Праздники и календари. Праздники христианства и иудаизма.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Эта разработка урока к курсу "Основы мировых религиозных культур" в 4 классе к уроку №23-24.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

средняя школа №318

с углубленным изучением итальянского языка

По модулю: «Основы мировых религиозных культур»

К уроку № 23-24

По теме: Праздники и календари.

Учитель начальных классов:

Павлова

Елена Анатольевна

Санкт-Петербург

2012

Тема урока: Праздники и календари.

Праздники иудаизма и праздники христианства.

По программе: « Школа XXI века».

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Задачи:

1.Расширить представление о многообразии праздников  в религиях мира

2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира

3.Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.

4.Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.

УУД:

  1. самоопределение
  2. целеполагание
  3. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  4. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
  5. учёт разных мнений
  6. анализ, сравнение, обобщение
  7. извлечение из текстов необходимой информации
  8. выполнение действий по алгоритму
  9. контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  10. самооценка на основе критерия успешности
  11. адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность.

Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.

Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, иудеев), презентация выполненная учителем.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Проверка домашнего задания.

-На предыдущем уроке мы узнали о различных религиозных обрядах и обычаях. Вспомните их.

-Как возникли те или иные обряды?  Приведите примеры в разных религиозных культурах (подношение богам, причащение и другие).  Слайд

-Для чего они нужны?

3.Сообщение темы урока.

-Помимо повседневных обрядов в каждой религии есть праздники и праздничные обряды.

-А почему они выделены как праздничные? (самое важное событие)

-Кто-нибудь может назвать главные праздники христианства или других религий?

-Вот сегодня мы и узнаем о главных обрядовых праздниках христианства и иудеев.

Слайд

4.Обсуждение темы урока.

  1. Назовем еще раз главные праздники христианства. Слайд

(Рождество, Троица, Пасха, Крещение, Вознесение)

- Что объединяет их? С чьим  именем они связаны?

  1. У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке.  Работа в парах.

Проверим выполнение задания. Слайд

(Рождество – 7января, Крещение – 19 января , Пасха- 15 апреля , Вознесение -24 мая , Троица – на пятидесятый день после Пасхи)

-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что  по- вашему мнению, необходимо? (календарь)

Существует православный календарь. Слайд

  1. Давайте разберем каждый из этих праздников. Начнем с Рождества.

-Чему посвящен этот праздник?

-Кто знает, как христиане празднуют его?

-Каждый из праздников имеют свои ритуалы.  Об этом мы узнаем из учебника.

  1. Работа с учебником с. 63-64. Комментированное чтение.

-Что общего у этих праздников в подготовке? (пост)

-Что такое пост? (словарная работа)

-Почему пост - Великий? (самый большой)

-Найдите предложение, в котором говорится что главное во время поста (стать лучше, работать над собой).

-Как вы это понимаете?

-Как называется неделя перед Пасхой?  (Страстная седмица)

-Какие особенности Пасхального богослужения?

-Кто из вас был в храме? Изменилось ли его убранство?

  1. Самостоятельное чтение с.64-65.

-Что значит Вознесение? Как вы это поняли?

-Какой праздник является рождением христианской церкви?  (Троица)

-Назовите особенности празднования Троицы.

  1. Итог: Назовите еще раз христианские праздники.

Игра «Узнай праздник» по картинке. Слайд

5.Исследовательская деятельность. Работа в группах.

-Еще на уроке мы должны узнать о главных праздниках иудеев.  Над этим заданием вы будете работать в группах. У вас на столе лежит памятка-подсказка.

Вы должны кратко письменно ответить на вопросы памятки. У каждой группы свой праздник.

Кроме учебника у вас есть дополнительная литература, которая вам поможет.

Памятка-подсказка:

  1. Название праздника
  2. В чем заключается суть
  3. Как готовятся к празднику
  4. Традиционное угощение
  5. Какие ритуалы, вещи с ним связаны
  6. Как отмечается в Санкт-Петербурге Слайд

-Давайте проверим. Оцените свою работу в группе.

6.Итог урока.

-На какие вопросы мы ответили?

-С чем связаны праздники у христиан?

-С чем связаны праздники у иудеев?

-Что показалось вам самым интересным и важным?

7.Игра «Угадай предмет»

-Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили. Для этого вам необходимо узнать предмет и назвать праздник. Слайд

(кулич, маца, береза, ханукальная лампа, иудейский ларец с благовоньями, крашенные яйца, треугольное печенье, «христовы лапотки», хороводы)

8.Задание на дом:

Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках иудаизма и христианства.

Задай им вопросы. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Узнайте, какие еще есть праздники.

Литература: 1.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапова. Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс Издательство: Просвещение

2.Этнокалендарь Санкт-Петербург 2010 ЗАО «Фрегат»

Интернет-ресурсы:

1.http://www.pravmir.ru/pasxa.html

2.http://www.pravmir.ru/category/cerkov/doroga-k-xramu/prazdniki/voznesenie/

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Веселый Календарь"

Сценарий праздника для учащихся со сложной структурой дефекта. Данный праздник относится к сезонным праздника, посвящен времени года - осень. Материалы праздника могут быть использованы в работе воспи...

праздник "Народный календарь"

Разработка содержит сценарий и презентацию к празднику....

Праздники и календари. Праздники буддизма и праздники христианства. (1-ый урок)

Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( "Основы   религиозных культур и светской этики"...

Праздники христианства (конспект урока)

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы мировых религиозных культур" (урок 24)...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Праздники и календари"

конспект урока по ОРКСЭ модуль ОМРК УМК "Школа 2100"...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...