  Этот ряд  является центральной  частью иконостаса.

Третий ряд называется праздничным.

В нем располагаются иконы 12 главных праздников.

Четвертый ряд - пророческий .

На нем изображаются ветхозаветные пророки, которые предсказали пришествие Спасителя  в мир. Все они  держат  в руках развернутые свитки, на  которых написаны тексты из их предсказаний.

Пятый ряд- праотеческий .

На нем изображаются ветхозаветные праотцы. В центре его находится икона  Святой Троицы.

На  самом верху иконостаса помещается крест - символ победы Спасителя на грехом и злом.

Перед иконостасом находится  возвышение, которое называется – солея.

Середина солеи напротив Царских врат имеет полукруглый  выступ, он называется амвон. Он знаменует собой камень, отваленный Ангелом от гроба Христова. На  амвоне  диакон произносит молитвы от лица всех присутствующих в храме и читает Святое Евангелие, а  священники читают проповеди.

Алтарь

Самая важная часть храма - алтарь. Он символизирует небо - место особенного пребывания  Бога, а так же рай, в котором жили первые люди до грехопадения. Алтарь- священное место, он  устраивается на  возвышении, и входить в него могут только священнослужители и лица мужского пола, участвующие  в богослужении.

Само слово « алтарь» в переводе с латинского означает  возвышенный жертвенник.

Главная святыня алтаря- престол, который представляет собой стол, покрытый двумя покрывалами. На нем хранятся священные предметы:

- антиминс,

- напрестольное Евангелие,

- напрестольный крест,

- дароносица,

- дарохранительница.

В алтаре находятся и другие  священные предметы, к которым могут прикасаться только священнослужители (дискос, потир, звездица, копие, лжица, У восточной стены алтаря, напротив престола находится горнее место. Здесь устанавливается кресло (трон) для архиерея, ещё помещается   запрестольная икона, крест, семисвечник.

Семисвечник - это специальный подсвечник, в котором семь ячеек для свечей. Цифра 7 неслучайна. Православная  Церковь имеет семь таинств.

Таинствами называются такие священные  действия, через которые человеку сообщается невидимая спасительная сила, или Божественная благодать.

К таинствам относятся:

- Крещение,

- Миропомазание,

- Покаяние (исповедь),

- Причащение,

- Брак (венчание),

- Елеосвящение,

- Священство.

Крещение - таинство, в котором крещаемый, после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их, при троекратном погружении в воду очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной.

Миропомазание – таинство, в котором просвещенному Святым Крещением посредством помазания освященным миром подаются благодатные дары Святого Духа.

Покаяние (исповедь) – таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу перед священником и получает прощение от Самого Господа Иисуса Христа.

Причащение  – таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, через это таинство соединяются со Христом и делаются причастниками вечной жизни.

Брак (венчание) – таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестою взаимной любви и верности друг другу, благословляется их супружеский союз.

Елеосвящение – таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) на него призывается благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.

Священство – таинство, в котором человек, избранный для поставления на священный сан, через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для служения Церкви Христовой.

Средняя часть храма расписана фресками на библейские сюжеты, всюду располагаются иконы  со святыми образами. Наиболее чтимые образы в православных храмах это:

- Образ Спасителя,

- Образ Богородицы,

- Апостолы, святые, мученики и др.

Иконы писались по строгим правилам, канонам. Дома иконы тоже хранятся, их помещают  в «красном углу», содержат  в чистоте и порядке.

В Православной Церкви  существует великое множество икон:

- чудотворные (через них действует Божественная благодать, совершаются чудеса, люди выздоравливают, исполняются прошения);

- явленные (чудесным образом являются людям);

- мироточивые (течет миро).

Мы почитаем икону как святыню.

Особым  уважением на Руси всегда пользовался  образ Пресвятой Богородицы, известно, что из 4 её уделов на  земле - один находится  в России (Дивеево).По легендам святой Андрей Юродивый попал  в Царствие Небесное и увидел там всех святых и не нашел среди них Богородицу. Он поинтересовался, где же она? Ему ответили, что Она находится на земле и помогает всем  страждущим.

Так же во времена вражеских нашествий, житейских бед, природных потрясений, люди прибегали к помощи Пресвятой Богородицы: молились, плакали, рассказывали о своих бедах, просили, радовались и благодарили за помощь. По христианскому преданию считается, что чудотворные иконы Божьей Матери оберегают Российскую землю. «Тихвинский» образ хранит Северные пределы Отечества. «Иверский» и «Донской» защищают южные. «Почаевская» и « Смоленская» иконы Божьей Матери ограждают  с запада. На востоке, как верят православные нас хранит « Казанская». А  в Москве немеркнущим светом озаряет Россию «Владимирский»  образ Богородицы.

Известно, что во время Великой отечественной войны в 1941 году, когда фашисты стояли у стен столицы, было принято решение облететь город на самолете с образом Иконы Божьей Матери « Владимирской».  В битве под Москвой наши войска одержали важную победу. Таких примеров  в истории огромное количество.

В иконографии сложился строгий канон изображения этого светлого образа. Существует 3 основных вида икон Богородицы:

- Елеус (умиление);

- Одигитрия (путеводительница);

- Оранта (молящаяся);

Это наиболее распространенные виды иконографии Богородицы, но существуют иконы  с её изображением, которые трудно отнести к какому-либо виду.

Именно, такая икона находится в нашем храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Шарапово. Кстати оно первоначально называлось Шерапово, а церковь, которая там находилась,  являлась частью владений Саввино-Сторожевского монастыря. Первые упоминания о ней относятся к 16 веку. Село переживало  разные времена, как и вся  история России,  село было уничтожено  в смутные времена, позднее возродилось, слилось с селом Носово, которое находилось  в версте, далее  монастырские земли были  отобраны у монастыря,  тогда село перешло в ведомство государственного имущества  и много еще чего пережили люди. Вместе  с народом  храм, как живой тоже переживал  разрушения, восстановления, переустройство…

Мы спрашивали у батюшки Иоанна об истории строительства церкви, её особенностях и выяснили, что в 1880 году по проекту архитектора Ивана Терентьевича Владимирова началось строительство  нового храма, в 1885 году выстроена трапезная часть с пределом Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», в 1887 году – выстроен  предел Святителя Николая. Главный престол освящен в 1888 году, а старая деревянная церковь частично разобрана, на её месте поставлена деревянная часовня. В 1906 году надстроен верхний ярус колокольни. Именно поэтому его сложно отнести к  какому либо типу храмовой постройки.

Менялись священнослужители, менялись времена…

- к 1918 году церковь Успения Божьей Матери числилась в селе Шарапово-Носово Звенигородского уезда;

- в 1930 году храм был закрыт,

-  в 1946 году открыт, по требованиям верующих.  

Но, по-настоящему, на наш взгляд храм расцветает  в настоящее время, когда священнослужителем стал Иоанн Иванович Брайко. Он уделяет огромное внимание работе  с маленькими  православными, построена новая церковная лавка,  трапезная, имеется фильмотека, где можно брать материал для изучения, ведется строительство Воскресной школы.

В храме Успения Пресвятой Богородицы иконостас состоит из четырех рядов, в алтаре хранятся  святыни церкви. В средней части расположено  распятие, канун, фрески, свечной ящик.

 И самое главное, что батюшка Иоанн благоговейно хранит, то  что составляет историческую, культурную ценность храма - это  икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». На изучении этого образа мы остановились подробнее.

 «Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и широко почитаемых в  России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов.

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, долго страдавшая неизлечимой болезнью, однажды утром во время молитвы услышала голос, призывавший её пойти помолиться перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать молебен с водосвятием. Евфимия исполнила сказанное, и после совершения перед иконой водосвятного молебна получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед. На этом образе в центре иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, Ее окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, вверху — утешающие людей ангелы и святые; на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери («помощница обидимых», «алчущих кормилица», «больных исцеление» и т. п.).

В 18-19 веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Икона «Всех скорбящих Радость» из одноименного храма при Доме милосердия в Харбине на Дальнем Востоке была вывезена в США и стала святыней Русской Православной Зарубежной Церкви.

День празднования: 6 ноября (24 октября по старому стилю).

Следующим этапом нашей работы был поиск информации о музыкальных произведениях, посвященных образу Богоматери. Мы  узнали, что многие композиторы  в своём творчестве обращались к этому святому образу.

Одним  из таких  выдающихся композиторов - классиков  был Сергей Васильевич Рахманинов. Очень ярко раскрыл образ Богородицы в своем произведении «Богородице…». Звучит полный состав хора, огромный певческий диапазон, динамика-всё это передает мощь, силу  веры православных людей, а так же благоговейное отношение  к Богоматери.

В современном музыкальном искусстве тоже многие композиторы обращаются к этой теме. Одной из таких  авторов-исполнительниц является Светлана Копылова.

Ее песни-притчи трогают до глубины души. Нередко на глазах слушателей наворачиваются слёзы. Это происходит даже с теми, кто, казалось бы, уже давно разучился не то чтобы плакать, но и чувствовать что-либо. Да, бывает и такое…

В своих притчах она поет больше о грустном, нежели о забавном. Её творчество заставляет нас задуматься о многих вещах, которыми мы уже привычно пренебрегаем в повседневной жизни.

Поет Светлана несложно и интересно, поэтому песни так легко воспринимаются. Глубокий смысл каждой песни не требует времени на осознание. Он воспринимается сразу же, напрямую, «от сердца к сердцу»…

Песни-притчи Светланы Копыловой похожи на глоток чистой родниковой воды в жаркой пустыне. Они помогают по-новому, совершенно другими глазами взглянуть на многие вещи, на собственную жизнь и на многие ситуации в этой жизни.

Есть еще кое-что, что является неотъемлемой составляющей творчества этого автора. Это вера. Вера в Бога. Каждое произведение Светланы Копыловой пронизано пониманием того, насколько важным является присутствие Бога в жизни каждого человека. Это самый настоящий дар, которым обладает и умело пользуется Светлана Копылова. Каждый, кто хотя бы однажды соприкоснулся с её творчеством, приходит от этого в истинное умиление.

В ходе  работы над проектом мы  рассмотрели  интересные материалы  по устройству православных храмов, по их внутреннему и внешнему  строению, познакомились с основными христианскими символами . Это позволило  нам ярче представить образ  Богородицы, помогло сделать  первые шаги в мир православного храма.

Русская православная церковь в настоящее время уделяет огромное внимание  воспитанию подрастающего поколения,   повсеместно увеличивается количество Воскресных школ, растет паломническое движение, ощутимее становится связь Одинцовского Благочиния   с системой общего образования.

В нашей школе уже 6 лет в учебный план  введены предметы духовно-нравственной направленности, такие как «Основы православной культуры», «Духовное краеведение Подмосковья», они нашли широкое понимание у наших ребят. Эти предметы введены  в курс основной школы, при этом начальное звено не имело возможности заниматься этими вопросами. Но в этом учебном году произошли изменения. В ноябре 2011 года  у нас  в начальной школе прошло собрание родителей 4 классов, им было предложено на выбор 6 модулей  «основ  различных видов культур», и отрадно отметить, что 87% опрошенных родителей выбрали « Основы православной культуры».

В феврале 2012 года прошел еще один мониторинг мнения родителей третьеклассников, результат такой же- подавляющее большинство родителей выбрали «Основы православной культуры» (материалы мониторинга приводятся).

Такие результаты говорят о том, что родители осознают важность основ христианских заповедей, чувствуют необходимость остановить озлобленность, дальнейшее падение нравственных устоев. Поколение наших родителей росло  в эпоху атеизма, у нас есть возможность видеть результаты.

Мы провели опрос среди  обучающихся 8-ых и 3-их классов.  Они говорили о рейтинге жизненных ценностей, с результатами опроса мы хотим вас   ознакомить.

В анкетировании принимали участие 44 человека (из них 23  обучающихся 8 «А» класса и 21 - из 3 «А» класса.

Результаты анкетирования показывают, что большинство опрашиваемых считают самыми важными в жизни ценностями – духовные (хотя с разным процентным соотношением). Мы видим, что у восьмиклассников есть ребята, которые не определились в выборе ценностей(12%),и те, кто считают первостепенными материальные блага (16%). Здесь есть над чем задуматься.

     Последним этапом нашей  работы было создание проектного продукта – мультимедийной презентации. Проблема на этом этапе заключалась в большом объёме собранной информации. Трудно было выбрать самое важное, так как всё казалось таковым.

Первая пробная презентация проекта была проведена на  уроке МХК, затем на заседании школьного научного общества «Эврика».

 3. Заключение

Мы  считаем, что нам удалось достичь поставленной цели. В ходе проведённых исследований мы  ответили на многие вопросы и получили удовлетворение от своей работы. Материалы проекта могут найти дальнейшее практическое применение.

В ходе  работы над проектом мы  рассмотрели  интересные материалы  по устройству православных храмов, по их внутреннему и внешнему  строению, познакомились с основными христианскими символами, познакомились с произведениями музыкального искусства о Богородице . Это позволило  нам ярче представить образ  Богоматери, помогло сделать  первые шаги в мир православного храма.

    Закончив  проект, мы  можем  сделать следующие выводы:

  1.  В работе  удалось проследить отношение православных к  Храму и образу Божьей Матери.
  2. Удалось познакомиться  с историей создания Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Шарапово.
  3. В ходе работы над проектом, найдена информация о Богородице  из различных областей знаний сверх учебных программ.
  4. Создан и апробирован проектный продукт – мультимедийная  презентация.
  5. Доказано, что введение  в учебный план предметов  духовно-нравственной направленности  актуально и необходимо.
  6. В ходе работы над проектом, исследованы результаты анкетирования восьмиклассников, третьеклассников и родителей 3-4 классов.
  7. Материалы проекта могут быть использованы учителями музыки,  мировой художественной  культуры, истории, литературы, изобразительного искусства, Духовного краеведения Подмосковья.

    Мы считаем, что нам  удалось  достичь поставленных  целей. Потому что у нас  была личная заинтересованность в данных исследованиях . Нам было интересно.

В конце нашего выступления мы хотим предложить Вам интерактивную игру, чтобы закрепить полученные знания по устройству православного храма.

Источники информации

3.1 Список произведений  и используемой литературы:

1. «Первые шаги в православном  храме» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008г.

2. «Основы православия», Москва, «Светлый берег», 2009г.

  1. «Православие от А до Я», словарь-справочник, Москва, «Даръ», 2010г.
  2. «Одинцовская земля» Москва,2004

5 . Яшина  О.«Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории», 2003г.

6.  Пэнэжко О. (протоиерей) «Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь и храмы Одинцовского района»,  Владимир , 2006г.

7. Интернет сайт Одинцовского Благочиния;

      8.Интернет-сайт  храма Успения Богородицы с. Шарапово;

     9.«Закон Божий»  « Одигитрия» ,Москва 2006;

    10.История иконописи. Москва,2002;

    11.Л.Л.Шевченко «Духовное  краеведение Подмосковья», 2 издание, Москва,2007.

3.2 Список произведений иконописи

  1.    Икона Богородицы « Елеус»,
  2.    Икона  Богородицы «Оранта»,
  3.    Икона Богородицы «Одигитрия»,
  4. «Тихвинская»,
  5. «Смоленская»,
  6. «Донская»,
  7. «Иверская»,
  8. «Казанская»,
  9. «Владимирская»,
  10.    Икона  Богородицы «Всех Скорбящих Радость» .

3.3 Список   музыкальных произведений

1. С.В. Рахманинов « Богородице»,

2. С. В. Копылова  « Грешник»,

3. «Дева Мария».

        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное   учреждение

                     Часцовская средняя  общеобразовательная школа

Номинация:      «Научно-исследовательская работа»

Тема: «Первые шаги  в православном храме. Образ Божьей Матери».

Выполнили: 

обучающиеся

МБОУ Часцовской СОШ    

Одинцовского муниципального района

Чос Ольга Александровна 8 «А» ,

Платова Ирина Андреевна 8 «А»,

Коваленко Евгения Дмитриевна 3 «А».

Научный руководитель:

Печенёва Светлана Арсентьевна

Учитель музыки  и МХК

МБОУ Часцовской СОШ

                                                                                 

                                    Одинцово 2011-2012 учебный год

                                   

34 слайд. Рецензия.

 Обучающиеся  7 « А»  класса Чос О. и Платова И. в начале    учебного года  выбрали  интересную тему для  изучения,  в рамках  работы  с одаренными  детьми и школьного научного общества  « Эврика».Тема  была посвящена великому русскому человеку, полководцу, святому земли русской- Александру Невскому.   В  данной  работе рассматривается  отношение  многих  мастеров   искусства  к этому  светлому, героическому  образу.

Тема  выбрана неслучайно. Изучение образа  Александра Невского,  на  сегодняшний  день,  очень  актуально, так как в современном обществе  необходимо  возрождать   чувство  патриотизма и  уважения  к  национальным героям, защитникам Отечества, чтобы не  позволить  возродиться  и  окрепнуть неофашистским  движениям  в современном  обществе.

Центральным вопросом  работы является изучение произведений  русского искусства, которые  посвящены  Александру Невскому (это  и иконография, и кинематограф, и  литература, и музыка, и скульптура, и  архитектура, и история орденов).

   Совместно  с научным  руководителем  был  разработан  план проектной работы, который включал  в себя:

- выбор темы и её  уточнение в ходе работы,

-сбор и обработка  информации;

-изготовление мультимедийной презентации;

-написание письменной  части проекта.

   Проектным продуктом  является мультимедийная презентация. В неё привлечен  необходимый  иллюстративный материал(видеоролики, репродукции картин,  фотоматериалы),фрагменты  музыкальных произведений, художественного  фильма, нотный интернет-архив, графические  данные. Этот продукт  поможет  сделать защиту проекта наглядной  и интересной.

При оформлении презентации использованы такие программы как:

  • VK Music4.17;
  • Microsoft Power Point;
  • Kinglier Video Converter;
  • Movie Maker;
  • Microsoft Word;
  • Sound Forge 5.0;
  • Windows Media;
  • Win RAR;
  • Torrent;
  • Microsoft Excel.

Оценивая работу в  целом можно отметить, что данный проект основан на  широкой интегративной  основе, которая подразумевает изучение произведений  литературы, музыки,ИЗО, кинематографа, истории орденов. Проект позволил проследить отношение русского народа  к своему национальному герою,  Святому А. Невскому на протяжении многих  веков. Проект открыл  возможности творческого  самовыражения Чос.О. и Платовой И. Работа методически корректна,   построена на принципе историзма, включает  моменты проблемного характера, имеет обработку, анализ и  интерпретацию  собранного материала, имеет  ссылки на  используемую  литературу и другие  источники. В рамках проекта  проведено  анкетирование ( итоги отражены  в  диаграммах).

  Сложность   в  выполнении данной  работы вызвало  огромное  количество  подобранного материала и его  качественный  отбор.  Семиклассницам было довольно  сложно это  сделать. Отмеченные недостатки имеют  частный характер и не  влияют на конечные результаты работы.

Представляется, что  в  целом,  работа  имеет  важное  значение,  поставленные  цели достигнуты. Работа  заслуживает  положительной  оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принятие Русью христианства.

Жизнь и правление князя Владимира, крещение Владимира в городе Корсунь, обращение славян в христианскую веру....

Принятие Русью христианства

Цели. Актуализировать знания детей о верованиях славян.Сосредоточить внимание учащихся на деятельности русских князей в деле укрепления государства.Выявить причины принятия христианства. Раскрыть...

Праздники и календари. Праздники христианства и иудаизма.

Эта разработка урока к курсу "Основы мировых религиозных культур" в 4 классе к уроку №23-24....

Презентация "Христианство на Руси"

Презентация "Христианство на Руси"  для урока ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ...

Как христианство пришло на Русь

методическа разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"...

"Христианство"

Презентация работы по проекту "Дорогая моя столица!"...

Как христианство пришло на Русь.

конспект урока по ОРКСЭ модуль- основы православия...